Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные замечания. Интерактивная сторона общения




Интерактивная сторона общения

Обработка результатов

Ниже приводятся шесть шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих ключу каждой шкалы (каждый совпавший ответ с учетом знака оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма.

1. Рациональный канал эмпатии: + 1, +7, -13, +19, +25, -31.

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32.

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34.

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -5.

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может меняться от 0 до 36 баллов.

Выводы: при суммарном уровне по всем шкалам 30 баллов и выше — у человека очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности [1]. Понятие «межличностное взаимодействие» отражает инструментально-технологическую сторону общения. Понимание смысла и содержания взаимодействия между людьми предполагает анализ структурных элементов межличностного взаимодействия. Во-первых, это определение контекста межличностного взаимодействия, соотнесение его с той или иной типичной социальной ситуацией (деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, свадьба, разговоры в очереди, отдых в кругу семьи и др.). Во-вторых, изучение пространственного структурирования взаимодействия, представляющего собой: 1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку на прочность»; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление запятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации [2].

В пространственном структурировании взаимодействия можно выделить вертикальную и горизонтальную составляющие. К горизонтальным пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает своей (кабинет, рабочее место, интимная зона и т. д.), дистанцию, оптимальную для достижения целей конкретного взаимодействия, а также использование/отказ от использования физических барьеров как эквивалентов психологических преград (стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы и др.) [2].

Вертикальная составляющая находит свое отражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть обозначены следующим образом [2].

1. Пристройка к партнеру сверху. Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится запять позицию сверху. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывания по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

2. Пристройка к партнеру снизу. Это позиция подчиненной стороны. Оказавшись в ней, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения.

3. Пристройка к партнеру наравне. Позиция равенства сторон отражена в таких формах вербального и невербального поведения, как спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д.

4. Отстраненная от партнера позиция. Данная позиция возможна в контексте формального общения в том случае, если социальные роли условно не задают иерархию позиций («почтальон и адресат» в отличие от «официант и посетитель ресторана»). Другой вариант реализации данной позиции — игнорирование доводов, аргументов, чувств, настроения и т. п. партнера по общению.

Данное занятие способствует усвоению знаний, полученных по теме «Межличностное взаимодействие», и формированию умения понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведения в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей, что является необходимым условием эффективного общения.

Цель занятия

Формирование навыков анализа структурных элементов межличностного взаимодействия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.