Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие экономики ведущих стран в 20 веке 3 страница




В монетаристской (финансовой) модели преобразований основными элементами являются: приватизация, либерализация цен и финансовая стабилизация монетарными методами, для нее характерна крайне высокая степень радикализма (Чехия, Венгрия, Польша и другие страны). В структурно-производственной модели на первый план выходят: пересмотр функций государства при сохранении его ведущей роли в экономике, расширение самостоятельности предприятий всех форм собственности и стимулирование отечественных производителей, структурная перестройка и развитие производственного потенциала страны, для нее характерны постепенность преобразований и использование элементов прежней экономической системы (Китай).

В самой модели финансовой стабилизации выделяют два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный (гетеродоксальный). Ортодоксальный сценарий предполагает совокупность макроэкономический мероприятий, включающих ликвидацию (или минимизацию) бюджетного дефицита, проведение жесткой денежно-кредитной политики и использование номинального “якоря” - макроэкономического показателя, который фиксируется на определенном уровне для стабилизации цен (в качестве “якоря” используются номинальная денежная масса, обменный курс валюты, номинальная заработная плата или уровень цен. Неортодоксальный сценарий стабилизации предполагает также регулирование цен и доходов, т. е. использование зарплатного и ценового “якоря” (условием успешной реализации такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и предпринимателями в области контроля за ценами и заработной платой в целях деиндексации экономики).

Опыт показал, что финансовая стабилизация начинается с ликвидации денежного “навеса” как источника, подпитывающего инфляцию. Ликвидация денежного “навеса” может происходить путем сокращения денежной массы в стране, либерализации цен, снижения скорости обращения денег, увеличения реального объема производства (очевидно, последний путь - не самый простой и короткий). Обычно в практике стабилизационных преобразований решались две задачи: проведение денежной реформы для сокращения денежной массы и либерализация цен. Либерализация цен уничтожает избыточную денежную массу через повышение общего уровня цен (рост цен при этом показывает, каков был избыток денежной массы). Либерализация цен или денежная реформа устраняют денежный “навес” в самом начале рыночных преобразований, успех же финансовой стабилизации происходит, если проводится адекватная денежно-кредитная и финансовая политика (в противном случае постоянно воспроизводимый дефицит бюджета, покрываемый за счет эмиссии, неизбежно воспроизводит ситуацию денежного “навеса”, раскручивает инфляционную спираль).

Платой за снижение уровня инфляции, как правило, становится сокращение объемов производства, банкротство предприятий, не приспособившихся к работе в условиях жестких бюджетных и кредитных ограничений, рост безработицы - т. е. дефляционный эффект. Такие последствия делают проведение рестриктивной денежно-кредитной политики непопулярной мерой, и в этой ситуации успех стабилизационной программы в большой степени зависит от последовательности в проведении экономической политики и от степени доверия к правительству.

Основными характеристиками модели структурно-производственной стабилизации являются:

- активная экономическая роль государства в форме косвенного и прямого воздействия на условия и процессы воспроизводства (сохранение управления в ключевых секторах экономики, активная структурная и инвестиционная политика государства и др.);

- осуществление структурной перестройки экономики путем ликвидации сложившихся диспропорций с концентрацией усилий на технологически перспективных направлениях и стимулировании НТП;

- стимулирование инвестиционной активности (через кредитную, финансовую политику и через прямое участие государства в капиталовложениях, в поддержке НИОКР и “точек роста”, предоставлении гарантий инвесторам);

- усиление производственных приоритетов проводимой экономической политики (поддержка отечественных производителей, ориентация кредитной и финансовой политики на инвестиционную деятельность, ограничение возможностей для спекулятивных операций и оттока финансовых средств из производственного сектора экономики);

- стимулирование спроса со стороны домохозяйств и предприятий в целях роста национальной экономики (вместо ограничения совокупного спроса в целях подавления инфляции);

- устранение диспаритета цен, состоящего в завышения цен на сырье и энергоресурсы по отношению к ценам на готовую продукцию, цен на промежуточную продукцию - по сравнению с ценами на конечную продукцию, усиление контроля за ценообразованием на продукцию естественных монополий и др.

Указанные меры увязываются с курсом на эволюционное, постепенное преобразование экономической системы, не допускающим ее резкого слома, чреватого потерей управляемости экономикой. Финансовая стабилизация выступает не как самоцель, а как элемент и результат макростабилизации; она достигается на принципиально ином экономическом фоне: растущая экономика, повышение ее научно-технического уровня и конкурентоспособности; она увязывается с линией на наполнение внутреннего рынка продукцией отечественных производителей, укрепление экономической безопасности страны, недопущение превращение национальной экономики в “сырьевой придаток” экономически развитых стран (наилучшим образом такая модель была реализована в Китае).

