Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления




Педагогический контроль представляет собой систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Попытки исключить его полностью или частично из учебно-воспитательного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения и т. п. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

Эффективное функционирование системы педагогического контроля требует соблюдения определенных условий:

объективность контроля – согласованность критериев оценивания, обоснование которых всем известно заранее;

несомненность полученных оценок, которые с необходимостью признаются и теми, кого контролируют, и теми, кто осуществляет контроль;

гласность, благодаря которой делаются обоснованные выводы, стимулирующие активную позитивную работу.

К контролю знаний предъявляются следующие требования:

объективность – создание условий для максимально точного выявления знаний студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

обоснованность оценок – их аргументация;

систематичность – важнейший психологический фактор, способствующий формированию организованности, дисциплинированности, упорства и направленности на достижение цели;

индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний – учет особенностей нервной системы студентов, их характера, потенциальных возможностей; создание дидактических условий, снижающих напряженность учебного процесса;

всесторонность и оптимальность – адекватность контроля целям обучения; валидность контроля, т. е. охват всего объема знаний, подлежащих контролю; надежность, то есть подтверждаемость результатов в ходе повторных проверок и сравнения с данными других преподавателей;

профессиональная направленность контроля, что обусловлено целевой подготовкой специалиста и способствует повышению мотивации познавательной деятельности будущих специалистов.

Функции контроля:

√ обучающая, ведь проведение контроля полезно для всей группы: каждый сопоставляет свои знания со знаниями отвечающего, анализирует ответ, дополняет, отвечает на вопросы и т. д.;

√ воспитательная, поскольку студенты приучаются к систематичности учебной работы, настойчивости и трудолюбию;

√ развивающая, так как развиваются память, внимание, логическое мышление, профессиональные способности, мотивы познавательной деятельности;

√ методическую функцию осуществляет сам преподаватель с целью дальнейшего усовершенствования курса, корректировки всего учебного процесса.

В качестве форм педагогического контроля выступают экзамены, зачеты, коллоквиумы, устный опрос, письменные контрольные работы, защита курсовых и дипломных работ, отчет о результатах практики.

В зависимости от времени проведения и поставленных задач учебный контроль бывает таких видов:

▪ текущий, который осуществляется в ходе занятий и позволяет выявить степень понимания учебного материала, умения применять знания на практике;

▪ итоговый, который осуществляется с целью оценки результатов обучения на определенных этапах или уровнях образования; это семестровый контроль, семестровый экзамен, семестровый дифференцированный зачет (на основе выполнения индивидуальных заданий), коллоквиум (обязательный опрос на семинаре, который представляет собой контрольное повторение темы или раздела); государственная аттестация;

▪ государственная аттестация, которую осуществляет государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной подготовки требованиям квалификационной характеристики;

▪ устный опрос, помогающий контролировать не только знания, но и вербальные способности, способствует активному использованию научных понятий, исправлению речевых ошибок;

▪ письменные работы, помогающие определить уровень усвоения материала, но при условии исключения списывания;

▪ защита курсовых и дипломных работ, способствующая росту самостоятельности студентов, формированию их профессиональных компетенций.

Практическое использование какой-либо формы контроля обязательно завершается оценками и отметками.

Оценка – это способ и результат установления факта соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков, усвоенных студентами, целям и задачам обучения. Оценка также предусматривает выяснение причин, которые мешали усвоению, и способов организации учебной деятельности для устранения ошибок. Отметка является числовым аналогом оценки и имеет несколько ранговых значений: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно.

К недостаткам такой системы относятся:

– во-первых, субъективизм в оценке;

– во-вторых, слабая дифференцированность шкалы.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, но независимо от специфики предмета есть и общие требования к оценке знаний студентов:

▪ понимание и степень усвоения вопроса, полнота, которая измеряется объемом программных знаний об изучаемом объекте;

▪ глубина, характеризующая совокупность связей между знаниями, которые осмысливаются студентом;

▪ методологическое обоснование знаний;

▪ ознакомление с основной литературой по предмету, а также с современной периодической и отечественной литературой по специальности;

▪ умение использовать теорию на практике, решать задачи, осуществлять расчеты, отрабатывать проекты; оперативность, то есть количество ситуаций, в которых студент может использовать свои знания;

▪ ознакомление с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития;

▪ логика, структура, стиль ответа и умения студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осмысленность, обобщенность, конкретность;

▪ гибкость, то есть умения студента самостоятельно находить ситуации использования этих знаний;

▪ прочность знаний.

При осуществлении контроля необходимо учитывать следующие моменты:

нецелесообразно контролировать то, что усвоено на уровне ознакомления, первичных представлений;

не следует контролировать в ситуациях, когда преподаватель уверен, что все студенты справятся с заданием; нужно, чтобы меньшая часть студентов испытывала затруднения с выполнением задачи, тогда стимулируется вера студентов в свои силы;

хорошо организованный поэтапный, модульный контроль снижает необходимость итогового контроля;

необходимо варьировать средства, способы контроля;

доброжелательная атмосфера во время осуществления контроля позитивно влияет на результаты контроля.

 

Семинар 10. «Технология и техника организации и проведения семинаров, консультаций, коллоквиумов и т. п.»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.