Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы государственного регулирования экономики




Общество, выполняя свои общесоциальные функции, применяет разнообразные методы воздействия на экономику. К ним относятся:

1) государственные методы. Среди них следует выделить индикативное и бюджетное планирование, налоговое регулирование, регулирование цен;

2) негосударственные методы. К ним относятся общественные рычаги воздействия на экономику (функционирование различных ассоциаций, обществ потребителей), частные рычаги (соглашения о рынках сбыта и ценах);

3) институциональные методы. Они представлены товарными биржами, биржами ценных бумаг, коммерческими банками, информационными центрами, рекламными агентствами и другими обслуживающими рыночное хозяйство учреждениями. Комбинация этих методов позволяет создать рыночный механизм.

В государственном регулировании рыночной экономики существуют ограничения, которые отражают требования свободного рынка. Здесь необходимо отметить следующее:

1) должны быть исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма;

2) поскольку конкурентный рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными, экономическими методами;

3) экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, чтобы не помешать рыночным связям;

4) среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Каждый из них приносит положительный результат в одном месте, а в другом вызывает негативные явления. Государство должно постоянно контролировать положительные и отрицательные эффекты.

В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в России произошла смена форм и методов централизованного директивного управления формами и методами государственного регулирования экономики. При этом выделяются две основные формы государственного регулирования:

– экономическое косвенное воздействие на процесс воспроизводства;

– административное (прямое) воздействие на экономику.

Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:

1) денежная политика, денежно-кредитные методы (косвенное экономическое регулирование). Денежно-кредитные методы регулирования рыночной экономики представляют собой своеобразный инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры и выступают в качестве важного дополнения к бюджетным методам, обладая такими свойствами, как оперативность и гибкость.

Арсенал денежно-кредитных методов составляет:

– регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

– установление и изменение минимальных размеров резервов, которые банки и другие финансово-кредитные учреждения обязаны хранить в Центральном банке;

– операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, а также эмиссии государственных обязательств, торговля ими и их погашение.

Основным субъектом применения денежно-кредитных методов регулирования экономики является Центральный банк;

2) налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели. Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;

3) бюджетные методы (прямое экономическое регулирование). Бюджетные методы предполагают изменение государственных доходов и расходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования отдельных сфер и отраслей экономики. Прямое экономическое регулирование предполагает многообразные формы безвозвратного целевого финансирования отраслей, регионов, отдельных корпораций и фирм;

4) управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.

Государство располагает также экономическими методами регулирования воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства. Здесь необходимо выделить:

1) внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг. Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно способствует расширению спроса на национальные товары. Поощрение экспорта представляет орудие государства в демонополизации экономики. Государство использует следующие методы стимулирования экспорта: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредиторов, использует двухсторонние и многосторонние экономические соглашения, а также международные механизмы согласования торговых интересов, разрабатывает и осуществляет социальные целевые программы, предусматривающие усиление экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;

2) лицензирование экспортных потоков. Может оказаться так, что, стимулируя экспорт, государство будет способствовать отправке за рубеж того, в чем нуждается собственное население. Это может случиться, если не налажено лицензирование экспорта. Безусловно, должны быть установлены препятствия выводу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;

3) таможенное налогообложение. Оно представляет метод государственного регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов. В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой торговли. Если национальное производство работает в неконкурентном режиме, начинается его отставание в области научно-технического прогресса, уровня эффективности, качества продукции, структуры товарного предложения;

4) нетарифные методы ограничения импорта. Устранение таможенных преград еще не гарантирует наступление эры свободной торговли. Если отечественную экономику все труднее защитить с помощью таможенных налогов, то государство прибегает к использованию нетарифных методов:

– количественные ограничения (квоты) на ввоз зарубежных товаров и услуг,

– стимулирование национального производства заменителей импорта,

– специальные налоговые льготы для тех корпораций, которые сталкиваются у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией,

