Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ребенка первых трех лет жизни и уход за ним




Первый период жизни человека длится 280 дней или 10 лун­ных месяцев внутриутробного развития, когда после оплодотво­рения перестраивается весь организм матери. Наиболее ответствен­ными для здоровья будущего ребенка являются первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка внутренних органов и систем, и действие неблагоприятных факторов в этот период мо­жет привести к различным врожденным уродствам и отклонени­ям тканей и органов плода от нормального развития. Питание плода в этот период происходит за счет плаценты, которая вы­полняет также гормональную и защитные функции. Через пла­центу в кровь плода поступают лекарственные препараты, алко­голь, наркотики, а в последний месяц беременности — микро­элементы (как, например, железо). Если ребенок рождается рань­ше срока, у него из-за дефицита железа может развиться анемия (малокровие). Поэтому питание беременной должно быть согла­совано с медработником, особенно во вторую половину бере­менности, когда должна преобладать молочно-растительная пища, творог, яйца, разнообразные овощи, фрукты. Необходимо ис­ключить из рациона пищевые продукты, способствующие раз­витию аллергии у будущего ребенка: экстрактивные препараты, пряности, кофе, шоколад, орехи, цитрусовые, клубнику. В по­следние месяцы ограничить прием соли и жидкости; особенно неблагоприятны для развития плода алкоголь, никотин, нарко­тики.

В течение беременности нужно соблюдать чистоту кожи, сли­зистых оболочек, следить за регулярной работой желудочно-ки­шечного тракта (слабительные средства принимать только по на­значению врача), полноценным сном (8 —9 ч ночью и 1 — 1,5 ч Днем). Необходим ежедневный прием гигиенического душа, об­мывание молочных желез теплой водой с последующим растира­нием жестким массажным полотенцем. По показаниям врача про­водятся массаж сосков, дубящие ванночки с корой дуба, перман­ганатом калия. Обязателен туалет наружных половых органов теп-лои водой с мылом. Половую жизнь следует ограничить, особен­но в первые и последние месяцы беременности, так как это мо­жет привести к нежелательным последствиям. Гулять следует еже­дневно 2 — 3 раза в день. Одежда должна быть свободной, из нату­ральных тканей, с 6 месяцев полезно носить бандаж, обувь на низком каблуке.

Этот период очень ответственен для будущих матерей. Они долж­ны пройти психопрофилактическую подготовку к родам и школу для будущих родителей. Поощряется присутствие мужа при родах, а также обеспечение совместного пребывания матери и ребенка в одной комнате после родов.

Если в семье плохие бытовые условия, и беременность неже­ланна, то это может стать фактором риска для здоровья матери. При проведении медико-социального патронажа беременной не­обходимо обращать внимание на вышеизложенное и помочь осво­бодить беременную женщину от тяжелого физического труда, ра­боты во вредных условиях; нужно поощрять индивидуальный и надомный труд, проводить санитарно-просветительную работу. Будущую мать необходимо окружить заботой и вниманием мужа, который должен быть привлечен к рождению ребенка с первых дней беременности.

Уход за ребенком. На дородовых патронажах будущие родители должны ознакомиться с основными советами по уходу за ребен­ком, позаботиться о приданом для новорожденного. Ткани долж­ны быть только хлопчатобумажными, сохранять тепло, легко сти­раться и гладиться. Детское белье необходимо кипятить и стирать специальными детскими порошками, тщательно полоскать, в противном случае может развиться пеленочный дерматит. Хранят детское белье отдельно от взрослого.

Комплект белья для новорожденного ребенка должен вклю-. чать в себя: 15 — 20 тонких пеленок, около 10 фланелевых, пару чепчиков или косыночек, 6 — 8 легких, 5 — 6 фланелевых распа­шонок, 20 подгузников (лучше из марли); одеяло ватное или шер­стяное, 2 байковых одеяла, 2 пододеяльника, один уголок для прогулок из белой ткани с кружевами. Новое белье необходимо выстирать и прогладить.

Кроватка для новорожденного должна стоять в самом светлом месте, не на сквозняке и не у батареи. Ее необходимо периодиче­ски мыть. Матрац в кроватку рекомендуется приобретать из жест­кого конского волоса. Головной конец матраца нужно несколько приподнять. Не следует подкладывать новорожденному подушки и перины.

Коляска должна быть удобной, по сезону, легко раскрывающейся; ее также необходимо периодически мыть щеткой с мылом 1 внутри и снаружи.

К моменту выписки ребенка из роддома квартиру нужно уб­рать, пропылесосить, протереть влажной тряпкой все углы и щели. Из комнаты лучше убрать ковры, вымыть окна; занавески на окнах должны быть легкими. В комнате должен быть градусник (темпера­тура помещения для новорожденного 20 — 22 °С), ее необходимо 4 раза проветривать (летом форточка должна быть постоянно откры­той). Необходимо выбрать место для пеленания новорожденного.

Аптечка для новорожденного состоит из стерильной ваты, сал­феток, перекиси водорода, перманганата калия, 5%-ной спирто­вой настойки йода.

Предметы ухода за новорожденным состоят из: термометра для измерения температуры тела; термометра для измерения темпера­туры ванны для купания; детской клизмы; клеенки; детского мыла; маленьких ножниц; пипетки; компрессной бумаги; стерильного растительного масла, закрытого крышкой; посуды для хранения чистых сосок и пустышек; детских бутылочек для питья и кормле­ния; детской ванночки, в которой следует купать только ребенка; бака для замачивания грязных пеленок.

Новорожденный — это ребенок первых 3 — 4 недель жизни. До­ношенный новорожденный, по данным ВОЗ, это ребенок, про­шедший полный цикл внутриутробного развития от 38 до 40 не­дель, родившийся в срок, со всеми признаками зрелости. С пер­вым криком у ребенка устанавливается свое кровообращение и дыхание. Постепенно в течение 5 дней организм заселяется мик­робами. У ребенка начинается мочеиспускание; с отделением пер­вородного кала — мекония, устанавливается работа кишечника. Поскольку у новорожденного функционально незрелы внутрен­ние органы и системы, может произойти остановка дыхания; не­постоянная температура тела, отсутствие иммунитета, слабая ра­бота кишечника, небольшое количество выработанных фермен­тов может привести к скоплению газов, вздутию кишечника, до­ставляя ребенку массу беспокойства. Функция кишечника обычно восстанавливается к 3 месяцам жизни.

Здоровый доношенный новорожденный активен, его вес ко­леблется от 3,2 до 4 кг, рост 50 — 56 см, окружность головки боль­ше окружности грудной клетки, голова неправильной формы, ку­лачки сжаты, ножки подтянуты к туловищу и постоянно двига­ются. На голове пушковые волосы. Кожа может быть розовой, чи­стой, а может красноватой, морщинистой и шелушиться. В склад­ках кожи иногда возникает покраснение. Подкожно-жировая клет­чатка развита слабо, но равномерно, пупочная ранка находится под корочкой, так как еще не зажила.

Масса тела меньше 2500 г характерна для недоношенных де­тей, более 4000 г — для крупновесовых.

Ребенок сразу же после рождения теряет в массе от 4 до 6 % первоначальной массы тела и начинает восстанавливать свой вес к 6 — 8 дню жизни. У ребенка может возникнуть физиологическая] желтуха, которая к 7 —8 дню жизни исчезает. Пуповина обычноотпадает до 5 дня жизни ребенка.

Нормальное развитие ребенка зависит от его контакта с матерью. После рождения ребенка необходимо сразу положить на живот матери. Слыша биение ее сердца, ощущая ее запах, голос, оцч успокаивается, находясь в защищенности. Мать смотрит на ребенка, гладит его кончиками пальцев. Установленный психосоциальный контакт с матерью необходим для нормального психомоторного развития ребенка.

Ежедневный уход за новорожденным производится после ночного сна, перед первым утренним кормлением. Необходимо при-" готовить все необходимое, чистое белье. Ребенка разворачивают, удаляют грязное белье, подмывают под чистой теплой проточной водой движениями руки спереди назад, затем сушат кожу и складки пеленкой. \

Туалет кожных складок проводят ватным тампоном со стерильным растительным маслом. Для этого 1 раз в 10 дней растительное ] масло наливают в чистую бутылочку, ставят в посуду с водой так, ^ чтобы вода была выше уровня масла и кипятят 10—15 мин с момента закипания.

