Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие экономики ведущих стран в 20 веке 2 страница




Усиливается экономическая интеграция и взаимосвязь национальных экономик. Складываются региональные экономические союзы. Международные конфликты и политика “силы” все чаще сменяются политикой компромиссов и поиска взаимоприемлемых решений. Становится очевидно, что войны - не неизбежны, их можно предотвратить усилиями политиков и дипломатов. При этом сохраняется и растет неравномерность экономического развития, сохраняется экономическая борьба на мировом рынке (так, США лидируют в производстве компьютерной техники, Япония - в производстве теле, видео и аудиотехники).

В условиях сохраняющегося противостояния двух социально-экономических систем продолжается гонка вооружений и милитаризация экономики (в первую очередь ведущих держав). Это противостояние заканчивается в конце 80-х - начале 90-х годов с крушением мировой системы социализма и ее оплота - СССР. Начинается интеграция России и других постсоциалистических стран в мировое рыночное хозяйство.

 

Послевоенная экономика ФРГ.

 

В послевоенной Германии сложилось особенно тяжелое экономическое положение. Потсдамская мирная конференция трех держав-победительниц в августе 1945 г. определила послевоенное устройство Германии. Условиями послевоенного устройства Германии были: демилитаризация, разоружение, репарации в размере 20 млрд долл. Страна была разделена на Западную Германию (ФРГ) и Восточную (ГДР). Восточная часть находилась под управлением советских оккупационных войск, здесь усилиями Советского Союза утверждается социалистическая система хозяйства. ФРГ находилась послевоенный период под контролем союзников.

Уничтоженная промышленность, вывезенное в качестве репараций оборудование, разрушенные города и фермы, пустые магазины, тотальный дефицит, карточная система, спекуляция, черный рынок, обнищание населения, толпы безработных, огромная инфляция, разбалансированная денежная и финансовая система (государственный долг гитлеровского правительства вырос с 27 млрд. марок в 1938 г. до 377 млрд. в 1945 г. - в 14 раз; количество денег в обращении, не имеющих никакого обеспечения, выросло в 5 раз, инфляция составляла 600 % от довоенного уровня) - такова была экономическая картина, дополняемая морально-психологическим шоком, который переживали немцы (крах иллюзий, реваншистских планов и веры в фюрера). Хаос в организации хозяйственной жизни усиливался дублированием в управлении (местное самоуправление и оккупационные власти).

Существенную помощь Германия получила по плану Маршалла. Но главную роль в экономическом возрождении страны сыграла национальная концепция возрождения на основе сочетания идей либерализма и государственного регулирования экономики.

Возрождение послевоенной Германии (ФРГ) связано с именем Л. Эрхарда1 - ученого и крупного государственного деятеля послевоенной Германии. Он был одним из основоположников германского неолиберализма - экономической теории и политики, целью которых было, с одной стороны, возрождение в стране рынка и предпринимательства, и с другой стороны, экономический подъем на основе активной поддержки экономики со стороны государства (при Гитлере рынок был практически уничтожен, от него осталась одна частная собственность).

Возрождение рынка, предпринимательства и конкуренции стало первой задачей правительства. Проводится демонополизация экономики, бизнес получает налоговую и кредитную поддержку, особенное внимание уделяется возрождению малого и среднего бизнеса. Включается рыночный механизм ценообразования. Для этого 21 июня 1948 г. проводиться успешная денежная реформа: обмен рейхсмарок на дойчмарки с изъятием лишней денежной массы. Быстрота и высокая организованность в проведении реформы были обусловлены условиями оккупации.

Вторым важнейшим мероприятием по реформированию экономики стала либерализация цен 24 июня 1948 г. Цены, естественно, выросли в условиях товарного дефицита, но в результате договора между правительством, профсоюзами и предпринимателями дальнейшего раскручивания инфляционной спирали не произошло: была стабилизирована заработная плата и в дальнейшем ее рост соответствовал динамике цен. Кроме освобождения цен, произошла в целом широкая либерализация экономики: были отменены сотни предписаний, ликвидировано административное распределение ресурсов и регулирование заработной платы. На глазах исчез “черный рынок”.

Послевоенное развитие ФРГ прошло несколько этапов:

1948 -1949 гг. - восстановительный период (денежная реформа и либерализация цен, оживление производства и рост заработной платы);

1950 - 1951 гг. - перелом в экономике, рост производства и занятости;

1952 г. - стабилизация цен;

1953 - 1954 гг. - подъем производительности труда и общественного производства, дальнейший рост заработной платы, постепенное снижение цен.