Трансформационные проблемы были общими во всех постсоциалистических странах, но при этом были свои специфические особенности в каждой стране, складывались различные модели переходной экономики.

 

Венгрия. Здесь после политических событий 1968 г. социалистическая собственность и централизованное плановое управление сочетались с ограниченными товарно-денежными отношениями и рынком.

В 80-е годы шло активное формирование структуры и инфраструктуры рынков, возрождалось частное производство (хозяйственно-трудовые сообщества), формировался акционерный капитал и рынок ценных бумаг, разворачивался процесс приватизации. В сельском хозяйстве укреплялся частный и кооперативный сектор. Либерализация цен привела к их росту, поэтому неизбежной стала жесткая антиинфляционная политика.

В 90-е годы продолжалось развитие предпринимательства в стране, рос негосударственный сектор экономики (частные, кооперативные, акционерные предприятия, предприятия с участием иностранного капитала). Были заложены правовые основы рыночной экономики, создана инфраструктура рынка Утвердилась самостоятельность предприятий, повысилась их ответственность за результаты деятельности. В 1991 г. был принят закон о банкротстве, что повлекло за собой ликвидацию неэффективных предприятий, повышение дисциплины на предприятиях. Венгрия взяла курс на создание экономики открытого типа, на интеграцию в мировое рыночное хозяйство.

К 1992 - 1993 гг. самый тяжелый рубеж был преодолен. Прекратился спад производства, началось оживление экономики, отмечался рост иностранных инвестиций, повысился уровень жизни.

 

Польша. К началу 80-х годов в стране усилилась экономическая и политическая нестабильность. В декабре 1982 г. было введено военное положение, но ситуация еще больше обострилась. Набирало силу движение “Солидарность”- за экономические реформы и демократизацию общества. К власти приходит правительство Мазовецкого, начинаются широкие общественные преобразования. В соответствии с Планом Бальцеровича, проводится “шоковая терапия”, в частности, либерализация цен (при этом вводится ограничение на рост заработной платы) и приватизация государственной собственности. Высокая инфляция (до 250 % в год) обусловила ужесточение денежно-кредитной и финансовой политики, с 1991 г. инфляция пошла на убыль.

Результатом трансформационных преобразований стало падение производства, выросшая безработица, снижение жизненного уровня и реальных доходов. Около 20 % предприятий оказываются неплатежеспособными. Рентабельность приватизированных предприятий падает с 20 - 40 % до 8 %. Огромных размеров достигла внешняя задолженность. В этих условиях правительство повышает налоги и ставку банковского процента (в целом денежно-кредитная политика отличается в 80-х годах неустойчивостью). В сочетании с “принудительной приватизацией” это вызвало недовольство народа и падение правительства Мазовецкого.

С 1992 г. намечаются положительные тенденции, переросшие к концу 90-х годов в экономический рост.

 

Чехословакия. До 90-х годов здесь было относительно стабильное положение. В 1988 г. начинается реформирование хозяйственного механизма, в частности, создаются условия для экономической самостоятельности предприятий. В 1989 г. к власти приходит новое правительство В. Гавела, начинается “бархатная революция”. Экономические преобразования были направлены на создание свободной рыночной экономики, многообразие форм собственности, реприватизацию (в Чехословакии это была в основном “малая приватизация”).

При этом, как и в других постсоциалистических странах, усиливается разбалансированность экономики, нарастают спад производства, безработица. Около 70 % предприятий оказываются неплатежеспособными (сказывалась зависимость от импорта энергии и сырья из СССР). В 1991 г. осуществляется либерализация цен (цены при этом выросли на 59 %), заработная плата была заморожена.

В целом экономические реформы, проводимые в Чехословакии, были сбалансированными, последовательными, большую роль сыграло и то, что в стране был достаточно высокий исходный уровень развития и достаточно насыщенный потребительский рынок. Сохранялось доверие к руководству страны.

В 1993 г. произошел распад федерации на Чехию и Словакию. Это усилило на первых порах экономический кризис (причем в Словакии экономическая ситуация была намного сложнее, чем в Чехии). К концу 90-х годов ситуации выправляется.

