КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономического развития
Белорусская модель В данном случае речь идет не о модели национальной экономической системы как целого, включающей а) модель производящего комплекса, б) модель социально-экономических отношений и их регулирования, т.е. модель хозяйственного меха- низма, в) модель развития экономики и г) его стратегии, а лишь о последнем ее компоненте, т.е. о механизмах, принципах и направлениях государственной политики в области национальной экономики. Становление модели проходило в сложных условиях первого и второго этапов трансформации национальной хозяйственной системы. Но уже к началу 2000-х гг. был накоплен как позитивный, так и негативный опыт управления экономикой страны, который осмысливался и обобщался органами государственного управления и научными структурами. Ускорились темпы создания институциональной системы суверенного государства, осуществлялись поиск и выбор оптимальных методов регулирования экономических процессов в новых условиях, а также механизмов социально-экономического развития. Одновременно интенсифицировался процесс вхождения в мирохозяйственные связи, изучения опыта развитых и переходных стран. Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов). Обобщая практический опыт по выходу республики из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, он подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:
• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; • равенство различных форм собственности, в основу которого положен главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства, исходя из чего приватизация рассматривается не как самоцель, а как сродство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника; • многовекторность внешнеэкономической политики в качестве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей; • активизация интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией; • сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. Данные принципы и направления социально-экономической политики были заложены в Концепцию социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Национальную стратегию устойчивого развития до 2020 года, в Программы социально-экономического развития страны до 2005 и 2010 годов. Эти документы определили принципиальные рамки, направления и конкретное содержание развития экономики за последние десять лет. Пройденный путь был отмечен и очевидными успехами, и неудачами. Успехам способствовал гибкий, творческий подход к определению оптимальных для Беларуси пропорций в типовых для рыночных экономик областях: соотношение государства и рынка в регулировании экономических процессов, плюрализм форм собственности, характер внутреннего рынка, принципы организации внешних связей и др. Ключевую роль в выборе решений сыграл учет следующих факторов: • принадлежность в течение длительного периода времени к социалистической системе, однозначно обусловившая социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
• историческая вера в необходимость защищающего свой народ сильного государства, обосновывающая сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях; • традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность белорусского народа, способствующие формированию взвешенного подхода к рыночным реформам, выбору эволюционного (а но «шокового») пути преобразований; • неприятие народом ложных ценностей, определившее отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства; • решение I Всебелорусского народного собрания о построении социально ориентированной рыночной экономики. Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов построения белорусской модели развития: повышение эффективности производства, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственности. На основе этих принципов, осуществлялось совершенствование управления государственным имуществом, обеспечивались сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций, активное выстраивание внешнеэкономических связей с зарубежными странами, в частности в рамках Союзного государства, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, ЕврАзЭС. Определенные неудачи в трансформационных процессах, их замедление имели место в связи: • с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; • слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; • низким уровнем инвестиционной привлекательности белорусской экономики для зарубежных инвестиций; • отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
• низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников и персонала приватизированных предприятий за результаты производственной деятельности; • медленными темпами формирования рыночной инфраструктуры, особенно рынков капитала и ценных бумаг. Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники. Таким образом, белорусская социально ориентированная модель экономического развития являет собой синтез глобализации, рынка и социальной ответственности. Сегодня она развивается и обогащается на философско-социологическом (стратегическом) уровне как национальная цивилизационная матрица Беларуси, на социально-экономическом (тактическом) уровне — как идентификация национальной экономической системы в процессе ее становления, на политологическо-властном (оперативном) уровне как совокупность принципов экономической политики Беларуси в качестве независимого государства. События и научные дискуссии последних лет свидетельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее концептуальный каркас, общая философия, или идеология, стратегии) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках от мобилизационно-административного управления к государственному дирижизму (например, французского типа) с индикативным планированием и регулированием. Конечно, для этого потребуются масштабные институциональные и структурные изменения в экономике, государстве и обществе наряду с необходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальное™.
Белорусская модель развития на практике показала себя не догмой, застывшим набором принципов и направлений экономической политики, а гибким инструментом регулирования социально-экономических, в том числе трансформационных, процессов, позволяющим государственным органам и бизнесу учитывать не только стратегические установки, но и быстро меняющиеся обстоятельства и условия функционирования национальной хозяйственной системы. И сама модель находится в процессе постоянного развития, наполнения экономической политики государства новым содержанием. Для ее эффективного функционирования необходимы соответствующие предпосылки и условия, ресурсный и кадровый потенциалы. Поскольку в переходный период объектом рыночных преобразований являются, прежде всего, институциональные, правовые, структурно-имущественные факторы, принципы и направления социально-экономической политики и ее основные виды, а также культурные образцы и нравственные устои общества, то и главную роль в данном процессе играют предпосылки и условия именно такого характера и содержания.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |