Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либерализация экономики и цен. Структурная перестройка экономики




 

Либерализм (от латинского liberalis – свободный) в экономике представляет совокупность взглядов на функционирование капиталистического хозяйства и принципов экономической политики, ограничивающих вмешательство государства в экономическую жизнь.

Представители экономического либерализма рассматривают систему свободного предпринимательства как естественную форму рациональной хозяйственной деятельности. Механизм рынка и свободных цен провозглашается ими единственно возможным регулятором хозяйственных процессов, который обеспечивает оптимальное распределение и использование ограниченных экономических ресурсов. На государство возлагались лишь обязанности «ночного стража», призванного охранять частнособственнические хозяйства.

Либерально-экономические мысли высказывали физиократы, все представители классической экономической теории, в том числе и А. Смит. Знаменем экономического либерализма стали идеи фритредерства. Оно сыграло прогрессивную роль в период становления и развития капиталистического хозяйства, в преодолении феодализма.

Либерализм, индивидуализм провозглашают «естественную свободу» человека от общества. Принцип – «пусть каждый идет своим путем» – стал лозунгом и литературным синонимом либерализма. За ним следует утверждение, что реализация частного интереса хозяйствующих субъектов в конечном счете ведет к общественному благу. Расширение экономических функций государства воспринимается сторонниками либерализма как некая аномалия. В ней они усматривают корни противоречий современного общества. Либерализм считает принципиально несовместимым с рациональным хозяйствованием общественную собственность и отсутствие свободного рынка.

Либерализация экономики и цен привели в результате к формированию в России частично насыщенного потребительского рынка. Дефицитность как коренная черта плановой экономики утратила свой интенсивный, всеобщий и хронический характер. Либерализация экономики привела к ряду важных изменений:

– начали действовать спросовые ограничения;

– возросла степень жесткости бюджетных ограничений;

– совершенствуется рыночная инфраструктура (система коммерческих банков, специальных финансовых учреждений, развивая рынок ценных бумаг);

– важную для рыночной экономики нишу заполнила сфера мелкой торговли и посредничества;

– процесс приватизации проявился в расширении деятельности субъектов на базе частной собственности;

– государство использует новые рычаги управления рынком, распределяя не материальные ресурсы, как прежде, а денежные средства;

– достаточно существенно изменился в либеральную сторону общественный менталитет.

Вместе с тем, в либеральной экономике не без противоречий возрастает роль государства в традиционном значении:

– как политического руководителя самих переходных процессов;

– как гаранта социальной защищенности общества от возрастающей коррупции и криминальной среды;

– как своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества, разрешения возможных национальных конфликтов;

– как гаранта необходимости формирования и обеспечения действия новых правовых основ функционирования либеральной экономики.

Как видим, проводя либерализацию экономики, государство не снимает с себя экономических функций. Поэтому создание рыночных отношений неверно отождествлять с простой либерализацией цен, торговли и производства.

В этой связи основным направлением институциональных реформ в современных условиях следует выбрать осторожную делиберализацию рынков и возврат к активному государственному регулированию экономики. Причем, основной упор следует сделать исключительно на экономические инструменты государственного регулирования рынков.

Сложившаяся ситуация инерционного замедления экономического роста во многом обусловлена спецификой данного процесса в условиях транзитивной экономики. Следует подчеркнуть, что либерализация рынков существенным образом затруднила координацию направления темпов экономического роста, ограничила эффективность функционирования экономики, привела к довольно существенным колебаниям вектора основного развития в результате конъюнктурных скачков. В условиях либерализации рыночная конъюнктура создает импульсы, замедляющие экономическое развитие. Причем, наложение данных импульсов на фазы циклических спадов разнообразного рода, главным образом, трансформационного, формирует совокупный эффект, стимулирующий продление инерционных тенденций.

Нельзя согласиться с подходом, делающим основной упор на либерализацию рынков, ориентируясь на перспективу вступления России в ВТО. Между тем, институционально российские рынки на сегодняшний день еще не подготовлены к функционированию в условиях либерализации, о чем красноречиво свидетельствует динамика экономического развития. Продолжение курса либерализации рынков РФ приведет к невозможности преодоления сложностей трансформационного периода в ближайшей перспективе, что грозит углублением кризиса. Либерализация рынков будет актуальной в период устойчивого экономического роста экономики, когда будет полностью восстановлен ресурсный потенциал производства.

