Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое оздоровление предприятий




 

В настоящее время лицо производства определяют средние и крупные предприятия, построенные в период плановой экономики. В большинстве случаев они являются градо- или микро образующими, т.е. сосредоточивают до 30% трудоспособного населения города или микрорайона, имеют на балансе объект социально-культурной сферы и инженерной инфраструктуры.

Предприятия независимо от форм собственности функцио­нируют в сложных условиях, которые предопределены как законами рынка, так и действиями государства в сфере экономики. Они всецело несут экономическую ответственность за результаты деятельности. Вместе с тем государство не стоит в стороне, стремясь предвидеть и предотвратить ухудшение ситуации ни рынках, оказывать помощь в случаях ухудшения их финансовою состояния.

В определенных условиях для финансового оздоровления и повышения платежеспособности государство предпринимает реорганизационные процедуры на основании законодательства о банкротстве.

Банкротство рассматривается как средство возрождения предприятия через механизм смены владельца собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его иму­щества, перевода активов в другие компании. Сама возможность банкротства призвана повышать ответственность руководителей за свои действия. Но длительная терпимость к предприятию на грани банкротства приносит большой вред, так как позволяет напрасно тратить ценные ресурсы. Инициировать процедуру банкротства можно, если предприятие более чем на 3 мес. задержало выплату долга в размере более 500 минимальных размеров оплаты труда*.

* В большинстве стран предел суммы не устанавливается: банкротом признается должник хотя бы 1 долл., который не может заплатить в срок по договору.

 

Применяются следующие процедуры банкротства должника — юридического лица:

• наблюдение;

• внешнее управление;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение;

• иные.

По состоянию на 1 января 1999 г. после возбуждения дел о банкротстве на долю отдельных процедур приходилось: наблю­дение — 27,0%, внешнее управление — 11,5, конкурсное производство — 50,5, мировое соглашение — 2,3%.

Участниками процедур банкротства являются: арбитражный (народный) суд, арбитражный управляющий, ФСФО России, кредиторы. Решающую роль играет судебная власть. ФСФО осуществляет государственный контроль за банкротством и на собрании кредиторов отстаивает бюджетные требования.

Арбитражными управляющими выступают:

• Временный управляющий — лицо, назначаемое арбитраж­ам судом для наблюдения, осуществления мер по сохранности имущества должника.

• Внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления.

• Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в установленной очередности:

• возмещение ущерба жизни и здоровью, алименты, страхо­вые выплаты;

• заработная плата, выходные пособия;

• требования, обеспеченные залогом;

• бюджетные платежи и внебюджетные государственные фонды;

• прочие кредиторы.

После 17 августа 1998 г. число банкротств значительно уве­личилось. В производстве находятся около 12 тыс. дел, что в 4 раза больше, чем было до кризиса. Началось формирование рынка банкротств: соответствующие структуры, команды управ­ляющих конкурируют за внимание кредиторов, более выгодные объекты. Основное количество дел возбуждается не госорганом, а коммерческими кредиторами; В 1998 г. на долю органов, представляющих государство,, приходилось 50—60% всех возбу­жденных дел, в 1999 г. — 6—8%.

В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды применяется ускоренная процедура банкротства арбитражным управляющим на основании соответствующего решения креди­торов и под контролем ФСФО России. Для наблюдения ФСФО России предлагает арбитражному суду кандидатуру временного управляющего, в том числе из числа своих сотрудников. При ускоренной процедуре на базе имущества должника создается открытое акционерное общество с замещением этого имущества на акции вновь образованного общества; все акции нового об­щества продаются в порядке, устанавливаемом ФСФО России. Средства, вырученные от продажи, направляются на удовлетво­рение требований кредиторов. Если их не хватает, то арбитраж­ный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о прекращении внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Государство стремится сохранить стратегические производст­ва, связанные с обороной и фундаментальными научно-техни­ческими разработками, обеспечить рынки сбыта продукции казенных предприятий, рост налоговых поступлений, не допустить серьезных социальных конфликтов на предприятии. В этих целях введены ограничения на банкротство предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), выпускающих стратегическую продукцию, градообразующих, унитарных. Увеличивается финансовый порог для возбуждения дела, покупка долгов банкрота обойдется значительно дороже. Временными управляющими могут быть только представители Министерства энергетики Российской Федерации. Введено лицензирование арбитражных управляющих в ФСФО России. Для крупных и значимых предприятий установлена самая высокая 3-я категория лицензии.