 

Югославия. С 1965 г. в Югославии формируется своя модель социализма, страна проводит самостоятельную экономическую политику. Главной проблемой была неравномерность в экономическом развитии ее республик, что в значительной степени порождало сепаратизм и национализм.

В 70-е годы страна переходит к свободному механизму ценообразования, в результате чего усиливается инфляция. Радикальные преобразования в Югославии начались раньше, чем в других социалистических странах, но и она не избежала глубокого трансформационного кризиса.

В 1989 г. в к власти приходит правительство Марковича, которое осуществляет решительный поворот к рынку, демократии и плюрализму. Начинается широкое разгосударствление собственности. Ведется решительная борьба с инфляцией: происходит замораживание заработной платы при свободных ценах, либерализация импорта, обеспечивается конвертируемость динара. В результате к началу 90-х годов гиперинфляция была подавлена.

В 1991 г. начинается гражданская война в стране, происходит распад единого государства. Первыми отделяются Хорватия и Словения. Начинается продолжительная война Сербии и Хорватии. Становится независимой Македония, в 1992 г. - Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория объявляют себя республиками в составе СРЮ (Союза республик Югославии) со столицей в Белграде. Гражданская война в стране, парализовавшая экономику,

не утихает до сих пор.

 

Румыния. экономические реформы здесь начались в 1989 г. Диктаторский режим Чаушеску был свергнут, к власти пришло новое демократическое правительство, сделавшее ставку на рыночные преобразования. Радикально меняется роль государства в управлении экономикой, упраздняется административное распределение товаров, возрождается частная собственность на селе (хозяевам выделялось по 0,6 га земли в полную собственность), осуществляется либерализация цен (что, в условиях товарного дефицита, естественно, привело к их росту).

В Румынии произошел особенно сильный спад производства и уровня жизни (1992 г. был годом наибольшего спада). Усилились структурные диспропорции, огромной величины достигал дефицит бюджета. К концу 90-х годов ситуация изменилась в лучшую сторону.

 

Болгария. Реформы, связанные с демократизацией общества и преобразованием экономической системы, начали осуществляться здесь с начала 80-х годов. В результате, как и во всех постсоциалистических странах, сокращаются объемы производства, усиливаются кризисные явления в экономике.

В 1987 - 1988 г. начинается новый этап реформ. Они становятся радикальнее, осуществляется переход от централизованного планирования к экономической самостоятельности предприятий и регионов. Формируются многообразные формы собственности и хозяйствования. Осуществляется приватизация (в частности, путем реституции1). В 1991 г. вводится свободное ценообразование, результатом чего стала гиперинфляция (цены выросли в среднем на 600 %).Усиливается финансовая нестабильность, растет дефицит бюджета. Безработица достигает 15 %. Правительство пытается контролировать инфляцию: снижает ее за счет экономии государственного бюджета и ограничения роста доходов населения. Осуществляется государственная поддержка некоторых отраслей и предприятий (в основном легкой и пищевой промышленности).

В 1993 г. отмечается перелом, начинается оживление экономики - первоначально в госсекторе, медленнее происходит восстановление частного сектора. Во второй половине 90-х гг. кризисные явления в экономике были преодолены.

 

ГДР. Германская Демократическая Республика была наиболее развитой в экономическом отношении страной социалистического содружества. Здесь в 80-х годах также начинаются экономические реформы. Открытие границ в 1989-1990 гг. привело к резкому спаду производства из-за неконкурентоспособности продукции, массовому оттоку кадров и дестабилизации потребительского рынка.

В октябре 1990 г. произошло важное историческое событие: была разрушена Берлинская стена и воссоздано единое германское государство. На территории бывшей ГДР продолжался экономический кризис, и правительство ФРГ осуществило огромные инвестиции в экономику этого региона. Различия в уровне жизни и эффективности экономики сохраняются и сейчас, но в целом экономические реформы в бывшей ГДР закончились, создан фундамент для стабильного экономического роста в стране.

 

Таким образом, анализ преобразований в постсоциалистических странах показывает, что в экономических реформах везде особая роль принадлежала государству. При этом ограничиваются его экономические функции, от централизованного управления происходит переход к экономическому регулированию экономики. Усиливается независимость предприятий (прекращается государственный патернализм, дотации и субсидии неэффективным предприятиям), происходит санация экономики. Во всех странах идет поиск оптимального соотношения роли государства и рынка.