На сегодняшний день экономическая целесообразность делиберализации рынков вызвана, в первую очередь, необходимостью восстановления уровня развития производительных сил отечественной макроэкономики. В противном случае вступление РФ в ВТО сделает российскую экономику неконкурентоспособной, главным образом, по причине технического и технологического отставания от экономики развитых стран. Без государственной поддержки она будет не в состоянии преодолеть существующий технологический разрыв. Кроме того, либерализация рынков предполагает минимизацию внешнеторгового протекционизма со стороны государств, тогда как основным фактором роста экономики последние несколько лет была государственная защищенность внутреннего рынка от импорта в силу девальвированного рубля.

Возврат к либерализации рынков будет эффективным только после преодоления существующего технологического разрыва. В этом случае, постепенная либерализация будет актуальной, способной индуцировать экономическое развитие. Таким образом, делиберализации рынков на современном этапе развития – мера вынужденная и временная, целью которой является преодоление технологического разрыва в сжатые сроки и восполнение дефицита ресурсного потенциала страны. Либерализация аграрных рынков в России на сегодняшний день имеет проблему институционального характера, вызванную несоответствием производственных отношений уровню развития производительных сил. Делиберализация создаст оптимальные условия для максимально быстрого повышения данного уровня. Только после этого можно будет ослабить степень государственной поддержки и регулирования экономики.

Процесс либерализации окажется целесообразным только после подготовки соответствующей институциональной базы. При существующей диспропорциональности данного развития либерализация рынков играет для экономического роста в условиях транзитивной экономики деструктивную роль. При наличии же высокого уровня развития производительных сил экономики либерализация рынков будет уже способна выступить мощным фактором дальнейшего экономического роста.

Теоретическая экономика раскрывает условия и законы реструктуризации макроэкономического воспроизводства. Важнейшим его за­коном является закон опережающего роста производства средств производства (I подразделения) по сравнению с производством предметов потребления (II подразделения). Про­порция между I и II подразделениями является исходной и определяющей по отношению к другим пропорциям воспро­изводства в макроэкономике.

Закон опережающего роста представляет объективную необходимость опережающего развития I подразделения по сравнению со II подразделением. Данный закон является за­коном расширенного воспроизводства, основанного на круп­ном машинном производстве. Это общий экономический закон.

При повышении технического и органического строения капитала быстрее возрастает постоянный капитал по сравнению с переменным капиталом. Одно и то же количество живого труда приводит в действие все большую массу средств производства. Это ведет к росту производительно­сти труда, к экономии живого труда в большей степени, чем овеществленного. В итоге вытеснение живого труда из про­изводства закономерно требует более быстрого производ­ства средств производства. Соответственно, в составе сово­купного общественного продукта растет доля средств про­изводства. Доля же предметов потребления относительно сокращается, хотя абсолютная их масса тоже возрастает.

Действие закона обусловлено взаимосвязью, с одной сто­роны, повышения технического оснащения труда и его про­изводительности, а с другой стороны, повышения техниче­ского и органического строения капитала. Рост производи­тельности живого труда есть не что иное, как его экономия, т.е. расходование все меньшего его количества на производ­ство единицы продукции. Вместе с экономией живого труда осуществляется и экономия средств производства, т. е. про­шлого труда. Соотношение этих двух видов экономии тако­во, что темпы экономии живого труда в макроэкономике всегда оказываются более высокими, чем прошлого труда. Объясняется это следующими причинами:

1) экономия прошлого труда достигается с помощью все большего (дальнейшего) вооружения живого труда все но­выми и новыми средствами производства. Это и приводит к относительному замедлению экономии прошлого труда по сравнению с экономией живого труда;

2) экономия средств производства в одних звеньях мак­роэкономики означает экономию соответствующей величи­ны живого труда в других звеньях, где на предшествующих стадиях производства создаются эти средства производства. В расчете на единицу продукции это также ведет к относи­тельному замедлению экономии прошлого труда;

3) живой труд, затрачиваемый на единицу продукции, может экономиться неограниченно. Экономия же средств труда всегда физически жестко ограничена. Например, на изготовление 1 м ткани всегда надо потратить определенное количество пряжи, для получения 1 кг масла, всегда нужно известное количество молока. Все это относительно умень­шает темп снижения затрат прошлого труда по сравнению с темпом снижения затрат живого труда.