Л. Эрхард осуществил то, что называется “германским экономическим чудом”. За несколько лет экономика достигла довоенного уровня и продолжала быстро расти (в 1954 г. уровень производства в стране в 2 раза превышал уровень 1936 г.). Но самое главное то, что на основе экономического роста и роста благосостояния немцам было возвращено чувство национального достоинства.

Л. Эрхард поставил и реализовал цель не просто возрождения экономики, а создания “социального рыночного хозяйства” - экономики не для олигархов, а для всей нации. Свой опыт и результаты реформ он описывает в книге “Благосостояние для всех”, вышедшей в Германии в 1957 г.

 

Послевоенная экономика Франции

 

В послевоенный период Франция демонстрирует огромные экономические успехи. К концу 40-х гг. закончено послевоенное восстановление экономки. В 1949 - 1953 гг. происходит оживление, в значительной степени - на основе военно-инфляционной конъюнктуры (страна ведет колониальные войны в Африке и Индокитае, расширяет военные расходы по линии НАТО, осуществляется денежная “накачка” экономики по кейнсианским рецептам).

С 1954 г. начинается экономический подъем при высоких темпах роста. Причинами бурного роста были: массовое обновление основного капитала, разворачивание НТР, модернизация отраслевой структуры экономики, централизация и концентрация производства и капитала. Франция, наконец, понимает бесперспективность развития на основе ростовщичества, инвестиции направляются теперь преимущественно в национальную экономику.

Для послевоенной французской экономики характерна высокая степень участия государства в хозяйственной жизни. Расширяется государственный сектор1 (в значительной степени за счет национализации собственности коллаборационистов, сотрудничавших с фашистами), государство является крупным держателем акций железнодорожного и морского транспорта, военной промышленности. Национализируются банки и страховые компании. Расширяются государственные инвестиции в экономику и государственное предпринимательство на основе госсобственности. Широко используется как косвенные, так и прямые методы управления: контроль над ценами, денежной эмиссией, кредитами.

С 1946 г. начинает осуществляться народнохозяйственное планирование экономики. С 1947 по 1980 гг. было реализовано семь народнохозяйственных планов2. Прямые задания государственному сектору экономики сочетались с косвенным регулированием частного сектора. Планы носили индикативный (рекомендательный) характер, рыночные основы экономики не отменялись.

Такая политика сильного государственного регулирования экономики получала во Франции название “дирижизма”. Она включала: расширение государственного сектора экономики, прямое государственное вмешательство в экономику, предпринимательскую деятельность государства, государственные инвестиции и индикативное планирование экономики.

В конце 50-х гг. происходит кризис политический власти, что негативно сказалось на экономике. Кризис был связан с перманентными колониальными войнами (1939 - 1962 гг.) и усилением милитаристских кругов. Кроме того, усиление социальной направленности экономической политики, ряд принятых в пользу трудящихся и малоимущих законов вызвали обострение противоречий между правыми и левыми политическими силами. Назревала гражданская война.

В декабре 1958 г. к власти приходит Шарль де Голль1 - величайший политический деятель послевоенной Франции. Военный генерал, участник движения Сопротивления, де Голль стал олицетворением сильной власти, примирителем нации (он примирил военных и гражданскую власть, французов и арабов, бедных и богатых). Была принята новая Конституция, заложившая правовые основы Пятой республики, решен колониальный вопрос (колонии получили независимость). Экономическая политика, проводимая Шарлем де Голлем, получила название голлизма.

В послевоенный период под руководством де Голля Франция проводит активную внешнеэкономическую политику, участвует в создании ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества, претендуя на роль лидера в Европе и пытаясь ограничить влияние США и Англии на континенте. Провозглашается политика “индустриального императива” - структурной перестройки экономики, развития новых отраслей, создания новых промышленных центров в провинции. Стимулируется монополизация экономики и создание ФПГ - финансово-промышленных групп. Возрождается аграрный сектор страны, стимулируется экспорт сельскохозяйственной продукции. Быстро растет уровень жизни в стране. Франция возвращает себе былое величие и роль в Европе.

В 70 е годы (после социально-политического кризиса 1968 г.) политику “дирижизма” сменяет политика либерализма, что было характерно для экономики всех развитых стран. Сокращается государственное вмешательство в экономику, осуществляется оздоровление финансов на основе монетаристских идей, укрепляется национальная валюта. Сокращаются социальные расходы и всевозможные государственные субсидии, ужесточается бюджетная политика (рационализируются бюджетные расходы). В страну возвращаются капиталы.

