Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники гипноза 13 страница




Рис. 49

При любом из применяемых методов лечения необходимо соблюдать режим в течение дня и проводить тренировочные уп­ражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное при­менение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в излечении от энуреза.

Дополнительно можно предложить родителям раз в неделю рассказывать детям терапевтическую историю о мальчике Саше*, который страдал ночным энурезом.

* Приводимые ниже терапевтические «истории про Сашу» заимствованы из клиги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Терапевтические истории для де­тей (М НФ «Класс», 1996) В них изменены только имена главных героев, которые были приближены к отечественным реалиям.

Как лучше рассказывать «Истории про Сашу». Советы для родителей

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени его цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собира­ют большую аудиторию маленьких слушателей. Такие сказки и истории — один из способов получения ребенком информа­ции о себе и окружающем мире.

Взрослым следует помнить, что ребенок приобретает зна­ния посредством игр и воображения. Детские игры, по суще­ству, могут быть приравнены к работе и учебе.

Рассказы и особенно сказки всегда были самым эффектив­ным средством общения с детьми. Сказки говорят ребенку о том, что мир очень непрост, в нем существует немало неспра­ведливостей, а страх, сожаление и отчаяние — такая же часть нашего бытия, как и радость, оптимизм и уверенность. Но са­мое главное, сказки говорят ребенку, что если человек не сда­ется, даже когда положение кажется безвыходным, если он про­являет настойчивость и терпение, то в конце концов обязатель­но победит.

«Истории про Сашу» подобны персонализированным, «оче­ловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, ко­торые наделены характерными чертами вашего ребенка и стал­киваются с такими же проблемами. В «историях про Сашу» ге­рой или героиня находит пути и способы понимания и разре­шения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребен­ка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребенку так же, как имя его главного героя.

«Истории про Сашу» — не волшебная палочка, по манове­нию которой исчезают все беды, но они позволяют детям уз­нать о себе и своих проблемах то, что их утешает, придает им

силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и пони­мание.

Эффективность «историй про Сашу» объясняется многими причинами. Прежде всего они позволяют ребенку восприни­мать свои трудности и бороться с ними действенным спосо­бом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоя­щих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить об этом открыто. Часто, когда вы заводите пря­мой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются.

Совсем другое дело — слушать историю о мальчике, кото­рый похож на тебя. В этом случае детям не читают наставле­ний, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих зат­руднениях и проблемах. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких не­приятных психологических последствий. Это значит, что дети могут поразмышлять над услышанным в психологически ком­фортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону бе­зопасности.

«Истории про Сашу» дают ребенку возможность подумать, поразмышлять и задать вопросы на «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, час­то делаем то же самое. Большинству знакома практика получе­ния совета по смущающему нас вопросу с использованием зна­комого приема: «У моего друга Коли есть проблема...»

Очень интересно наблюдать, как дети пользуются этой зо­ной безопасности. С одной стороны, ребенок отождествляет себя с «Сашей», но когда повествование доходит до «больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда «Саша» превращается просто в мальчика из рассказа. Таким образом он получает возможность со стороны понаблюдать за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом.

Форма истории имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.

Цель программы, изложенной в общих чертах l опублико­ванной ниже «Истории про Сашу», — натренировать, приучить

пузырь удерживать большее количество мочи, повысить чут­кость его обладателя к посылаемым сигналам, чтобы своевре­менно реагировать на них во время сна, а также повысить то­нус мускулов, ответственных за «отпирание» и «запирание» пу­зыря.

Очень часто ночное недержание мочи сильно деморализует детей. Они испытывают стыд, чувствуют себя ущербными, не­полноценными и неуправляемыми. Не усугубляйте эти страда­ния упреками, отчитыванием или попытками унизить их. Чем более.ущербными и неполноценными дети себя чувствуют, тем меньше у них шансов освободиться от преследующей их беды.

Важно, чтобы ребенок сам стремился к этой цели. Упраж­нения, представленные в этой программе, предполагают опре­деленную долю самоотверженности. Если ребенок выполняет их лишь потому, что вы хотите, чтобы его постель оставалась сухой, результаты скорее всего будут малоутешительными.

