Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономические и микроэкономические подсистемы национальной экономики




 

Макроэкономика, микроэкономика и международная эко­номика, с одной стороны, являются разделами общей экономи­ческой теории, а с другой областями хозяйственной деятель­ности, структурными уровнями экономической системы стра­ны. Микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимо­действие домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и резуль­таты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. В международной экономике рассматриваются

 

 

Составлено по: IndexMundi.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http:www.indexmundi.com.

 

проблемы взаимодействия субъектов микро- и макроуровней с внешним миром. Связующим звеном между микро-, макро-и международным уровнями экономической системы выступа­ет государство, деятельность которого направлена на поддержа­ние стабильного функционирования и развития национальной экономики.

Первичными элементами национальной экономики, соглас­но классификации СНС, являются институциональные еди­ницы — хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяй­ственной деятельности:

• юридические лица - предприятия, корпорации, квази-корпорации (формально не имеющие статуса корпораций), го­сударственные учреждения, банки, страховые компании, обще­ственные организации;

• домашние хозяйства, самостоятельно принимающие эко­номические решения.

Институциональные единицы группируются в секторы и от­расли экономики, в региональные подсистемы, межотраслевые хозяйственные комплексы, на деятельность которых оказывает влияние институциональная среда, или рыночная инфраструктура экономики (рис. 2.2). В совокупности они создают круго­оборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы. Институциональная среда является фоном, созда­ющим условия функционирования макро- и микроэкономиче­ских подсистем. Она включает в себя рынки товаров и факторов производства, бюджетную и налоговую системы, другие правила и нормы регулирования хозяйственной деятельности.

Секторы экономики Нефинансовые предприятия Финансовые учреждения Органы государственного управления и другие бюджетные организации Домашние хозяйства Общественные организации Остальной мир
Отрасли экономики и хозяйственные комплексы Субъекты микроэкономики -- институциональные единицы
Регионы    
Институциональ-ная среда Рынки товаров и факторов производства Валютный и фондовый рынки Бюджетная и налоговая системы Правовая среда Регулирование внешне­экономической деятельности
               

Рис. 2.2, Структурные элементы и подсистемы национальной экономики

Рассмотрим важнейшие подсистемы национальной эконо­мики — секторы, отрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы, регионы, а также компоненты институциональной среды.

Секторы экономики представляют собой группы институ­ционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансиро­вания затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

сектор 1 — предприятия, корпорации и квазикорпорации, производящие нефинансовые товары и услуги, за счет вы­ручки от продажи которых они возмещают свои издержки;

сектор 2 — финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией кото­рых является финансовое посредничество. Свои издержки они возмещают за счет разницы между процентами, получаемыми
за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за
привлеченные ресурсы;

сектор 3 — бюджетные государственные организации, функции которых заключаются в перераспределении доходов
и богатства, предоставлении нерыночных услуг обществу в це­лом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, суб­сидий и др.). Свои издержки они финансируют за счет налогов, частично — за счет доходов от собственности, которой распо­лагают;

сектор 4 - домашние хозяйства (в основном потреби­тельского характера) и мелкие некорпорированные предприя­тия (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастер­ские и др.), владеют которыми те же домашние хозяйства. В этот же сектор включены лица свободных профессий (например, ху­дожники, писатели). Предполагается, что они являются соб­ственниками некорпорированных предприятий, состоящих изодного лица. К данному сектору относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная при­слуга рассматривается в качестве членов тех домашних хо­зяйств, где она работает. Свои издержки хозяйственные еди­ницы, входящие в сектор, возмещают за счет оплаты труда, до­ходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации про­дукции некорпорированных предприятий;

сектор 5 — общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Свои издержки они финансируют за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований;

 

 

сектор 6 «остальной мир» — зарубежные резиденты в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резиден­тами данной страны, т.е. счета сектора отражают внешнеэконо­мическую деятельность.