В последние десятилетия 20 века продолжается модернизация экономики и развитие научно-технического прогресса. Экономический рост свидетельствует об эффективности внутренней и внешней политики Франции.

 

Послевоенная экономика Японии

Капитуляцией 2 сентября 1945 г. закончилась для Японии вторая мировая война, Япония была разгромлена союзными войсками (в том числе Советским Союзом) и находилась в условиях оккупационного режима администрации союзных сил под руководством генерала Д. Макартура (1945 - 1951 гг.).

Страна понесла огромные потери. Война унесла 2 млн. жизней. Экономка оказалось совершенно разрушенной (уровень производства составлял 28,5 % от уровня 1935 - 1937 гг.1). Свирепствовала инфляция, процветал “черный” рынок.

Послевоенное восстановление страны происходило в значительной степени под руководством оккупационных властей. Японии была оказана значительная помощь (в основном снижением репарационных платежей и в виде гуманитарной помощи в размере 2,2 млрд. долл. (план Маршалла однако не распространялся на Японию).

Оккупационные власти провозглашают “новый курс” Дж. Доджа - К. Шоупа в Юго-Западной Азии: от союза с гоминдановским Китаем США переключается на союз с Японией, стараясь сделать ее лидером и своей опорой в Азии.

В 1946 - 1951 гг. в стране осуществляются глубокие социально-экономические реформы, происходит обновление всех сторон общественной жизни: экономические преобразования, модернизация общественного строя и государственного устройства.

Осуществляется широкая демократизация общества и демилитаризация экономики. Укрепляются рыночные начала экономики, оживает предпринимательство, осуществляется демонополизация, возрождается конкуренция (распущены холдинги - дзайбацу, являвшиеся держателями акций закрытых акционерных обществ, разукрупняются компании, создается свободный рынок ценных бумаг, осуществляется антимонопольное регулирование).

Проводится крупномасштабная земельная реформа (одна из самых успешных в мире): помещичья земля выкупается государством и передается арендаторам-крестьянам с последующим выкупом земли за символическую плату (участки составляли около 1 га). В руки мелких собственников перешло таким образом около 80 % земли, что стало фундаментом образования класса фермеров, класса предпринимателей на селе.

Осуществляются денежная и бюджетная реформы по рекомендациям управляющего дейтройтским банком Дж. Доджа: принимается строго сбалансированный, бездефицитный бюджет, ограничивается количество денег в обращении, осуществляется контроль за денежной эмиссией, вводится фиксированный валютный курс. Эта политика позволила ограничить инфляцию и отказаться от прямого контроля над ценами.

Происходит структурная перестройка экономии: в условиях дефицита сырья и рабочих рук Япония пошла по пути развития современных наукоемких технологий и перерабатывающих отраслей. Был создан современный многоотраслевой народнохозяйственный комплекс с преобладанием новейших отраслей. Приоритеты в развитии отраслей менялись во времени: в 50-е годы особое внимание уделялось базовым отраслям - металлургии, химический промышленности, энергетике и судостроению, в начале 60-х гг. - автомобилестроению, нефтепереработке и нефтехимии, с конца 60-х годов начинает успешно развиваться электроника.

Возрождение рынка и глубокие социально-экономические реформы происходили в Японии при активном участии государства. Государство проводило структурную перестройку, осуществляло селективную налоговую и кредитную политику, поддерживало конкурентную среду. До середины 60-х гг. осуществлялся полный контроль над внешнеэкономической деятельностью (проводилась протекционистская политика, был ограничен импорт иностранного капитала, стимулировался экспорт японской продукции, иена до 70-х годов была неконвертируема). Политика сильного государственного регулирования в 80-е годы сменилась дерегулированием экономики.

Не менее значительными были и социальные преобразования: был принят Кодекс о труде, легализированы профсоюзы, внедрялась новая корпоративная культура (“моя фирма - моя семья”), была проведена реформа школьного образования, развернута широкая программа жилищного строительства. Делалась ставка на повышение доходов и создание среднего класса (с 1965 г. важнейшей государственной задачей становится преодоление бедности). С одной стороны, это обеспечивало увеличение емкости внутреннего рынка, а с другой стороны, способствовало формированию квалифицированной рабочей силы и гармонизации экономических отношений.

