Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва




ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 29 марта 2002 г. № 25

Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Министерство труда и социального развития Российской Федера­ции постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по организации деятельно­сти специализированных учреждений для несовершеннолетних, нужда­ющихся в специальной реабилитации.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 1997 г. № 3 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы специализиро­ванного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации».

Министр труда и социального развития Российской Федерации

А. Починок Приложение к постановлению Минтруда России от 29 марта 2002 г. № 25

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

1. Настоящие Рекомендации разработаны на основании Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995 — № 50. — Ст. 4872), «Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательст­ва Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177; 2001. — № 3. — Ст. 216) и Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 (Собрание законодательства Российской Феде­рации, 2000. — № 49. — Ст. 4822) для оказания методической помощи органам социальной защиты населения субъектов (Российской Федера­ции по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее — учреждение).

2. Учреждения в соответствии со своими уставами (или положениями о них) осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают их временное проживание (содер­жание), оказывают содействие в дальнейшем устройстве детей, остав­шихся без попечения родителей.

3. Учреждениями в условиях непрерывного реабилитационного про­цесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним в установ­ленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квали­фицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-позна­вательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, и организуется социальный патронаж.

4. Учреждение может создаваться из расчета одно учреждение на 5 — 10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться одно учреждение.

5. Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуа­ции, зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспи­танников и регистрируются в журнале учета лиц, находящихся в учреж­дении (приложение № 1 к настоящим Рекомендациям). Воспитанники учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, другими предметами ве­щевого довольствия и питанием в соответствии с нормами, установлен­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409, с учетом положений постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 21. — Ст. 2087), которым директорам учреждений предоставляется право производить отдельные изменения указанных норм обеспечения.

6. Для размещения учреждения и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны располагать всеми видами коммунального благоустройства (ото­пление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.

В учреждении рекомендуется создавать условия проживания, прибли­женные к домашним, способствующие социальной реабилитации несо­вершеннолетних, адаптации их в социальном окружении.

7. Кадровое обеспечение учреждения рекомендуется осуществлять в соответствии с разделами о кадровом обеспечении Примерных положе­ний о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 и при­мерным штатным расписанием учреждения согласно приложению № 2 к настоящим Рекомендациям.

Оплата труда работников учреждений, установление им надбавок, предоставление ежегодных отпусков и других льгот осуществляется с учетом непрерывности социально-реабилитационного процесса несовер­шеннолетних на условиях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации для учреждений социального обслуживания населения, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учрежде­ний для детей с девиантным поведением.

8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в учреж­дении организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Обучение несовершеннолетних организуется в соответствии с зако­нодательством об образовании Российской Федерации.

Для несовершеннолетних, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям (несоответствие возраста уровню знаний, отставание по отдельным предметам) не могут обучаться в образова­тельных учреждениях на общих основаниях, совместно с органами уп­равления образованием в установленном порядке организуется надом­ное обучение.

10. При учреждении может создаваться попечительский совет для со­действия в решении различных проблем его деятельности.

П. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних» к учреждениям относятся:

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

социальный приют для детей;центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

12. Основными направлениями деятельности учреждений являются: осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необ­ходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицин­ского обследования;

проведение социального диагностирования с целью дальнейшей раз­работки индивидуальных и групповых программ социальной реабилита­ции, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обеспечение реализации программ социальной реабилитации несо­вершеннолетних.

При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ со­циальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восста­новление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолет­них, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой дея­тельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом воз­растных и физиологических особенностей;

оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершен­нолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стацио­нарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в се­мейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершению про­грамм социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отде­ления учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают не­совершеннолетние.

13. В структурных подразделениях учреждений рекомендуется образо­вывать реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом степени их социальной дезадаптации.

Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе уста­навливается:

при условии дневного пребывания в учреждении — от 5 до 10 человек; при условии круглосуточного пребывании и учреждении — до 7 че­ловек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе груп­повых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуаль­ные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном структур­ном подразделении учреждения целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.

14. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовер­шеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными фор­мами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних мо­жет включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушед­ших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение со­циальной диагностики; стационарное отделение; социальную гостини­цу; группу длительного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные подразделения, отвечаю­щие уставным целям социально-реабилитационного центра для несо­вершеннолетних.

