Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные способности педагога




Преподавателя высшей школы

Тема 7. Педагогическое мастерство

 

Профессионально компетентным является такой труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, а так же достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности.

Личность преподавателя – это системное качество, которое приобретается в предметной деятельности и общении и характеризует педагога со стороны включенности в общественные отношения в педагогической сфере. Субъективно для самого педагога личность выступает как его «Я», система представлений о себе, конструируемая в процессах педагогической деятельности и общения с коллегами и обучающимися.

Личность преподавателя – это такое сочетание универсальных и необыкновенных свойств, на основе которых формируется его индивидуальность и создается авторитет. К основным свойствам личности преподавателя относятся: темперамент, характер, способности, педагогическое мастерство.

Преподаватель должен быть трудоспособным, энергичным человеком. Он должен уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, выдерживать большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, быстро восстанавливать силы.

В зависимости от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов различают следующие типы темперамента:

1. Сангвинический: сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Преподаватель обладает высокой скоростью реакции; он жизнерадостен, оптимистичен, целеустремлен; умеет быстро адаптироваться в новой ситуации, легко приспосабливается к различным аудиториям и студенческим группам; проявляет активность и творчество, постоянно перерабатывает лекции и стремится разнообразить методику преподавания; в стрессовой ситуации не теряется, находит правильное решение; пользуется авторитетом среди студентов и коллег.

2. Холерический: нервная система характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Преподавателю свойственны очень быстрые и необдуманные решения, нетерпеливость, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Он отличается творческим воображением, оперативностью и оригинальностью мышления; легко избавляется от стереотипов, быстро осваивает инновационные подходы; вникает в проблемы студентов, эмоционально навязывает свое мнение; принципиален; отстаивает свою точку зрения; не воспринимает критику, долго обижается.

3. Флегматический: сильная, уравновешенная, но инертная нервная система. Для преподавателя характерны медленные реакции, взвешенность решений; неспособность отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Он трудно и медленно приспосабливается к новой студенческой группе, не любит менять методические приемы; не конфликтен, формально относится к воспитательной работе; игнорирует критику в свой адрес; упорен и настойчив в достижении намеченной цели, но бывает чрезмерно ленив.

4. Меланхолический: слабая нервная система. У преподавателя повышенная чувствительность, чрезмерная раздражительность, обидчивость, растерянность в стрессовых ситуациях. Он любит налаженный ритм педагогической деятельности, предпочитает работать в малой группе; физически и эмоционально утомляется в большой аудитории; тщательно планирует занятие, педантично излагает информацию; любит заниматься индивидуальным творчеством.

Темперамент может меняться в результате воспитания и самовоспитания. Редко встречаются преподаватели с «чистым» типом темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в педагогической деятельности.

Характер преподавателя представляет собой совокупность приобретенных устойчивых психологических особенностей, определяющих его поведение, поступки, отношения к студентам и коллегам, к своей работе и самому себе.

В зависимости от преобладающего способа отношения к коллегам, студентам и самому себе, выделяются следующие типы характера преподавателя:

Эгоцентрический – преимущественное стремление лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, сугубо потребительское отношение к другим, личное счастье и благо важнее всего.

Группоцентрический – полная идентификация себя с профессиональной, научной, педагогической, национальной, религиозной, спортивной и др. группой, ценит другого человека не самого по себе, а в силу его принадлежности к группе; мир делится на «своих» и «чужих». Не может быть счастлив, если несчастлива его группа.

Гуманистический –признание равных прав, свобод и обязанностей всех коллег и студентов, признание категорического императива Канта, согласно которому «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой», счастье и благополучие должно распространяться на всех людей, все человечество.

Духовный (эсхатологический) – вера в продолжение духовной жизни в раю после конца земного пути; связь с духовным миром, с богом; счастье представляется в служении богу и соединении с ним.

Для славянского менталитета всегда было характерно соотнесение любого дела с христианским намерением, с Христом.

Вся славянская культура исторически нацелена на реализацию в человеке духовного, эсхатологического уровня. Советская культура формировала иной характер – коллективистский, в котором доминирует способность подчинить собственные потребности и нужды интересам коллектива, готовность прийти на помощь другим. В условиях постоянных социальных трансформаций в Украине психологическое состояние современных людей можно оценить как переходное потребностно-мотивационное.

У современного молодого человека нет четкого мировоззренческого стержня, в его сознании происходит переструктурирование ценностей с коллективистских на индивидуалистические, но в то же время в ситуации неопределенности выбора сосуществуют различные ориентации. При этом коллективистские установки нередко сочетаются с завышенной самооценкой и неоправданными притязаниями. Коллективизм сейчас обрел новые формы – сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, корпоративизм и противопоставления.

Педагогические способности это индивидуально-психологические способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Формирование способностей происходит на основе врожденных особенностей психики – задатков. Например, способности проникать во внутренний мир студента, психологическая наблюдательность и понимание временных состояний обучаемого представляют собой перцептивные способности. Они, в свою очередь, выстраиваются на основе апперцепции (от лат. ad – к, на, и perception – восприятие). Это понятие философии и психологии, обозначает воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

Термин «апперцепция» введён Г. В. Лейбницем, который обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии И. Канта понятие «апперцепция» характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических функций, определяющих единство чувственного опыта. В. Вундт поставил в зависимость от апперцепции все сферы психической деятельности. В его трактовке апперцепция объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание.

В наиболее общем виде педагогические способности можно классифицировать следующим образом:

экспрессивные – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью вербальных и невербальных средств;

дидактические – умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

авторитарные – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, волевое влияние на воспитанников;

научно-педагогические – участие в научно-исследовательской работе, стремление работать творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

перцептивные – умение воспринимать внутренний мир студента, почувствовать его психическое состояние, выявить отношение к преподавателю, к занятиям;

коммуникативные – умение легко вступать в контакты со студентами и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

личностные – умение соблюдать чувство меры при проявлении требовательности; педагогический такт;

организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести лекцию, занятие, внеаудиторное мероприятие;

мажорные – оптимизм и юмор, помогающие активизировать учебный процесс, предупредить или безболезненно ликвидировать конфликт, снять напряжение;

психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками»;

способности к концентрации и распределению внимания – готовность держать в поле зрения всю аудиторию, видеть каждого в отдельности; внимательно наблюдая за студентами, не терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица;

гностические способности – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы не исчерпывается узкопрофессиональными рамками – от него требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем, сопряженных с образованием и воспитанием личности студента. Поэтому она представляет собой интеграцию таких содержательных компонентов компетентности преподавателя:

▪ любовь к своей профессии, ведущая к потребности в самосовершенствовании;

▪ основательная психолого-педагогическая и социально-экономическая подготовка;

▪ опыт и значимые для педагога личностные качества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.