Мотивация важна еще и потому, что дети, страдающие эну­резом, часто чувствуют себя беспомощными перед лицом сво­ей беды. Важно, чтобы ребенок вновь обрел чувство уверенно­сти в себе и в своей полноценности. Если ребенок почувствует свою ответственность за этот процесс, он станет увереннее и у него будет больше шансов выздороветь.

Такую тренировку следует начинать только после того, как вы убедитесь, что ребенок сам очень хочет этого, более того, способен подойти к ней активно и ответственно. Многие спе­циалисты считают, что такого рода программы следует приме­нять только к детям старше шести лет.

Процесс тренировки мочевого пузыря вкратце описан в «Истории про Сашу». К этому следует добавить несколько до­полнительных деталей.

Во-первых, в течение двух недель определите характер ноч­ного недержания мочи у вашего ребенка. Случается ли это каж­дую ночь? Когда бывает хуже? Связано ли это с поздним отхо­дом ко сну? Зависит ли это от режима питания и количества употребляемой жидкости?

Во-вторых, в течение недели ваш ребенок должен выпол­нять специальные упражнения для растягивания мочевого пу-

15 — 2699 225

зыря, задерживая мочу как можно дольше после первого позы­ва к мочеиспусканию. Это нужно проделывать не реже одного раза в день и лучше дома, а не в школе или в доме друзей, чтобы ребенок не оказался в неловком положении, если произойдет «несчастный случай». Вы можете ему помочь, показав, как нуж­но сосредоточиваться на чем-то другом, для того чтобы отвлечь внимание от мочевого пузыря.

Кроме того, ребенку нужно упражняться в управлении мыш­цами пузыря, прерывая мочеиспускание в середине процесса. Это следует проделывать около 5 раз при каждом мочеиспускании.

Раза два в неделю вы должны помогать ребенку измерять емкость его мочевого пузыря. Для этого нужно выпивать боль­шое количество кофеиносодержащих напитков типа «кока-колы» и употреблять преимущественно соленые закуски, что­бы вызвать жажду. После этого ваш ребенок должен как можно дольше задерживать мочу. Когда станет невтерпеж, следует опо­рожнить мочевой пузырь в какую-то емкость, с помощью ко­торой можно измерить количество выделяемой мочи.

У ребенка в возрасте от 6 до 12 лет объем мочевого пузыря в среднем равен 30 мл на каждый год его возраста. Измерения емкости мочевого пузыря вашего ребенка могут дать очень раз­ные результаты. Возьмите за основу самую большую цифру, сделав ее отправной точкой для улучшения результатов.

В этот период важно всячески поддерживать стремление ребенка к цели и к достижению большей уверенности. Для это­го необходимо поощрять его усилия. Звездочки, поставленные в табличке, могут поведать вам, регулярно ли ребенок выпол­няет свои упражнения по растягиванию мочевого пузыря и пре­рыванию мочеиспусканию. Не нужно скупиться на похвалу и поощрения за регулярное выполнение упражнений. Вполне возможно, что потребуется определенное время, чтобы прояви­лись результаты, поэтому не отчаивайтесь и внушайте своему ребенку, что он прекрасно делает свое дело и результат обяза­тельно будет достигнут.

Можно предложить ребенку последовательно, шаг за ша­гом, мысленно совершать ночное путешествие в туалет, что ему, безусловно, поможет. Это мероприятие будет особенно эффек-

тивным, если ваш ребенок расслабится и будет целиком погло­щен мысленным «созерцанием» того, как его мозг своевремен­но отреагирует на сигнал мочевого пузыря, он проснется, вста­нет с постели и сходит в туалет.

Наконец, несколько советов о том, что надо и чего не надо делать,.

• Не проявляйте нетерпения. Знайте, что если одни дети очень быстро приходят в норму, другим требуется несколько ме­сяцев, чтобы сухая постель стала для них обычным явлени­ем. Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, поощряя даже незначительное уменьшение мокрого пятна на простыне.

• Побеспокойтесь о том, чтобы дорога в туалет была хорошо освещена ночью и чтобы ребенку было удобно туда ходить.

• Создайте условия для того, чтобы ребенок хорошо высы­пался. Переутомленные дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырем.

• Не пользуйтесь пеленками для того, чтобы постель остава­лась ночью сухой. Это наводит детей на мысль о своей ущер­бности. Они часто смущаются и стыдятся пользоваться пе­ленками.

• Вполне нормально, если вы возложите на ребенка обязан­ность относить мокрые простыни в прачечную. Это следует рассматривать не как наказание, а как одну из обязаннос­тей взрослого человека.

• Не ругайте ребенка за то, что он проснулся в мокрой постели. Когда вы устали и вам вовсе не улыбается перспектива допол­нительной стирки, легко поддаться мысли, что он это делает вам назло. Разумеется, это не так. В большинстве случаев ре­бенок ненавидит мокрую постель даже больше, чем вы.

• Не следует ограничивать детей в употреблении жидкости в первой половине дня. Питье фактически помогает им вы­полнять упражнения для растягивания мочевого пузыря и укрепления его мышц. Пусть ваш ребенок нормально уто­ляет жажду. Однако после 18 часов и перед сном рекоменду­ется воздерживаться от напитков, содержащих углекислоту и кофеин, так как они раздражают мочевой пузырь, застав-

15*

ляя его слишком скоро и слишком часто «отправлять депе­шу» с требованием: «Опорожни меня!». Аналогичное воз­действие может оказывать шоколад. Ваш ребенок может так­же быть особенно чувствителен к другим пищевым продук­там, таким, как молоко. За этим нужно проследить в первые две недели наблюдений. Напитки, содержащие кофеин, спе­циально дают в то утро, когда измеряются объем мочевого пузыря, для того чтобы вам не пришлось долго ждать, когда ваш отпрыск наконец соизволит пойти в туалет.

Если в вашем доме два ребенка, страдающих энурезом, пусть предлагаемой программой воспользуется сначала старший из них, прежде чем к ее успешному выполнению приступит млад­ший.

Прежде чем рассказывать терапевтическую историю, надо спросить ребенка: «Хочешь, я расскажу тебе одну интересную историю?» И получив согласие, устроиться с ним поудобнее и начать свой задушевный увлекательный рассказ. При этом нача­ло истории надо как можно лучше адаптировать к данному ре­бенку, чтобы оно чем-то напоминало его собственную ситуацию.

Терапевтические истории можно рассказывать детям, начи­ная с 6 лет, для ребенка истории гораздо интереснее, чем нра­воучительные наставления взрослых. В возрасте 12 лет можно переводить ночной сон ребенка в гипнотический и уже в со­стоянии гипнотического транса рассказывать ему терапевтичес­кую историю. Как это делается, подробно описано в главе «Вну­шение в состоянии естественного ночного сна», где приводит­ся специальная сказка для вызывания трансового состояния у ребенка.

Психотерапевтические истории для детей

Первая история про Сашу

Саша был ребенком, который жил в доме вместе с папой, мамой и кошкой по кличке Мурка. Школа, в которой учился Саша, находилась недалеко от его дома.

— Доброе утро, дети, — сказал однажды учитель, который зашел к ним в класс до начала занятий. — У меня для вас при­ятная новость. Наступило лето, и мы всем классом поедем в пионерский лагерь.

Все дети обрадовались и закричали, что это здорово. Сашин друг на переменке сказал:

— Мы будем спать в одной палатке и сможем не спать всю ночь и болтать.

— Да, я просто не могу дождаться этой поездки, — ответил Саша тихим голосом и опустил голову.

Какой-то внутренний голос постоянно твердил ему: «Как мне избежать поездки в лагерь? Как мне избежать поездки в лагерь?» А другой голос внутри него отвечал: «Не сможешь. Не сможешь не поехать».

Дело в том, что у Саши был страшный секрет. И из-за этого секрета он не мог поехать в лагерь. Ведь тогда все узнают про его тайну, все друзья будут над ним смеяться и не захотят с ним дружить. Никогда.

Немного позже вы узнаете, чем был расстроен и встрево­жен Саша, когда отправлялся спать в тот вечер.

«Что мне делать? Что мне делать?» — повторял он до тех пор, пока не уснул.

Проснувшись, Саша заметил, что за окном еще ночь. В ком­нате темно и только луна и звезды заглядывали в окно. Саша взглянул на стену, где висел календарь с портретом доктора Айболита и зверюшек, который странно сиял при свете луны.

Саша широко открыл глаза от удивления. Потом он потряс головой. «Нет, должно быть, это все мне кажется, — подумал он. — Доктор на календаре не может двигаться». Он снова по­смотрел на календарь. Айболит улыбался ему своей доброй улыбкой. Саша очень удивился. Его любимый доктор Айболит был словно живой и подмигивал ему.

— Привет, — сказал он, присаживаясь на край Сашиной кро­вати. — Я думаю, что мне надо сначала представиться. Я — доб­рый доктор Айболит.

— П-п-п-прив-в-в-вет, — выдавил из себя Саша, глаза ко­торого все еще оставались широко открытыми от удивления.

Он все еще никак не мог поверить, что его любимый доктор Айболит ожил и находится рядом.

— Видишь ли, — продолжал доктор, я видел, какой расстро­енный ты пришел сегодня из школы. И как долго ты крутился в постели, все время о чем-то думая, и тяжело вздыхал. Мне за­хотелось тебе помочь. Может быть, тебе нужна моя помощь?

У Саши перехватило дыхание и пересохло во рту. Он думал, можно ли доверить доктору Айболиту свой страшный секрет, что... он мочится в постель по ночам. Доктор по-дружески улыб­нулся и сказал ему:

— Тот мальчик, чемпион школы, который подарил тебе этот календарь, тоже когда-то раньше ночью мочился в постель. А теперь он совершенно здоров и может ездить на соревнования и отдыхать в лагере.

Саша не верил своим ушам.

— Да, это было так, — продолжал доктор, — но об этом ник­то не знал. Он всегда очень боялся и переживал, что его друзья когда-нибудь узнают его тайну. И обычно придумывал разные причины, чтобы не ездить на соревнования в другой город или не оставаться ночевать у друзей или родственников.

«Надо же, — подумал Саша, — совсем как у меня».

— Поэтому, — продолжал свой рассказ Айболит, — мы мо­жем себе представить, как он переживал и волновался, когда ему надо было ночевать не у себя дома и не в своей постели.

Саша понимающе кивнул головой.

— И как раз в то время, когда он чувствовал себя таким не­счастным и одиноким, я объяснил ему, что надо делать, чтобы выздороветь.

— Значит, — начал Саша, наклоняясь вперед и волнуясь еще больше, — ты хочешь сказать, что можешь найти какой-то вы­ход?

— Конечно, — уверенно ответил доктор Айболит. — Я сей­час тебе расскажу, что надо делать, чтобы постель оставалась сухой по ночам.

Саша так и загорелся от нетерпения, даже чуть не свалился с кровати.

— Может быть, начнем прямо сейчас? — спросил он, вол­нуясь. — Пожалуйста...

I

Айболит обнял его за плечи.

— Конечно, — успокоил он Сашу, — я буду рассказывать, а ты все хорошо запоминай.

Сначала доктор карандашом нарисовал на листе бумаги кон­туры ребенка.

— Представь, что это твое тело, — сказал он. — Ты, навер­ное, слышал, а может быть, знаешь, что внутри твоего тела есть сердце, легкие, желудок.

Саша утвердительно кивнул.

— Мне об этом говорили дома родители и в школе учи­тель, — сказал он.

— В теле человека есть еще много и других органов, — про­должал доктор — о которых ты, может быть, не слышал и ниче­го не знаешь. Например, мочевой пузырь.

Саша покачал головой. Ему никто никогда не говорил о мочевом пузыре.

— А что он делает? — спросил Саша.

— Его задача — собирать всю мочу, которая больше не нуж­на телу. Поэтому, когда пузырь наполняется мочой, он посыла­ет сигнал в мозг, а мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжи­мает мочу в унитаз.

— А почему же тогда мой мочевой пузырь выжимает ночью мочу в постель? — спросил Саша.

— Существует несколько причин, почему это может проис­ходить. В конце мочевого пузыря есть мышца, которая откры­вает и закрывает его. Если мышца слабая, моча вытекает рань­ше, чем нужно. Значит, один из методов, ведущих к сухой по­стели по ночам, — тренировать эту мышцу и укреплять ее, — сказал доктор.

— Понятно, — сказал Саша. Он хотел, чтобы мышцы его мочевого пузыря были крепкими и чтобы утром он просыпал­ся в сухой постели.

— Еще ты должен знать, — заметил Айболит, — что мочевой пузырь похож на шар. Он очень эластичный, может растяги­ваться и удерживать огромное количество мочи. Но некоторые мочевые пузыри забыли, как нужно растягиваться. Они дума­ют, что уже переполнены, тогда как на самом деле в них совсем мало мочи.

— А можно научить мочевой пузырь лучше растягиваться? — спросил Саша.

— Конечно, — ответил доктор.

— Вот хорошо-то! — воскликнул Саша и начал подпрыги­вать на своей кровати от радости.

— А с чего бы ты хотел начать? — спросил Айболит. Саша подумал немного и сказал:

— Пожалуй, я хотел бы сначала научиться укреплять мыш­цы мочевого пузыря.

— Это нетрудно, — сказал доктор. — Ты знаешь, что лучше всего мышцы можно укрепить путем упражнений и трениро­вок.

— Да, — согласился Саша, — если часто поднимаешь тяже­сти, мышцы рук становятся крепкими, а если много ходишь пешком, укрепляются мышцы ног.

— Верно, — подтвердил Айболит, — лучший способ трени­ровки мышц — это упражнения, и как можно больше. Я уже говорил, что на выходе есть мышцы, которые управляют «во­ротами» мочевого пузыря. Они служат для открывания, чтобы выпустить мочу, или для закрывания, чтобы ее удержать. По­этому в туалете попытайся задержать струю мочи и потом ее отпустить. Так надо проделать несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы, которые открывают и закрывают мочевой пузырь.

— Я вижу, что это не сложно, — сказал Саша. — А сколько раз надо проделать это упражнение?

— Каждый раз, когда ты мочишься, нужно 5-6 раз прервать и снова отпустить струю мочи, — ответил доктор.

— Хорошо, — сказал Саша, — я начну регулярно это делать в туалете с сегодняшнего дня. И скоро у меня будут самые креп­кие мышцы мочевого пузыря во всем мире.

— Конечно, — сказал какой-то тихий голос, который, каза­лось, исходил откуда-то изнутри. Саша от неожиданности под­прыгнул.

— Кто это? — испуганно спросил он.

— Это я, мышца твоего мочевого пузыря, которая откры­вает и закрывает, — произнес тихий голос. — Я рада, что ты

хочешь сделать меня крепкой. Мне так надоело, что меня все время толкают туда-сюда. Я хочу стать самой сильной твоей мышцей.

Саша посмотрел на Айболита.

— Мне кажется, что со мной разговаривает моя мышца мо­чевого пузыря, — сказал Саша.

— Теперь, когда вы познакомились друг с другом, дела дол­жны пойти гораздо лучше, — заметил доктор. — А теперь нам нужно приучить пузырь удерживать больше мочи.

— Кого, меня? — спросил другой голос. — Зачем мне это нужно? Мне гораздо лучше выпустить свою мочу, когда я на­полнен наполовину.

— А мне от этого не легче, — строго сказал Саша. — Это доставляет мне много неприятностей.

— Правда? — робко удивился пузырь. — Мне никогда не приходило в голову, что я мешаю тебе и доставляю неприятно­сти.

— Так знай теперь, что это так, — сказал Саша. — Тебе те­перь нужно научиться растягиваться, чтобы удерживать мочу всю ночь, до утра.

— А что мне нужно для этого делать? — спросил пузырь.

— Слушай внимательно, — сказал доктор, — когда пузырь хочет освободиться от мочи, он посылает сигнал мозгу, чтобы тот сообщил тебе, что пора сходить в туалет. В следующий раз, когда твой мозг получит такой сигнал от пузыря, вместо того чтобы сразу бежать в туалет, посмотри, не можешь ли ты не­множко переждать. Терпи как можно дольше. Если ты будешь это делать постоянно, ты натренируешь пузырь держать мочу все дольше и дольше и, кроме того, научишь его растягиваться. Таким образом, он сможет удерживать мочу всю ночь и не бес­покоить тебя.

— Это здорово! — обрадовался Саша. — Теперь я буду ста­раться задерживать мочу всякий раз, когда мне захочется в ту­алет.

— Послушай, детка, — сказал пузырь, — ты что, действи­тельно хочешь проделать все это? Что касается меня, то я бы предпочел освобождаться от мочи тогда, когда хочу.

— Это очень плохо, — сказал Саша, — потому что для меня это...

Его голос был таким же строгим, как и...

— Теперь я здесь хозяин, — продолжал Саша, — и я хочу, чтобы моя постель была всегда сухой, так что, дорогой пузырь, хочешь — не хочешь, а ты должен научиться удерживать мочу.