В качестве специализированного структурного подразделения соци­ально-реабилитационного центра для несовершеннолетних может быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функ­циям социального приюта для детей (с соответствующей структурной организацией), которое осуществляет прием и содержание беспризор­ных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в дальнейшем устройстве.

15. Социальный приют для детей предназначен для временного про­живания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социаль­ной помощи.

Социальный приют для детей может включать в себя следующие струк­турные подразделения: приемное отделение; отделение социальной ди­агностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социаль­ной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную вос­питательную группу; группу социального патронажа и другие подразде­ления, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей.

16. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пред­назначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном порядке.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой по­мощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделе­ния, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

17. Приемное отделение учреждений предназначается для: проведения первичного медицинского осмотра и первичной сани­тарной обработки несовершеннолетних;

оказания доврачебной помощи (при наличии показаний несовершен­нолетние направляются на лечение в стационарное медицинское учреж­дение);проведения диспансеризации несовершеннолетних врачами-специа­листами;

оказания первичной психологической помощи несовершеннолетним; изучения особенностей личностного развития и поведения несовер­шеннолетних;

разработки индивидуальных программ социальной реабилитации не­совершеннолетних.

Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круг­лосуточно.

Для организации питания несовершеннолетних, поступивших в при­емное отделение в течение суток, необходимо предусматривать набор продуктов.

18. Отделение социальной диагностики учреждений предназначает­ся для:

выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадап­тацию несовершеннолетних;

определения форм и степени дезадаптации, особенностей личност­ного развития и поведения несовершеннолетних;

разработки индивидуальных и групповых программ социальной реа­билитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

19. Отделение социально-правовой помощи учреждений предназна­чается для:

защиты прав и законных интересов воспитанников, в том числе, на­ходящихся в семейных воспитательных группах учреждения;

оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т. п. в установленном порядке;

формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опеку­нах, попечителях, приемных семьях;

организации социально-психологической, педагогической, правовой подготовки к приему в семью несовершеннолетних;

наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их се­мьях, организации и проведения социального патронажа, в том числе семейных воспитательных групп;

подготовки документов для передачи в семью несовершеннолетних, доставленных службой перевозки.

20. Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и соци­ально-психологической реабилитации несовершеннолетних и являются структурными подразделениями учреждения.

Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспита­телем группы в установленном порядке.

Несовершеннолетний, помещаемый в семейную воспитательную груп­пу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбира­ется для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит пред­варительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложенными на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.

Семейная воспитательная группа может быть ликвидирована прика­зом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитате­ля семейной группы, истечению срока трудового договора.

Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной воспитательной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, уста­новленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспи­тателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов веществен­ного довольствия, либо в форме денежной компенсации.

Учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-со­циальный патронаж.

Учреждение осуществляет контроль за выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и рекомендаций специалистов учреждения.

При наличии в учреждении более 5 семейных воспитательных групп рекомендуется создавать в качестве подразделения отделения социаль­но-правовой помощи группу, осуществляющую контроль за воспитани­ем, обеспечением жизнедеятельности несовершеннолетних в семье вос­питателя, защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

21. Группа длительного пребывания учреждений формируется из вос­питанников, которым требуется более длительная реабилитация с уче­том положительной ее динамики или невозможностью определить даль­нейшее жизнеустройство несовершеннолетнего, оставшегося без попе­чения родителей. Зачисление в группу длительного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется приказам директора учреждения на основании распоряжения органов местного самоуправления о направлении несовершеннолетнего на пол­ное государственное обеспечение и закреплении за ним права на жилую площадь. Воспитанники группы длительного пребывания зачисляются в реабилитационные группы в соответствии с индивидуальными и груп­повыми программами реабилитации.

Личное дело воспитанника группы длительного пребывания из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает следующие документы:

распоряжение главы администрации органов местного самоуправле­ния о направлении несовершеннолетнего на полное государственное обеспечение до завершения образования и закреплении за ним жилой площади или права на жилую площадь;

свидетельство о рождении несовершеннолетнего (при его отсутствии — заключение медицинской комиссии, удостоверяющее возраст);

справка о состоянии здоровья (по форме № 26);

документы, содержащие сведения о родителях (копия свидетельства о смерти родителей, копия приговора или решения суда, справка о бо­лезни или розыске родителей, справка о том, что сведения об отце в актовой записи вписаны по указанию матери, и другие документы, под­тверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей);

справка о наличии и местонахождении братьев и сестер и других близ­ких родственников;

опись имущества и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы об имеющейся жилой площади;

иные документы, необходимые для обеспечения прав и законных интересов ребенка.