Сущность структурных изменений такова, что при росте производительности общественного труда на интенсивной ос­нове экономия живого труда опережает экономию прошло­го труда. Одновременно абсолютные затраты того и другого в расчете на единицу продукций сокращаются. Таким обра­зом, рост прошлого труда и ведет объективно к реструктуризации, более быст­рому росту производства средств производства.

Действие закона опережающего роста производства средств производства структурно проявляется следующим образом:

1) наиболее быстро возрастает то подразделение обще­ственного производства, которое производит средства про­изводства для производства средств производства;

2) за ним по скорости темпов возрастания следует произ­водство средств производства для производства предметов потребления;

3) и самыми медленными темпами возрастает производ­ство предметов потребления, или II подразделение.

Анализируемый закон сам по себе еще не свидетельству­ет о том, насколько I подразделение в своем развитии в каж­дый данный момент времени должно опережать II подразделение. Степень опережения темпов роста производства средств производства по сравнению с темпами роста производства предметов потребления, уровень структурных сдвигов определяются конкретными социально-экономическими условиями воспроизводства. Большое влияние на это соотношение оказывают волны экономиче­ских циклов и кризисы, степень интенсивности воспроиз­водства, оптимальность его пропорциональности и уровень темпов, освобождение макроэкономики от социального рас­точительства и потерь, последовательное использование до­стижений научно-технической революции. На соотношение темпов роста I и II подразделений общественного производ­ства влияют также условия трансформационного процесса, изменения в структуре производства, в характере техниче­ского прогресса, в размещении производительных сил.

Конкретное соотношение темпов развития двух подраз­делений, уровень структурных трансформаций определяются двумя группами факторов:

1) первая группа факторов затрагивает материальную основу действия анализируемого закона. В ее основе выде­ляют:

– этап первичной механизации. Здесь происходит бур­ное вооружение живого труда техникой. На данном этапе темпы роста I подразделения значительно превышают тем­пы роста II подразделения;

– этап замены совершенных машин более совершенны­ми. На этом этапе происходит сближение темпов роста под­разделений. Однако и в условиях высоко индустриального развития экономики закон продолжает действовать, обретая некоторые новые направления в модификации и трансформации экономики;

2) вторая группа связана с влиянием на развитие подраз­делений таких конкретных факторов, как материалоемкость, капиталоемкость и норма производственного накоп­ления. Их влияние на структуру экономики проявляется следующим образом:

– снижение материалоемкости означает, что при том же количестве сырья и материалов производится больше пред­метов потребления. В таком случае темпы роста двух под­разделений будут сближаться с соответствующими структурными сдвигами. Рост материалоемкости обус­ловит обратную тенденцию в развитии I и II подразделений, а также в структуре макроэкономики;

– снижение капиталоемкости также ведет к более быст­рому росту II подразделения. Производство предметов по­требления растет в этой экономической ситуации быстрее, чем увеличивается потребность в средствах труда. Тенден­ция общественного развития такова, что снижение материалоемкости и капиталоемкости производства позволяет структурно до­стигать роста совокупного общественного продукта при меньших темпах опережения развития I подразделения над II подразделением,

– увеличение нормы производственного накопления, при прочих равных условиях, способствует опережающему развитию I подразделения. Уровень нормы накопления и ее изменения воздействуют на конкретно складывающуюся степень опережения темпами роста I подразделения темпов роста II подразделения. В то же время следует отметить, что опережающие темпы роста I подразделения объективно не­обходимы при технически прогрессивном развитии безотно­сительно к высоте и изменениям в норме накопления.

Важно отметить, что с повышением уровня развития в структуре макроэкономики закономерным становится сближение темпов роста I и II подразделений. Данное обстоятельство связано с тем, что пределом возрастания доли средств производства является полная величина общественного продукта. Но средства производства не могут полностью вытеснить из об­щественного продукта предметы потребления. Без последних нельзя будет осуществить воспроизводство рабочей силы. По мере приближения доли средств производства к своему пределу коэффициент опережения первого подразделения над вторым уменьшается.

В составе I подразделения макроэкономики производятся разнообразные вооружения: самолеты, ракеты, корабли, подводные лодки, вертолеты, танки, пушки, стрелковое ору­жие, транспортные военные средства и другое. Они пред­ставляют прямой вычет из производства средств производ­ства с точки зрения последующего эффективного функцио­нирования макроэкономики. Если можно так сказать – это военное бремя макроэкономики.