Отрасли национальной экономики представляют собой качественно однородные группы институциональных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая от­расль как совокупность родственных предприятий и органи­заций обладает определенным производственно-техническим единством. С 2011 г. классификация отраслей экономики в Бе­ларуси осуществляется в соответствии с Международной стан­дартной классификацией всех видов экономической деятель­ности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Новый стан­дарт отраслевой классификации — Общегосударственный клас­сификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) заменил ранее применявшийся Общий классификатор отраслей народ­ного хозяйства (ОКОНХ).

В ОКЭД выделяются сводные группировки, представляющие наиболее важные сферы деятельности (отрасли) экономики. Эти группировки названы видами экономической деятельности. Вид экономической деятельности — процесс, когда материаль­ные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются та­ким образом, что это приводит к получению однородного набо­ра продукции (товаров или услуг). Основными признаками вы­деления видов экономической деятельности являются характер производимых товаров и услуг, направления их использова­ния, организация производства, вид сырья, характер и техно­логия обработки. Характер производимых товаров и услуг оп­ределяется физическим составом, этапом производства продук­ции и удовлетворяемыми ею потребностями.

Классификация видов деятельности выполнена по иерар­хической системе с пятью уровнями (секции, разделы, груп­пы, классы, подклассы). На самом верхнем уровне выделяют 17 секций:

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

• рыболовство, рыбоводство;

• горнодобывающая промышленность;

• обрабатывающая промышленность;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

 

• строительство;

• торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и пред­метов личного пользования;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предо­ставление услуг потребителям;

• государственное управление;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление коммунальных, социальных и персональ­ных услуг;

• деятельность частных домашних хозяйств;

• деятельность экстерриториальных организаций.

В национальной экономике Беларуси образуются и функцио­нируют интеграционные структуры — хозяйственные комп­лексы (их называют также отраслевыми, многоотраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производи­мых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает вы­сокой энергетической экономичностью и повышенной устойчи­востью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонен­тов; это результат взаимосвязи мощностей, наличия устойчи­вых связей и более высокого уровня управляемости.

В системе национальной экономики, как правило, выделя­ют девять межотраслевых хозяйственных комплексов:

• топливно-энергетический;

• машиностроительный;

• химико-лесной;

• аграрно-промышленный;

• строительный;

• транспортный;

• социально-потребительский;

• комплекс социально-культурных отраслей;

• комплекс отраслей жизнеобеспечения.

В хозяйственный комплекс наряду с базовыми включают также вспомогательные и поддерживающие отрасли, что в со­вокупности позволяет создавать замкнутые технологические и воспроизводственные процессы, обеспечивающие устойчивость и

 

эффективность хозяйственных систем. Например, базо­вой отраслью в аграрно-промышленном комплексе является сельское хозяйство, к вспомогательным и обслуживающим от­раслям относятся пищевая промышленность, транспорт ЛПК, сельское строительство, потребительская кооперация и другие.

Следует подчеркнуть, что в национальной экономике не су­ществует административных и правовых условий выделения хозяйственных комплексов, их классификация не отражена в нормативно-правовых документах, они не имеют строгого под­чинения определенным министерствам и ведомствам — иными словами, классификация хозяйственных комплексов нефор­мальна.

Регион — это определенная территория, обладающая цело­стностью и взаимосвязью ее составных элементов. Существует несколько трактовок понятия «регион», в национальной эконо­мике регион рассматривается в качестве территориальной еди­ницы государства. Субъектами регионального деления эконо­мики Беларуси являются шесть областей, а также г. Минск. Об­ластные регионы в свою очередь включают 118 районов.

В настоящее время в стране уделяется значительное внима­ние региональным аспектам управления экономикой. В част­ности, с 2011 г. на регулярной основе ведется расчет такого по­казателя, как валовой региональный продукт (ВРП) по шести областям и г. Минску. ВРП равен сумме добавленных стои­мостей, произведенных хозяйственными субъектами, которые расположены в пределах данной административно-территори­альной единицы — региона.

