Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение, морфологическое описание лекарственных растений и их гербаризация




Контрольные вопросы

1. Дайте определение фитоценоза.

2. Дайте характеристику соснового, елового и смешанного лесов; лугов заливных, суходольных, альпийских; озер, степей, предгорья, сорной растительности.

3. Дайте определение понятию эндемичный вид.

4. Назовите растительные ассоциации, которые имеются в окрестностях КМВ.

5. Перечислите ярусы в пяти-, трех - двухъярусном сложении соснового, елового, смешанного лесов. Приведите примеры.

6. Назовите лекарственные растения ельников. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

7. Назовите лекарственные растения сосняков. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

8. Назовите лекарственные растения смешанного леса. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

9. Назовите лекарственные растения лугов. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

10. Назовите лекарственные растения степей. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

11. Назовите лекарственные растения предгорья. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

12. Назовите сорные лекарственные растения. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

13. Распределите дикорастущие лекарственные растения по группам действующих веществ.

14. Распределите дикорастущие лекарственные растения по медицинскому применению. Дайте их характеристику.

15. Назовите соки, методы сбора, условия сушки и хранения сырья лекарственных растений различных фитоценозов с учетом биологических особенностей растения.

16. Перечислите меры по охране дикорастущих лекарственных растений. Назовите лекарственные растения, занесенные в Красную книгу. Роль провизора в решении вопросов охраны лекарственных растений.

 

 

(2 дня)

Цель: научить студента определять лекарственные растения в дикорастущей флоре, уметь отличить лекарственные растения от близкородственных видов и их примесей.

Самостоятельная работа:

1. Описать в дневнике 30-40 растений из 20 семейств, указав их важнейшие диагностические признаки, географическое распространение и местообитание описываемых растений.

2. Установить видовую принадлежность собранных образцов лекарственных растений для их дальнейшей гербаризации.

3. Провести закладку гербарного материала.

Студент-практикант должен уметь определять лекарственные растения в дикорастущей флоре, для чего ему необходимо знать морфологические признаки репродуктивных и генеративных органов растений. Без этих знаний и умений невозможно вести заготовку ЛРС. Для определения растений используют специальную литературу (определители растений: Станков С.С., Талиев В.И., Гроссгейм А.А.; учебники по ботанике).

Работа с определителем осуществляется при тщательном изучении морфологического строения растений и описания их морфологических признаков. При этом фиксируются основные систематические признаки семейств, родов и видов.

 

Важным разделом практики является гербаризация растений. Выбранное для гербаризации растение должно быть хорошо развитым, неповрежденным и включать как репродуктивные органы, так и генеративный орган, начиная от корневой системы до плодов и семян.

Гербаризация растений складывается из последовательно выполняемых операций:

1. Закладка гербарного материала

2. Прессование

3. Сушка

4. Оформление гербария.

Следует знать, что сбор растений на территории коллекционного участка можно проводить только с разрешения ответственного лица и под непосредственным руководством преподавателя!

 


Закладка гербарного материала. Заботу о качестве будущего гербарного образца необходимо начинать уже в момент сбора.

Как правило, не следует брать обломанные, больные или угнетенные растения. Нужно стремиться собрать все органы растения, начиная от корней и кончая плодами и семенами, чтобы гербарий был представлен как можно более полным. Слишком массивные экземпляры либо вовсе не следует брать, либо их необходимо препарировать. Если растение высокое, но не очень мощное и ветвистое, его стебель следует перегнуть 2-3 раза под тем или иным углом, чтобы оно разместилось на одном листе. Чтобы закрепить эти перегибы на них надевают кусочки бумаги с прорезью. Растения необ-ходимо размещать на лист свободно, в естественном виде.

Листья следует располагать так, чтобы хотя бы часть из них оказалась нижней стороной кверху.

Наиболее толстые и сочные части (корни и стебли зонтичных, крупные корзинки астровых и др.) следует рассекать вдоль, что облегчит сушку и дальнейшее их изучение. Нельзя класть тонкие особо нежные части по соседству с грубыми и толстыми. В случае если это предотвратить невозможно, то следует использовать прокладки из той же бумаги для получения одинаковой толщины экземпляра. Собранные растения следует укладывать по-разному, чтобы вся пачка в целом по возможности получалась рав­ной толщины. Для этого самые толстые части (особенно подземные органы) следует укладывать по возможности ближе к краям и, особенно к углам листа. Растения, собранные в сырую погоду, легче загнивают, однако первоклассные гербарные об­разцы получают главным образом от правильного последующего обращения с этими растениями.