Масштабы производства оружия в нашей стране огром­ны. Поэтому деление макроэкономики на I и II подразделе­ния с полным основани­ем может быть дополнено делением экономики на граждан­ский и военный секторы. Чтобы изменить соотношение меж­ду этими секторами в пользу гражданского, необходимо осуществить структурную перестройку макроэкономики, или конверсию.

Глобальные военные расходы со времени окончания вто­рой мировой войны возросли в 4 – 5 раз. Сейчас они составляют примерно 6% мирового валового национального продукта, более чем в 20 раз превышают размер помощи, оказываемой развивающимся государствам. Мировые затраты труда в об­ласти военной деятельности (служба в армии, производство оружия) составляют около 100 млн. человеко-лет. На воен­ные приготовления идут не свободные ресурсы. На них идет существенная часть жизненно необходимых ресурсов. Гонка вооружений наносит прямой ущерб, многократно превыша­ющий все убытки, которые терпят страны мира из-за земле­трясений, засух, наводнений, тайфунов и других стихийных бедствий.

Тенденция к росту ресурсов, отвлекаемых на военные цели, способствует:

1) обострению экономических и социальных проблем во всех странах;

2) деформации развития гражданского производства, его структурной перестройке;

3) снижению уровня жизни народов, поскольку военные и гражданские потребности с точки зрения спроса на ресур­сы связаны противоречивой зависимостью;

4) систематическому изъятию определенной доли обще­ственного продукта на производство вооружений. Экономически она равнозначна потерям, непроизводительным издержкам. Функционирование военной сферы означает крупную, еже­годную растрату части валового национального продукта. Война и военное потребление в непосредственно экономи­ческом отношении – это то же самое, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала.

Сейчас оборонные расходы в нашей стране составляют 9,2% консолидированного бюджета. Из их общей суммы 70% идет на закупки вооруже­ний и научно-исследовательские работы, а 30% – на содер­жание армии. В перспективе соотношение этих статей зат­рат составит 50: 50, как в США. Будет проводиться очень жесткая линия на сокращение оборонных расходов. В США военный бюджет составляет 5,7% от ВНП, в дальнейшем его планируют сократить до 4%.

В России разработана и утверждена Государственная программа конверсии оборонной промышленности и разви­тия производства гражданской продукции в оборонном ком­плексе. Разработка осуществлена, исходя из требований социальной переориентации экономи­ки и снижения военных расходов.

Конверсия – это демилитаризация той части общества, которая объята военно-промышленным комплексом (ВПК), это важнейший элемент структуры макроэкономики. Поня­тие конверсия (от лат. conversic – изменение, превращение) стало употребляться всякий раз, когда заходит речь о сокра­щении военного производства и военной техники. Поэтому необходимо договориться о терминах.

В мировой практике сложилась трактовка понятия кон­версии как перевода военного производства на мирные рельсы, на выпуск гражданской продукции. В целом конвер­сия – это перевод в процессе реального разоружения воен­ного производства и другой военной деятельности на мир­ные рельсы, изменение пропорций распределения финансо­вых, людских, материальных и интеллектуальных ресурсов между гражданским и военным секторами в пользу граж­данского.

Важно выяснить, что очень сходно с конверсией, но ею не является. Конверсией не являются:

– диверсификация оборонного производства. Она пред­ставляет расширение номенклатуры производства, когда во­енные предприятия, наряду с традиционными вооружения­ми, начинают производить широкий ассортимент товаров народного потребления;

– передача в народное хозяйство технологических нови­нок, изобретений, технической документации, разработан­ных в военном секторе;

– конверсией не является продажа военной техники на металлолом внутри страны и за рубежом;

– конверсией не является использование вооруженных сил для решения народнохозяйственных задач.

Конверсия может обеспечить крупный экономический выигрыш, как в национальном, так и глобальном масштабах. Конверсии препят­ствуют интересы военно-промышленного комплекса, круп­ных корпораций, имеющих заказы военного назначения.

В процессе проведения конверсии предстоит решить трудные и противоречивые задачи, главными из которых являются:

– не потерять научные школы, работающие на оборону;

– сохранить передовые технологии;

– выбрать наиболее перспективные военно-технические программы и сконцентрировать усилия на их выполнении в XXI веке.

Восставшей из нынешнего кризиса России обязательно потребуется и современная по меркам будущего армия, и способная вооружать ее отечественная военная промышленность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.