Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика и основные разновидности




СТИЛЯ

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. При этом, что очень важно – в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции – в эстетической. В этой функции языковые средства образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно, не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску данного стиля. Такая особенность хорошо видна при сопоставлении отрывков художественного и научного текстов аналогичной тематики.

 

По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитываем также, сколько выкачивают влаги корнями с глубины сами деревья - своеобразные автоматические насосы… Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов.   При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: 1) какова роль леса как фактора образования осадков и 2) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес содействует конденсации паров в большой степени. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу. Таким образом, на количество получаемых осадков лес оказывает немалое влияние.

 

Язык художественной литературы – это синтез тщательно, творчески отобранных средств выражения. Художественная речь отличается от научной речи применением экспрессивных средств и слов метафорического свойства.

 

Схема анализа текста художественного стиля

 

Какие языковые средства характерны для данного стиля?

!

Все языковые средства, характерные для всех других стилей

!

Это - художественный стиль (стиль прозы, поэзии, драмы)

!

признаки

!

Сфера функционирования – эстетическая, искусство слова Цель – воздействие при помощи художественных образов Форма – письменная драма, проза, поэзия Жанры – драматургические, прозаические, поэтические Точность – различной степени (художественный вымысел) Применение – в словесно-художественном творчестве Предварительный отбор языковых средств Внеязыковые средства – взгляд, мимика, жесты фиксируются автором в самом тексте (в ответ он кивнул головой)

 

Задание. Определите стиль и жанр текста писателя Бориса Емельянова «Слепой Беркут».

 

Ночью, возвращаясь с охоты с писателем Гайдаром, мы заблудились в лесу. Утро застало нас на склоне оврага, на выходе из леса.

На ближнем холме, в каких-нибудь сотнях шагов от нас, стояли саманные постройки казахского аула.

Мы вышли из леса на холм, аул казался покинутым.

Бессонная ночь утомила нас, и мы присели у открытой двери крайнего домика. Внезапно Гайдар удивленно воскликнул, увидев в дверях огромного беркута, который сидел, расправив свои мощные крылья.

Я долго жил в степи и знал, что такая птица берет волка. Ни колпачка, ни цепи на беркуте не было. Медленно, спокойно беркут наклонил голову и сложил крылья. Серая пленка на его глазах не шевелилась, беркут был слеп.

Глухой кашель послышался за стеной кибитки, и на пороге показался древний, седой казах. Радушным жестом он пригласил нас в дом. Хозяин заварил чай, поставил на столике пиалы, каймак и толченое просо. Горячий чай был удивительно вкусен, беркут – таинственен, хозяин – приветлив.

Старик рассказал нам историю птицы.

- Шестьдесят лет назад в этом ауле жил молодой охотник-джигит Мухтар. Из Семиречья он привез молодого беркута и с ним джигит днем и ночью был на охоте. Однажды он встретил черную смерть: в урочище Трех озер умерла от чумы семья.

Бай был очень богат, ночью жадные люди обокрали мертвых и разнесли чуму за пределы Трехозерья по аулам.

Бедные люди стали умирать вместе с богатыми. Из города прислали солдат, в то время черную болезнь лечили пулями.

Вокруг аула стояла рота солдат с винтовками. Убивали всех, кто пытался выйти из оцепления или проникнуть в аул. Так было больше месяца. Чума убила восемьдесят человек и ушла, но солдаты оставались. Когда из восемнадцати оставшихся в живых осталось одиннадцать голодных человек, Мухтар понял, что они съедят его птицу. Он снял цепь с ноги орла и сказал: «Улетай!», орел улетел.

Трудно добывать пищу для других, когда ты голоден сам. Орел вернулся и в своих когтях принес лису. Так он летал двадцать дней, принося голодным людям еду: то куропатку, то лису, то зайца. Он не охотился. Он работал, как человек.

Солдаты не стреляли в орла. Вон там на бугре стоял один… Когда пролетал орел, он всегда снимал шапку. Еды, было мало, но после солдат семь человек остались жить.

Слава об орле пошла далеко. Баи хотели его купить, но разве можно продать друга! Тогда они царской водкой выжгли орлу глаза. Семнадцать лет прошло с тех пор.

Солнце стояло высоко, когда мы вышли из кибитки. Старик провожал нас и долго стоял у двери.

- Учись! – сказал мне Гайдар в лесу. – Семнадцать лет кормят люди слепую птицу. Учись помнить добро.

 

ТМ: Основные черты научного стиля

 

Язык науки еще в начале прошедшего века был близок к языку художественной литературы и не выделялся в самостоятельный функциональный стиль. На страницах научных сочинений автор присутствовалне только как исследователь, но и как писатель, описывающий свои впечатления и переживания. В настоящее время требования к языку научной работы существенно отличаются от требований к языку художественной литературы.

Метафоры и другие образы в научном тексте допустимы только как педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

Язык научной работы не должен замечаться читателем, он должен замечать только мысль.

Главная особенность научного языка – ясность, легкость, краткость, свобода перехода от предложения к предложению.

Переходы от одной фразы к другой должны быть логическими и естественными; следует избегать местоимений, заставляющих думать, к чему они относятся.

Важная мысль должна быть выражена с логическим акцентом, чтобы читатель мог сделать остановку и оценить ее. Основную мысль автор может варьировать, не боясь повторов.

Главной чертой языка науки, его особенностью и достоинством является наличие терминов. Концептуальное понятие в научном тексте передается термином.

 

Внимание! Научный стиль - это объективность, логичность, высокая точность и абстрактность. Для научного стиля характерно употребление книжной, нейтральной и терминологической лексики, преобладание абстрактных существительных, употребление слов в прямом значении, увеличение роли интернационализмов в терминологии, неупотребительность слов с разговорно-просторечной окраской, а также эмоционально-экспрессивной и оценочной лексики.

 

ТМ: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Важнейшей функцией научного стиля является передача научной информации, доказательство ее истинности, утверждение ее новизны и ценности.

Суть вторичной функции научного стиля при его изучении заключается в развитии и активизации логического мышления учащегося (слушателя).

 

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе.

Научный стиль отличается особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения.

 

Задание. Прочитайте внимательно выдержку «Научная речь» из книги Г. Я. Солганика «Стилистика текста».

 

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающих сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Непрекращающийся научно-технический прогресс вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, инвестор, экология – эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера 500 000 составляет специальная лексика.

Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: монография, реферат, аннотация, каталог, реклама (имеющая признаки и публицистики).

Схема анализа текста художественного стиля

 

Какие языковые средства характерны для данного стиля?

!

Все языковые средства, характерные для всех других стилей

!

Это - художественный стиль (стиль прозы, поэзии, драмы)

!

признаки

!

Сфера функционирования – эстетическая, искусство слова Цель – воздействие при помощи художественных образов Форма – письменная драма, проза, поэзия Жанры – драматургические, прозаические, поэтические Точность – различной степени (художественный вымысел) Применение – в словесно-художественном творчестве Предварительный отбор языковых средств Внеязыковые средства – взгляд, мимика, жесты фиксируются автором в самом тексте (в ответ он кивнул головой)

 

Схема анализа текста научного стиля

 

Языковые средства характерные для данного стиля:

!

- специальные слова - термины общенаучные и отраслевые - специальная фразеология - слова в прямом значении - сложные синтаксические конструкции - конструкции с родовыми наименованиями - ссылки на источники, цитаты

!

Это научный стиль

!

П р и з н а к и

!

Сфера функционирования – научно-техническая Предварительный отбор языковых средств Цель – научная коммуникация Форма речи – письменная, вид речи - монолог Точность – достаточно высокая степень Жанр – учебник, пособие, лекция, монография, диссертация Применение - в научных трудах и выступлениях Внеязыковые средства – при устном выступлении.

 

Задание. Выделите основные признаки научного стиля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.