Особенностью институциональной среды как важнейшего элемента инфраструктуры национальной экономики является невозможность ее полной формализации. Наряду с формальны­ми институтами существуют неформальные правила и нормы, а также институты, плохо поддающиеся количественной оцен­ке (например, правила ведения бизнеса, инвестиционный кли­мат). Между том, результаты хозяйственных операций в рам­ках некоторых институтов фиксируются в макроэкономиче­ской статистике и играют важнейшую роль в оценке динамики национальной экономики. Такими важными источниками ин­формации, не относящимися к СПС, являются бюджет и отчет о его исполнении, а также платежный баланс страны.

Консолидированный бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный)

год. Бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального раз­вития страны или соответствующих административно-террито­риальных единиц.

Важнейшим документом, предоставляющим данные макро­экономической статистики, является также платежный ба­ланс. Б]го значимость постоянно возрастает. Если первоначаль­но платежный баланс составлялся для отображения движения валюты (золота) между странами, то в настоящее время он по­казывает экономические результаты всех внешнеэкономиче­ских операций данного государства, совершенных его резиден­тами за определенный промежуток времени (см. 3.2.6).

2.3. Главные макроэкономические пропорции

Если состав компонентов национальной экономической сис­темы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отно­шения между ними, их взаимодействие определяются структу­рой национальной экономики. Структурные соотношения обра­зуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорции националь­ной экономики оцениваются соотношением показателей, ха­рактеризующих распределение и использование создаваемой стоимости, а также вклад в экономику различных отраслей и сфер деятельности, в том числе производящих товары и услуги, инновационных и традиционных, ориентированных на экспорт и на внутренний рынок. Пропорциональность в развитии ком­понентов экономической системы обеспечивает ее целостность и устойчивость.

В совершенствовании пропорций отражаются тенденции из­менения экономики, однако в каждый момент времени пропор­ции ограничивают со возможности для кардинальных измене­ний в краткосрочном периоде. Например, невозможно повы­сить долю современной инновационной продукции в годовом продукте без предварительных изменений в отраслях, произво­дящих эту продукцию, замены основных средств, внедрения новых технологий, переподготовки персонала. Преодоление инерционности пропорций общественного производства явля­ется ключевой проблемой модернизации отраслевой структуры экономики и перехода на инновационный путь развития.

 

Макроструктура национальной экономики включает комп­лекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегри­руются в различные структурные образования по классифика­ционным признакам: секторному, воспроизводственному, от­раслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СПС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов, закрепленных в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности:

• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (отрасли, производящие транспортные услу­ги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый опре­деляется размером ВВП, второй — количеством денег, необхо­димых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчи­вые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в эко­номике.

Экономика описывается и такими категориями, как вос­производственная, отраслевая, технологическая, региональ­ная, институциональная, социальная и иные структуры.

Показатель воспроизводственной структуры введен в эко­номический оборот для анализа на макроуровне базовых соот­ношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающи­ми направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкое™ производства, о динамике потреб­ления и накопления и, соответственно, о степени инвестицион­ных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности.

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точ­ки зрения их эффективности, социальной ориентации, науко-емкости, ресурсосбережения, экологической защищенности на­селения.

Технологическая структура конкретизирует указанные выше приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внед­рения наукоемких высоких технологий.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструкту­ры, ибо население страны живет на конкретных территориях.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важней­шим экономическим критериям (собственность, доходы, ква­лификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур формируют целостность на­циональной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальны­ми, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Важнейшее значение для устойчивого социально-экономи­ческого развития имеет поддержание в национальной экономи­ке оптимальных пропорций между различными отраслями и секторами, сферами деятельности. Оценка макроэкономических пропорций, их сопоставление с желаемым уровнем могут быть проведены на основе системы относительных показателей, при­мерный перечень которых приведен в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Важнейшие показатели, характеризующие макроэкономические пропорции экономики Беларуси9

 

 

Показатель Значение
2006 г. 2010 г.
Индекс прироста ВВП, % 210,0 7,6
Индекс прироста потребительских цен, % 8,0 9,9
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП 25,0 34,0
Доля услуг, % к ВВП 42,7 44,0
Доходы бюджета, % к ВВП 48,0 30,0

Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — 634 с.; Официальный сайт На­ционального банка РБ [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http//www.nbrb.by/statistics.

Окончание табл. 2.4

     
Дефицит бюджета, % к ВВП 1,6 -2,4
Воспроизводственная открытость экономики, % к ВВП 57,0 61,0
Сальдо текущего счета, % к ВВП -6,5 -15,6
Валовой внешний долг, % к ВВП 18,5 52,0
Удельный вес убыточных предприятий, % 8,5 5,5
Степень износа основных средств, % 49,0 42,0

Ключевым макроэкономическим показателем традиционно считается индекс роста (прироста) ВВП - в Беларуси он соот­ветствует аналогичному показателю наиболее динамично разви­вающихся экономик. При этом рост экономики можно считать устойчивым не только и не столько при условии долговремен­ного поддержания относительно высоких значений данного по­казателя, но также при соблюдении правильных соотношений между другими важными параметрами, характеризующими воспроизводственные пропорции в экономике.

Одним из таких параметров являются инвестиции в основ­ной капитал — чем выше их значение, тем более быстрыми темпами обновляется материально-техническая база нацио­нального хозяйства. Порогом безопасности для данного показа­теля принято значение 20--25 % годового объема ВВП. Откло­нение ниже допустимого значения означает замедление темпов воспроизводства основных средств, что влечет за собой их уста­ревание и, как следствие, технологическое отставание экономи­ки. За последние 5 лет инвестиции в основной капитал к Бела­руси превышают установленный порог безопасности и демон­стрируют тенденцию к росту. В результате снижается степень износа основных средств, что свидетельствует об их расширен­ном воспроизводстве. Главными источниками инвестиций за указанный период являлись собственные финансы предприя­тий, а также бюджетные ассигнования. Правительством по­ставлена задача увеличения притока иностранных инвестиций, а также средств частных инвесторов.

Соотношение производственного и непроизводственного сек-торов определяется показателем доли услуг в ВВП. В наиболее развитых странах он превышает 65 % и демонстрирует тенден­цию к росту. Экономика, в которой производство услуг преобла­дает над производством товаров, более устойчива к колебаниям

 

 

цен на рынках сырья и энергоресурсов, имеет более развитую рыночную инфраструктуру, обладает большими возможностями для финансирования научной и инновационной деятельности, обладая при этом технологически продвинутым промышлен­ным сектором. В Беларуси доля услуг в ВВП хотя и демонстри­рует тенденцию к росту, но пока еще недостаточно высока. Ее ускоренное развитие является одним из важнейших приорите­тов структурной модернизации национальной экономики.

Соотношение доходов (расходов) консолидированного бюд­жета и ВВП характеризует участие государства в перераспре­делении вновь созданной стоимости и напрямую зависит от раз­мера налогов на товары и доходы, а также некоторых других факторов, в том числе доли неработающих граждан в общей численности населения, размера социальных пособий, военных расходов и т.д. В среднем по государствам ЕС этот показатель увеличился с 40 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. Вместе с тем, ана­лизируя развитие в ряде стран программ государственно-част­ного партнерства, охватывающих частные пенсионные фонды, негосударственное медицинское страхование, корпоративную науку, нельзя утверждать, что более высокая доля бюджета в ВВП свидетельствует о социальной ориентации экономики. В Беларуси, в частности, снижение данного показателя в 2010 г. произошло в связи с изменением методики его расчета; с 2010 г. отчисления на социальное страхование перечисляются во вне­бюджетные фонды.