— Ладно, — грустно ответил пузырь, — если должен, значит должен...

Саша был в приподнятом настроении.

— Я так хочу, чтобы все было нормально, — сказал он. Саша взял свою записную книжку и записал в ней: «Растя­гивать пузырь и задерживать мочу».

Доктор Айболит уходя, добавил:

— А ты не смог бы поработать над этими упражнениями в ближайшие две недели? Некоторым детям только этих упраж­нений бывает достаточно, чтобы их постель больше не была мокрой. Другим же детям потребуется кое-что еще, но об этом я расскажу тебе потом. Недели через две я приду к тебе снова, и ты расскажешь мне, как у тебя идут дела.

— Хорошо, — уверенно сказал Саша и на прощание пома­хал доктору рукой, когда он снова занял свое место на кален­даре.

На следующий день Саша сказал своей маме:

— Я решил, что теперь моя постель всегда будет сухой.

— Очень хорошо, — обрадовалась мама.

— У меня есть план, — сказал Саша и начал подробно рас­сказывать маме, как он будет растягивать пузырь и тренировать мышцы.

Он сказал, что ей не следует вечером, незадолго перед сном, давать ему шоколад, молоко, компот, кока-колу или кофе, а потом подробно объяснил, какие упражнения и как он собира­ется выполнять самостоятельно.

— У меня есть хорошее предложение, — сказала мама, — давай на бумаге нарисуем табличку, в которой ты сам будешь отмечать свои упражнения и записывать свои успехи.

— Это хорошая мысль! — охотно согласился Саша. Он лю­бил рисовать и раскрашивать рисунки. — Я сделаю табличку цветной.

И он старательно принялся за работу.

Здесь можно сделать перерыв и дать ребенку время для вы­полнения упражнений и измерения объема мочевого пузыря, прежде чем перейти ко второй части. Разумеется, если к этому времени ваш ребенок справится с энурезом, этот раздел станет ненужным.

Вторая история про Сашу

Прошло две недели. Саша лежал в постели и ожидал появ­ления доктора Айболита. Он был очень доволен собой и про­сто сгорал от нетерпения рассказать Айболиту, как добросовес­тно выполнял упражнения. Саша делал все, чтобы не заснуть, но сон закрывал ему глаза. Веки постепенно смыкались все плотнее и плотнее, и очень скоро сон окончательно взял верх.

Когда Саша проснулся и открыл глаза, было еще совсем тем- но. Он сразу посмотрел на календарь с портретом Айболита. Ка­лендарь излучал какой-то необыкновенный свет. Неожиданно доктор Айболит подмигнул ему и начал сходить с календаря..

— Привет! — сказал он, устраиваясь на кровати Саши.

— Я так тебя ждал, — сказал Саша. — Вот посмотри! — и протянул дневник с записями о выполнении упражнений. — Эти упражнения очень интересны. Они стали получаться у меня все лучше и лучше.

Айболит посмотрел на записи.

— О, да ты молодец, — похвалил он Сашу. Саша улыбнулся, он гордился собой:

— Правда, моя постель иногда еще бывает мокрой по но­чам, но я думаю, что это, как ты сказал, вопрос времени.

Доктор утвердительно кивнул:

— Правильно, это требует определенного времени, но ты просто молодчина, и я уверен, что скоро все у тебя будет в пол­ном порядке.

Саша радостно улыбнулся и кивнул головой.

— А помнишь, я тебе говорил, что помимо упражнений боль­шинству детей требуется еще кое-что, чтобы избавиться от мок­рых простыней?

— Помню, — ответил Саша.

— Тогда я расскажу тебе об этом подробнее. Ведь все это я уже проделывал и с другими ребятами, у которых раньше по­стель тоже была мокрой, — сказал доктор. — Помнишь, что я тебе говорил о мочевом пузыре и как он накапливает мочу?

Саша утвердительно кивнул головой.

— Когда твой пузырь полон и ему нужно освободиться от мочи, он посылает сигнал в мозг. Мозг принимает этот сигнал и дает тебе знать, что пора сходить в туалет. Но иногда ночью сигнал, который пузырь посылает в мозг, бывает недостаточно громким или мозг спит слишком крепко, чтобы его услышать. Если мозг не получит этого сигнала, он не разбудит тебя и не направит тебя в туалет, и если пузырь все-таки решит, что ему надо освободиться от мочи, твоя простыня станет мокрой.

— А как же сделать так, чтобы сигнал доходил до мозга и он пробуждался? — спросил Саша.

— Нужно научить мочевой пузырь и мозг лучше взаимодей­ствовать друг с другом, — ответил доктор. — Один из способов установления контакта между мозгом и мочевым пузырем очень тонкого свойства. Он предполагает участие твоего воображения. Это особый раздел твоего разума, что-то вроде волшебства.

— Ого, — сказал Саша, приходя в возбуждение. — А я и не знал, что во мне есть что-то волшебное.

— Волшебство, магия есть в каждом из нас, — продолжал доктор. — Нужно только верить в это и научиться пользоваться этим даром. Если хочешь, я прямо сейчас покажу тебе, как сле­дует приводить в действие свое волшебство.

Саша согласно кивнул головой, проявляя нетерпение.

— Тогда держись крепче, — посоветовал ему Айболит. — Сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие.

— Куда? — спросил Саша, он просто не мог больше ждать.

— Мы отправляемся в гости к твоему мочевому пузырю и к твоему мозгу, — ответил доктор. — Закрой глаза, скажи вол­шебное слово «Сезам, откройся», и мы отправимся в путеше­ствие.

Саша закрыл глаза и произнес несколько раз «Сезам, от­кройся». Послышался какой-то тихий щелчок, сопровождав-

шийся не то шипением, не то свистом, начали мелькать какие-то картинки.

— Смотри, — сказал доктор, — мы внутри твоего тела. Саша посмотрел по сторонам. Они плыли вниз по реке на

красивой голубой лодке. Саша стоял за рулевым колесом. На нем был необыкновенный белый форменный костюм. На гру­ди золотыми буквами было написано: «Капитан Саша».

— Вот это да! Просто не верится! — восторженно восклик­нул Саша.

— Мы плывем к мочевому пузырю, — сказал доктор. — Сле­ди за сигнальными знаками.

Саша посмотрел вокруг. На обоих берегах реки стояли боль­шие белые указательные столбы. На одном была стрелка, ука­зывающая назад. На ней крупными буквами было написано: «ПОСЕТИТЕ ЛЕГКИЕ», а внизу, более мелко: «Свежий воз­дух». Рядом, на другом знаке, указывающем в сторону, он про­чел: «ЛОВИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ВОЛНЫ - отдых в мозгу». Последний указательный столб стоял как раз перед ними. Над­пись гласила: «ВЫ ВСТУПАЕТЕ ВО ВЛАДЕНИЯ МОЧЕВО­ГО ПУЗЫРЯ — сядьте поудобнее и расслабьтесь».

— Прекрасно! Что я должен делать? — спросил Саша.

— Веди лодку прямо вперед, — ответил Айболит. — Ты про­сто молодец!

Саша вел лодку по прямой.

— Мне это очень нравится. Это так интересно! — сказал он.

— Ты просто классный капитан, — похвалил его доктор. — Сейчас поверни направо, в сторону стрелки.

Саша повернул направо и оказался у небольшого причала.

— Здесь можно пришвартоваться, — сказал доктор. — Мо­чевой пузырь прямо перед нами.

Раздувшись от сознания своей важности, пузырь подремы­вал, развдлясь в кресле. Когда Саша приблизился к нему, он удивился его появлению, но все-таки лениво и небрежно по­здоровался с ним:

— Привет, детка.

— Во-первых, — парировал Саша, — я тебе не детка. Ты у меня в подчинении и потрудись запомнить это.

Пузырь явно испугался. Он вскочил на ноги и встал по стой­ке смирно.

— Во-вторых, — продолжал Саша, — я хочу научить тебя лучше контактировать с мозгом ночью.

— Конечно-конечно, э-э-э... начальник, — пролепетал пу­зырь. — Что прикажете делать?

— Кричать.

Мочевой пузырь был обескуражен.

— Кричать? — повторил он в недоумении. — Но ведь для крика нужно напрягаться. Разве не легче просто тихо прошеп­тать?

— Нет! — твердо отрезал Саша. — Нужен крик. Шепот не срабатывает. Теперь давай посмотрим, как это у тебя получа­ется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.