Интересы государства и бизнеса при банкротстве соблюдаются лишь при надлежащем госконтроле за проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобладания интересов олигархических групп над интересами предприятий-должников, что порождает ситуации недобросовестных банкротств с финансовыми потерями для государства. Процедура банкротства может использоваться новыми хозяевами предприятия в корыстных целях. На банкрота навешивают все долги и убытки (обнуление долгов), в новую фирму переводят самые перспективные (экспортоориентированные) подразделения, остальноe имущество с выгодой распродают.

В тоже время в регионах распространена практика не доводить до банкротства, а как можно дольше продлевать конкурсное правление (перманентное банкротство). При этом главные кредиторы не настаивают на завершении процедуры, так как тогда придется платить долги всем кредиторам, в том числе бюджету.

ФСФО России является государственным органом по делам о банкротстве. Она осуществляет следующие основные функции непосредственно и через органы и представителей на соответствующих территориях:

• Разрабатывает и участвует в реализации мероприятий, по структуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, имеющих определяющее для экономики значение.

• Выступает инициатором приватизации федеральных государственных унитарных предприятий-должников и продажи находящихся в федеральной собственности акций в уставном капитале предприятий.

• Принимает решение о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий, об освобождении от занимаемой должности руководителей этих предприятий, признанных неплатежеспособными, заключает и расторгает соответствующие договоры на управление ими.

• Представляет интересы России в арбитражном суде как собственника предприятия-должника, по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, осуществляет права кредитора по денежным обязательствам предпри­ятий-должников перед государством при решении вопросов об их банкротстве.

• Участвует в деле о банкротстве.

• Реализует процедуру отбора арбитражного управляющего.

• Организует подбор и подготовку специалистов по анти­кризисному управлению для неплатежеспособных предприятий; утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, действующим в качестве арбитражных управляющих; лицензи­рует их деятельность.

• Представляет кандидатуру арбитражного управляющего, о том числе из числа сотрудников федеральной службы.

• Организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, создаваемых для решения вопросов о реструктуриза­ции и финансовом оздоровлении предприятий-должников.

• Принимает решение о признании предприятий-должников неплатежеспособными, дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением.

ФСФО России проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных предприятий, контролирует арбитражных управляющих; реализует государственную политику по предупреждению банкротства, финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных предприятий.

Коллегия уполномоченных государственных представителей, образуемая ФСФО России, вырабатывает единую государствен­ную позицию при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве.

Распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. № 23-р утверждены порядок, формы и показатели финансовых планов проведения процедуры внешнего управления, конкурсного про­изводства, отчета о результатах процедуры наблюдения, инфор­мации о ходе внешнего управления, конкурсного производства, текущей отчетности арбитражных управляющих.

Сотрудники ФСФО России осуществляют надзор за дея­тельностью арбитражных управляющих в режимах текущего контроля и выборочных проверок. Текущий контроль осуще­ствляется в отношении всех дел о банкротстве, находящихся и производстве арбитражных судов. Выборочная проверка пре­дусматривает проведение углубленного контроля деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве конкрет­ного предприятия.

По результатам контроля и проверок могут быть приняты решения: обязывающие устранить выявленные нарушения; предупреждение; приостановление действия лицензии арбитражного управляющего; аннулирование лицензии.

При Правительстве РФ образован Федеральный долговой центр (ФДЦ) — специализированное госучреждение для обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организации-должников на основании судебных решений и актов других органов. Центр оценивает ликвидность существа должника в целях обращения взыскания, имеет право проводить торга имуществом должников, кроме госпредприятий и эмиссионных ценных бумаг.

Свои функции он выполняет непосредственно или через территориальные отделения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.