Во всех постсоциалистических странах имела место приватизация собственности, возрождение предпринимательства, демонополизация экономики, финансовая стабилизация и формирование экономики открытого типа. Успех реформ зависел от наличия рыночных структур в прежней экономической системе, товарно-денежной сбалансированности, от структуры производства, наличия предпринимательского слоя, развитости демократии и доверия населения к правительству и проводимому курсу реформ.

В европейских постсоциалистических странах реформы происходили в основном по монетаристскому сценарию (финансовая модель стабилизации в форме “шоковой терапии”).

 

Реформы хозяйственного механизма в странах Азии и на Кубе.

 

В 60-е годы здесь отмечались падение темпов экономического роста, снижение эффективности экономики и замедление научно-технического прогресса. В 70-х - 80-х годах стала очевидной несостоятельность существующей экономической системы, предпринимаются первые попытки экономических преобразований. Но реформирование хозяйственного механизма в рамках существующих экономических отношений (государственной собственности, централизованного управления экономикой) оказалось невозможным, кризисные явления продолжали нарастать. Усиливается социальная напряженность, антисоциалистические настроения, неуправляемость общества.

В странах Азии и на Кубе экономические реформы имели как общие с другими постсоциалистическими странами черты, так и специфические особенности. Общим везде было: разгосударствление экономики, отмена или сокращение дотаций убыточным предприятиям и переход от государственного патернализма к экономической самостоятельности предприятий, финансовая стабилизация (преодоление дефицита бюджета, сдерживание инфляции), улучшение отраслевой структуры производства в целях повышения эффективности производства, решение проблемы занятости в условиях безработицы.

Особенностями реформирования в этих странах было: реформирование экономики без существенных изменений в политике и идеологии (инициаторами реформ были старые управленческие, партийные структуры), значительная роль государственного и партийного аппарата, сохранение многих элементов командно-административной системы (пропаганда социализма в ходе преобразований не ослабевала). Реформы осуществлялись по структурно-производственному сценарию в форме градуализма.

Историческое своеобразие азиатских государств проявилось в сохранении централизации управления, общинных и религиозных традициях, популярности идей коллективизма. Значительное влияние на сознание населения в этих странах оказала и длительная антиколониальная война с метрополиями.

 

Вьетнам. Начало экономических реформ относится к концу 70-х - началу 80-х годов. Реформы начались с предоставления самостоятельности отраслям и провинциям в экспортно - импортных операциях, свободы оборота внеплановой продукции, ослаблении контроля за частниками и кустарями. При этом усиливались экономические методы управления и материальное стимулирование субъектов экономики. Формировался кооперативный сектор в промышленности (государственный сектор все больше обнаруживал свою неэффективность). В аграрном секторе происходило наделение крестьян землей на правах долгосрочной аренды.

IV съезд КПВ (1986 г.) взял курс на радикализацию реформ. Был легализирован частный сектор во всех сферах экономики, все уклады были признаны равноправными, началась широкая денационализация собственности. В 1989 г. было отменено директивное планирование и регулирование цен. Вводился свободный обмен донга по рыночному курсу. Банковский процент определялся в зависимости от уровня инфляции и соотношения спроса и предложения.

Вьетнамская экономика не избежала глубокого экономического спада. Это в значительной степени было обусловлено сокращением советской помощи и развалом СЭВ (Совет Экономической взаимопомощи, форма экономической интеграции социалистических стран). Ощущался дефицит инвестиций, усилилась коррупция, процветал черный рынок, спекуляция и контрабанда. Возросли безработица и имущественное расслоение населения, резко сократились все социальные программы.

С 1992 г. начинается перелом в экономике, происходит стабилизация и затем оживление. В первую очередь оживает сельское хозяйство (Вьетнам становится третьим после США и Тайланда экспортером риса), происходят прогрессивные структурные изменения в экономике, улучшается внешнеторговый баланс, повышается уровень жизни.

 

Монголия. Экономические реформы в Монголии начинаются с 1988 г. Особенностью экономики социалистической Монголии была низкая плотность населения, рассредоточенность хозяйственных единиц, преимущественно кочевой образ жизни, тесная экономическая интеграция с СССР, инертность партийно-государственного аппарата.

Главными политическими задачами в процессе перестройки общественной жизни стали: разграничение функций государственного и партийного аппарата, признание многопартийности, соблюдение законности и преодоление коррупции, реорганизация центральных и местных органов управления. Важнейшими экономическими задачами были: переход от командно - административной экономики к планово-рыночной, формирование регулируемых рыночных отношений, создание различных форм собственности. Особое внимание было уделено разворачиванию сети небольших предприятий по производству товаров из животноводческого сырья. Для общественных преобразований в Монголии были характерны социальная и политическая стабильность, организованность и дисциплина.

