Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономического развития




Белорусская модель

В данном случае речь идет не о модели национальной эко­номической системы как целого, включающей а) модель про­изводящего комплекса, б) модель социально-экономических от­ношений и их регулирования, т.е. модель хозяйственного меха-

низма, в) модель развития экономики и г) его стратегии, а лишь о последнем ее компоненте, т.е. о механизмах, принципах и направлениях государственной политики в области националь­ной экономики. Становление модели проходило в сложных ус­ловиях первого и второго этапов трансформации национальной хозяйственной системы. Но уже к началу 2000-х гг. был накоп­лен как позитивный, так и негативный опыт управления эконо­микой страны, который осмысливался и обобщался органами государственного управления и научными структурами. Уско­рились темпы создания институциональной системы суверен­ного государства, осуществлялись поиск и выбор оптимальных методов регулирования экономических процессов в новых ус­ловиях, а также механизмов социально-экономического разви­тия. Одновременно интенсифицировался процесс вхождения в мирохозяйственные связи, изучения опыта развитых и пе­реходных стран.

Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем вы­ступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов). Обоб­щая практический опыт по выходу республики из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на на­учных оценках функционирования экономической системы, он подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспе­чивающая политическую стабильность, безопасность, социаль­ную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основу кото­рого положен главный критерий развития экономики — эффек­тивность ведения хозяйства, исходя из чего приватизация рас­сматривается не как самоцель, а как сродство поиска заинтере­сованных инвесторов, создания эффективного собственника;

• многовекторность внешнеэкономической политики в ка­честве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;

• сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное раз­витие личности, а также адресная социальная помощь.

Данные принципы и направления социально-экономиче­ской политики были заложены в Концепцию социально-экономического


развития Республики Беларусь до 2015 года, Нацио­нальную стратегию устойчивого развития до 2020 года, в Прог­раммы социально-экономического развития страны до 2005 и 2010 годов. Эти документы определили принципиальные рам­ки, направления и конкретное содержание развития экономи­ки за последние десять лет. Пройденный путь был отмечен и очевидными успехами, и неудачами. Успехам способствовал гибкий, творческий подход к определению оптимальных для Беларуси пропорций в типовых для рыночных экономик облас­тях: соотношение государства и рынка в регулировании эконо­мических процессов, плюрализм форм собственности, харак­тер внутреннего рынка, принципы организации внешних свя­зей и др.

Ключевую роль в выборе решений сыграл учет следующих факторов:

• принадлежность в течение длительного периода времени к социалистической системе, однозначно обусловившая соци­альную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллек­тивистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

• историческая вера в необходимость защищающего свой народ сильного государства, обосновывающая сохранение веду­щей роли государства в рыночных преобразованиях;

• традиционная сдержанность, терпеливость, осмотритель­ность белорусского народа, способствующие формированию взвешенного подхода к рыночным реформам, выбору эволюци­онного (а но «шокового») пути преобразований;

• неприятие народом ложных ценностей, определившее от­каз от массовой приватизации, неправедного обогащения нем­ногих за счет большинства;

• решение I Всебелорусского народного собрания о построе­нии социально ориентированной рыночной экономики.

Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной прива­тизации, а выбрала в качестве основных принципов построения белорусской модели развития: повышение эффективности про­изводства, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государствен­ного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственнос­ти. На основе этих принципов, осуществлялось совершенство­вание управления государственным имуществом, обеспечива­лись сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций, активное

выстраивание внешнеэкономических свя­зей с зарубежными странами, в частности в рамках Союзного государства, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и Рос­сии, ЕврАзЭС.

Определенные неудачи в трансформационных процессах, их замедление имели место в связи:

• с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

• слабой государственной поддержкой предприниматель­ской деятельности;

• низким уровнем инвестиционной привлекательности бе­лорусской экономики для зарубежных инвестиций;

• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, на­сыщение отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

• низким уровнем эффективности управления и экономи­ческой ответственности собственников и персонала приватизи­рованных предприятий за результаты производственной дея­тельности;

• медленными темпами формирования рыночной инфра­структуры, особенно рынков капитала и ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения ры­ночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, ме­неджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Таким образом, белорусская социально ориентированная модель экономического развития являет собой синтез глобали­зации, рынка и социальной ответственности. Сегодня она раз­вивается и обогащается на философско-социологическом (стра­тегическом) уровне как национальная цивилизационная мат­рица Беларуси, на социально-экономическом (тактическом) уровне — как идентификация национальной экономической системы в процессе ее становления, на политологическо-властном (оперативном) уровне как совокупность принципов экономической политики Беларуси в качестве независимого государства. События и научные дискуссии последних лет сви­детельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее кон­цептуальный каркас, общая философия, или идеология, стра­тегии) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках


от мобилизационно-административного управления к госу­дарственному дирижизму (например, французского типа) с ин­дикативным планированием и регулированием. Конечно, для этого потребуются масштабные институциональные и струк­турные изменения в экономике, государстве и обществе наряду с необходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальное™.

Белорусская модель развития на практике показала себя не догмой, застывшим набором принципов и направлений эконо­мической политики, а гибким инструментом регулирования социально-экономических, в том числе трансформационных, процессов, позволяющим государственным органам и бизнесу учитывать не только стратегические установки, но и быстро меняющиеся обстоятельства и условия функционирования на­циональной хозяйственной системы. И сама модель находится в процессе постоянного развития, наполнения экономической политики государства новым содержанием. Для ее эффективно­го функционирования необходимы соответствующие предпо­сылки и условия, ресурсный и кадровый потенциалы. Посколь­ку в переходный период объектом рыночных преобразований являются, прежде всего, институциональные, правовые, струк­турно-имущественные факторы, принципы и направления со­циально-экономической политики и ее основные виды, а также культурные образцы и нравственные устои общества, то и глав­ную роль в данном процессе играют предпосылки и условия именно такого характера и содержания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.