Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей




Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой тех­ники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их дол­говременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.

Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей1. Его теория привязанности осно­вана на синтезе современных биологических (этологических) и пси­хологических данных и традиционных психоаналитических пред­ставлений о развитии.

Ключевая идея теории Боулби состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические по­требности ребенка, в частности утоляет голод, но главное — она создает ребенку первое чувство привязанности2. В первые месяцы жизни крики и улыбки ребенка гарантируют ему материнскую забо­ту, внешнюю безопасность и защищенность. Эмоционально защи­щенный ребенок более эффективен в своем исследовательском пове­дении, ему открыты пути здорового психического развития. Разнообразные нарушения первичной эмоциональной связи между матерью и ребенком, «расстройства привязанности» создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний (например, депрессивных состояний).

Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гг. привели к практической реорганизации системы больничного ре­жима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка от матери.

Р. Шпиц подчеркивает, что взаимоотношения между ребенком и матерью в самом раннем возрасте оказывают влияние на форми­рование его личности в последующем1. Очень показательными для психоаналитического подхода к исследованию и коррекции развития в детском возрасте являются такие понятия, как «привязанность», «безопасность», установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия детей и родителей в первые часы после рождения.

Широкую известность получила позиция Э. Фромма по вопросу 0 роли матери и отца в воспитании детей, об особенностях материн­ской и отцовской любви1.

Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревож­ной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопас­ности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается поме­шать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность»2. Отцовская любовь — по большей части это обу­словленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить — достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, со­ответствием ожиданиям, дисциплиной. Зрелый человек строит об­разы родителей внутри себя: «В этом развитии от матерински -центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрело­сти»3.

Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер обращает внимание на то, что традиционная для психоанализа сфера семейного воспитания дополняется и даже вступает в кон­курентные, противоречивые отношения с системой институцио­нального, в несемейного воспитания. Влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек на внутренний мир де­тей постоянно растет, и часто оно может быть оценено резко негативно4.

Представительница Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто рассматривает прохождение детьми символических этапов станов­ления личности5. В своих книгах «На стороне ребенка», «На сторо­не подростка» она анализирует с психоаналитической точки зрения многочисленные проблемы: характер воспоминаний детства, само­чувствие ребенка в детском саду и школе, отношение к деньгам и наказаниям, воспитание в неполной семье, норма и патология родительско-детских отношений, зачатие в пробирке.

Детский психоанализ оказал немалое влияние на организацию Работы с детьми в образовательной и социальной сферах, на работу с родителями. На его основе созданы многочисленные программы Раннего вмешательства, варианты терапии взаимоотношений «ро­дители — ребенок», «отец — мать — ребенок» для родителей и детей «групп риска»1. В настоящее время существует немало центров психоаналитической терапии детей. Однако, по словам одного из видных представителей этого направления С. Лебовичи, «и по сей день нелегко с точностью определить, что именно представляет со­бой психоанализ у ребенка»2. Цели современной длительной психо­аналитической терапии ребенка формулируются в весьма широком диапазоне: от устранения невротических симптомов, облегчения бремени тревоги, улучшения поведения до изменений в организации умственной деятельности или возобновления динамичной эволюции психических процессов развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения по мне­нию 3. Фрейда.

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза. В чем состоят предпосылки возникновения внутреннего конфликта человека?

3. Почему подход психоанализа к пониманию психического развития мо­жет быть охарактеризован как преформистский?

4. Используя фрейдовскую модель психосексуального развития, попробуй­те объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека; склонного к сквернословию и бахвальству; человека, постоянно стремя­щегося вызвать сочувствие и жалость к себе.

5. Как трансформировался психоаналитический подход в детском психо­анализе (цели, методы, способы коррекции)?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе», выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позд­нейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих ро­дителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ре­бенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексу­ального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реаги­рует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только по­ложительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом ос­новании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее дей­ствительным и в других областях душевной жизни Миф о царе Эдипе, который уби­вает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый

В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к во­просам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы Инте­рес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента Под влиянием тех парциальных влече­ний, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение — опорожнением через конец ки­шечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных тео­рий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его бу­дущему неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксиро­ваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, пе­рейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положе­нию ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несо­мненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального разви­тия ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства» (Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор кото­рой — приверженец психоаналитического подхода.

—Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

—Выделите основные исходные установки автора.

—Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

—Обозначьте те практические проблемы психического развития, обра­зования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоана­литической теории.

—Приведите свой собственный пример актуальной практической си­туации подобного типа.

—Что считаете ценным из прочитанного, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?

—Подготовьте тезисное сообщение.

Дополнительная литература:

Зейгарник Б.В Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6—12,

30-37. Обухов Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка:

(Обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья 1997. Т. 4. № 1.

С. 24-39.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Ярошевский М.Г. История психологии М, 1985. С. 329—345, 377-397

Глава VI

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ;] ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'] Э. ЭРИКСОНА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.