 

Лаос. Особенностью экономических реформ в Лаосе были высокие темпы рыночных преобразований и более широкие возможности для привлечения частного иностранного капитала. В 1988 г. на всех государственных предприятиях страны вводится хозяйственный расчет. Позже появляются новые формы хозяйствования - акционерные предприятия, кооперативы, аренда. Было провозглашено равенство всех экономических укладов. Большую выгоду приносила передача государственных предприятий в аренду, особенно иностранным фирмам. Особенное внимание уделялось сельскому хозяйству как основе для развития перерабатывающей промышленности. Государственное регулирование и планирование сохранялось только на макроуровне (в основном в социальной сфере, в оборонной промышленности, в банковском секторе).

Лаос продемонстрировал быстрый и сравнительно безболезненный переход от патриархального хозяйства с социалистической ориентацией к рынку. Эти преобразования в силу своей успешности получили название “лаосского экономического чуда”.

 

КНДР. В Корейской Народно-Демократической Республике, как и во всех социалистических странах в 80-х гг. падали темпы роста, снижалась эффективность производства, усиливался товарный дефицит. Причинами кризисных явлений были нехватка сырьевых и энергетических ресурсов, высокие военные расходы (до 30 % бюджета), неконкурентоспособность экспортной продукции и, как следствие, растущая внешняя задолженность.

Здесь также возникает необходимость глубоких экономических реформ и преодоления экономического застоя. Однако в КНДР сохраняется старый политический курс, усиливается пропаганда преимуществ социализма (бесплатная медицина и образование, отмена всех налогов, символическая плата за коммунальные услуги, отсутствие безработицы, всеобщая карточная система распределения). Страна продолжает жить в условиях автаркии и самоизоляции. В 1994 г. к руководству страной приходит сын Ким Ир Сена - Ким Чен Ир, он сохраняет курс на построение социализма.

 

Куба. Во второй половине 80-х годов в стране нарастают кризисные явления. Снижается уровень жизни, усиливается товарный дефицит и безработица (в основном в среде молодежи), сохраняется нормированное распределение товаров, растет внешняя задолженность. Осуществляются попытки преодолеть негативные процессы, но неизменным остается упор на командные начала в руководстве народным хозяйством и идейно-воспитательную работу. Коммунистическая партия во главе с Фиделем Кастро (р. 1926 г.) продолжает курс на построение социализма, последовательно борется с ревизионизмом.

Серьезные проблемы в экономике Кубы были вызваны, кроме прочего, ориентацией страны на социалистическую интеграцию в рамках СЭВ. С крушением мирового социализма и перестройкой в бывшем СССР Куба осталась в изоляции, без привычной помощи со стороны СССР и социалистического содружества.

 

Китай. Китай - огромная страна с населением в 1130 млн. человек. Основой экономики является сельское хозяйство (70 % - аграрное население). Страна горная, с низким процентом освоения земель (65 % территории составляют горы), половина ее угодий подверженная стихийным бедствиям. К началу 80-х годов 1/4 населения была неграмотной.

После Второй мировой войны в стране прошло несколько реформ, соответственно можно выделить несколько этапов в развитии экономики:

1949 - 1956 гг. - начинается строительство социалистической экономики, национализация собственности, создание централизованного механизма управления.

1956 -1958 гг. - политика “большого скачка” Мао Дзе Дуна: попытка быстро поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Принудительно создавались народные коммуны как первичные хозяйственные единицы. Ставились нереальные экономические задачи, революционный энтузиазм использовался как главный фактор экономического роста. Был запрещен товарообмен, его заменило централизованное плановое распределение, были запрещены подсобные хозяйства (В. Овчинников писал, что показателями благосостояния в те годы были махровое полотенце, эмалированный тазик и термос, а предметом мечтаний для китайцев был велосипед).

В 60-х годах происходит отход от политики “большого скачка”, признание “левацких ошибок” в строительстве социализма, что благотворно сказалось на развитии экономики.

1966 - 1967 гг. - “культурная революция” в Китае, ставшая очередным “левым” зигзагом политики. Она затормозила экономический рост, стала причиной огромных потерь во всех сферах жизни страны.

