Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные методы обучения. Кейс-стади




Понятие метода обучения. Классификация методов

В высшей школе

Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (например, изложение нового материала, организацию работы по применению знаний на практике и т. д.) и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Метод – способ построения и обоснования системы научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методах – методологии. Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются специальные методы.

Методологические идеи и принципы, которые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (принцип дополнительности, идея биологической эволюции, системный подход).

Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Иная классификация опирается на различные методы качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение методов в зависимости от форм детерминации – однозначно-детерминистские и вероятностные методы.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, например, показ преподавателя, как нужно выполнять упражнение по применению знаний на практике, помощь студентам в исправлении допускаемых ошибок и т. д.

Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла показало, что люди запоминают лишь:

10% того, что прочитали (чтение),

20% того, что услышали (слова),

30% что увидели (картины),

50% что услышали и увидели (экскурсия, демонстрация опыта и т. д.),

70% что говорят и пишут (написание),

90% что сделали своими руками (моделирование, эксперимент).

Использование всех видов дает хороший результат.

Наиболее практичной является классификация методов обучения в зависимости от тех задач, которые с их помощью решаются в процессе обучения. К ним относятся:

▪ методы устного изложения знаний преподавателем (рассказ, объяснение, лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации);

▪ методы закрепления изложенного преподавателем материала (беседа, работа с учебником, практические работы);

▪ методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

▪ методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике (упражнения, лабораторные занятия);

▪ методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов (повседневное наблюдение за учебной работой студентов; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление баллов; проверка домашних работ; контрольные работы; программированный контроль; тестирование и т. д.).

Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь выступают не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Если в ходе пассивного занятия основным действующим лицом и менеджером был педагог, то здесь преподаватели и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные – больше предполагают демократический стиль.

Активные методы обучения – это методы,реализующие установку на большую активность субъекта в учебном процессе, позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями. Активные методы обучения являются таковымив силу более активного участия обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия. Это становится возможным за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

Активные методы обученияпредставляют собой способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Неимитационные методы обучения:

проблемная лекция;

лекция с заранее запланированными ошибками;

лекция пресс-конференция;

эвристическая беседа;

учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой;

дискуссии.

Имитационные неигровые методы обучения:

коллективная мыслительная деятельность;

ситуационные задачи;

анализ конкретных ситуаций.

Многие исследователи ставят знак равенства между активными и интерактивными методами, однако, несмотря на общие характеристики, они имеют и различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

К ним относятся:

– проблемная лекция;

– разыгрывание ролей;

– анализ конкретных ситуаций;

– программированное обучение;

– игровое проектирование;

– стажировка;

– деловые игры.

Интерактивная лекция может проводиться в следующих формах:

▪ фасилитация;

▪ ведомая дискуссия или беседа;

▪ модерация;

▪ демонстрация слайдов или учебных фильмов;

▪ «мозговой штурм»;

▪ мотивационная речь.

Все методы обучения и воспитания в высшей школе можно разделить на три большие группы:

І. Методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.).

ІІ. Методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, учебное исследование и др.).

ІІІ. Методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта, тесты и др.)

По источникам и способам передачи информации методы делятся на:

– словесные,

– наглядные,

– практические.

По характеру познавательной деятельности выделяются такие виды методов:

▪ объяснительно-иллюстративные;

▪ репродуктивные;

▪ проблемные;

▪ эвристические;

▪ исследовательские.

♦ в зависимости от характера дидактических задач различаются:

методы приобретения знаний;

методы формирования умений и навыков;

методы формирования творческой деятельности;

методы контроля знаний, умений и навыков.

 

 

Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

формируются интеллектуальные умения;

проблемное обучение дает более глубокие знания;

проблемное обучение является естественным обучением.

При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения:

1) проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

2) должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

3) лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

4) давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

5) развивать профессиональное мышление.

Кейсовый метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

Классическими школами кейс-стади являются:

1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

Идеи кейс-стади довольно просты.

Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Критерии отличия кейсов от других учебных занятий:

▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

▪ содержание – дозированная информация, позволяющая войти в проблему;

▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

▪ устаревание, что требует новых подходов;

▪ модерация работы с кейсом работа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

√ иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

√ учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

√ учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

√ прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

– обучающие анализу и оценке;

– обучающие решению проблем и принятию решений;

– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

▪ структурированный (highly structured): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

▪ «маленькие наброски» (short vignettes): содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

▪ большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases): объемом до 50 страниц самые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

▪ «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases): разбирающий должен предложить новое решение.

В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

вводный кейс – сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

информационный – объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

стратегический – развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов:

комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

√кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

К достоинствам данного метода следует отнести:

получение навыков решения реальных проблем;

получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

выработка навыков простейших обобщений;

получение навыков презентации;

получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

– соответствовать четко поставленной цели создания;

– иметь соответствующий уровень трудности;

– иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

– не устаревать слишком быстро;

– быть актуальным на сегодняшний день;

– иллюстрировать типичные ситуации;

– развивать аналитическое мышление;

– провоцировать дискуссию;

– иметь несколько решений.

Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.