Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режимы смазывания




Конструкция систем и устройств для смазывания зависит от требуемого режима смазывания. При гидростатическом режиме (рис. 2.39, а и б) трущиеся поверхности разделены масляным слоем толщиной h = 20¸100 мкм при любых сочетаниях скоростей (0¸80 м/с) и нагрузок, и благодаря этому достигается минимальный износ.

 

    Рис. 2.39. Гидростатическое смазывание опоры: а – схема опоры; б – распределение давления в кармане подпятника; в, г – системы питания карманов

Отличительными особенностями являются высокое давление р н масла на входе в подшипник (до 20 МПа, а в большинстве случаев 3¸5 МПа) и значительный расход (до 600 л/мин) масла через опоры.

В качестве систем питания преимущественно используют многопоточные насосы (рис. 2.39, в), когда в каждый карман масло подается от своего потока, либо через дроссели, когда применяется один насос, а подвод масла к каждому карману осуществляется через свой дроссель 1 (рис. 2.39, г).

    Рис.2.40.Схемы гидродинамического подшипника (а) и распределения давления в клинообразном зазоре (б)    

Гидродинамический режим смазывания (рис. 2.40) образуется в клинообразной щели при определенных скоростях V скольжения (не менее 1¸1,5 м/с). Давление р м в зазоре (рис. 2.40, б) возникает вследствие затягивания в него вязкой жидкости, перемещаемой микронеровностями поверхности вала. Гидродинамический режим наблюдается при работе подшипников скольжения, направляющих, зубчатых и червячных передач при определенных сочетаниях скорости скольжения, давления р в зоне контакта и вязкости h смазочного материала. Устойчивый режим сохраняется в диапазоне скоростей 1,5¸60 м/с.

 

Система смазывания при образовании гидродинамического режима имеет простую конструкцию и не требует высокого давления р н (обычно р н = 0,1¸0,3 МПа). Масло может подаваться самотеком от многопоточного насоса с помощью регулируемых и нерегулируемых дросселей.

Контактно-гидродинамический режим (рис. 2.41) характерен для зубчатых, цепных передач, подшипников качения, кулачков и при высоких контактных давлениях (до 200 мПа и более).

В условиях контактно-гидродинамического смазывания поверхности скольжения испытывают большие нагрузки и происходит их упругое деформирование, приводящее к увеличению зоны контакта В (до 1 и более мм), несущей нагрузку.

   

При зазоре h = 0,5¸1,0 мкм вязкость сжимаемого в нем масла увеличивается настолько, что у пленки смазочного материала появляются свойства, характерные для твердого тела (модуль упругости, коэффициент Пуассона и т. п.). При этом между изменением давления на трущихся поверхностях и толщиной формирующегося смазочного слоя устанавливается определенное соотношение, обеспечивающее минимально необходимую толщину пленки для реализации режима гидродинамической смазки. Связь между минимальной толщиной пленки и максимальными контактными давлениями р показана на рис. 2.41, в, по которому ориентировочно можно определить зоны режимов смазывания.

Для реализации контактно-гидродинамического смазывания подходит любая из систем для смазывания, применяемая для гидродинамической смазки, а также возможно смазывание с помощью масляного тумана или маслом, подаваемым импульсами.

  Рис.2.42. Граничное смазывание деталей: a – схема направляющих; б – схема образования смазочного слоя

Большинство пар трения машин (направляющие – рис. 2.42, а, зубчатые передачи, подшипники) работают при граничном смазывании, когда толщина слоя смазочного материала составляет около 0,1 мкм и менее.

В этих условиях поведение смазочного материала определяется не его вязкостью, а зависит от основных свойств, которые он приобретает в узких зазорах под влиянием воздействия поверхностей трения.

  Рис.2.43. Зависимость коэффициента трения f от скорости скольжения и области существования различных режимов смазывания: I – гидростатического; II – гидродинамического; III – контактно-гидродинамического; IV – граничного

Поверхность твердого тела всегда покрыта тончайшей пленкой, которая образуется в результате адсорбации. Молекулы 1 (рис. 2.42, б) смазочного материала в адсорбированном слое ориентированы перпендикулярно к твердой поверхности 2 (в виде ворса), благодаря чему смазочный материал в тангенциальном направлении легко изгибается, а в перпендикулярном обладает сопротивлением сжатию. Слой имеет способность «самозалечиваться», что предотвращает схватывание в зоне контакта 3.

Области существования различных режимов смазывания показаны на рис. 2.43. Переход от одного режима смазывания к другому не имеет четких границ и существуют также переходные зоны, например, режим полужидкостной смазки. Здесь появляются зоны контакта, а силы трения имеют две составляющие, обусловленные режимами граничной и жидкостной смазки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.