В результате проведенных преобразований японская экономика демонстрирует сверхвысокие темпы роста (с середины 50-х до середины 70-х гг. - более 11 % в год, со второй половине 70-х годов устанавливаются более умеренные, но стабильные темпы роста - 4 - 5 % в год). За 30 послевоенных лет Япония из бедной, с гипертрофированной военной экономикой страны превратилась в великую экономическую державу, заняла одно из первых мест в мире по уровню производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни (с середины 70-х годов она занимает 2-е место в мире по объемам промышленного производства).

 

Таким образом, к концу 40-х годов были залечены раны войны, восстановлена экономика большинства стран. В 50-х - 60-х годах осуществляются динамичные экономические преобразования, происходит бурный рост экономики. В каждой стане была своя специфика, но были и общие черты: сильное государственное регулирование экономики, расширение государственного сектора и государственных инвестиций, активное использование инструментов финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования частных инвестиций и экономического роста, внедрение методов экономического прогнозирования и программирования, модернизация экономики на основе НТР, появление новых отраслей и технологий, усиление интеграционных экономических процессов.

Современный этап хозяйственного развития ведущих стран

В 70-х - 90-х годах 20 века продолжает быстрыми темпами разворачиваться научно-технический прогресс. Происходят глубокие структурные изменения в экономике: появляются новые отрасли и производства, внедряются наукоемкие сложные технологии. При этом обостряются сырьевые и энергетические проблемы, что стимулирует повышение эффективности производства и переход на ресурсосберегающие технологии.

В 70 - 90-е годы обостряются и другие проблемы рыночной экономики: во всех странах усиливается инфляция, подают темпы экономического роста. В этих проблемах были обвинены кейнсианцы с их теорией и политикой сильного государственного регулирования экономики. Происходит смена экономического курса: от сильного государственного регулирования - к дерегулированию экономики. Возрождаются неоклассические (либеральные) теории. В соответствии с монетаристскими1 установками регулирование экономики допускается только в целях ограничения инфляции, основным инструментом такого регулирования признается контроль за денежной массой. Укрепляются рыночные начала в экономике, усиливается ее децентрализация. Сокращаются социальные и другие государственные программы в целях оздоровления бюджета, сокращения его дефицита.

Разворачивается процесс реприватизации собственности: сокращается доля государственной собственности (во всем мире она показала более низкую эффективность, чем частная), усиливается частный капитал. Государственная собственность сохраняется в основном в производственной и социальной инфраструктуре. Осуществляется либерализация хозяйственного законодательства. Стимулируется малый и средний бизнес и поддерживается конкурентная среда как основа рыночной экономики. Особенно последовательными в реализации либеральных идей были США (Р. Рейган) и Великобритания (М.Тэтчер). Приватизация собственности и либерализация экономики свидетельствовали не о поражении государства, а о пересмотре его функций и сфер активности (приоритетными направлениями государственного регулирования остаются финансовая, денежно-кредитная, валютная политика, антимонопольное регулирование).

Усиливается глобализация экономики. Во всем мире осуществляется курс на экономическую интеграцию, снятие таможенных перегородок и запретов. Складывается мировая финансовая система, происходит свободный перелив капиталов между странами.

Развитые страны осуществляют курс на создание смешанной, или “социальной рыночной экономики”. Меняются критерии экономического развития: высокие темпы и рост общественного производства уже не являются самоцелью для развитых стран, на первый план выходит качество роста. Ставятся задачи достижения высокого жизненного уровня, безопасности жизнедеятельности и бизнеса, экологического благополучия.

 

Современная экономика США

 

С середины 70-х годов политическая инициатива в США переходит к неоконсерваторам, олицетворением которых стал Р. Рейган. В экономической теории и практике утверждаются концепции предложения и монетаристские идеи. Вместо кейнсианских идей денежной “накачки” экономики делается ставка на финансовое оздоровление и борьбу с инфляцией, сокращаются государственные расходы (в том числе и социальные), налоги выдвигаются на роль главного инструмента финансовой политики, ограничивается рост денежной массы, осуществляются другие меры по оздоровлению бюджета. В соответствии с налоговым законом 1981 г были существенно сокращены налоги, что имело целью стимулировать труд, бизнес, сбережения.

В результате жестких монетаристских мер инфляция была существенно ограничена, но заметный экономический рост не произошел, инвестиции не выросли, как ожидалось (это позволило говорить даже о кризисе монетаризма). В 1980 - 1982 гг. американскую экономику поразил кризис, в 1983 г. отмечалось оживление, но темпы роста были невысокими (около 2 %), не наблюдалось существенного прироста занятости, темпы роста производительности труда составили 9% (вместо 1,9 % послевоенного периода). Усилилось материальное неравенство.

