Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 2 страница




Социальное управление многосубъектно. Его субъекты — не толь­ко индивиды, но и государственные, муниципальные органы и обще­ственные организации. На уровне государства важнейшими субъекта­ми являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исиолнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполни-

См Костин В А Теория управления


Глава 17 Социальное управление 323

тельные и судебные органы. Органы местного самоуправления зани­маются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.

Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регу­лируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управ­ления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъектив­но — как «руководство к действию», управление может и не иметь ме­ста. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдель­ные индивиды, способные к реализации социальных программ, выра­ботанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социаль­ной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.

Проект управленческой деятельности — сложный иде­альный образ, наличие которого обусловливает организацию деятель­ности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы усло­вий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект представ­ляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленчес­кое решение представляет собой фрагмент проекта.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере содер­жит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помо­щи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Про­ект включает в себя не только целевые образы (например, обеспече­ние всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения це­лей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.

Управленческий проект в социальной сфере всегда является не­полным, предполагая самоуправление со стороны управляемых субъ­ектов. Задача управляющих субъектов —создать условия для того, чтобы социальные общности и индивиды в своей деятельности могли



Раздел 111 Общее гво и его структура


 


щ т


 


реализовать те или иные возможности (получить образование, реали-'] зовать право на труд, досуг, отдых и др.).

Управленческие проекты могут быть направлены па регулирова-1 ние деятельности профессиональных и гражданских общностей. В ос­нове выделения профессиональных общностей лежит тот или иной вид деятельности (например, коллектив учебного заведения, завода, больницы, коммерчески-торговой фирмы и т.н.), в основе граждан­ских — единая система законов, регулирующая отношения людей. Процесс создания и изменения проектов, адресованных гражданским общностям, осуществляется политиками на государственном уровне и носит название реформ. Проектирование, имеющее целью преобра­зование жизнедеятельности профессиональных общностей, осуще­ствляется менеджерами.

Объект социального управления — разные виды жизне­деятельности управляемых субъектов: потребительская, образова­тельная, культурно-досуговая, миграционная, религиозная, отбор лю­дей для назначения на соответствующие должности и др. По существу это деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Иными словами, объект управления и управляемый субъект в социальном управлении не совпадают. Проект деятельнос­ти, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, способных понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, реализующий выработанный субъектом управления проект деятельности, делает это не автоматически, а «пропуская» этот проект через свое сознание и волю. Он может более точно, ближе к идеальному образу реализовать проект, или, стремясь реализовать какие-то собственные цели, не предусмотренные про­граммой, может только создать видимость реализации проекта.

Смысл управления обществом заключается в воздействии на уп- j равляемый субъект с целью организации его деятельности. Восприни­мая управленческие решения, управляемый субъект соглашается со­вершать действия, предусмотренные проектом.

Цель управления — создание и сохранение определенного со­стояния объекта управления, организационного состояния деятель­ности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в ка­ких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их произ­водству, упорядоченности уже существующей системы.

Приведем простой пример «из жизни». Всем нам приходится обра-3 щаться в медицинские учреждения, целью деятельности которых яв-| ляется лечение больных. Цель деятельности конкретного врача — по-


Глава 17 Социальное управление 325

становка диагноза, назначение лечения, проведение операции, осуще­ствление профилактики заболевания и т.п. Для лечения нужны не только квалифицированные врачи, но и медицинское оборудование, медикаменты, обслуживающий персонал, осуществляющий уход за больными. Создание проекта медицинского учреждения, включающе­го в себя все необходимые условия как в количественном, так и в ка­чественном выражении, и являет ся в данном случае целью социально­го управления. Цель врача — вылечить больного, цель субъекта, управляющего медицинским учреждением, — так организовать дея­тельность врачей и других его сотрудников, чтобы процесс излечения осуществлялся наиболее эффективно. Говоря иначе, эффективность управления проявляется в эффективности управляемой деятельнос­ти, в основе которой — се упорядоченность.

Как ни парадоксально, но значимость цели управления осознает­ся в том случае, если выработанный проект не обеспечивает эффек-тивпости соответствующей деятельности, устойчивого состояния системы. Так, если при всех усилиях, предпринимаемых руководи­телями гой или иной фирмы, производимая продукция (или услуга) не пользуется спросом на рынке, фирма терпит убытки, ее деятель­ность неэффективна, значит, неэффективно управление данной фирмой.

Социальное управление направлено на сложные социальные сис­темы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управле­ния формируется желательный образ социального процесса (испол­нения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулиру­ется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.