Ежедневно 1 — 2 раза в день, если нет выделений из пупочной ранки, ее следует прижигать перманганатом калия или бриллиантовой зеленью. Глазки обрабатывают двумя ватными шариками, смоченными в растворе фурациллина или кипяченой воде, от наружного края к внутреннему. Носовые ходы обрабатывают ватными жгутиками вращательными движениями. Если есть корочки, то их удаляют ватными жгутиками, смоченными в теплом* вазелиновом масле. Личико умывают ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Ушки обрабатывают двумя ватными жгутиками один раз в 10 дней. На волосистой части головы может быть себоррейная корочка, которую можно удалить, осторожно счесывая, поставив предварительно масляный компресс за час — пол- f- тора до купания ребенка.

Купание ребенка проводится ежедневно, обычно перед девятичасовым кормлением. Если пупочная ранка не зажила, купать | необходимо в кипяченой воде. Предварительно ванночка обрабатывается содой, ополаскивается, на дно кладется фланелевая пеленка. В воду добавляется раствор марганцовки до розового цвета.-! Ребенка погружают в воду до плечиков. Два раза в неделю можно*! применять детское мыло. Температура воды должна быть 37 °С,| продолжительность процедуры 10 мин. Заканчивается купание"! обливанием ребенка по шейку из кувшина водой на градус ниже*!

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ребенка.! Из 24 часов новорожденный 22 часа спит, бодрствует после кормления. Мать должна с ним разговаривать, петь, подносить к свету»|

стараясь привлечь внимание. Спит ребенок после активного бодр­ствования до следующего кормления. Здоровый ребенок обычно просыпается в одни и те же часы. Впервые прикладывают ребенка к груди через 30 мин — 1 ч после рождения. При первом прикладыва­нии обязательно должен присутствовать медработник, чтобы про­следить, правильно ли ребенок взял сосок, научить мать сцеживать молоко из груди. Каждое кормление ребенка нужно кормить из од­ной груди. Перед кормлением мать должна надеть косынку, маску, обмыть грудь водой с мылом. Первые дни ребенка кормят лежа, затем сидя, подставив под ногу скамеечку, положив при этом ре­бенка на чистую пеленку. Время кормления — 15 — 20 мин.

С первых же дней жизни ребенка необходимо приучить к корм­лению через определенное время. С рождения до 1,5 — 2 мес. ре­бенка кормят 7 раз в день; с 1,5 —2 до 4,5 — 5 мес. — 6 раз через 3,5 часа; с 5 мес. до 1 года — 5 раз в день. Наибольшую пользу ребенок, особенно первых месяцев жизни, получает от грудного молока. В теплом стерильном материнском молоке содержатся бел­ки, жиры, углеводы в том соотношении и количестве, которое лучше для переваривания, а также необходимые витамины, ми­неральные соли, иммунные тела. Кормящая мать всегда имеет боль­ший статус всеуважения окружающих, особенно мужа. В послед­нее время «отошли» от строгого режима кормления и, если ребе­нок здоров, хорошо набирает в весе, можно перейти на свобод­ный режим кормления, особенно если ребенок беспокойно ведет себя в ночные часы.

Новорожденный ребенок часто срыгивает. Для профилактики после кормления нужно подержать ребенка вертикально на ру­ках, чтобы он срыгнул воздух, которого наглотался во время корм­ления. Затем осторожно положить в кроватку, меняя положение попеременно с одного бока на другой.

Показателем здоровья новорожденного считается активность сосания, прибавка в весе, поэтому ребенка необходимо ежеднев­но взвешивать. Для этого нужно взять весы из детской поликли­ники. Контрольное кормление производится до и после кормле­ния грудью. По разности в массе можно определить количество высосанного молока. Необходимо постоянно наблюдать за стулом, внешним видом и поведением малыша. Каждый день он должен прибавлять 20 — 25 г, за первый месяц — 600 г, увеличить рост на 3 см. Стул в норме желтоватого цвета, кисловатого запаха, одно­родный, 2 — 4 раза в сутки.

