Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе




 

Учебный процесс в высшей школе имеет следующие особенности:

В высшей школе изучают не основы наук, а саму науку развития, что стимулирует развитие самостоятельной работы студентов с научно-исследовательской работой преподавателя.

▪ В деятельности преподавателя высшей школы наблюдается единство науки и преподавания: он обучает студентов и одновременно является активным исследователем своей отрасли знаний.

▪ В высшей школе большое значение имеет профессионализация, связанная с будущей специальностью, во время преподавания почти всех наук.

Исходя из названных особенностей, на первый план могут выдвигаться разные принципы:

обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов;

профессиональной направленности;

проблемности;

эмоциональности и мажорности всего процесса обучения;

учета возрастных, социально-этнических и индивидуальных особенностей студентов.

В условиях трансформации общества и реформирования образования особую группу составляют принципы, которые синтезируют большинство педагогических подходов, а именно:

ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

обеспеченности непрерывности образования;

информатизации, технической и технологической обеспеченности образовательного процесса;

соответствия содержания высшего образования современным и прогнозированным тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

оптимального соотношения общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении;

рационального использования современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов;

соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, выдвигаемым конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер, что проявляется в том, что педагог,

во-первых, организовывает осмысливание учебной информации;

во-вторых, организовывает обобщение знаний;

в-третьих, организовывает закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля;

в-четвертых, именно преподаватель обеспечивает применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и пр.

Все это позволяет студенту: во-первых, применять различные способы осмысливания и углублять понимание учебного материала; во-вторых, обобщать усвоенный материал; в-третьих, закреплять изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания; в-четвертых, применять изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.

Основная задача современной высшей школы – создать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Важнейшими задачами учебного процесса являются следующие:

▪ обучение мышлению;

▪ повышение учебной мотивации;

▪ воспитание личности;

▪ психологизация данного процесса;

▪ устранение нерациональных затрат и потерь времени.

При этом обучение должно опережать развитие. Усвоение определенного объема знаний – средство раскрытия личностного, интеллектуального и творческого потенциала студента.

Суть объяснительно-иллюстративного обучения состоит в том, что преподаватель информирует студентов о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности, при этом он объясняет наиболее важные моменты. Студент воспроизводит учебную информацию, усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала.

Достаточно эффективным является программированное обучение, котороеимеет как достоинства (деление материала на возможно малые части; немедленная оценка ответа; индивидуализация темпа обучения), так и недостатки (ответ учащегося является очень легким; мелкие шаги обучения не позволяют видеть общие цели).

В процессе учебной деятельности развиваются способности студентов, формируются необходимые навыки, вырабатываются мировоззренческие установки.

Свою специфическую роль выполняет преподавание гуманитарного знания: оно не приобретается, а вырабатывается в процессе осмысления информации, которую студенты получают и перерабатывают. При этом уровень усвоенности должен иметь не количественные, а качественные критерии. Гуманитарное знание предполагает творческую направленность, поэтому его не назовешь точным.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе выработано несколько моделей, каждая из которых имеет определенные цели обучения:

√ традиционалистская модель, основанная на консервативной (в хорошем смысле слова) роли высшей школы, цель которой – передать молодому поколению квинтэссенцию культурного наследия человеческой цивилизации: знания, умения, навыки, идеалы, ценности, способы производственной деятельности;

√ рационалистическая парадигма, которая в центр ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения различных знаний учащимися, способы умственных действий. Цель такого обучения – сформировать у учащихся адаптивный поведенческий репертуар, соответствующий нормам и стандартам культуры;

√ гуманистическая парадигма, ориентированная на развитие и окультуривание внешнего мира учащегося, на межличностное общение, диалог, на помощь ему в личностном росте. Здесь студент выступает как субъект жизни, имеющий и реализующий потребность в саморазвитии.

В ходе решения задач гуманизации и гуманитаризации высшей школы все в большей степени используются инновационные педагогические технологии, целевой установкой которых является развитие самостоятельности и креативности студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.