Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этико-политические идеи в принципе




«Руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения»

Этико-политические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию управления с помощью добродетели (правил поведения), поскольку они выражают основные политические взгляды, присущие только «школе служилых» людей, созданной Конфуцием.

С точки зрения Конфуция, «отливка треножников с текстом закона», установление и доведение до всеобщего сведения писаных законов могли привести только к управлению с помощью административных распоряжений и наказаний, а это вызовет у народа стремление избежать наказаний, но не вызовет стыда за совершенное преступление. Если же руководить народом на основе моральных принципов класса рабовладельцев, ограничить народ правилами поведения, существовавшими при династии Чжоу, это даст возможность не только заставить народ стыдиться преступления, но и вызовет в нем охотное желание подчиниться правителю владения. Можно заметить, что теория Конфуция об управлении на основе добродетели (правил поведения) является теорией, направленной на защиту диктатуры рабовладельческого класса в условиях крушения рабовладельческого строя. Основная особенность так называемого «учения служилых» (Жи-цзи, гл. 23) состоит в преувеличении значения перевоспитания на основе правил поведения и долга, и главным для нее является «атака на сердца».

с. 63 Управление на основе добродетели

Идея об управлении на основе добродетели является продолжением и развитием идеи Чжоу-гуна, выраженной в словах: «Уважать добродетель, охранять народ». С точки зрения Конфуция, управление на основе добродетели — лучший способ защиты чжоуских правил поведения. Он говорил: «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая занимает свое место, а все другие звезды окружают ее» (Лунь юй, гл. 2). Смысл цитаты — если, управляя государством, пользоваться методом морального перевоспитания, в этом случае правитель государства становится подобным Полярной звезде, он будет спокойно занимать свое место, а народ, являющийся его слугой, будет окружать его, подобно звездам. Главная причина того, почему управление на основе добродетели имеет такую силу, может быть выражено всего лишь в одном понятии «человеколюбие».

Содержание этико-политической категории «человеколюбие» чрезвычайно емко. Применительно к идеологической системе Конфуция можно говорить, что управление на основе добродетели — это то же самое, что и управление на основе человеколюбия. Социальная роль человеколюбия состояла главным образом в смягчении общественных противоречий, защите чжоуских правил поведения и спасении рабовладельческого строя от гибели.

«Сдерживание себя и возврат к правилам поведения» (Лунь юй, гл. 15) — вот главный смысл, который Конфуций вкладывает в понятие «человеколюбие». «Сдерживать себя» — значит везде ограничивать себя; «возврат к правилам поведения» — значит во всем следовать чжоуским правилам поведения, о чем Конфуций говорил: «На то, что противоречит правилам поведения, нельзя смотреть; то, что противоречит правилам поведения, нельзя слушать; то, что противоречит правилам поведения, нельзя делать» (Лунь юй, гл. 15). Он же говорил: «Если человек не обладает человеколюбием, как же он может соблюдать правила поведения?» (Лунь юй, гл. 3). С точки зрения Конфуция, человек, не обладающий человеколюбием, не может правильно относиться к «правилам поведения». Он совершенно ясно выразил мысль, что «сдерживание себя» — это средство, а «возврат к правилам поведения» — цель, смысл которой в том, что «человеколюбие» подчинено «правилам поведения» и служит защитой чжоуских правил поведения.

Высказывание: «почтительность младших братьев к родителям и старшим братьям — основа человеколюбия (Лунь юй, гл. 1), — говорит, что почтительность младших братьев — основа «человеколюбия», а это и есть наиболее глубокое отражение взглядов рабовладельческого строя при Западной Чжоу».

* * *

На вопрос: «Что такое человеколюбие?» — Конфуций ответил: «Любовь к людям» (Лунь юй, гл. 15), и это является новым суждением в истории китайской этики. Когда Конфуций говорил «сдерживание себя и возврат к правилам поведения», это касалось только отношений между индивидом и общественной системой, в то время как слова «человеколюбие — это любовь к людям» указывают на отношения между отдельными людьми. Конкретное содержание понятия «любовь к людям» не разъясняется Конфуцием, но, исходя из духа его идеологической системы, можно полагать, что в него входили такие понятия, как преданность, снисходительность, почтительность к родителям, уважение к старшим, великодушие, правдивость, сметливость, милость и т. д.

Хотя Конфуций стоял за «проявление родственных чувств к тем, к кому они должны проявляться», и за «уважение к тем, к кому уважение должно оказываться», однако провозглашенное им понятие «любовь к людям» носит в определенной степени абстрактный, всеобъемлющий смысл. В классовом обществе не может быть всеобщей любви к людям, но тем не менее не было недостатка в выступавших за эту любовь. Любовь носит классовый характер. Из-за противоположности классовых интересов любовь и ненависть всегда находятся в противоречии. Так, высказывание: «Не делай людям того, чего не пожелавши себе» (Лунь юй, гл. 15) — указывает путь, ведущий к преданности и прощению, основанный на принципе «судить о других по себе», является главным содержанием понятия «любовь к людям», которой не может быть в отношениях между рабовладельцами и рабами, поскольку у них противоположные интересы: ее даже не осуществить между рабовладельцами. Конфуций сам ясно указал: «Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей» (Лунь юй, гл. 5, с. 75), следовательно, если «можно ненавидеть людей», то нельзя любить всех.

* * *

Конфуций говорил о «почтительности», «великодушии», «правдивости», сметливости» и «милости», считая, что «тот, кто способен распространить в Поднебесной эти пять качеств, является человеколюбивым» (Лунь юй, гл. 20). «Великодушие» и «милость» связаны с народом. «Великодушие» требует от правителя проводить в отношении народа, являющегося его слугой, более великодушную политику. Конфуций выражал недовольство тем, что «войны ведутся с помощью необученного народа» (Лунь юй, гл. 16), что «не научив народ правилам поведения, его убивают за совершенные преступления» (Лунь юй, гл. 24), что лица, «находясь наверху, не проявляют великодушия» (Лунь юй, гл. 4).

Он считал, что использование на войне народа, не прошедшего обучения, ведет только к напрасной гибели человеческих жизней; не перевоспитывать народ, но в случае совершения преступления отрубать виновному голову — проявление жестокости. Под «милостям» имеется в виду предоставления народу определенных материальных благ. Конфуций говорил: «Низкий человек мечтает как бы удостоиться милости» (Лунь юй, гл. 5) или «низкий человек знает только выгоду» (Лунь юй, гл. 5), что отражало его классовые предрассудки. Однако Конфуций вовсе не отрицал значения материальных выгод для трудового народа. Он относился к оказанию милостей народу и предоставления выгод народу как к важному моменту в понятии «человеколюбие» и утверждал, что народ надо сначала «сделать богатым», а затем «воспитать его» (Лунь юй, гл. 16), т. е. сначала поддержать существование народа, а уж затем браться за его перевоспитание.

Конфуций считал: «(В государстве) должно быть достаточно пищи и достаточно оружия, а тогда народ будет доверять правителю» (Лунь юй, гл. 15). Под принципом «достаточно пищи» имеется в виду достаточное количество зерна. Наличие зерна Конфуций рассматривал как первое, важное условие для приобретения доверия народа. Исходя из этой идеи, Конфуций с похвалой отозвался о Цзы-чане, просвещенном политическом деятеле в царстве Чжэн, сказав про него, что «он обладает четырьмя качествами благородного мужа», причем одним из них было то, что, «заботясь о народе, он оказывает ему милости» (Лунь юй, гл. 6).

Включив «великодушие» и «милости» в содержание понятия «человеколюбия», Конфуций отнюдь не судил о других по себе, а беспокоился о народе. Он ясно указывал: «Великодушие позволяет привлечь к себе народ», «милости достаточны, чтобы сделать людей годными к использованию» (Лунь юй, гл. 20), имея в виду исключительно привлечение к себе большого количества людей, более эффективное их использование. Конфуций считал, что «благородный человек стойко переносит нужду, а низкий человек в нужде становится распущенным» (Лунь юй, гл. 18), и в этом высказывании, можно сказать, вскрыл всю суть своих идей. Проповедуя идею об оказании народу милости и предоставлении ему выгод, Конфуций преследовал цель предупредить возможные нежелательные действия народа, оказавшегося в безвыходном положении.

Наконец, теория Конфуция об управлении на основе добродетели и его идея о «человеколюбии» вовсе не ограничивались только идеями нравственного воспитания, она отнюдь не исключала наказаний и штрафов. Он ясно указывал: «Благородный человек думает о добродетели» и «благородный человек думает, как бы не подвергнуться наказанию» (Лунь юй, гл. 5), т. е. благородный человек беспокоится и о добродетели, и о наказании, что сформулировано как «великодушие и жестокость помогают друг другу» (Цзо-чжуань, гл. 49).

Упреки Конфуция в адрес теории «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения» были связаны лишь с жалобами на наказания и штрафы и их слишком широкое применение, но не были направлены против самих наказаний и штрафов. Он выступал против «не учить (народ) и тем менее убивать (за совершенное преступление)» и ратовать за «учить (народ), а уж затем казнить», но не говорил «учить и не казнить». Конфуций хвалил Цзы-лу, который «одним Словом мог решить судебное дело» (Лунь юй, гл. 15), открыто заявлял, что и сам он «при разборе судебных дел» ничем не отличается от других (Лунь юй, гл. 15).

Как показывают многочисленные факты, в теории управления на основе добродетели, разработанной Конфуцием, предусматривались наказания и штрафы. Одновременное применение добродетели и наказаний (правила поведения и закон), содействие добродетели с помощью закона — вот основное положение, проходящее красной нитью через созданную Конфуцием теорию «школы служилых», характер ее сущности.

В общем на духовной культуре китайской нации, как с лицевой, так и с обратной стороны, лежит отчетливое клеймо идей Конфуция. Поэтому ни в коем случае нельзя упрощенно подходить к огромному влиянию Конфуция и его идей на историю Китая, отбрасывая ега одним ударом.

СОДЕРЖАНИЕ

Колесникова И. В. Краткий очерк истории античной культуры...". 3

Лысенко Н. Н. Культура западноевропейского средневековья.......... 24

Киселева М. С. Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации 44

Фролова М. А. Европейская культура нового и новейшего времени: сущность и доминанта развития...... 66

Галаганова С. Г. Восток: традиции и современность.. 96

Ушков А. М. Взаимодействие культур Запада и Востока. 103

Галаганова С. Г. Индо-буддийская культурная традиция 139

Галаганова С. Г. Арабо-исламская культурная традиция. 157

Ушков А. М. Китайско-конфуцианский культурный ареал 178

ТЕКСТЫ.............

 

Лицензия № 030062 от 25.07.91.

Сдано в набор 12.02.93. Подписано в печать 01.11.93.

Формат 84X108732. Бум. тип. № 2. Печать высокая.

Гарнитура литератур-

ная. А. л* 42,4. Усл. печ. л. 71,25. Тираж 10000. Заказ 286.

Общество «Знание» России. Москва, 101814, Новая пл., д. 3/4.

Типография «Знание» Общества России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.