Для воспитания здорового ребенка его необходимо правильно кормить. Питание определяет нормальный рост и развитие ребен­ка, его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних Факторов. Самым полноценным питанием для грудного ребенка является вскармливание грудным молоком В 1999 г. доля детей в возрасте до 3 мес, находившихся на грудном вскармливании, составила 41,9 % (1997 — 43,5 %), в возрасте до 6 мес. — 27,6% (1997 г. — 32,3 %). Снижение уровня грудного вскармливания свя­зано и с состоянием питания беременных женщин. Такое вскарм­ливание называется естественным. С 5 мес. вводится первый при­корм — овощное пюре: сначала из одного вида овощей (карто­фель), постепенно с возрастом вводится морковь, капуста, ка­бачки и все овощи сезона. С 6 мес. вводится второй злаковый при­корм — рисовая, гречневая, геркулесовая каши, можно давать смесь из разных круп. Можно использовать импортные сухие мо­лочные каши с фруктами фирмы «Нестле» и «Хайнц». В овощное пюре и каши добавляется сливочное масло по 2 г в каждое блюдо (4 г/сутки). Третий прикорм вводится в 7,5 — 8 мес. Это кефир, коровье молоко или другие кисломолочные продукты.

Прикорм здорового ребенка начинается с малых доз, посте­пенно увеличивается до нормы в течение недели с ложки до кор­мления грудью под контролем стула и общего состояния.

Ребенку необходимы другие продукты питания: желток в варе­ном виде — с 6 мес, творог — с 5 —6 мес, мясо — с 7 мес, мясное пюре — с 5- 10гдо50г — к8 мес. и до 70 г — к году, которое в 9 мес. заменяется фрикадельками, ас 10 — 11 мес. — паровой котлетой. Параллельно с мясным пюре, фрикадельками вводится мясной бульон. С 8 — 9 мес. можно вместо мяса 1 — 2 раза в неделю давать морскую рыбу.

Соки вводятся с 4 мес. жизни с 1/2 чайной ложки, доводя до нужного объема 30 — 50 мл после еды. Кислые, терпкие соки нуж­но разводить водой. Начинать давать соки следует с одного вида и только после 6 — 7 мес. можно смешивать фрукты. До 7 мес. осто­рожно с цитрусовыми, клубничным соком. Фруктовое пюре реко­мендуется с 3,5 — 4 мес. с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличи­вая до 50 — 60 г.

Смешанное вскармливание назначается в том случае, если у матери гипогалактия (мало молока), которая подтверждается кон­трольным кормлением и малой прибавкой в весе, беспокойством ребенка, и объем докорма составляет 1/5 суточного объема.

При искусственном вскармливании ребенок совсем не получа­ет грудного молока. По России в целом около 70 % детей 1 года жизни нуждаются в искусственном вскармливании, что обуслав­ливает важность обеспечения детского населения молочными сме­сями. В настоящее время товарные ресурсы внутреннего рынка продуктов детского питания формируются в основном за счет рос­сийского товаропроизводителя.

В 1999 г. производство молочных смесей, плодово-овощньгх кон­сервов увеличилось, выпуск мясных продуктов питания сократился.

В 1999 г. финансирование федеральной целевой программы «Раз­витие индустрии детского питания» составило 3,4 млн. рублей или 36 % от предусмотренного лимитом государственных инвестиций*

Ребенок в качестве основного продукта питания получает адап­тированные молочные смеси, максимально приближенные к жен­скому молоку. Из отечественных смесей можно рекомендовать адап­тированные смеси «Алеся», «Нитрилак 1», «Малютка», «Малыш»; из импортных — «Семилак» (США), «Нутрилон», «Фрисолак — Н» (Голландия), «Энсолак — М» (Франция) и т.д. Прикорм вво­дится на месяц раньше.

Борьбу за естественное вскармливание, профилактику гипога-лактии необходимо проводить при дородовых патронажах в род­домах и при динамическом наблюдении педиатра при проведении патронажей к здоровому ребенку. Естественное вскармливание происходит при правильном рациональном питании беременной, кормящей матери, дородовой подготовке сосков, психосоциаль­ном контакте матери с ребенком, раннем прикладывании к гру­ди, полноценном сне, моральной поддержке со стороны семьи, мужа.

Гипогалактия. Причины гипогалактии:

- конституциональные особенности матери;

- социальные (нежеланный ребенок, родители-студенты, не­совершеннолетняя мать и т.д.);

- болезнь матери или ребенка.

Для усиления лактации необходим достаточный сон с отды­хом в дневные часы, прогулки, полноценное витаминизирован­ное питание, отвар семян укропа, листьев крапивы (1 ст. л. травы на 1 стакан кипятка по 1 ст. л. 5 —6 раз в день). Хороший эффект дает душемассажная процедура: после кормления молочная желе­за обмывается душем при t = 45 "С с одновременным массажем; можно заменить компрессом из махровой ткани, смоченной го­рячей водой.

Медикаментозная терапия: первый комплекс — апилак по 1 таблетке 3 раза в день под язык, до 30 лет — гендевит, старше 30 — ундевит по 1 таблетке 2 раза в день, витамин Е 3 раза в день, никотиновая кислота в таблетках; второй комплекс — пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (сухие — по 1 ч. л. 3 раза в день), витамин В15, липоевая кислота.

Физическое развитие ребенка. Ребенок за 1 год жизни утраивает свой вес и на 25 см увеличивает рост. Так, в 1 год — средняя масса ребенка 10 кг, рост — 75 см. За первый месяц ребенок прибавляет 600 г, за второй и третий — по 800 г, за четвертый — 750 г, за каждый последующий на 50 г меньше.

За первые 3 мес. ребенок прибавляет в росте по 3 см, следую­щие 3 мес. — по 2,5 см, с 7 до 9 мес. — по 2 см за мес, с 10 до 12 мес — по 1 см за мес.

К 3 — 4 мес. окружность головы и груди сравнивается и затем окружность груди становится больше окружности головы. Окруж­ность головы к 1 году равна 46 см. Нервно-психическое развитие (НПР). Ребенок рождается с безус­ловными рефлексами. В процессе жизни у него формируются услов­ные рефлексы, в приобретении которых играет роль воспитание.

В НПР входят ведущие линии развития:

- анализатор слуха;

- зрение;

- эмоции;

- движения;

- речь.

Психосоциальное развитие. К 2 — 3 мес. может узнавать целост­ные звуковые синтезы речи. С ребенком надо говорить ласково, спокойно.

Новорожденный видит, но координировать зрительную кар­тинку может только к 5 мес. К 2 мес. ребенок улыбается неосоз­нанно. Осознанная улыбка появляется к 5 —6 мес.

К 7 мес. появляются чувства особенной привязанности к одно­му из взрослых. В течение 15 мин необходимо разговаривать с ре­ бенком. Тревога, страх усиливает эмоциональную привязанность к тому, кто приносит успокоение.

В первое полугодие ребенок получает максимум информации от контактных анализаторов, во второе — через слух и зрение.

К 5 —7 мес. лепет — многократное повторение звукового сиг­нала. Необходимо повторять за ним, закреплять за звуками смысл.

К 9 мес. ребенок знает свое имя и откликается на него. Бывают страхи, вызванные сильными и новыми раздражителями. Нельзя ставить около ребенка много игрушек и делать смены обстановки.

С 7 мес. необходимо приучать ребенка к горшку.

Режим дня. Это правильное чередование сна, бодрствования, фиксированные часы кормления, прогулок. В сутки новорожден­ный ребенок спит 22 ч, 2 ч — бодрствует. Годовалый ребенок спит 8 —10 ч ночью и 2 дневных сна по 1,5 ч. С 1,5 лет ребенок спит 1 раз днем 1,5 ч. После кормления ребенок должен активно бодрство­вать. Активное бодрствование вызывает естественное утомление, что обеспечивает глубокий сон. На первом году жизни существует 4 режима дня.

Для развития ребенка используются специальные наборы иг­рушек:

с 1 до 3 мес. — погремушки разные по форме и цвету, «нева­ляшки» (подвешивают над грудью ребенка);

с 3 до 6 мес. — погремушки с ручкой, резиновые игрушки, издающие звук «неваляшки» (вешать и класть на расстоянии вы­тянутых рук ребенка);

6 — 9 мес. — разнообразные игрушки, помогающие общему 'раз- витию речи и движений (шары, ведерки, звучащие игрушки, коль­ца, куклы, мишки и т.д.). Нельзя давать ребенку мелкие и с ост­рыми углами игрушки;

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.