В 80-х годах правительство США осуществляет наступление на профсоюзы как мощную корпоративную группу давления. Целью этого наступления было “поставить профсоюзы на место”, главным в политике стали - рост производительности труда, эффективности производства и конкурентоспособность американской продукции. Бывшие формы сотрудничества, идеи “социального партнерства” в этих условиях были отброшены. Давление на профсоюзы обусловило усиление политического противоборства конца 80-х - начала 90-х годов в США.

В конце 20 века США активно выступают за открытый мировой рынок, за ликвидацию торговых и политических барьеров. Под флагом борьбы за открытый мировой рынок США пытаются навязать всему миру “американский образ жизни” и американскую концепцию развития (“экспорт рейгономики”). Внешнеэкономический и политический экспансионизм сохраняется и в 80 - 90-х гг. Это нередко вызывает неприятие и раздражение в мире (крайние формы такого неприятия и ненависти к США были продемонстрированы взрывами 11 сентября 2002 г.)

 

Великобритания

 

Великобритания - сравнительно небольшое островное государство - находится в первой десятке наиболее развитых стран мира. Ее мощный экономический потенциал складывался столетиями. Он был основан на проведении целесообразной экономической политики и целях либерализма: стимулировалось предпринимательство, свобода торговли, развитие частного сектора. Государство играло ограниченную роль в хозяйственном развитии.

Но в 20 веке, особенно после Второй мировой войны в традиционно либеральную политику были внесены коррективы: была осуществлена национализация ряда отраслей и предприятий (банки, радио и телеграф, электроэнергетика, черная металлургия, частично - транспорт), возникли смешанные государственно-частные предприятия. Правительство лейбористов (60 - 70-е годы) проводило политику контроля за ценами (ограничивало их рост в ряде отраслей), контролировало заработную плату (ежегодный процент ее прироста), и накопление капитала (через регулирование банковского процента и налогов на прибыль). Предпринимались попытки прямого планирования экономического развития страны.

Но реализация такой политики привела к росту инфляции и ухудшению ряда макроэкономических показателей (темпы инфляции к концу 70-х гг. составили 15 % в год, замедлились темпы роста производства, выросла безработица, снизился уровень жизни, сохранялся дефицит торгового баланса, рос внешний долг страны). Попытки лейбористов решить нарастающие проблемы остались безуспешными. Это было выражением кризиса системы и методов регулирования экономики на основе кейнсианских идей (причем виновата была не кейнсианская теория как таковая, а ее несвоевременное применение: она была рассчитана на период экономического спада, а не подъема экономики).

Эпоха лейбористов (60 - 70-е годы) сменяется в конце 20 века эпохой консерваторов, которая ассоциируется в первую очередь с приходом к власти “железной леди” М. Тэтчер (р. 1925 г.). Тори приходят к власти в 1979 г. В стране начинается перестройка системы государственного регулирования, возрождаются идеи экономического либерализма, сокращается вмешательство государства в экономику и возрождается роль рыночного механизма саморегулирования. Осуществляется серия экономических реформ.

Реформа денежного обращения, финансов и кредита: ограничивается рост денежной массы в обращении, стимулируется рост банковского процента, упраздняется контроль за ценами и заработной платой, в финансовой политике происходит переход от прямых налогов к преимущественно косвенным и отказ от системы прогрессивного налогообложения, существенно сокращаются государственные расходы и займы частному сектору. Монетаристская антиинфляционная политика имела положительные результаты (инфляция сократилась к 1982 г. до 5 %, к концу 80-х - до 3 % в год), но имела и свои минусы (в частности, сокращение социальных программ). Эта политика импонировала крупному бизнесу, но была мало популярна у широких слоев общества.

Денационализация собственности: сокращается государственный сектор экономики и государственное предпринимательство, снижаются государственные расходы на содержание государственных предприятий, стимулируется частный бизнес (в основном инструментами налоговой и кредитной политики).

Изменения в сфере внешней экономики: обеспечивается свобода экспорта капитала (при этом стимулируется его вывоз в развитые страны), поощряется вложение капитала в национальную экономику, в том числе за счет импорта капитала, реализуются меры для обеспечения активного торгового баланса (стимулируется высокая конкурентоспособность британской продукции).

Структурная перестройка и рационализация производства: стимулируются прогрессивные отрасли, в результате реструктуризации вымываются неэффективные предприятия, обеспечивается рост производительности труда (в частности, за счет сокращения численности рабочих) и др.

В результате проведенных в 80-е годы преобразований либерального толка британская экономика вступает в полосу экономического подъема. Улучшаются все экономические показатели (растет производство, ВВП, набирает темпы промышленность и непромышленные отрасли - торговля, связь, транспорт, улучшаются показатели финансово-банковской системы). Великобритания в конце 20 века занимает пятое место в мире по производству промышленной продукции (после США, Японии, Германии и Франции). Ведущими отраслями являются: станкостроение, электротехническая, авиационная, химическая, электронная промышленность и автомобилестроение.

Экономика страны развивается сбалансированно, сельское хозяйство не отстает от промышленности (2 % трудоспособного населения, занятого в аграрном секторе, обеспечивают 80 % потребности страны в продовольствии, сельское хозяйство растет на 5 - 6 % в год). Усиливается взаимопроникновение промышленного и аграрного капитала.

Лондон остается мировым финансовым центром, занимая второе место в мире по объемам инвестиций.

Консервативный либеральный курс экономической политики неоднократно подвергался критике (в основном со стороны левых сил), но сохраняется неизменным до сих пор.

 

Реформы в постсоциалистических странах

в 80 - 90-е годы 20 века

В 60-е годы стала очевидной неэффективность социалистической системы хозяйства, ее неспособность обеспечить более высокий, по сравнению с рыночным, уровень производительности труда и жизни людей, ее невосприимчивость к научно-техническому прогрессу и новациям в производстве. Во всех социалистических странах падали темпы экономического роста, усиливалась финансовая разбалансированность и внешняя задолженность. Меры по решению назревших проблем путем экономической интеграции в 70-х - 80-х гг. оказались безуспешными. Нарастали кризисные явления в экономике и политические противоречия между социалистическими странами.

С началом перестройки в СССР (середина 80-х гг.) большинство социалистических стран берут курс на возрождение рыночных отношений и демократизацию общественной жизни. Но кризисные явления в экономике при этом не исчезли, а даже углубились - этот был трансформационный кризис (в большей степени кризисные явления затронули Болгарию, Румынию, в меньшей степени - Венгрию, Чехословакию, Польшу).

1992 - 1993 гг. ситуация несколько стабилизировалась. Но увеличились бедность основной массы населения, имущественное расслоение, безработица, преступность и коррупция. Во второй половине 90-х гг. в большинстве постсоциалистических стран начинается оживление экономики, которое было прервано мировым финансовым кризисом 1998 г. и возобновилось в 2000-х годах.

Анализ мирового опыта перехода от административной к рыночной экономике показывает, что все составляющие экономических преобразований в переходной экономике могут быть систематизированы по трем основным направлениям: институциональные преобразования, микроэкономическая либерализация и макроэкономическая стабилизация.

Институциональные преобразования включают: разгосударствление собственности, изменение роли государства в экономике, переход к преимущественно косвенному экономическому регулированию, формирование системы рынков, становление рыночной инфраструктуры, создание правовой базы новой системы хозяйствования и др.

Микроэкономическая либерализация предполагает формирование субъектов рыночной экономики и становление предпринимательства и конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости национальной валюты, демонополизацию экономики и др.

Макроэкономическая стабилизация связана со структурной перестройкой и модернизацией экономики, с достижением сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, преодолением денежно-кредитной и финансовой диспропорциональности, проявляющейся в глубоком расстройстве финансовой системы, нарастающей инфляции и обесценении национальной валюты (поэтому макроэкономическая стабилизация часто рассматривается именно как финансовая стабилизация).

Все вышеназванные элементы преобразований тесно взаимосвязаны, при этом возникает проблема последовательности и приоритетов в процессе реформирования экономики, что связано с выбором модели преобразований. Модель преобразований в переходной экономике представляет собой совокупность мер, характеризующуюся специфической субординацией и степенью радикализма, скоростью и глубиной их реализации. Основными моделями преобразований являются структурно-производственный и монетаристский (финансовый) вариант, по степени радикализма выделяют “шоковую терапию” и градуализм.

Градуализм предполагает постепенность преобразований и характеризует эволюционный путь развития. Если же все мероприятия проводятся быстро, радикально и достаточно жестко, они представляют собой так называемую “шоковую терапию” (ее защитники полагают, что затянувшаяся борьба с инфляцией формирует устойчивые инфляционные ожидания и трудно разрушаемую инфляционную инерцию, что стабилизация не может быть растянута на долгие годы, так как это неизбежно углубляет кризис).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.