§ 3. Уровни и функции социального управления

В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и угамребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В уз­ком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между раз­личными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин



Раздел III Общество и его структура


«социальное управление» также употребляется в широком и узком: смыслах.

До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в i широком смысле — как синоним «управления в обществе». Однако \ настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рас­сматривать управление территориальными, демографическими, куль­турными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и каче­ством жизни.

Уровни социального управления

Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уров­ни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социально­го управления — различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управле­ния, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управ­ления.

В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, раз­работки ее нормативных оснований и основополагающих направле­ний. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессио­нальная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также усло­вия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студен­тов, инвалидов и др.).

Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множест­ва разнородных социальных групп, объединенных на территории од­ного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объ­единяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одно­го государства. Государство вырабатывает системы норм, регламенти­рующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.


Глава 17 Социальное управление 327

Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений соци­альной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответ­ствующей территории. На уровне управления муниципальными обра­зованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты уп­равления на муниципальном уровне организуют и контролируют де­ятельность исполнителей по достижению конкретных целей (напри­мер, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования).

Если государственное управление направлено на непосредствен­ное управление гражданами государства, через регулирование выпол­нения ими действующего законодательства, то муниципальные орга­ны власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкрет­ных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципально1 о образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономиче­скую, политическую, образовательную, культурную, религиозную де­ятельность, решение этнических проблем, ортнизацию социальной защиты населения и т.п. В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне му­ниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказа­ние коммунальных услуг.

Третьим уровнем управления в обществе является менедж­мент. Он рассматривается в литературе с различных позиций. Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, киберне­тических, биологических системах, и вряд ли можно называть его ме­неджментом, равно как человека, управляющего техническими систе­мами, — менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управле­ния обществом.



Раздел 111 Общество и его структура


Во-вторых, менеджмен! связывают с организацией процесса upoj изводства и рассматривают как управление коммерческими оргапиза циями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельноег| с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менедж! менту в основном рассматривается характеристика организаций, изГ структуры, уровней управления, организационного поведения, управа ления персоналом, проблем лидере та и т.п.

В-третьих, менеджмент определяют как особый вид нрофесс но- • нальной деятельности по организации и управлению, совокупность-конкретных методов управления, существующих в рыночном общест- <■ ве. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяе1СЯ| управление персоналом организации.

Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (ор­ганизации) является получение устойчивой прибыли, задачей управ­ляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, коюрых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень дохо­дов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя дея­тельность, направленную на решение социальных проблем ее сотруд­ников.

Функции социального управления

Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы1. К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последователь­ное улучшение, совершенствование, относятся: обеспечение условий безопасности граждан; создание и упрочение условий, гарантирую­щих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источни­ками средств к сущее гвованию, создание возможностей для повыше­ния их доходов; обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий; охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан; развитие социально-бытовой инфраструктуры; создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, произволе гва.

Вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных

' См. Социальный меиеджмсш С 106—115


Плана 17 Социальное управление



качествах" обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; ортнизация институциональной деятельности, формирую­щей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; развитие трудовой, социально-политической, произ­водственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии соци­альной организации коллектива; развитии его социальной структуры; создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.

В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в со­ответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный специ­фикой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результа­тов конкретных видов деятельности.

Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от вы­деляемого «набора» функций оно определяется, например, как «про­цесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходи­мый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»1. Управление может пониматься как «эффективное и производитель­ное достижение целей организации посредством планирования, орга­низации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами»2.

В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: 1) выявляются основные функции управления, в результате реализации которых 2) осуществляется эффективное и производительное достиже­ние целей организации. При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются.

В отечественной литературе функции социального управления рас­сматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при

' Мескол М, Альберт М, Хедоури X Основы меиеджмеш а М.1997 С 38 ^ДафтРЛ Менеджмент С 18



Раздел III. Общество и его структура


классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию| контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции управления выделяются более дробно, j В качестве общих функций, реализация которых представляет собой i управленческий цикл, различают целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функ­ций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание1, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.

В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной дея­тельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих реше­ний. Так, в результате функции планирования появляются цели, в ре­зультате функции организации — упорядоченность, в результате мо­тивации — желание трудиться.

Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традици­онная модель трактовки управленческих функций применима прежде всего на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятель­ность общностей предполагает регламентацию взаимодействий меж­ду ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляю­щую информационную модель.

Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделя­ются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции2.

К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются це­ли деятельности, вырабатываются нормы и оценки. Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленчес­ких решений.

