КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Макроэкономические и микроэкономические подсистемы национальной экономики
Макроэкономика, микроэкономика и международная экономика, с одной стороны, являются разделами общей экономической теории, а с другой областями хозяйственной деятельности, структурными уровнями экономической системы страны. Микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. В международной экономике рассматриваются
Составлено по: IndexMundi.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http:www.indexmundi.com.
проблемы взаимодействия субъектов микро- и макроуровней с внешним миром. Связующим звеном между микро-, макро-и международным уровнями экономической системы выступает государство, деятельность которого направлена на поддержание стабильного функционирования и развития национальной экономики. Первичными элементами национальной экономики, согласно классификации СНС, являются институциональные единицы — хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности: • юридические лица - предприятия, корпорации, квази-корпорации (формально не имеющие статуса корпораций), государственные учреждения, банки, страховые компании, общественные организации; • домашние хозяйства, самостоятельно принимающие экономические решения. Институциональные единицы группируются в секторы и отрасли экономики, в региональные подсистемы, межотраслевые хозяйственные комплексы, на деятельность которых оказывает влияние институциональная среда, или рыночная инфраструктура экономики (рис. 2.2). В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы. Институциональная среда является фоном, создающим условия функционирования макро- и микроэкономических подсистем. Она включает в себя рынки товаров и факторов производства, бюджетную и налоговую системы, другие правила и нормы регулирования хозяйственной деятельности.
Рис. 2.2, Структурные элементы и подсистемы национальной экономики Рассмотрим важнейшие подсистемы национальной экономики — секторы, отрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы, регионы, а также компоненты институциональной среды. Секторы экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы: • сектор 1 — предприятия, корпорации и квазикорпорации, производящие нефинансовые товары и услуги, за счет выручки от продажи которых они возмещают свои издержки; • сектор 2 — финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является финансовое посредничество. Свои издержки они возмещают за счет разницы между процентами, получаемыми
• сектор 3 — бюджетные государственные организации, функции которых заключаются в перераспределении доходов • сектор 4 - домашние хозяйства (в основном потребительского характера) и мелкие некорпорированные предприятия (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и др.), владеют которыми те же домашние хозяйства. В этот же сектор включены лица свободных профессий (например, художники, писатели). Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих изодного лица. К данному сектору относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга рассматривается в качестве членов тех домашних хозяйств, где она работает. Свои издержки хозяйственные единицы, входящие в сектор, возмещают за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий; • сектор 5 — общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Свои издержки они финансируют за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований;
• сектор 6 «остальной мир» — зарубежные резиденты в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резидентами данной страны, т.е. счета сектора отражают внешнеэкономическую деятельность. Отрасли национальной экономики представляют собой качественно однородные группы институциональных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и организаций обладает определенным производственно-техническим единством. С 2011 г. классификация отраслей экономики в Беларуси осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Новый стандарт отраслевой классификации — Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) заменил ранее применявшийся Общий классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
В ОКЭД выделяются сводные группировки, представляющие наиболее важные сферы деятельности (отрасли) экономики. Эти группировки названы видами экономической деятельности. Вид экономической деятельности — процесс, когда материальные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются таким образом, что это приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг). Основными признаками выделения видов экономической деятельности являются характер производимых товаров и услуг, направления их использования, организация производства, вид сырья, характер и технология обработки. Характер производимых товаров и услуг определяется физическим составом, этапом производства продукции и удовлетворяемыми ею потребностями. Классификация видов деятельности выполнена по иерархической системе с пятью уровнями (секции, разделы, группы, классы, подклассы). На самом верхнем уровне выделяют 17 секций: • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; • рыболовство, рыбоводство; • горнодобывающая промышленность; • обрабатывающая промышленность; • производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
