Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест для проверки знаний по теме




Вопросы для письменной работы, запланированной в курсе

Темы докладов и рефератов

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии эпохи Возрождения (см. методические рекомендации по семинарским занятиям.

Проблема человека в эпоху Возрождения.

Античная философии и философская мысль эпохи Возрождения

Н. Кузанский и его вклад в формирование новой концепции бытия в эпоху Возрождения.

Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите особые черты философии эпохи Возрождения.

2. Представьте философские идеи Н. Кузанского.

3. Объясните сущность антропоцентрического неоплатонизма.

4. Объясните, как Н. Кузанский обосновывает введение в философию понятия предела.

5. Объясните, в чем различие представление о Боге мыслителей средних веков и периода Возрождения.

6. В чем заключается суть пантеизма.

7. Объясните, почему философская мысль эпохи Возрождения носила пантеистический характер?

8. Представьте, каким образом мыслители эпохи Возрождения решали проблему человека

9. Почему именно в эпоху Возрождения впервые была представлена в философии проблема личности

10. Определите различия в утопических конструкциях Т. Мора и Т. Кампанеллы. Расскажите о принципах, на которых должны были держаться общества будущего.

11. Расскажите о вкладе Г. Галилея в становление законов классической механике.

1. Объясните различие понятий «схоластика» и «религия». Определите их сходство и различие.

2. Объясните, почему именно в период позднего средневековья, философы увлеклись утопизмом? Назовите основных представителей утопизма.

3. Объясните сущность антропоцентрического неоплатонизма Представьте сравнительную характеристику взглядов неоплатоников эпохи Возрождения и Платона.

4. Докажите, что философская мысль эпохи Возрождения носила гуманистический характер, свою мысль обоснуйте.

5. Определите основные идеи Философии Г. Галилея. Что общего во взгляда Галилея и Ньютона? Можно ли сказать, что Ньютон был последователем идей Галилея?

6. Объясните, в чем, по-вашему, состоял вклад Н. Кузанского в развитие представления о мире и возможности его познания?

1.Термин «возрождение» означает восстановление интереса к…

религии;

античной культуре;

античной философии;

искусству

2.Термин «гуманизм» означает:

божественный;

человеческий;

природный;

животный.

3. Первым итальянским гуманистом в Италии традиционно считается:

Данте Алигери;

Марсилий из Падуи;

Джованни Бокаччо;

Франческо Петрарка.

4. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» высказал мысль о человеке, как о:

представителе элементарного мира;

представителе небесного мира;

представителе ангельского мира;

особом микрокосмосе.

5. Мирандола писал:

человек рожден для счастья;

человек – сам творец своего счастья;

бог дарит человеку его счастье;

счастье – дым, и человек к нему стремится напрасно.

6.Термин «реформация» имеет отношение к критике:

католической церкви;

английской буржуазии;

французских рантье;

немецкого бюргерства.

7.Наиболее выдающиеся представители немецкого реформаторского движения:

Виклиф;

Ян Гус;

Жан Кальвин;

Мартин Лютер.

8. Лютер выступал против идеи о том, что

человек может напрямую обращаться к богу;

церковь – единственный посредник между богом и человеком;

священники не могут отпускать мирянам грехи;

человек полон чувства вины и греха.

9.В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о

личной свободе и творческой активности человека;

предопределении как вечном спасении только по воле бога;

независимости человека от социального окружения и государства;

ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

10. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

Свободомыслие и скептицизм;

Эпикурейство и гедонизм;

Платонизм и аристотелизм;

Стоицизм и аскетизм.

11. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

изолированный шар в лоне абсолюта;

бесконечно расширяющийся шар, цент которого – Земля;

бесконечный шар с центром везде и нигде;

бесконечный шар без центра.

12.В своей философии Н. Макиавелли:

признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;

признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;

отрицал и существование фортуны и концепцию предопределения.

13.На основании концепции о физическом единства вселенной Дж. Бруно высказывал мысль:

космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие;

бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

космос бесконечен, но окружен пустым пространством;

космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

14.Термин «утопия» означает буквально:

удаленный остров;

идеальное государство;

несуществующее место;

великая мечта.

 

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов, обусловивших в целом характерные черты мировоззрения: социально-экономические и технические изменения, падение авторитета церкви, рост интереса к науке. В философии на первое место выходят проблемы гносеологии. Особое место занимает спор между эмпиризмом и рационализмом. Изучая источники, выявите основные черты философии Ф. Бэкона, утверждавшего, что в философии существуют три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Она должна, отбросив свою отвлеченную форму, войти в «законное супружество» с естествознанием. Основной мотив его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. Именно Ф. Бэкон обосновывает необходимость применения метода индукции в доказательстве. Прочитав «Новый органон» раскройте суть философии «идолов», приведите доводы мыслителя, подтверждающие правоту метода «пчелы».

Рационалистическая методология отражена в философии Р. Декарта Основные положение своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах. Раскройте эти правила, используя источники и учебники. Объясните суть высказывания Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». На основании данного определения представьте роль сомнений в познании. Декартовская философия разделена на две части: физику – общую теорию природы и «метафизику» - общее учение о душе и Боге. Он становится на позиции дуализма - это дуализм науки и схоластики: дуализм субстанций (духовная и материальная), на котором основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология, связывающим звеном между которыми являлся Бог, установив законы природы, предоставил ее своему течению, и деизма.

В дальнейшем разворачивается спор между последователями Бэкона и Декарта. Так, Т. Гоббс в своих работах «Основы философии», «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» продолжает развивать позицию Ф. Бэкона, придерживаясь основной формулы сенсуализма. Объясните суть высказывания Т. Гоббса: «понимание есть не что иное, как представление, вызванное речью». Именно Гоббс утверждает вечность материи, основой тел – делимые до бесконечности корпускулы.

Особый интерес вызывают взгляды Гоббса на государство и его теория общественного договора. Сравните взгляды на государство Т. Гоббса и Дж. Локка, покажите различия.

Проблема источника знания стала центральной и в философии Дж. Локка, исходя из установки: душа новорожденного - «tabula rasa». Объясните суть концепцию «первичных» и «вторичных» качеств. В этике он развивает концепцию утилитаризма и эвдемонизма: моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию.

Продолжает рационализм Б. Спиноза, который первопричиной объявляет субстанцию, бесконечную в пространстве и времени, единую, выражающуюся в атрибутах (протяжение, мышление). Мир единичных вещей – совокупность модусов, все обусловлено и необходимо. Объясните суть высказывая Спинозы: «не смеяться, не плакать, а понимать». Сравните взгляды Спинозы и Лейбница. Объясните принципы философской системы, сформулированные Лейбницем:

· Принцип всеобщих различий;

· Принцип непрерывности;

· Принцип дискретности;

· Принцип всеобщей связи

· Принцип минимума и максимума

В эпоху Просвещения продолжают развиваться идеи эмпиризма Локка в философских системах субъективного идеализма и субъективизма Беркли, пришедший к фундаментальной идее: «В действительности предмет и ощущение суть одно и тоже и потому не могут быть отвлечены друг от друга» - «Существовать значит быть воспринимаемым». На основе источника «Материя не существует» Дж. Беркли определите понимание материи философом. Источником наших ощущений мыслитель видел в Боге или духе. Юм отвергает любую возможность познания посредством ощущений: наш разум оперирует только лишь содержанием наших ощущений, но не тем, что их вызывает. Природа держит нас на расстоянии, поэтому невозможно доказать ни существование, ни «несуществование» материи. Объясните, почему? Рассмотрите проблему причинности в философии Юма.

Особое место в философии эпохи Просвещения занимает французская школа в лице Вольтера, философские взгляды которого формировались под сильным влиянием Локка. Разделяя атомистическую концепцию Вольтер разрабатывает принцип причинности и распространяет его на психику: «Человек свободен тогда, когда он может сделать то, чего он хочет». Ш.Л. Монтескье разрабатывает свою работу «Дух законов», в которой формируется географический детерминизм. Ж.Ж. Руссо объявляет человека виновником своих собственных бед и пытается разобраться в причинах неравенства. Французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций Гольбах формирует материалистическую картину бытия, учение о человеке: «Наша жизнь – это линия, которую мы должны по ведению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни один момент». Объясните суть высказывания Гольбаха. Интересны и их социально- политические взгляды.

Чтобы представить философские идеи мыслителей необходимо:

1. Изучить учебники:

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С. 113 - 131.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.231 - 266.

2. Ознакомиться с источниками:

Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.400 –402.

Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.224 – 227.

Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.227 – 234.

Лейбниц, Г.В. Монадология / Г.В. Лейбниц // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.235.

Спиноза, Б. Понятия субстанции атрибута. /Б. Спиноза //Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Гардарика, 1997. – С.398 –400.

Дополнительная литература

Рассел Б. История западной философии: В 3-х книгах. /Б. Рассел/. – Новосибирск, 2001. – кн. 3. – Глава 1. – С. 624 -778.

История философии (в кратком изложении) /Под ред. И.И. Богута – М., 1994.- глава 3. – С.320- 448.

История диалектики XVII-XVIII веков. – М.: Мысль, 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1973.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 3 т. – СПб.: ТОО «Петрополис», 1996. – Т.3.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. – Новосибирск, 1994. – Ч.1. – От Возрождения до Юма.

Розеншток - Хюсси О. Прощание с Декартом. Значение юмора для выживания // Вопросы философии -–1997 - № 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.