Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация досуга современного общества




Р А З Д Е Л 5

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


 

Средства социально-культурной деятельности – это духовные и мате-риальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процессе создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

Ведущие средства СКД: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной пропаганды и агитации; книги, музыкальные инструменты, технические средства, звукозаписывающая, звуко-воспроизводящая, проекционная и иная аппаратура.

 

Методы социально-культурной деятельности – это система информа-ционного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение,

заражение, убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способст-

вующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения:

включение в различные формы непрерывного просвещения, привлечение к разным видам любительского творчества, приучение к выполнению общественно-культурных функций, упражнения, самоорганизация, само- управление, самообразование, самообслуживание, игра.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности:

положительный пример, соревнование, требование, общественное мнение, поощрение, перспектива, критика и самокритика.

 

Формы социально-культурной деятельности – это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились: эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т.д.), стабильные формы (клубы, кружки, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

 

Основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самоусовершенствовании и самореализации в свободное время.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ ФОРМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


Массовые формы КДД носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей. Они являются самыми и сложными в организации и проведении и это требует от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Главным является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма КДД. Здесь следует помнить, что массовые формы КДД являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме КДД имеется четыре основных компонента методики: а) содержание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория.

Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, фестивали, представления, обряды, вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм несет огромный смысловой и эмоциональный заряд и использует свои, присущие только ей средства, способы и методы сценической выразительности.

Процесс общения является исходной предпосылкой построения всех массовых форм КДД.

Подготовительная организационно-методическая работа включает:

а) определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы с ориентацией на определенную аудиторию;

б) написание сценария;

в) утверждение программы на художественном совете;

г) распределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации процесса подготовки и проведения;

д) составление сметы расходов на подготовку и проведение;

е) техническое обеспечение, звуковое, световое, транспортное, торговое обслуживание, охрана порядка и т.д.

Массовые формы КДД классифицируются по двум признакам:

а) по содержанию; б) драматургической организации материала.

Методика массовых форм КДД включает:

- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

- анализ типа, вида и жанра массовой формы;

- создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

- определение содержания, соответствующего цели программы;

- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, коммуникативный процесс;

- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей.

СЦЕНАРИЙ КАК ОСНОВА КЛУБНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

 


Организуя любое досуговое мероприятие необходимо владеть хотя бы основными навыками сценариста, знать методику написания сценария, понимать элементы его структуры, уметь логически выстроить действия и композиционно оформить.

Сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка содержания массового мероприятия, в которой в строгой логической последовательности изложены отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, используется документальный и художественный материал, предусматриваются средства активизации участников, планируется оформление и оборудование.

В досуговой практике существует три вида сценарной работы:

- оригинальные авторские сценарии, содержащие новые творческие решения, не повторяющие по форме и содержанию уже известные образцы;

- сценарии, имеющие характер компиляции (монтажи, составленные из заимствованных эпизодов, текстов, построенных на использовании известных сюжетов); они в меньшей степени авторские, хотя в них могут проявиться творческие способности сценариста, его оригинальная мысль;

- сценарии, сочетающие авторские и компилятивные фрагменты (монологи и диалоги ведущих, оригинальные приемы активизации аудитории, авторские переходы от одно действия к другому, представление реального героя, интересный сюжетный ход и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.