22. Социальная гостиница учреждений предназначается для несовер­шеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизнен­ной ситуации. Несовершеннолетние в социальной гостинице находятся на основании письменного договора, заключаемого между несовершен­нолетним и администрацией учреждения, в котором определяются вза­имные обязанности и права сторон с учетом норм действующего зако­нодательства.

Организацию деятельности социальной гостиницы и методы работы рекомендуется определять Положением о социальной гостинице, утверж­даемым директором учреждения.

23. Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, свя­занной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из се­мей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитатель­ных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 822 (Собра­ние законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 45. — Ст. 4480).

Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, рекомендуется создавать в областных, краевых, республиканских учреждениях. Муниципальные учреждения могут осуществлять разовые перевозки без создания специальных служб и отделений.

Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, создается в учреждениях для организации перевозки несовершен­нолетних, самовольно ушедших из семьей, организации приема несо­вершеннолетних, доставляемых к месту проживания из других субъектов Российской Федерации, обеспечения несовершеннолетним (лицам их сопровождающим) необходимых условий для временного пребывания в учреждении.

Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, обеспечивает своевременную перевозку несовершеннолетних по месту проживания семьи (по месту последней регистрации), прием и обеспечение необходимых условий для несовершеннолетних, доставлен­ных из других субъектов Российской Федерации, защиту их прав и за­конных интересов. Передача несовершеннолетних, принятых учрежде­нием из других субъектов Российской Федерации, родителям осущест­вляется на основании приказа директора учреждения в установленном порядке.

В исключительных случаях перевозка детей, оставшихся без попече­ния родителей, из числа воспитанников учреждения в учреждение к месту проживания родственников, оформляющих опеку (попечительство) при наличии подтверждения органов опеки и попечительства, может осуще­ствляться работниками учреждений, обеспечивающих перевозку.

В случаях, если местонахождение родителей (законных представите­лей) известно, учреждение уведомляет их о месте нахождения ребенка незамедлительно с указанием перечня документов, необходимых для передачи им ребенка.

Передача учреждением несовершеннолетнего родителям (законным представителям) осуществляется на основании личного заявления ро­дителя (законного представителя) с указанием данных паспорта, его личной подписью, заверенной директором учреждения, справки-разре­шения из органов опеки и попечительства муниципального образования по месту жительства родителя (законного представителя).

В соответствии с законодательством Российской Федерации закон­ными представителями несовершеннолетнего являются опекуны (попе­чители), законными представителями родителей могут выступать лица, имеющие от родителей, не лишенных родительских прав, нотариально заверенную доверенность на перевозку несовершеннолетнего из учреж­дения для доставки его к месту жительства родителей.

Если в месячный срок с момента направления родителям (законным представителям) информации о несовершеннолетнем они не отреаги­ровали на полученную информацию, учреждение, в котором находится несовершеннолетний, организует его перевозку в учреждение соответ­ствующего субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья несовершенно­летних в пути следования для их сопровождения рекомендуется направ­лять не менее двух работников учреждения на каждого сопровождаемого несовершеннолетнего. Работники службы перевозки в пути следования до момента официальной передачи несовершеннолетнего администра­ции принимающего учреждения не имеют права передавать его другим лицам. Сопровождающих лиц рекомендуется обеспечивать медицинской аптечкой с набором медикаментов экстренной помощи.

Руководитель учреждения, в которое доставлен несовершеннолетний, направляет с сопровождающими лицами копию приказа о зачислении несовершеннолетнего в данное учреждение, на основании чего проис­ходит отчисление его из учреждения, где он находился ранее.

Принимающему учреждению рекомендуется в аэропорту, в порту, на вокзале организовывать встречу несовершеннолетнего и сопровождаю­щих его лиц и доставку их на автотранспорте в учреждение.

Администрация учреждения направляет в органы управления образо­ванием и в образовательное учреждение, которое самовольно покинули воспитанники, письменное извещение о нахождении у себя несовер­шеннолетних.

Организация перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 822 (Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 45. — Ст. 4480) работниками данных образовательных учреждений.

24. При необходимости в учреждении могут быть созданы другие от­деления, отвечающие уставным целям учреждения. Приложение № 1 к Рекомендациям по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденным постановлением Минтруда России от 29 марта 2002 г. № 25




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.