Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура деятельности педагога




 

Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач.

Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции:

организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков);

информационную (носитель новейшей информации);

трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания;

ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

▪ мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения).

Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах:

в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой;

в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса;

в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями;

в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время;

в развитии творческого мышления обучающихся;

в обучении умениям научного исследования;

в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека.

Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимаетсяпредоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.

Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни.

♦ Гностический компонент включает в себя изучение:

– содержания и способов влияния на студентов;

– возрастных и индивидуальных особенностей студентов;

– особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов.

♦ Конструктивный компонент включает в себя:

– подбор и композицию содержания информации;

– проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена;

– проектирование собственного поведения по отношению к студентам.

♦ Организационный компонент включает:

– информацию в процессе ее сообщения студентам;

– разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы;

– собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами.

♦ Коммуникативный компонент включает:

– установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние;

– установление правильных отношений с руководителями;

– соотношение своей деятельности с государственным заданием.

Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством.

Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такоесвойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.

Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём.

Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.