– покупка части продукции этих предприятий государством, которое, выделяя на это бюджетные ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли. Получается, что доступ на рынок вроде бы и открыт (таможенные тарифы являются низкими), а попасть на него заграничным экспортерам все равно трудно. Для того чтобы преодолеть нетарифные барьеры, им тоже нужна поддержка своего государства: экспортные кредиты, налоговые льготы;

5) международное движение капиталов. Если имеется в виду экспорт капитала, то государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей, благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности капиталовложений. При этом оно использует различные средства:

– программы помощи иностранным государствам,

– двусторонние и многосторонние соглашения,

– инструменты (методы) внешней политики,

– предметы, специально предназначенные для уплаты налогов там, где расположены предприятия и филиалы заграничных инвесторов.

Поступая так, государство получает много обратных положительных эффектов:

– вывозит прибыль от старых и новых капиталовложений,

– улучшает платежный баланс,

– увеличивает приток в страну иностранной валюты,

– долговременно захватывает внешний рынок.

В то же время государство обычно жестко контролирует импорт капитала и деятельность на своей территории зарубежных фирм по следующим направлениям:

– устанавливает приоритетные секторы экономики, где поощряются операции иностранцев,

– устанавливаются секторы экономики, куда доступ иностранцам запрещен,

– регулируется распределение прибыли, налогообложение иностранных фирм.

Обратимся теперь к анализу второй формы государственного регулирования – к административному (прямому) воздействию на процесс общественного воспроизводства.

Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным. В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы, безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики следует выделить:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные методы воздействия. Например, для науки, образования, медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь применимы:

– долгосрочное и текущее директивное и индикативное планирование производства, издержек и цен;

– прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг;

– гарантированное материально-техническое снабжение, опирающееся на централизованные государственные поставки, и закупки.

Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают технологические олигополии (групповая монополия). По отношению к ним применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные монополизированные участки экономики. В этом случае государство может использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации экономически нецелесообразных монополий;

2) меры превентивного порядка, огранивающие побочные эффекты рыночных процессов. Например, производство погубило озеро и леса. Никакие финансовые санкции природу не воскресят. Поэтому нужны государственные меры превентивного порядка, например:

– для консервации части национальных ресурсов, исключающей любые формы их коммерческой эксплуатации,

– для выделения природных зон, где необходимы определенные виды производственной деятельности,

– для прямого запрещения использования экологически вредных технологий,

– для введения жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности;

3) регулирование цен, лицензирование, квотирование, разработка стандартов, контроль за их соблюдением. Государство адресует их всем, кто участвует в функционировании экономической системы;

4) определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Это тот минимум жизненных средств, ниже которого наступает нищета. Имеются в виду гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты.

Административные методы в своей основе опираются на силу государственной власти и не связаны с применением дополнительных экономических стимулов (это императивные методы, методы запрета, методы разрешения, методы принуждения). Характер и масштабы тех или иных методов административного регулирования рыночной экономики различны и зависят от конкретных условий и особенностей той или иной страны и этапа ее развития.

Организационной формой, посредством которой реализуются методы регулирования экономики, являются государственные целевые программы. Их разработка обычно распадается на четыре основных этапа:

1) формирование целевой функции. Здесь вступают в действие политические решения, посредством которых определяются очередность целей и их необходимые уровни;

2) формирование пакета вариантов экономической политики. Они должны обеспечить эффективное достижение целей государственной программы;

3) прогнозирование ресурсного покрытия всех вариантов программы. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определяются системы управления и контроля над реализацией программы;

4) выявление критерия, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы. Модели прогнозов дают возможность просчитывать различные варианты экономической политики.

Программы бывают национальными и наднациональными. Первые ограничены пределами одной страны. Например, рейганомика была направлена на снижение и стабилизацию уровня инфляции, а также на достижение устойчивого темпа экономического роста и придание ему нового качества. Это была многоцелевая национальная программа. А вот, например, в рамках ЕС вырабатываются региональные, структурные и другие программы, относящиеся к разряду наднациональных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.