КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, принципы, функции и цели маркетинга
Из изложенного видно, что ключевые слова маркетинга – нужда, потребность, запрос, обмен, сделка, рынок, товар/услуга. Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство нехватки чего-либо. Человеческие нужды многочисленны и разнообразны. Люди нуждаются в тепле, пище, одежде, взаимопонимании и самовыражении. Всякая нужда по-разному воспринимается отдельными людьми и зависит, прежде всего, от культурного и личностного состояния индивидуума. Нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от уровня культуры и особенностей личности человека, определяет потребность. По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности его членов. Отдельные из потребностей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд теорий мотивации, но наиболее известными из них являются теории З.Фрейда и А.Маслоу. Для маркетинга представляет интерес теория, предложенная А.Маслоу. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности, которые имеют более высокую степень значимости, а затем появляются побуждения к удовлетворению потребности самосохранения. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека являются социальные потребности, потребности в уважении и самоутверждении. Учитывая это, разные организации предпринимают целенаправленные действия, которые стимулируют потребность, а вместе с ней и спрос. Маркетинг не создает нужду, она существует объективно. Задача маркетологов состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие удовлетворение нужд и потребностей человека. Для этого необходимо найти потребителей, выявить существующие потребности, установить факторы, оказывающие влияние на их формирование, провести анализ и определить, как данные потребности будут развиваться в перспективе. С учетом полученной информации следует наладить производство товаров, более полно удовлетворяющих выявленные потребности. Задача потребителя – выбрать тот товар, который доставит ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человеческая нужда, потребность, запросы удовлетворяются товаром. Товары – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения или потребления. Понятие “товар” не ограничивается физическими объектами, к нему можно отнести также услугу, место, организацию, вид деятельности, идею. Иными словами, все, что способно удовлетворить нужду, можно назвать товаром. Услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема, не приводит к овладению чем-либо. Маркетинг имеет место и в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена или сделки. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Следующим исходным понятием маркетинга является рынок. В экономической литературе рынок определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей товара [1].
Понятие рынка тесно связано с определением его емкости. Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год. Наряду с емкостью важной характеристикой рынка является соотношение между предложением данного товара и спросом на него. Учет последнего фактора позволяет выделять рынок продавца и рынок покупателя. Рынок продавца – такой рынок, на котором продавцы имеют больше возможностей, диктуют свои условия. Это ситуация, когда спрос превышает предложение. Обратно пропорциональная ситуация складывается на рынке покупателя – предложение превалирует над спросом. Рынок покупателя – условия диктует покупатель. Используя перечисленные определения нужды, потребности, запроса, обмена, сделки, рынка, товара/услуги, можно сформулировать сущность маркетинга: производить то, что находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю товар, предварительно “не согласованный” с рынком. Принципы маркетинга: знание рынка; всестороннее изучение потребителей, их желаний и предпочтений; приспособление к рынку, производство/предоставление только той продукции, которая соответствует спросу; воздействие на рынок, формирование спроса, стимулирование реализации. Среди основных целей маркетинга выделяют поиск и создание покупателя, выявление и развитие отличительных, конкурентных преимуществ продукции и/или услуги. Функции маркетинга – это совокупность видов маркетинговой деятельности. Они подразделяются на общие и специфические. К первым относятся целеполагание (планирование), организация, координирование, учет и контроль, т.е. функции, присущие любому типу управления. Среди специфических, конкретизированных применительно к маркетинговой деятельности, можно выделить комплексное исследование рынка (включая анализ и прогноз конъюнктуры), анализ производственно-сбытовых возможностей учреждения/предприятия; определение маркетинговой стратегии, составление программы; осуществление товарной (продуктовой), ценовой, сбытовой и коммуникационной политики (формирование спроса и стимулирование сбыта); создание и развитие маркетинговых структур (служб); контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности. Указанные функции маркетинга взаимосвязаны, и их разделение в значительной мере условно. Каждое учреждение/предприятие разрабатывает собственную систему маркетинговой деятельности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |