Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение по схеме А.С. Залужного




БЛАНК НАБЛЮДЕНИЯ

Бланк наблюдения в этом случае может выглядеть следующем образом

ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ЧЛЕНОВ МАЛОЙ ГРУППЫ ПРИ СОВМЕСТНОМ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Стандартизированное наблюдение по методу Р. Бейлза

Р. Бейлз путем свободного наблюдения за работой групп выявил более 80 признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены к 12 категориям, а последние объединены в четыре класса. Т.В. Корнилова предлагает следующую схему системы категорий Р. Бейлза (см. рис.).

Работая с системой категорий Р. Бейлза с целью, например, изучить способы принятия решений в семье старшеклассника, педагог имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону внутрисемейного обсуждения. Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами членов семьи. Запись наблюдаемого при этом может выглядеть так:

- кто говорит (источник сообщения);

- к кому обращается? (адресат);

- по какой категории (номер).

 

КЛАСС А. ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;

2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;

3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;

КЛАСС В. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

4. Дает совет, направляет, подразумевая автономию другого;

5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания

6. Дает ориентацию, информацию, уточняет;

КЛАСС С. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ

7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;

8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;

9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;

КЛАСС D. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;

11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.

 

 

а, b, c, d, e, f – связи между категориями:

а – проблемы ориентации;

b – проблемы оценивания;

с – проблемы контроля;

d – проблемы нахождения решения;

е – проблемы преодоления напряженности;

f – проблемы интеграции

 

Адресат Номер категории общения  
Источник сообщения мама время папа   Ребенок 1   Ребенок 2  
Мама                
Папа                
Ребенок 1                
Ребенок 2                
                   

 

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности внутрисемейного обсуждения какой-либо проблемы и принятия решения.

Наблюдение по схеме А.С. Залужного также относится к стандартизированному наблюдению. Система категорий, разработанная А.С. Залужным, нацелена на изучение и выявление типов преобладающего поведения дошкольников или младших школьников в игровом общении со сверстниками.

Совокупность конкретных вербальных актов и невербальных действий имеет четкое соотнесение со следующими типами поведения:

1) асоциальное (избегание общения, игнорирование, реакции протеста);

2) антисоциальное (агрессия);

3) пассивно-социальное (общение без предметного взаимодействия, подражание, следование за другими);

4) активно-социальное (руководство, сотрудничество).

5) Наблюдая за игровой деятельностью, педагог регистрирует на бланке наличие отдельных реакций, суммирует число их проявлений в пределах того или иного типов поведения и сопоставляет с аналогичными характеристиками членов группы (класса).

6) На основании выявления типа преобладающего поведения можно сделать определенные выводы относительно характера детско-родительских отношений в семье.

БЛАНК НАБЛЮДЕНИЙ

Объекты наблюдений Действие Тип Речь Объекты наблюдений
а б в г а б в г
          Отворачивается (брезгливо)   Хнычет          
          Убегает   Плачет          
          Защищается   Кричит о помощи          
          Разрушает   Угрожает          
          Отнимает   Требует          
          Гонится   Дразнит          
          Бьет   Ругается          
          Присоединяется к другим   Беседует          
          Приветствует жестом   Приветствует речью          
          Старается овладеть   Просит          
          Преследует   Инструктирует          
          Ласкает жестом   Ласкает речью          
          Помогает   Информирует          
          Помогает   Советует          
          Исправляет   Критикует          
          Берет инициативу   Призывает к сотрудничеству          

Тест – опросник родительского отношения (ОРО)

Тест – опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. При этом авторами методики родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родитель любит ребенка таким, каков он есть. Он уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется в жизни успеха вследствие низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

3. «Симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокий балл – родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, то есть родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, выполнение всех его требований. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель контролирует все социальные достижения ребенка, его привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник». Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Здесь нет правильных и неправильных утверждений. Выразите свое согласия или несогласие с приведенными ниже утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.