Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины коррупции




Теоретические основы экономического анализа кор­рупции были заложены в 1970-е гг. в работах американ­ских экономистов неоинституционального направления.


64 Теневая экономика

Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер эко­номической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных кур­сов и т. д.). При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная по­литика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации.

В современной экономической науке принято отме­чать множественность причин коррупции, выделяя эко­номические, институциональные и социально-культур­ные факторы.

Экономические причины коррупции — это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служа­щих, а также их высокие полномочия влиять на деятель­ность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это за­метно в развивающихся и в переходных странах, но про­является и в развитых странах. Например, в США отме­чено много проявлений коррупции при реализации про­граммы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции счита­ются высокий уровень закрытости в работе государст­венных ведомств, громоздкая система отчетности, от­сутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 65

распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных резуль­татов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции явля­ются деморализация общества, недостаточная инфор­мированность и организованность граждан, обществен­ная пассивность в отношении своеволия «власть иму­щих».

В тех странах, где действуют все три группы факто­ров (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциали­стические страны), коррупция наиболее высока. Напро­тив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и корруп­ция там более умеренная.

Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) — исполнитель (агент) — опе­каемый (клиент)» (рис. 6-1).

В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назна­чает агентам (А), чиновникам среднего и низшего зве­на, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные по­собия, осуществляет найм работников на государствен­ную службу и т. д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице ру­ководителя налоговой службы, агенты — это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налого­плательщики. В обмен на выплату налогов налогопла­тельщики получают возможность легально функциони­ровать, в противном случае их ожидают штрафы и про­чие наказания.

3 — 5432



Теневая экономика


 



Выполнение обязательств в рамках контракта с принципалом

Устанавливает

правила и платит

зарплату


Сигналы о злоупотреблениях

Взятки


Рис. 6-1. Модель коррупции «принципал—агент—клиент»

Качество системы регулирования зависит от того, возникают ли в этой системе конфликты интересов ме­жду принципалом и агентом. Правительство в принци­пе не имеет ни времени, ни возможностей лично обслу­живать каждого клиента, поэтому оно делегирует пол­номочия по их обслуживанию чиновникам, предписав им определенные правила. Чиновники-агенты, зная своих клиентов лучше, чем правительство-принципал, могут более эффективно работать с ними. Но принци­палу трудно контролировать, как многочисленные по­средники-агенты выполняют предписанную работу, тем более что чиновники могут сознательно скрывать ин­формацию об истинных результатах своей деятельности. Поскольку честность чиновника-агента не может быть полностью контролируема, то агент сам решает, быть ли ему «честным». Решение чиновника зависит от ожи­даемых вознаграждений за добросовестную работу и ожидаемых наказаний за злоупотребления. Например, в российской налоговой системе оплата налогового слу­жащего почти не зависит от количества вносимых в бюджет средств за счет выявленных им укрываемых на­логов. Это приводит к тому, что зачастую сборщик на-


Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 67

лога оказывается сильнее заинтересован в получении взяток, чем в честной службе.

Нелегальное вознаграждение чиновнику-агенту от его клиентов может даваться по разным мотивам. Граж­данин или фирма могут дать взятку, чтобы чиновник дал им положенные услуги более быстро, «вне очереди» (ускоряющая взятка). Чаще, однако, чиновников подку­пают, чтобы они предоставляли своим клиентам пред­лагаемых государством услуг больше, а забирали нало­гов меньше, чем положено по закону (тормозящая взят­ка). Бывает и так, что чиновник имеет широкие возможности для придирок по надуманным предлогам; тогда взятки дают, чтобы чиновник не воспользовался своими возможностями проявить самодурство (взятка «за доброе отношение»).

Для предотвращения коррупции наиболее ответст­венным служащим стараются назначать очень высокое жалование и одновременно ужесточают меры наказания за нарушение ими служебного долга. Однако многие исследователи отмечают, что во многих случаях госу­дарственное жалование не может конкурировать с фи­нансовыми возможностями потенциальных взяткодате­лей (если ими являются крупные легальные бизнесмены или боссы мафии). Достойная зарплата агента является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для предотвращения коррупции. Поэтому государство-принципал дополняет (или даже заменяет) высокие по­ощрения на «воззвания к честному поведению». Это значит, что правительство пытается создать психологи­ческие барьеры против своекорыстия агентов, напри­мер, повышая моральный уровень граждан через меха­низм обучения и идеологической пропаганды. Кроме того, правительство-принципал поощряет прямые связи С клиентами (прием жалоб от населения), которые слу­жат дополнительным и очень важным инструментом контроля над действиями чиновников-агентов.

Таким образом, от зарплаты агентов и от широты их полномочий зависят взаимоотношения «агент—клиент»,


68 Теневая экономика

а от степени контроля принципала над агентами и влияния клиентов на принципала — взаимоотношения «принципал-агент». Моральные нормы влияют в этой системе на все виды отношений, определяя меру допус­тимости отступлений от требований закона.

Предельно лаконичное определение основных при­чин коррупции некоторые зарубежные экономисты вы­ражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол — ответственность

Это значит, что возможности коррупции прямо за­висят от монополии государства на выполнение некото­рых видов деятельности (например, производить закуп­ки оружия) и от бесконтрольности деятельности чинов­ников, а также обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.