Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 1 страница




Il

T

N


§ 3. Типы социальной организации

Подходы к типологии

Одна из основных особенностей социальных организаций состоит в их повсеместности. Поэтому первая типология имеет своим основа­нием сферы жизнедеятельности общества — трудовую, общественно-политическую, досуговую, образовательную и т.д. Такую типологию можно рассматривать как «горизонтальную» (условный термин), пос­кольку она охватывает рядоположенные сферы общества.

Наряду с «горизонтальной» имеет место и «вертикальная» типология, «пронизывающая» социальными организациями все общество, каждую его сферу. В западной социологии (П. Блау, У. Скотт, Дж. Марч, Г. Сай­мон) чаще всего говорят о двух типах наиболее распространенных органи­заций: бюрократических учреждениях и добровольных ассоциациях^.

Бюрократические учреждения рассматриваются в духе веберовских характеристик бюрократии. Деятельность таких органи­заций предусматривает разделение ролей, специализацию труда, со­ответствующее место в иерархии власти, подчиненность определен-


* См.: ПршожинА.И. Современная социология организаций. С. 127. 2 См.. Blau P., Scott W. Formal Organizations: A Comparative Approach. San Francisco, 1963; March,/., Simon H Orgam/ations. N.Y., 1958.


Глава 16. Социальные организации 311

ным правилам и нормам и т.д. Добровольным ассоциациям свойственны три основные черты: 1) их целью является защита общих интересов членов ассоциации; 2) членство в таких организациях доб­ровольно; 3) эти организации не связаны с правительственными орга­нами. К добровольным ассоциациям относятся многие религиозные структуры и образования, женские союзы и организации, профессио­нальные сообщества (в том числе и социологические), клубы любите­лей собак и кошек и т.д.

Типология А. И. Пригожина

В отечественной литературе существуют иные «вертикальные» типо­логии социальных организаций, лишь частично совпадающие с опи­санной выше. Так, А.И. Пригожий говорит о четырех типах организа­ционных образований в обществе: деловых, союзных, ассоциативных организациях и поселениях1. Первые два типа он относит к собствен­но организациям, вторые два — к иолуорганизациям. Все они взаимо­связаны и пересекаются, поскольку, скажем, на территориях боль­шинства поселений находятся и деловые, и союзные, и ассоциативные организации, а, к примеру, многие союзные (общественные) органи­зации имеют административный аппарат, предприятия и т.д.

Что же представляет собой каждый из названных типов? Дело­вые организации (предприятия, учреждения) — это первичные организационные образования, создаваемые государством, местной властью, акционерными обществами и др. В силу этого они могут быть государственными, муниципальными, частными. Среди деловых организаций (по критерию сфер их деятельности) имеет смысл выде­лить производственные, торговые, обслуживающие, образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные, проектные. Первые три вида (производственные, торговые, обслуживающие) включены в систему производства и распределения материальных ценностей и ус­луг, остальные относятся к сфере умственного труда.

Деловые организации выполняют ряд общественно и индивиду­ально значимых и полезных функций. С одной стороны, они осуще­ствляют социальное управление и социальный контроль, с другой — работают на удовлетворение человеческих потребностей в области производства предметов потребления, отдыха (рекреации), лечения, образования, воспитания, социализации и т.д.

Помимо этих функций, деловые организации способствуют уста­новлению системы отношений между людьми и социальными общно-

См.. Пригожий А.И. Современная социология ортанизаций. С. 81—90.



Раздел III Общество и его структура


стями. Это могут быть отношения кооперации, сотрудничества, под­чинения (соподчинения), функциональные, клиентурные, индивиду­ализированные и т.д. Вопрос о классификации деловых отношений — особый, он выходит за пределы анализа социальных организаций, по­этому мы его не касаемся, а просто называем некоторые виды этих от­ношений, реализуемых в деятельности деловых организаций.

Второй тип социальных организаций в их «вертикальной» типоло­гии — союзные, или общественные, организации. Они создаются для удовлетворения многообразных потребностей людей в об­щении, самореализации, получении дополнительных политических, пра­вовых, материальных и иных возможностей. Союзные организацииэто форма общественной самодеятельности и массово/о самоуправления.

Целесообразно выделить несколько видов союзных организаций. По одному из критериев — целям и ориентациям — союзные, или обще­ственные, организации делятся на работающие преимущественно в ин­тересах общества или интересах членов этих организаций. Конечно, можно говорить и о смешанном варианте, который, видимо, является наиболее оптимальным. Характеризуя первую группу союзных органи­заций, направленных на удовлетворение прежде всего общественных потребностей, назовем политические, проблемные, творческие органи­зации (партии, общества охраны природы, памятников культуры, спа­сения на водах, научные, художественные, изобретателей и рационали­заторов и т.д.). Творческие организации могут быть отнесены также и ко второй группе союзных организаций, нацеленных на удовлетворе­ние личных потребностей их членов. Сюда относятся профсоюзные, предпринимательские, спортивные организации и т.д.

Третий тип — ассоциативные организации, обладающие рядом признаков социальных организаций. Но вообще это скорее соци­альные группы, существующие за счет взаимного удовлетворения инте­ресов их членов. Особенность функционирования ассоциативных орга­низаций заключается в связности целей каждого из участников, при которой речь идет не об их общности и единстве, а лишь о том, что цель одного может выступать средством для достижения цели другого. При­меры такого типа организаций: семья, неформальная группа, научная школа. Они характеризуются некоторой автономией от среды, относи­тельной стабильностью состава, наличием лидера, принятием общих решений, распределением членов ассоциативных организаций по пре­стижу и выполняемым социальным ролям. В этих организациях суще­ствуют спонтанно складывающиеся коллективные нормы и ценности.

Наконец, четвертый тип социальной организации — поселения. Как считает Пригожий, они обладают сходными с ассоциацией при-


Глава 16. Социальные организации 313

знаками организации и выполняют важную роль объединения людей на какой-либо общей для них территории для достижения целей опре­деленного («совместно-поселенческого») характера.

Типология формально-рациональных организаций

Несомненно, приведенная типология разработана очень детально и охватывает десятки наименований социальных организаций, часть которых была названа. Однако среди них существуют наиболее зна­чимые для общества типы, имеющие административно-деловой ха­рактер. При всей важности общественных (союзных) организаций, ас­социаций и т.д. определяют жизнь общества на данном этапе его существования как в высокоразвитых, так и в иных странах прежде всего формально-рациональные организации. Среди них мы бы выделили следующие основные типы:

1) организации по производству товаров и услуг (промышленные,
сельскохозяйственные, бытовые предприятия и фирмы, сервисные
фирмы и службы), финансовые организации (банки, страховые обще­
ства, кредитные союзы и т.д.);

2) учреждения и организации в области образования (дошколь­
ные, школьные, учебные заведения начального, среднего, высшего,
послевузовского профессионального образования, учреждения до­
полнительного образования и т.д.);

3) учреждения и организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и спорта (больницы, по­
ликлиники, санатории, туристские базы, бассейны, стадионы и т.д.);

4) научно-исследовательские и проектные учреждения и организации;

5) органы законодательной и исполнительной власти, организации
и учреждения административно-управленческого характера (органы
государственного и муниципального управления самого различного
уровня — от международных и федеральных до районных и местных).

О каких бы социальных организациях ни шла речь, все они реали­зуют одну из своих важнейших функций — функцию управления, к рассмотрению которой мы и переходим.

§ 4. Социальная организация и управление

Управление и менеджмент

Основой функционирования организаций является наличие управле­ния. Применительно к социальной организации понятие управления используется в двух аспектах. Во-первых, речь идет об управлении в



Раздел III. Общество и его структура


 



самой организации. Во-вторых, имеется в виду управленческая дея­тельность организации по отношению к каким-либо социальным общностям, группам, процессам, явлениям.

