Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество образовательной деятельности




Как фактор повышения качества образования

Тема 5. Педагогические инновации

 

 

В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций в начале ХХІ века четко определились основные приоритеты в сфере стратегических целей:

увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему образования;

задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования;

обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники.

Соответственно, в сфере структурной перестройки системы высшего образования основные направления изменений можно определить следующим образом:

♦ значительное повышение потенциала системы высшего образования с применением новых технологий;

♦ перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий;

♦ университизация и диверсификация высшего профессионального образования.

Особый акцент при этом ставится на повышение качества высшего образования, то есть на формирование такой совокупность качеств личности с высшим образованием, которая отражает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность. Именно благодаря этой совокупности качеств у специалиста появляется способность удовлетворять как собственные материальные и духовные потребности, так и потребности общества.

Проблема качества образования связана с переходом высшей школы от квалификации к компетенции, с исследованием уровней профессиональной деятельности и созданием условий для формирования необходимых специалисту умений и навыков.

Уровни профессиональной деятельности:

√ стереотипный (уровень использования) – умение использовать налаженную систему во время выполнения конкретных задач деятельности, а также знание о предназначении объекта и его основных характеристиках, свойствах;

√ операторский – умение готовить (налаживать) систему и управлять ею во время выполнения конкретных задач деятельности и знания принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне;

√ эксплуатационный – умение во время выполнения конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения неполадок и знания методов анализа функционирования системы и методов поиска и устранения повреждений;

√ технологический – умение во время выполнения конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, отвечающих заданным характеристикам, а также знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования;

√ исследовательский – умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, которая позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их использования.

Управление качеством высшего образования предполагает:

учет достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

ориентация на потребителя, т. к. жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы управления качеством;

постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов наблюдений за изменениями внешней среды;

ориентация на потребителя;

учет ситуации на рынке образовательных услуг;

учет ситуации на рынке труда;

лидерство руководителя;

вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

обоснованное принятие управленческих решений;

постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

Показатели качества образования:

– качество преподавательского состава;

– состояние материально-технической базы учебного заведения;

– мотивация преподавательского состава;

– качество учебных программ;

– качество студентов;

– качество инфраструктуры;

– качество знаний;

– инновационная активность руководства;

– внедрение процессных инноваций;

– востребованность выпускников;

– конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

– достижения выпускников.

Среди основных составляющих качества высшего образования обычно выделяют следующие:

качество профессорско-преподавательского состава;

качество учебных программ, применяемых методик;

качество инфраструктуры, материально-технической базы;

качество студентов, их конкурентоспособность на рынке труда.

Качество преподавателя определяется следующими характеристиками:

▪ уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

▪ потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

▪ наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

▪ способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

▪ известность;

▪ научно-исследовательская активность;

▪ наличие научной школы.

Качество студента включает следующие характеристики:

– знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

– знание компьютера;

– владение иностранным языком;

– желание учиться;

– интеллект;

– духовность;

– одаренность;

– память;

– дисциплинированность;

– настойчивость;

– работоспособность;

– наблюдательность;

– планирование карьеры.

Качество образования – понятие многомерное. Оно определяется степенью удовлетворенности потребителей выполнением их требований. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни. Для понимания специфики качества в образовательной сфере важное значение имеет процессный подход, который означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие. Стержневой задачей при этом является ориентация на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента в управлении качеством.

Для профессионального образования важна ориентация выпускника на выполнение следующих производственных функций:

– проектно-конструкторская;

– организационная;

– планирования;

– управленческая;

– исполнительская (технологическая, операторская);

– техническая.

Для выполнения этих функций выпускник высшего учебного заведения должен получить соответствующую квалификацию, то есть способность сотрудника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности.

Выделяются два основных параметра квалификации:

1) уровень профессиональной деятельности, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей работника;

2) образовательно-квалификационный уровень, который должен отвечать уровню профессиональной деятельности.

Необходимый объем и уровень знаний, а также опыт определенного вида деятельности обозначается термином «компетентность», формирование которой является приоритетной задачей высшей школы.

Систему профессионально обусловленных компонентов личности специалиста можно представить следующим образом:

І. Профессиональная направленность основывается на склонностях, интересах, мотивах, ожиданиях студента и позволяет развивать его социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, социальную ответственность и др.

ІІ. Профессиональная компетентность базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе образования и воспитания. Она включает в себя социально-правовую и экономическую компетентность, а также специальную и персональную, то есть выходящую за рамки одной профессии.

ІІІ. К профессионально важным качествам специалиста относятся внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и самостоятельность. В учебно-воспитательном процессе на их основе формируются профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.

ІV. Такие профессионально значимые психо-физиологические свойства, как энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др. позволяют развивать обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.