Прессование. Чтобы растения при сушке не деформировались, они должны быть правильно запрессованы. В качестве портатив­ных прессов чаще всего используют гербарные сетки. Между на­легающими друг на друга частями полезно проложить прокладки из гигроскопичной бумаги, например, если грубый стебель нале­гает на лист.

Для получения качественного гербария необходимо использо­вать достаточное количество прок-ладочных листов, которые вырав­нивают давление под прессом и поглощают воду, испаряемую рас-тением в процессе сушки. Все прокладочные листы должны быть того же формата, что и листы оконча-тельно монтированного гербария.

Толщина стопки с растениями, закладываемой в пресс, зави­сит от способа сушки и толщины закла-дываемых экземпляров. Стоп­ку тоньше 3 см равномерно запрессовать трудно. Также на опыте определяется и оптимальная степень стягивания. При переклад­ке нужно исправить все недостатки, допущенные при сборе и вы­править все деформации.

Сушка. Осуществляется с помощью смены отсыревших прокла­док на сухие, проветривания и нагревания. Нельзя рекомендовать какой-то один метод сушки, чаще всего комбинируют разные в за­висимости от условий. Желательно в первый день смену прокла­дочных листов произвести через несколько часов, затем дважды в течение нескольких последующих дней. При каждой последую­щей перекладке гербария прокладочные листы должны быть аб­солютно сухими. Для подсушивания хорошо развешивать гербар­ные сетки в теплом, хорошо проветриваемом помещении или непосредственно на воздухе на солнце. Готовность растений (окончание сушки) определяется по исчезновению живого зеле­ного цвета. Если растение приподнять за стебель, то еще не высо­хшие части поникают.

Оформление гербария. Гербарий, предназначенный для исполь­зования, должен быть правильно смонтирован. Основная задача монтировки — придать гербарному образцу форму, наиболее удоб­ную для последующего использования и хранения, при этом раз­мещение растения на гербарном листе должно быть самым опти­мальным. Как правило, наиболее толстые части растений сдвигают ближе к краям.

Из разнообразных способов прикрепления растений к бумаге наилучшим признан пришивание частей прочными белыми нит­ками. Растение прикрепляют так, чтобы оно не перемещалось на листе. Однако полностью лишать подвижности все его части не следует, так при малейшем изгибе оно может сломаться. Нельзя, подшивая рас-тение, протягивать нитку от одного стежка к другому по нижней стороне листа, при всякой перекладке эти нитки будут портить нижележащие экземпляры. Каждый стежок должен быть отдельным, завязанным двойным узлом с нижней стороны листа. Лишь в исключительных случаях для дополнительного крепления может быть использован быстро твердеющий синтетический клей или скотч.

Этикетка должна быть размещена в правом нижнем углу гербарного листа. Иногда, если целиком свободного места для эти­кетки найти нельзя, ее подсовывают под тонкие части растений, не мешающие прочтению. Этикетка оформляется черной пастой, при этом обязательно указываются латинское (полное, с указани­ем автора) и русское название растения и семейства, место сбора и местообитание, дата сбора, фамилия лица, собравшего и определившего данный вид (см. раздел 2). Гербарный лист вкладывается в файл (формат А3).

Принадлежности и мате-риалы, необходимые для закладки герба­рия: гербарная сетка, сухие чис-тые газеты (без цветных рисунков и фотографий), веревка для пере-тягивания сетки, ножницы, лопат­ка-копалка, бритва, кусочки ваты.

Принадлежности и материалы, необходимые для проведения мон­тировочных работ: листы картона, этикетки, учебник (или иной спра­вочный материал), полиэтиленовая пленка, белые прочные нитки, ножницы с острыми концами, бритва, ручка с черной пастой, ка­рандаш простой, линейка, иголка, шило, скрепки (для временно­го фиксирования натянутой пленки).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.