В отечественной литературе последних лет понятие «управление» встречается все реже и все чаще — «менеджмент», что объясняется тер­минологическим сближением с западной традицией в условиях перехо­да России к рыночной экономике. Но понятия эти не тождественны: менеджмент характеризует прежде всего социально-экономический институт, тогда как управление — понятие более широкое и касается со­циальных процессов в целом (в том числе и социально-экономичес­ких). Кроме того, под менеджментом понимается область междисцип­линарных исследований технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством. Широко распро­странилось и понятие менеджеров — квалифицированных работников, занимающих ключевые позиции в управленческой деятельности.

Принципиально возможны два способа управления как целена­правленного воздействия: прямое (через приказ) и опосредованное (через мотивацию и стимулирование). Однако наиболее эффективно организация функционирует тогда, когда оба способа используются как взаимодополняющие. Здесь много зависит от субъекта управле­ния, в частности и от того стиля деятельности, который он стремится применять в отношениях с управляемыми людьми и структурами (об­ществом, общностями, социальными организациями).

Поскольку управление по своей сути похоже и часто сводится к от­ношениям руководства-подчинения, они (эти отношения) должны по­буждать включенных в них людей действовать в соответствии с требова­ниями организации. Это касается как тех, кто руководит, так и тех, кто подчиняется. И теоретически, и практически каждый из нас находится в системе управленческих отношений. Не все руководят, но каждый — подчиняется: начальникам, законам, социальным нормам, правилам.

Управление в организации

Теперь рассмотрим более конкретно управление в организации и ее управленческую деятельность. Эта проблема была специально по­ставлена еще в начале XX в. одним из основоположников научной те­ории управления французским инженером и исследователем А. Фай-олем1. Он дал четкий ответ на вопрос, каково содержание этой деятельности. Оно включает в себя: планирование самой деятельнос­ти, ее предвидение, организацию человеческих и материально-финан-


См • Файоль А Общее и промышленное управление. М, 1923


Глава 16. Социальные организации 315

совых ресурсов для ее осуществления, принятие решении и отдачу распоряжений на их основе, корректировку и координацию действий различных участников управленческого процесса, контроль за дости­жением поставленных целей и поведением членов организации в со­ответствии с принятыми социальными нормами.

Говоря об управлении в организации, необходимо представлять себе два его вида: внешнее, централизованное и внутреннее, или само­управление. Первый вид означает управление организациями, осуще­ствляемое извне, т.е. находящееся за их границами. Филиал фирмы, расположенный в Екатеринбурге, управляется из ее центра в Москве; министерство управляет подведомственными предприятиями, нахо­дящимися на территории страны; из областного центра осуществляет­ся управление районами и т.д.

При всех плюсах централизованного управления (широта обозре­ния, учет интересов системы в целом, а не только данной организа­ции) оно не может знать и учитывать в полной мере потенциал данной организации, по-настоящему проникаться ее нуждами и заботами. В этом смысле управление, осуществляющееся изнутри организации (самоуправление), плодотворнее.

Управление организацией можно рассматривать как систему от­ношений, в которую включены несколько групп работников. Если речь идет, к примеру, о заводе, то это руководители разного уровня (высшего, среднего и низового звеньев), служащие заводоуправления и цехов, рабочие, внутренние и внешние акционеры". Их интересы мо­гут совпадать, но часто — существенно расходиться, что имеет прин­ципиальное значение для организации.

Типичная ситуация касается вопроса, куда направлять и как тра­тить заработанные средства. Одни заинтересованы в том, чтобы вкла­дывать их преимущественно в развитие производства, другие — ис­пользовать для роста заработков, внешние акционеры могут проявить интерес к увеличению дивидендов, а внутренние — заработной платы. В чем состоит задача управления организацией, когда возникают та­кие расхождения интересов? Прежде всего в том, чтобы найти консен­сус между различными категориями управленцев, рядовых работни­ков и акционеров за счет расширения общей зоны их интересов. В подобной ситуации самоуправление выступает как механизм поис­ка и согласования целей, принимаемых всеми участниками организа­ции (или их большинством).

Управленческая деятельность, как и любой вид труда, нацелена на получение определенного результата. Весь вопрос в том, как опреде­лить его эффективность. Можно, конечно, идти традиционным и ис-



Раздел 111. Общество и его структура


 


пытанным для недавнего прошлого путем, усматривая эффектив­ность управления организацией в достижениях производства, росте' производительности труда и увеличении выпуска продукции. Но бо­лее перспективной представляется иная постановка вопроса.

Эффективной будет считаться та управленческая деятельность, которая приведет к изменениям в организационных отношениях, в ус­тановках, знаниях, целях, социальных позициях и статусах членов ор­ганизации. В свою очередь, именно эти изменения и должны будут привести к позитивным сдвигам в технологиях и непосредственных; результатах производства. Другими словами, между управлением в; организации и получением непосредственного производственного эффекта необходимо видеть промежуточные звенья, они и являются результатом управленческой деятельности.

Поэтому не случайно исследователи социальных организаций ста­вят вопрос об организационном порядке. Он связан с социальной са­моорганизацией на всех уровнях общества. Она есть следствие взаимодействия спонтанных регуляторов функционирования обще­ственных систем. В качестве примеров самоорганизации можно на­звать миграцию, текучесть кадров, бракоразводные процессы и др. Ко­нечно, все эти явления испытывают на себе определенное воздействие социальной организации, но при этом остаются все же в основе своей самоорганизующимися. Задача социальной организации видится в том, чтобы соотнести самоорганизацию как свою разновидность, как особый процесс социального управления с целевым воздействием субъекта управления на его объект. Таким образом, возникает необхо­димость интеграции управления.

Наряду с вопросами управления в организации в обществе сущест­вует и более широкая проблема — социального управления. К ее рас­смотрению мы переходим в следующей главе.

Вопросы и задания

1. Покажите многозначность термина «социальная организация». Приведите при­
меры, се демонстрирующие.

2. В чем заключаема,)ффект сипзргии?

3. Что собой представляет в качестве офасли социологической пауки социология
организации?

4. Дайте характеристику формальной социальной организации. Чем она отличает­
ся от неформальной?

5. Чго такое бюрократия?

6. Какие подходы к шнологии социальной организации вы знаете?

7. Как осуществляется управление в организации?

8. Что такое эффективность управленческой дея гелыюсти?

9. Как соотносится управление и менеджмент?


Глава 16. Социальные организации



Литература

Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 9. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2002. Ч. 4. Гл. 10-12. Комаров М.С. Введение в социологию. М, 1994. С. 130—142. Кравченко А.И, Социология: Справочное пособие. М., 1996. С. 240—275. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1998. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Смеллер Н.Дш. Социология. М., 1994. Гл. 6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Социология в России / Под ред. В.Л. Ядова. М., 1998. Гл. 11.

Социология. Основы общей теории / От. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 11.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 220-237.

Холл Р. Организации: пруктуры, процессы, результаты. СПб., 2001.

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М., 2000.


Глава 17

Социальное управление

§ 1 Социальное управление как вид управления в обществе. § 2 Система

(оциалъного управления § 3 Уровни и функции социальною управления

§ 4 Социальное управление и социальная политика


§ 1. Социальное управление как вид управления в обществе

Для обозначения управления в обществе используется термин «соци­альное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных ме­тодов. В данном случае термин применяется в широком смысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.