В 70-х годах окончательно сложилась экономическая система Китая. Для нее были характерны: сверхцентрализация управления, государственный тоталитаризм, полное отсутствие самостоятельности предприятий, директивное планирование и военно-административные методы управления (сохранялось прямое, внеэкономическое принуждение к труду, на общественных работах использовалась армия), государственное ценообразование (государство всем снабжало предприятия, скупало всю продукцию по своим ценам и само все распределяло). Рынок и товарно-денежные отношения отрицались. В экономике царили бюрократизм, субъективизм, произвол чиновников. В результате экономика была несбалансированной (товарный дефицит), уровень жизни - крайне низкий, сохранялось уравнительное распределение и нормированное потребление, заработная плата была низкой, процветали черный рынок и спекуляция. Развитие народного хозяйства было подчинено наращиванию военного потенциала (военные расходы съедали треть бюджета государства).

Во второй половине 70-х годов усиливаются трудности и кризисные явления в экономике Китая, начинается спад производства. Очевидной становится необходимость глубоких экономических реформ. С конца 70-х годов (1978 г.) правительство берет курс на реформирование социалистической экономики. Провозглашается политика “урегулирования” (устранения экономической несбалансированности), “преобразования” (социалистической модернизации), “упорядочения” (консолидации ресурсов на важнейших направлениях), “повышения” (высокого качества продукции). Целью проведения новой политики была перестройка управления в целях укрепления социалистического хозяйства и сбалансированности экономики. Реформы прошли два этапа:

Первый этап: 1978 - 1984 гг. Упор был сделан на развитие сельского хозяйства. Внедрялся семейный подряд, основной производственной единицей стал крестьянский двор. Земля оставалась в государственной собственности. Стимулировалось развитие крестьянских промыслов и подсобного хозяйства. Уравнительное распределение заменялось распределением “по труду”. Усиливалась самостоятельность предприятий, укреплялось уважение к собственности.

Результатом изменений стало заметное оживление сельского хозяйства и становление аграрного рынка. Выросло производство зерна, хлопка, масличных. Китай вышел в лидеры по производству различных сельскохозяйственных продуктов и поголовью скота. При этом душевое производство оставалось на невысоком уровне, сохранялся импорт продовольствия. Не происходило заметного роста механизации на селе. Экономический эффект достигался только за счет изменений в организации труда, улучшения землеустройства и структуры посевов.

В промышленности были созданы свободные экономические зоны, совместные и иностранные предприятия. Происходит оживление инициативы, самостоятельности, осуществляется переход к новым формам хозяйствования, усиливается рыночная ориентация экономики. Все это происходит при сохранении социалистической системы и руководящей роли Коммунистической партии Китая.

Второй этап начинается с 1984 г. Главной задачей этого этапа стало строительство социалистической экономики “с китайской спецификой”. Плановая система сочетается с рыночным механизмом. Государственный сектор занимает ведущие позиции в экономике. Государство продолжает контролировать потоки ресурсов и товаров.

“Социалистическая товарная экономика” предполагала рационализацию системы цен, использование экономических рычагов (с 1985 г. отменяется контроль за ценами). В экономику приходят новые кадры. Особое внимание на этом этапе уделяется городской экономике и промыслам. Возрастает самостоятельность предприятий (при сохранении плановой системы), государство осуществляет преимущественно косвенный контроль за их деятельностью. Частный капитал допускается в торговлю, сферу обслуживания (это в основном небольшие предприятия и кустарные промыслы). Оживает внешнеэкономическая деятельность. Расширяются внешнеторговые связи, возникают свободные экономические зоны, провозглашается “политика открытых дверей”.

Реформы стали мощным стимулом для развития производства. Китай сегодня демонстрирует самые высокие в мире темпы экономического роста, становится мировым лидером в производстве ряда продуктов. Появляются новые отрасли, преобладающими темпами развивается тяжелая промышленность, в целом промышленность начинает преобладать над сельским хозяйством. Китай становится динамично развивающейся индустриально-аграрной державой.

 

Таким образом, социалистическая экономическая система после 70-ти с лишним лет ее упорной реализации уступила место рыночной экономике. Страны, пытавшиеся создать новую экономику и общественное устройство, были вынуждены отказаться от этой идеи и вернуться в русло развития мировой экономики. Но социалистический опыт и пример не прошли даром, во-первых, мир убедился в преимуществах эволюционного развития, во-вторых, очевидной стала необходимость гармонизации отношений между трудом и капиталом, необходимость государственного регулирования экономики. Положение трудящихся в развитых странах сегодня - это в значительной степени результат социалистических преобразований в России и других странах.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.