• строительство; • торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; • гостиницы и рестораны; • транспорт и связь; • финансовая деятельность; • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям; • государственное управление; • образование; • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
• предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; • деятельность частных домашних хозяйств; • деятельность экстерриториальных организаций. В национальной экономике Беларуси образуются и функционируют интеграционные структуры — хозяйственные комплексы (их называют также отраслевыми, многоотраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов; это результат взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости. В системе национальной экономики, как правило, выделяют девять межотраслевых хозяйственных комплексов: • топливно-энергетический; • машиностроительный; • химико-лесной; • аграрно-промышленный; • строительный; • транспортный; • социально-потребительский; • комплекс социально-культурных отраслей; • комплекс отраслей жизнеобеспечения. В хозяйственный комплекс наряду с базовыми включают также вспомогательные и поддерживающие отрасли, что в совокупности позволяет создавать замкнутые технологические и воспроизводственные процессы, обеспечивающие устойчивость и
эффективность хозяйственных систем. Например, базовой отраслью в аграрно-промышленном комплексе является сельское хозяйство, к вспомогательным и обслуживающим отраслям относятся пищевая промышленность, транспорт ЛПК, сельское строительство, потребительская кооперация и другие. Следует подчеркнуть, что в национальной экономике не существует административных и правовых условий выделения хозяйственных комплексов, их классификация не отражена в нормативно-правовых документах, они не имеют строгого подчинения определенным министерствам и ведомствам — иными словами, классификация хозяйственных комплексов неформальна. Регион — это определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Существует несколько трактовок понятия «регион», в национальной экономике регион рассматривается в качестве территориальной единицы государства. Субъектами регионального деления экономики Беларуси являются шесть областей, а также г. Минск. Областные регионы в свою очередь включают 118 районов. В настоящее время в стране уделяется значительное внимание региональным аспектам управления экономикой. В частности, с 2011 г. на регулярной основе ведется расчет такого показателя, как валовой региональный продукт (ВРП) по шести областям и г. Минску. ВРП равен сумме добавленных стоимостей, произведенных хозяйственными субъектами, которые расположены в пределах данной административно-территориальной единицы — региона. Особенностью институциональной среды как важнейшего элемента инфраструктуры национальной экономики является невозможность ее полной формализации. Наряду с формальными институтами существуют неформальные правила и нормы, а также институты, плохо поддающиеся количественной оценке (например, правила ведения бизнеса, инвестиционный климат). Между том, результаты хозяйственных операций в рамках некоторых институтов фиксируются в макроэкономической статистике и играют важнейшую роль в оценке динамики национальной экономики. Такими важными источниками информации, не относящимися к СПС, являются бюджет и отчет о его исполнении, а также платежный баланс страны. Консолидированный бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц. Важнейшим документом, предоставляющим данные макроэкономической статистики, является также платежный баланс. Б]го значимость постоянно возрастает. Если первоначально платежный баланс составлялся для отображения движения валюты (золота) между странами, то в настоящее время он показывает экономические результаты всех внешнеэкономических операций данного государства, совершенных его резидентами за определенный промежуток времени (см. 3.2.6). 2.3. Главные макроэкономические пропорции Если состав компонентов национальной экономической системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отношения между ними, их взаимодействие определяются структурой национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорции национальной экономики оцениваются соотношением показателей, характеризующих распределение и использование создаваемой стоимости, а также вклад в экономику различных отраслей и сфер деятельности, в том числе производящих товары и услуги, инновационных и традиционных, ориентированных на экспорт и на внутренний рынок. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность и устойчивость. В совершенствовании пропорций отражаются тенденции изменения экономики, однако в каждый момент времени пропорции ограничивают со возможности для кардинальных изменений в краткосрочном периоде. Например, невозможно повысить долю современной инновационной продукции в годовом продукте без предварительных изменений в отраслях, производящих эту продукцию, замены основных средств, внедрения новых технологий, переподготовки персонала. Преодоление инерционности пропорций общественного производства является ключевой проблемой модернизации отраслевой структуры экономики и перехода на инновационный путь развития.
Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др. Практикой СПС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов, закрепленных в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности: • первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов); • вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности); • третичного (отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.). В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый определяется размером ВВП, второй — количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в экономике. Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и иные структуры. Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающими направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкое™ производства, о динамике потребления и накопления и, соответственно, о степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности. Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, науко-емкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения. Технологическая структура конкретизирует указанные выше приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий. Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструктуры, ибо население страны живет на конкретных территориях. Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования. Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, доходы, квалификация и др.), их относительную динамику. Все указанные виды структур формируют целостность национальной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными. Важнейшее значение для устойчивого социально-экономического развития имеет поддержание в национальной экономике оптимальных пропорций между различными отраслями и секторами, сферами деятельности. Оценка макроэкономических пропорций, их сопоставление с желаемым уровнем могут быть проведены на основе системы относительных показателей, примерный перечень которых приведен в табл. 2.4. Таблица 2.4. Важнейшие показатели, характеризующие макроэкономические пропорции экономики Беларуси9
Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — 634 с.; Официальный сайт Национального банка РБ [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http//www.nbrb.by/statistics. Окончание табл. 2.4
Ключевым макроэкономическим показателем традиционно считается индекс роста (прироста) ВВП - в Беларуси он соответствует аналогичному показателю наиболее динамично развивающихся экономик. При этом рост экономики можно считать устойчивым не только и не столько при условии долговременного поддержания относительно высоких значений данного показателя, но также при соблюдении правильных соотношений между другими важными параметрами, характеризующими воспроизводственные пропорции в экономике. Одним из таких параметров являются инвестиции в основной капитал — чем выше их значение, тем более быстрыми темпами обновляется материально-техническая база национального хозяйства. Порогом безопасности для данного показателя принято значение 20--25 % годового объема ВВП. Отклонение ниже допустимого значения означает замедление темпов воспроизводства основных средств, что влечет за собой их устаревание и, как следствие, технологическое отставание экономики. За последние 5 лет инвестиции в основной капитал к Беларуси превышают установленный порог безопасности и демонстрируют тенденцию к росту. В результате снижается степень износа основных средств, что свидетельствует об их расширенном воспроизводстве. Главными источниками инвестиций за указанный период являлись собственные финансы предприятий, а также бюджетные ассигнования. Правительством поставлена задача увеличения притока иностранных инвестиций, а также средств частных инвесторов. Соотношение производственного и непроизводственного сек-торов определяется показателем доли услуг в ВВП. В наиболее развитых странах он превышает 65 % и демонстрирует тенденцию к росту. Экономика, в которой производство услуг преобладает над производством товаров, более устойчива к колебаниям
цен на рынках сырья и энергоресурсов, имеет более развитую рыночную инфраструктуру, обладает большими возможностями для финансирования научной и инновационной деятельности, обладая при этом технологически продвинутым промышленным сектором. В Беларуси доля услуг в ВВП хотя и демонстрирует тенденцию к росту, но пока еще недостаточно высока. Ее ускоренное развитие является одним из важнейших приоритетов структурной модернизации национальной экономики. Соотношение доходов (расходов) консолидированного бюджета и ВВП характеризует участие государства в перераспределении вновь созданной стоимости и напрямую зависит от размера налогов на товары и доходы, а также некоторых других факторов, в том числе доли неработающих граждан в общей численности населения, размера социальных пособий, военных расходов и т.