Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендательный библиографический список для самостоятельной работы. Большое внимание уделял Гербарт проблеме интереса как важнейшему условию и средству успешного обучения




Большое внимание уделял Гербарт проблеме интереса как важнейшему условию и средству успешного обучения. Отвечая на вопрос, как возбудить и поддержать в учениках интерес к учебному материалу, он указывал: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается». Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией. Он придавал ей большое значение в процессе обучения и тесно связывал с ней интерес и внимание.

Огромной известностью в буржуазной педагогике пользовались четыре ступени обучения по Гербарту: ясность, ассоциация, система, метод. Процесс формирования представлений, составляющих приобретаемое знание, состоит у Гербарта из двух основных актов: 1) углубления - старательного ясного понимания единичного, когда ученик весь поглощен переживанием нового явления; 2) осмысливания, или размышления, заключающегося в собирании и соединении отдельных членов, вступающих в связь и образующих единство. Каждый из этих двух актов можно мыслить и в состоянии покоя, и в состоянии движения. Отсюда и получаются эти четыре ступени обучения: углубление в состоянии покоя - ясность; углубление в состоянии движения - ассоциация; осмысливание в состоянии покоя - система; осмысливание в состоянии движения - метод.

Первая ступень - ясность - это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание, в дидактическом - изложение учителем нового материала, применение наглядности. На этой ступени надо прибегать к расчленению предмета на простейшие элементы. «...Начинающий может продвигаться вперед только медленно, и самые малые шаги для него самые надежные; он должен стоять на каждом пункте так долго, как это необходимо для того, чтобы понять точно каждый предмет в отдельности» (Главнейшие педагогические сочинения И. Г. Гербарта: «Педагогическая библиотека», изд. Тихомировым и Адольфом, 1906. С. 128—129). На этой ступени, «когда главное - ясность каждого отдельного знания», Гербарт советует пользоваться краткими, как можно более понятными словами, произносимыми учителем и повторяемыми учащимися.

Вторая ступень - ассоциация - это углубление в состояние движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, журналов и т. д. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками. На стадии ассоциации идет лишь подготовка к систематизации. «Для ассоциации наилучший способ - непринужденный разговор; таким образом ученик получает возможность пробовать, изменять и повторять случайное сочетание представлений, отчасти так, как для него всего легче и удобнее, и на свой лад усваивать заученное» (Там же. С. 128—129).

Третья ступень - система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психологически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». В области дидактики - это формулировка выводов, правил, определений. На этой ступени, по мнению Гербарта, ограничиваться установлением случайных, неупорядоченных связей, разумеется, нельзя. Необходимо приведение их в систему. При этом на первый план выдвигаются главные мысли. Система требует более связного изложения. «В системе каждый пункт имеет свое определенное место; в этом месте он сейчас же связывается с ближайшими пунктами; но он находится также на некотором расстоянии от других отдельных пунктов и связан с ними только посредствующими звеньями», - писал Гербарт. -...Выдвигая вперед главные мысли, систематическое обучение дает чувствовать преимущество упорядоченных знаний и, сообщая знания в большей полноте, увеличивает их сумму» (С. 130). Таким образом, происходит осмысливание изучаемого и такое усвоение знаний, когда они глубоко перерабатываются личностью, становятся ее достоянием, убеждением, входят в ее формирующееся мировоззрение. На этой ступени обучение является синтетическим.

Четвертая ступень - метод - это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики - это различного рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить. Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Но они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока. Гербарт потому называет эту ступень методом, что он имеет в виду упражнения ученика в методическом мышлении. «Навык в методическом мышлении ученик приобретает посредством задач, самостоятельных работ и исправления их по указаниям учителя. Эти упражнения должны показать, правильно ли понял ученик главные мысли и может ли он узнать их в данных, обусловливаемых ими, и найти им применение» (С. 130). Таким образом, система будет не только заучена, но и использована, применена. Усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться ими так, чтобы он мог «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону» (С. 129), мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Каждой ступени обучения соответствуют следующие ступени интереса: внимание, ожидание, искание и действие. На ступени ясности новое представление требует сосредоточения на нем всего внимания; при этом условии расчленение изучаемого предмета на части откроет те подробности, которые иначе могут остаться незамеченными. Ум, направивший внимание на новый предмет, ищет связи нового с имеющимися уже представлениями; новое представление иногда легко вызывает эти связи, иногда же ставит учащегося в затруднение, создает некоторое колебание, пока связи еще смутны, - это ступень ожидания. Учащийся с интересом ожидает, как связи будут устанавливаться еще яснее и определеннее. Наступает период настоятельного искания главных, существенных мыслей, объединения представлений в систематическом порядке, установления вывода, правила, закона. Это искание тоже создает и поддерживает интерес. Наконец, в период применения (упражнения в методическом мышлении) интерес вызывается и поддерживается действием. Сле­довательно, четвертая ступень интереса - действие.

Интерес для Гербарта - это не просто средство сделать преподавание увлекательным в данный момент, а это основная цель обучения. Интерес у учащихся должен быть воспитан как постоянное творческое стремление приобретать все новые и новые знания и производить все более высокую систематизацию материала.

Ясность, ассоциацию, систему и метод Гербарт называл то ступенями обучения, то различными способами обучения, но в последнем случае он имел в виду последовательный переход от одного к другому. «При ближайшем рассмотрении оказывается, что эти различные способы обучения не должны исключать один другого, а должны следовать один за другим в каждом кругу предметов преподавания - малом или большом, безразлично, - и притом в указанном порядке» (С. 128). Как видим, в концепции Гербарта относительно процесса обучения имеются интересные мысли о связи представлений, роли самостоятельных работ, связи ступеней в ходе усвоения знаний, о ступенях интереса, определяющих формы активности учащихся. Но это углубление в изучение связи представлений, трактуемое в односторонне интеллектуалистическом духе, совершенно игнорирует необходимость познания как правильного отражения внешнего мира, действительности.

Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения и закрепления новых. От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое зависит от заранее принятого намерения, усилий самого ученика. Гербарт указывает, что развитие у учащихся произвольного внимания, стремления сосредоточивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.

Гербарт дал много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать самый предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно. В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные паузы и введение посторонних элементов (слишком примелькавшиеся фразы, риторические украшения, уклонения от главной мысли, отсутствие логики и др.) нарушают свободное течение апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу. «При ней апперцепция сейчас же завершается: она не дает достаточной работы». Гербарт дал также ценные советы о заучивании наизусть. Он правильно указывал на необходимость борьбы с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Обучение, по Гербарту, лишь иллюстрация на конкретных материалах пяти нравственных идей. «Обучение без нравственного воспитания является только средством без цели, нравственное воспитание (или образование характера) без обучения - цель, лишенная средств», - писал Гербарт. Гербарт писал о следующих пяти нравственных идеях: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благорасположения, 4) права, 5) справедливости. Эти «вечные истины» укрепляют мир, они неизменны и постоянны; никакого «бунта» не может быть, если эти идеи пронизывают сознание человека. Идея внутренней свободы требует устранения разлада, внутренней борьбы между суждениями и поступками. У «внутренне свободного» человека нет колебаний. Но одна эта идея еще не определяет нравственности человека - он может быть «цельным» и в то же время злодеем, «ниспровергать существующие порядки». На помощь приходит, по Гербарту, вторая идея - совершенства, дающая «внутреннюю гармонию» и требующая силы воли, настойчивости, организованности. Идея благорасположения - это и есть гармония воли данного лица с волей других, стремление служить другим, устраняющее социальные конфликты. Но в жизни все же бывают конфликты двух воль и тогда идея права их регулирует. Идея справедливости служит руководящим началом при решении, достойно ли данное лицо награды за подвиг или же наказания за преступление: за добро воздается добром, за зло - злом. Эти пять нравственных идей лежат в основе всеобщей морали, долженствующей укреплять установленный правопорядок и общественную нравственность. На этой этике Гербарт обосновывает цели воспитания и свою педагогику.

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя, направленная на внедрение средствами обучения моральных понятий в сознание ученика. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина - это и условие, и результат воспитания.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он требовал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка, а в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубокого проникающего одобрения», — утверждал Гербарт. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую», - писал Гербарт.

К специальным средствам нравственного воспитания Гербарт предъявлял следующие требования: 1) послушание воспитанника - дети всегда должны чувствовать границу, которую переступать не имеют права, необходимо «удерживать воспитанника»; 2) не только указания воспитателя, но и собственный опыт детей должен показать им предел их желаний; 3) необходимо установить правила поведения и поддерживать в душе воспитанника спокойствие и ясность, не допуская у него развития страстей; 4) следует применять одобрение и поощрение; 5) надо убеждать ребенка, разъяснять ему его промахи и ошибки, помогать их исправлять.

Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Гербарт предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии - в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.

Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы они имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения».

Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Он указал на то, что она имеет свою систему понятий. Но Гербарт исходил из идеалистической системы этики, построенной на религии и метафизике, разработанной им ассоциативной психологии, в которой содержание психической деятельности представлено упрощенно, только как механизм движения представлений. Многое в сознании человека может быть объяснено апперцепцией, и указание Гербарта на большую роль ассоциаций в обучении является ценным. Но сводить все содержание сознания к представлениям неправомерно. Большое значение имела разработка Гербартом вопросов дидактики. Его высказывания о многостороннем интересе, систематичности обучения, развитии интереса и внимания представляют несомненную ценность. Положительной оценки заслуживают попытки Гербарта определить взаимоотношения между обучением и воспитанием и защищаемый им принцип воспитывающего обучения, хотя в целом данное им решение нельзя признать научным.

 

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГ РАММЕ

 

1. Основные этапы жизни и деятельности Гербарта.

2. Охарактеризуйте философские взгляды Гербарта.

3. Какое понятие лежит в основе психологии Гербарта?

4. Какие цели, по мнению Гербарта, должен ставить педагог перед своими учениками?

5. В чем сущность основы управления? Как построена система управления и на основе каких задач?

6. Цели и задачи обучения по Гербарту?

7. На основе каких положений Гербарт строил систему обучения?

8. Почему Гербарт считал одной из важнейших задач образования возбуждение многостороннего интереса учащихся?

9. Что является основной целью обучения в понимании Гербарта?

10. Какие интересные мысли содержатся в концепции Гербарта относительно процесса обучения?

11. Какие виды внимания различал Гербарт?

12. Приведите некоторые из его советов.

13. О каких пяти нравственных идеях писал Гербарт?

14. Какую систему нравственного воспитания разработал Гербарт?

15. Какие требования предъявлял Гербарт к учителю?

16. Какие типы школ предлагал создать Гербарт?

17. Почему Гербарт был горячим противником классического образования?

18. Какие высказывания Гербарта являются ярким выражением консервативного характера гербар-тианской теории?

19. Какие идеи Гербарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагоги­ческой теории и практики?

 

1. Главнейшие педагогические сочинения И. Г. Гербарта: «Педагогическая библиотека», изд. Тихомировым и Адольфом, 1906.

2. Гербарт И. Г. Избр. соч. М.: Учпедгиз, 1940.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.