К предмету сервисно-управленческих функций относится форми­рование как у субъектов управленческой деятельности, так и управля-

См.: Основы современного социального управления теория и методология С. 73 См.: Костин В А Теория управления. С 51—56


Глава 17. Социальное управление 331

емых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, на­деление полномочиями и др.). Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реали­зации первых. Например, такие функции, как мотивация и стимули­рование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организа­ции выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями за­крепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкрет­ными исполнителями.

Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервис­ные функции, которые уже не являются управленческими: деятель­ность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обуче­нию, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Ре­зультатом выполнения сервисных функций выступает решение ка­кой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельно­го управленческого решения.

Для выполнения сервисных функций создаются специальные ор­ганы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты ока­зывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим катего­риям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муници­пальные органы посредством выработки и принятия необходимых ре­шений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. На­ряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, со­стоящие из набора элементарных управленческих действий, имею­щих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

§ 4. Социальное управление и социальная политика

Понятие социальной политики

Социальное управление выступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей,



Раздел III Общество и его структура


отдельных личностей от деструктивных процессов. Целью социаль­ной политики является решение социальных проблем многочислен­ных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов, соци­ализация и развитие личности.

Содержанием социальной политики выступает создание благоч приятных условий для жизнедеятельности людей, для социального^ воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений меж­ду ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуще­ствления социальной политики реализуются права граждан на до­стойные условия бытия, свободное участие в жизни общества. Механизм выработки и реализации социальной полигики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и соци­альные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений.

По нашему мнению, социальную политику можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социаль­ной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие соци­альной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствования качества жизни, ока­зание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам. Формирование условий для решения названных задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляет собой управление социальной политикой.

Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях — государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого ис­пользуется разнообразный потенциал социальной системы — финан­совый, кадровый, интеллектуальный.

К важнейшим принципам реализации социальной политики от­носится: формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев со­циальной безопасности общества, обеспечение государством мини­мальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях.

Задачей Российского государства выступает законодательное за­крепление социальных нормативов — минимального прожиточного уровня, душевого дохода, семейного дохода, потребительской корзи­ны и др. Такие нормативы составят основу реальной социальной диа­гностики. Мониторинг социальных показателей и индикаторов поз-


Глава 17. Социальное управление

волит отслеживать проблемы в социальной сфере и предпринимать таги по их постепенному решению. Огромное значение в осуществле­нии такого мониторинга играют эмпирические и прикладные социо­логические исследования.

Основные направления социальной политики

В качестве основных направлений социальной политики, как прави­ло, выделяют следующие.

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­
тельская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда,
охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоиму­
щих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслужи­
вание, социальные гарантии).

4. Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура,
охрана здоровья, спорт.

5. Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, тор­
говое и бытовое обслуживание.

6. Социоэкологическая политика.

7. Миграционная политика (миграционные процессы внутри стра­
ны и за рубежом, защита интересов эмигрантов и иммигрантов).

8. Политика в отношении отдельных групп населения — пенсионе­
ров, инвалидов, молодежи и др.1

В реализации социальной политики можно выделить два аспек­та. Во-первых, удовлетворение жизненных потребностей тех групп людей, которые в силу объективных условий не могут это сделать самостоятельно (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, вынужден­ные переселенцы и др.). Это предполагает организацию непосредст­венной деятельности по реализации соответствующих сервисных функций.

Во-вторых, создание па государе гвенном, региональном, отрасле­вом уровнях, равно как и на уровне предприятия (фирмы), условий, при которых люди могли бы обеспечить себе достойное существова­ние. К этим условиям относятся регулирующее воздействие на фор­мирование доходов, порядок выплаты заработной платы, создание ус­ловий для развития образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. Решение этих задач осуществляется государством, субъектами Федерации, муниципальными органами прежде всего посредством

См Холо(moea ЕИ Социальная полшика М, 2001 С 6.



Раздел III. Общество и его структура


разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, уп­равления финансовыми потоками.

К условиям, от которых зависит нормальное существование инди­видов и социальных групп, относятся также: организация охраны об­щественного порядка, окружающей среды, транспортного обслужива­ния населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологи­ческой безопасности, планировка, застройка, благоустройство насе­ленных пунктов, дорожное строительство. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, государством же разрабатываются общие принципы и законодательные основания их осуществления.

Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной за­щиты различных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих не только материальное благополучие, но и культурное и интел­лектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. При этом следует иметь в виду, что социальная защита не сводится к помощи наименее обеспеченным социальным группам. В той или иной ее форме нуждаются все социальные слои и группы (например, в защите от преступных посягательств, произвола чиновников, в эко­логической безопасности и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.