д. В среднем по государствам ЕС этот показатель увеличился с 40 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. Вместе с тем, анализируя развитие в ряде стран программ государственно-частного партнерства, охватывающих частные пенсионные фонды, негосударственное медицинское страхование, корпоративную науку, нельзя утверждать, что более высокая доля бюджета в ВВП свидетельствует о социальной ориентации экономики. В Беларуси, в частности, снижение данного показателя в 2010 г. произошло в связи с изменением методики его расчета; с 2010 г. отчисления на социальное страхование перечисляются во внебюджетные фонды. Уровень воспроизводственной открытости экономики определяется как соотношение экспорта (импорта) товаров и услуг и ВВП. Главными факторами, формирующими значение этого показателя, являются размер внутреннего рынка и отраслевая структура экономики. Крупнейшие мировые экономики — США, Япония, Китай, Россия, Бразилия — традиционно имеют невысокий (до 30 %) уровень воспроизводственной открытости. Основой экономического роста в таких странах являются спрос на внутреннем рынке, внутренние сбережения и инвестиции. Высокий уровень воспроизводственной открытости, напротив, свидетельствует о высоком экспортном потенциале экономики, предоставляющем стране дополнительные шансы экономического роста за счет экспорта. Вместе с тем открытым экономикам свойственна большая степень риска, который связан с возможностью сокращения экспорта из-за ограничений на внешних рынках либо ростом импорта в связи с колебаниями цен на мировых рынках сырья. Беларусь по уровню воспроизводственной открытости лидирует среди стран СНГ и опережает многие европейские государства, что накладывает определенные ограничения на использование внутренних факторов
экономического роста, обусловливает стимулирование экспорта и импортозамещения. Сальдо текущего счета характеризует результат внешней торговли товарами и услугами, а также сальдо по доходам и текущим трансфертам. Сложившееся в республике отрицательное внешнеторговое сальдо существенно превышает установленное пороговое значение (-5 % ВВП) и на сегодняшний день представляет собой одну из ключевых проблем, требующих скорейшего разрешения. К числу причин возникновения отрицательного внешнеторгового сальдо относятся, в том числе, и реализованные риски, связанные с высоким уровнем открытости белорусской экономики. Поскольку отрицательное сальдо текущего счета в условиях внешнеэкономического равновесия компенсируется положительным сальдо финансового счета платежного баланса, следствием его продолжительного наличия стал рост валового внешнего долга Беларуси. Порог безопасности для данного показателя установлен в 55 % годового ВВП. На начало 2011 г. сумма валового внешнего долга вплотную приблизилась к пороговому значению, поэтому компенсация отрицательного результата внешней торговли за счет дополнительных заимствований стала рискованной. Высокая степень риска дополнительных заимствований для отечественной экономики рассматривается в качестве одной из причин девальвации белорусского рубля в 2011 г. Между тем, она способствовала сокращению размеров потребительского импорта и повышению привлекательности экспортируемых товаров по ценовому фактору, что в совокупности вызвало определенную стабилизацию внешнеторгового баланса. В целях дальнейшего его выравнивания и выхода на положительное сальдо правительством разработана система мероприятий по структурной модернизации экономики. Проведенный анализ изменений макроэкономических показателей белорусской экономики констатирует наличие определенных пропорций общественного воспроизводства, поддержание которых входит в круг важнейших задач макроэкономической политики государства. Наряду с названными выше пропорциями между инвестициями и потреблением, экспортом и импортом необходимо также выдерживать прогрессивную пропорцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материало- и энергоемких производств. Структура потребления требует последовательных изменений в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания. На макроэкономическом уровне важно регулировать соотношение реального и финансового секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению жизненного уровня населения. Отсюда вытекает необходимость поддержания равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения. Серьезными последствиями для национальной экономики могут грозить диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, для которой характерно наращивание доли сферы услуг. В ходе рыночных реформ жизненно важное значение приобретает необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации. Указанные макроэкономические пропорции играют ведущую роль в разработке и реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оценки эффективности национальной экономики, а также системы управления и регулирования экономических и социальных процессов в стране. Основные термины и понятия: валовая добавленная стоимость; валовой внутренний продукт; валовой внешний долг; воспроизводственная открытость экономики; институциональная единица; консолидированный бюджет; консолидированные счета; межотраслевой баланс; межотраслевой хозяйственный комплекс; общегосударственный классификатор видов экономической деятельности; отрасль экономики; паритет покупательной способности; платежный баланс; сектор экономики; система национальных счетов; таблицы «затраты—выпуск»
Раздел 3
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |