КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество образовательной деятельности
Как фактор повышения качества образования Тема 5. Педагогические инновации
В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций в начале ХХІ века четко определились основные приоритеты в сфере стратегических целей: √ увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему образования; √ задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования; √ обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники. Соответственно, в сфере структурной перестройки системы высшего образования основные направления изменений можно определить следующим образом: ♦ значительное повышение потенциала системы высшего образования с применением новых технологий; ♦ перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий; ♦ университизация и диверсификация высшего профессионального образования. Особый акцент при этом ставится на повышение качества высшего образования, то есть на формирование такой совокупность качеств личности с высшим образованием, которая отражает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность. Именно благодаря этой совокупности качеств у специалиста появляется способность удовлетворять как собственные материальные и духовные потребности, так и потребности общества. Проблема качества образования связана с переходом высшей школы от квалификации к компетенции, с исследованием уровней профессиональной деятельности и созданием условий для формирования необходимых специалисту умений и навыков.
Уровни профессиональной деятельности: √ стереотипный (уровень использования) – умение использовать налаженную систему во время выполнения конкретных задач деятельности, а также знание о предназначении объекта и его основных характеристиках, свойствах; √ операторский – умение готовить (налаживать) систему и управлять ею во время выполнения конкретных задач деятельности и знания принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне; √ эксплуатационный – умение во время выполнения конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения неполадок и знания методов анализа функционирования системы и методов поиска и устранения повреждений; √ технологический – умение во время выполнения конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, отвечающих заданным характеристикам, а также знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования; √ исследовательский – умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, которая позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их использования. Управление качеством высшего образования предполагает: √ учет достижений научно-технического прогресса и международных стандартов; √ ориентация на потребителя, т. к. жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы управления качеством; √ постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов наблюдений за изменениями внешней среды; √ ориентация на потребителя;
√ учет ситуации на рынке образовательных услуг; √ учет ситуации на рынке труда; √ лидерство руководителя; √ вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников; √ обоснованное принятие управленческих решений; √ постоянное улучшение деятельности учебного учреждения. Показатели качества образования: – качество преподавательского состава; – состояние материально-технической базы учебного заведения; – мотивация преподавательского состава; – качество учебных программ; – качество студентов; – качество инфраструктуры; – качество знаний; – инновационная активность руководства; – внедрение процессных инноваций; – востребованность выпускников; – конкурентоспособность выпускников на рынке труда; – достижения выпускников. Среди основных составляющих качества высшего образования обычно выделяют следующие: √ качество профессорско-преподавательского состава; √ качество учебных программ, применяемых методик; √ качество инфраструктуры, материально-технической базы; √ качество студентов, их конкурентоспособность на рынке труда. Качество преподавателя определяется следующими характеристиками: ▪ уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики; ▪ потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью; ▪ наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников; ▪ способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой; ▪ известность; ▪ научно-исследовательская активность; ▪ наличие научной школы. Качество студента включает следующие характеристики: – знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам; – знание компьютера; – владение иностранным языком; – желание учиться; – интеллект; – духовность; – одаренность; – память; – дисциплинированность; – настойчивость; – работоспособность; – наблюдательность; – планирование карьеры. Качество образования – понятие многомерное. Оно определяется степенью удовлетворенности потребителей выполнением их требований. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни. Для понимания специфики качества в образовательной сфере важное значение имеет процессный подход, который означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие. Стержневой задачей при этом является ориентация на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента в управлении качеством.
Для профессионального образования важна ориентация выпускника на выполнение следующих производственных функций: – проектно-конструкторская; – организационная; – планирования; – управленческая; – исполнительская (технологическая, операторская); – техническая. Для выполнения этих функций выпускник высшего учебного заведения должен получить соответствующую квалификацию, то есть способность сотрудника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности. Выделяются два основных параметра квалификации: 1) уровень профессиональной деятельности, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей работника; 2) образовательно-квалификационный уровень, который должен отвечать уровню профессиональной деятельности. Необходимый объем и уровень знаний, а также опыт определенного вида деятельности обозначается термином «компетентность», формирование которой является приоритетной задачей высшей школы. Систему профессионально обусловленных компонентов личности специалиста можно представить следующим образом: І. Профессиональная направленность основывается на склонностях, интересах, мотивах, ожиданиях студента и позволяет развивать его социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, социальную ответственность и др. ІІ. Профессиональная компетентность базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе образования и воспитания. Она включает в себя социально-правовую и экономическую компетентность, а также специальную и персональную, то есть выходящую за рамки одной профессии.
ІІІ. К профессионально важным качествам специалиста относятся внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и самостоятельность. В учебно-воспитательном процессе на их основе формируются профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др. ІV. Такие профессионально значимые психо-физиологические свойства, как энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др. позволяют развивать обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и т. п.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |