Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовная ответственность должностных лиц хозяйствующих субъектов




В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают самые разнообразные общественные отношения. В большинстве случаев эти отношения непосредственно связаны с осуществляемой деятельностью и могут нарушать самое разнообразное законодательство, в том числе и уголовное.

Уголовная ответственность в Российской Федерации – это вид юридической ответственности, который применяется исключительно к физическому лицу за совершение им преступления. Не все неправомерные действия являются преступлениями. Исчерпывающий перечень деяний, признанных в России преступлениями определяется Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ).

В УК РФ уставлено, что «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

В УК РФ есть раздел VIII «Преступления в сфере экономики», который включает в себя три главы 21, 22 и 23. Непосредственно преступлениям в сфере экономической деятельности посвящена глава 22 УК РФ. Важно, однако, отметить, что предприниматели и должностные лица хозяйствующих субъектов могут привлекаться к уголовной ответственности и по другим составам, так как совершаемые ими преступления могут быть связаны с конкретным видом деятельности хозяйствующего субъекта, а именно это, например, экологические преступления, если незаконная деятельность предпринимателей или юридических лиц повлекла нарушение экологического законодательства и т.д.

Однако в УК РФ есть составы преступлений, за которые несут ответственность только субъекты хозяйственных отношений. Так, примером является статья 171 «Незаконное предпринимательство» где субъектом преступления является индивидуальный предприниматель либо руководитель организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации; статья 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»; статья 180 «Незаконное использование товарного знака» и другие составы.

Существенной проблемой современной правовой системы России и многих других стран стало использование субъектов хозяйственной деятельности для совершения незаконных финансовых операций, с целью легализации доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Российское законодательство по борьбе с финансированием терроризма, как и во многих других странах, базируется на Международной конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в городе Нью-Йорке 10.01.2000) и ратифицирована Российской Федерацией в июле 2002 году. В указанной конвенции определяется, что «финансирование терроризма является предметом серьезной озабоченности международного сообщества в целом» (преамбула). Положения конвенции в национальном законодательстве представлены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ определяется, что финансирование терроризма – это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений».

Механизм применения судами составов УК РФ указанных в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ разъясняется в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» определяется, что «Финансированием терроризма следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц)». В данном постановлении представлено расширенное толкование понятия «финансирование терроризма» и суды при рассмотрении дел необходимо учитывать при и то, что под «финансированием» необходимо понимать не толь именно денежные отношения, но и все иные материальные отношения, направленные на поддержку террористической деятельности.

В статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ определяются обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Так, они обязаны:

«1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить следующие сведения: в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц – наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения».

Перечень операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск раскрываются в приложении к Информационному письму Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 «О признаках операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Так, в зависимости от деятельности, к «опасным» относятся организации осуществляющие деятельность: по организации и проведению азартных игр; связанную с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши; связанную со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий; связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом; туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность); любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

Как правило, указанные организации используют в своей деятельности наличные средства, а туристическая деятельность в свою очередь ещё и часто связана с расчетами с организациями, находящимися за пределами Российской Федерации.

Важным условием отнесения организации к «опасной» является и период ее деятельности, когда с даты государственной регистрации прошло менее 1 года, а также когда период нахождения клиента на обслуживании в организации (срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента) составляет менее 1 года и отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности.

В зависимости от правового статуса участников сделки.

- клиент осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности;

- клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;

- клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности;

- клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации;

- клиент является иностранным публичным должностным лицом либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;

- клиент является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица;

- совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

- наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган;

- клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте);

- клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента является фигурантом Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности[121];

- адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

- клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

- клиент является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации;

- клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью;

- клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- клиент или его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем (щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне).

Помимо этого «опасной» также считается деятельность всех общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Подводя итог, можно заключить, что в настоящее время в России происходит процесс ужесточения законодательства, регулирующего движение денежных средств, а также конкретизация их отдельных процедур, что напрямую вызвано с реализацией Международнной конвенция о борьбе с финансированием терроризма и Федерального закона № 115-ФЗ. Важнейшую роль в реализации указанных актов играют банки, а именно государство бесплатно фактически переложило на них свои полномочия в этой сфере. При этом важно понимать, что полагаться на коммерческие структуры в вопросе борьбы с финансированием терроризма, по мнению автора, не совсем оправдано. Что касается наличного денежного обращения, то осуществить контроль над всеми организациями, указанными в приложении к Информационному письму Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 практически невозможно. Более того стоит отметить, что борьба с финансированием терроризма, несомненно имеющая положительное значение для государства, не способствует, к сожалению развитию предпринимательской и в целом экономической деятельности и создает дополнительные трудности для обычной жизнедеятельности граждан.

Исходя из перечня организаций, которые определяются в приложении к Информационному письму Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 к «подозрительным» относятся практически все, но при этом критерии включения таких организаций достаточно размыты и непонятны. Если в отношении одних имеются достаточно объективные причины для включения в указанный выше список (например, клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму), то в отношении других непонятна даже логика. Скорее всего, за основу был взят принцип «никого не упустить». Однако такой подход, по мнению автора, к сожалению, не позволяет сконцентрировать внимание на более уязвимых и проблемных моментах существующей в России финансовой системы.

 

Материалы для самоконтроля

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.