В отличие от управления в технических и биологических системах, оно характеризуется разработкой программ, формированием у субъ­ектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достиже­ния сформулированных целей. Управление в живой природе бессубъ­ектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом. И управ­ляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме. В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества — субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предпо­лагает организацию деятельности людей по реализации управленчес­кого проекта.

Социальное управление как воздействие

При определении социального управления в литературе преобладает его трактовка через воздействие управляющей системы на управляе-


 


Глава 17. Социальное управление 319

мую. Именно таким образом характеризует управление Г.В. Атаман-чук. Он считает, что управление представляет собой «целенолагаю-щее (т.е. сознательное, направляющее, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные струк­туры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, коо­перативы, ассоциации и т.д.)»1. Авторы учебника «Социальный ме­неджмент» также определяют управление как «целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей»2.

Однако как непосредственное, так и опосредованное воздействие на деятельность людей не обязательно является управлением. Учи­тель воздействует на учеников; огородник, вскапывая грядки на сво­ем участке, воздействует на землю и лопату; хозяйка, делая в доме уборку, воздействует на пол, стены, окна; студенты, выступающие на семинарском занятии, воздействуют на преподавателя и друг на дру­га; мнения одних людей оказывают значительное влияние на мысли и поведение других, и т.п. Тем не менее все приведенные события нельзя назвать управлением. Иными словами, на действия людей влияют различные события, но далеко не все они представляют со­бой управление.

При определении управления через воздействие оно чаще всего отождествляется с трудом, какой-либо профессиональной деятельно­стью. В таком случае любой труд оказывается управлением, с чем вряд ли можно согласиться. В то же время, учитывая то обстоятельст­во, что управление в обществе всегда представляет собой воздействие одних субъектов на других субъектов с целью побуждения их к совер­шению той или иной деятельности, становится очевидным, что оно представляет собой субъект-субъектное отношение.

В литературе последних лет вес чаще справедливо отмечается, что в определении управления через воздействие не учитывается присущее социальному управлению обратное воздействие управляемой системы на управляющую. Понятие «воздействие», отмечают авторы учебника «Менеджмент (Современный российский менеджмент)», «...ассоции­руется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэто­му более обоснованно с точки зрения сущности менеджмента использо-

1 Основы современного социального управления: теория и методология М, 2000
С. 8.

2 Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валовою М, 2000 С. 380



Раздел III Общество и ею структура


 


вание таких понятий, как процесс воздействия на персонал и процесс
взаимодействия людей и коллективов, занятых к производственно-хо­
зяйственной деятельности или в сферах обслуживания этой дея гельно-
сти»1. Тем не менее в данном случае не учитывается, что управление
возможно и без внешнего воздействия. Примером этого выступает са­
моуправление на уровне отдельного человека. 1
На то, что управляющие субъекты испытывают на себе обратное
воздействие управляемых, обращают внимание и авторы уже упомя­
нутого учебника «Социальный менеджмент». Это воздействие выра­
жается либо в готовности управляемых субъектов выполнять предпи­
сания управляющих, либо в сопротивлении им. Иными словами,
несмотря на традиционность фактовки управления через воздейс!-
вие, современные исследователи все чаще акцептируют внимание па
том, что между управляющими и управляемыми субъектами возника­
ет взаимодействие.

Социальное управление как взаимодействие

Социальное управление как деятельность представляет собой выработ­ку субьектом управления (управляющей подсистемой) информацион­ного образа (проекта деятельности) и контроль за ei о реализацией. Для исполнителя (управляемого субъекта) этот проект служит программой деятельности. При разделении труда на управленческий и исполни­тельский имеет место разделение субъектов, вырабатывающих проекты и исполняющих их. При самоуправлении один и тот же субъект и выра­батывает проект, и реализует его2.

На наш взгляд, социальное управление (управление в обществе) пред­ставляет собой форму информационного взаимодействия людей, при ко­торой одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполните­ля, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии имеет место и воздействие одного субъек­та на других субъектов. Если одни субъекты вырабатывают программу деятельности (информационный образ) и контролируют ее реализацию другими субъектами, происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Однако субъекты, вырабатывающие программу и реа­лизующие ее, могут «совпадать» в одном лице. В таком случае мы имеем дело с самоуправлением.

Социальное управление всегда представляет собой единство уп­равления и самоуправления, в эгом состоит одна из его важнейших


Мепеджмсш (Современный российским менеджмент) М, 1999 С 148—149 См Костин В А Теория управления. Екаюринбург, 2001 С 27.


Глава 17. Социальное управление 321

специфических черт. Социальные группы и общности, на которые на­правлена деятельность субъектов управления, не пассивно восприни­мают внешние воздействия, а активно реагируют на них. Абсолютиза­ция управления, управленческого воздействия, непризнание самоуправления в конечном счете ведет к тоталитаризму, абсолюти­зация самоуправления — к анархии.

Социальное управление представляет собой управление не только устойчивой деятельностью людей, входящих в общности, но и изме­нением этой деятельности, т.е. это управление не только функцио­нальными, но и процессуальными изменениями (управление процес­сами).

Социальное управление как «сквозной» вид управления

Социальное управление выступает «сквозным» видом всех уровней управления в обществе. На уровне государства оно представляет со­бой издание законов, регулирующих различные направления функ­ционирования социальной сферы и социальные процессы. Для осу­ществления социального управления создаются специальные органы, разрабатывающие основные направления социальной политики, оп­ределяется их финансирование, осуществляется контроль за ее реали­зацией на региональном уровне.

На уровне регионов и муниципальных образований происходит вы­бор социальных программ, производится их корректировка примени­тельно к конкретным условиям, осуществляется непосредственная орга­низация деятельности управляемых субъектов по реализации социальной политики, в том числе и создание учреждений для этой цели.

На уровне фирмы имеет место решение социальных проблем ее со­трудников (организация отдыха, охрана здоровья, создание благопри­ятного психологического климата, условий для наиболее эффектив­ного труда, обучения, получения образования и др.).

Социальное управление представляет собой взаимодействие управ­ляющих и управляемых субъектов, содержанием которого являются выработка и создание условий для реализации программ действий в сферах, связанных с функционированием социальных общностей, удовлетворением социальных потребностей, реализацией социальных прав индивидов в составе этих общностей. Речь в данном случае идет об управлении (регулировании) социальной структурой, мобильностью, миграционными процессами, занятостью, доходами населения, карье­рой индивидов, созданием условий и возможностей для получения об­разования, охраны здоровья, культурного развития, отдыха, социаль­ной защиты детей, пенсионеров, инвалидов и др.



Раздел III. Общество и его структура


Удельный вес социального управления на разных уровнях управ­ления различен. На муниципальном уровне оно выходит на первый план, являясь важнейшим предназначением органов муниципального управления (можно сказать, их миссией). На государственном уров­не, как уже отмечалось, задается его стратегия, формируется норма­тивная база, создается стратегия финансирования. На уровне фирм (микроуровне) социальное управление не является самоцелью, оно подчинено миссии организации и проявляется прежде всего в управ­лении человеческими ресурсами, управлении персоналом.

Успех деятельности фирмы в современном менеджменте во мно­гом связывается с качеством человеческих ресурсов, поэтому наем­ные работники рассматриваются как основные активы компании. Не здания, сооружения, оборудование, а прежде всего сотрудники, распо­ряжающиеся ими, создают конкурентные преимущества организации. В силу этого социальное управление в рамках фирмы, направленное на повышение доходов сотрудников, создание условий для их профес­сионального и карьерного роста, образования, отдыха, приобретает в t современном менеджменте все большее значение.

§ 2. Система социального управления

В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субь-ект; проект деятельности; объект управления; цель управления1. Субъектами управления выступают индивиды, способные выра­батывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами — люди, способные к осуществлению про­грамм, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.