Уровень воспроизводственной открытости экономики оп­ределяется как соотношение экспорта (импорта) товаров и ус­луг и ВВП. Главными факторами, формирующими значение этого показателя, являются размер внутреннего рынка и отрас­левая структура экономики. Крупнейшие мировые экономи­ки — США, Япония, Китай, Россия, Бразилия — традиционно имеют невысокий (до 30 %) уровень воспроизводственной от­крытости. Основой экономического роста в таких странах явля­ются спрос на внутреннем рынке, внутренние сбережения и ин­вестиции. Высокий уровень воспроизводственной открытости, напротив, свидетельствует о высоком экспортном потенциале экономики, предоставляющем стране дополнительные шансы экономического роста за счет экспорта. Вместе с тем открытым экономикам свойственна большая степень риска, который свя­зан с возможностью сокращения экспорта из-за ограничений на внешних рынках либо ростом импорта в связи с колебаниями цен на мировых рынках сырья. Беларусь по уровню воспроиз­водственной открытости лидирует среди стран СНГ и опережает многие европейские государства, что накладывает определенные ограничения на использование внутренних факторов

 

 

эко­номического роста, обусловливает стимулирование экспорта и импортозамещения.

Сальдо текущего счета характеризует результат внешней торговли товарами и услугами, а также сальдо по доходам и те­кущим трансфертам. Сложившееся в республике отрицатель­ное внешнеторговое сальдо существенно превышает установ­ленное пороговое значение (-5 % ВВП) и на сегодняшний день представляет собой одну из ключевых проблем, требующих скорейшего разрешения. К числу причин возникновения отри­цательного внешнеторгового сальдо относятся, в том числе, и реализованные риски, связанные с высоким уровнем открыто­сти белорусской экономики.

Поскольку отрицательное сальдо текущего счета в условиях внешнеэкономического равновесия компенсируется положи­тельным сальдо финансового счета платежного баланса, след­ствием его продолжительного наличия стал рост валового внеш­него долга Беларуси. Порог безопасности для данного показате­ля установлен в 55 % годового ВВП. На начало 2011 г. сумма валового внешнего долга вплотную приблизилась к пороговому значению, поэтому компенсация отрицательного результата внешней торговли за счет дополнительных заимствований ста­ла рискованной. Высокая степень риска дополнительных за­имствований для отечественной экономики рассматривается в качестве одной из причин девальвации белорусского рубля в 2011 г. Между тем, она способствовала сокращению размеров потребительского импорта и повышению привлекательности экспортируемых товаров по ценовому фактору, что в совокуп­ности вызвало определенную стабилизацию внешнеторгового баланса. В целях дальнейшего его выравнивания и выхода на положительное сальдо правительством разработана система ме­роприятий по структурной модернизации экономики.

Проведенный анализ изменений макроэкономических пока­зателей белорусской экономики констатирует наличие опреде­ленных пропорций общественного воспроизводства, поддержа­ние которых входит в круг важнейших задач макроэкономи­ческой политики государства. Наряду с названными выше про­порциями между инвестициями и потреблением, экспортом и импортом необходимо также выдерживать прогрессивную про­порцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материа­ло- и энергоемких производств. Структура потребления требует

последовательных изменений в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.

На макроэкономическом уровне важно регулировать соот­ношение реального и финансового секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению жизненного уровня населения. Отсюда вытекает необходимость поддержания равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения.

Серьезными последствиями для национальной экономики могут грозить диспропорции в соотношении первичного, вто­ричного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, для которой характерно наращивание доли сферы услуг.

В ходе рыночных реформ жизненно важное значение при­обретает необходимость поддержания оптимального соотноше­ния прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уров­ней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной диффе­ренциации.

Указанные макроэкономические пропорции играют веду­щую роль в разработке и реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обес­печение продвижения к нему служат критерием оценки эффек­тивности национальной экономики, а также системы управле­ния и регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Основные термины и понятия: валовая добавленная стоимость; валовой внутренний продукт; валовой внешний долг; воспроизводственная открытость экономики; институциональная единица; консолидированный бюджет; консолидированные счета; межотраслевой баланс; межотраслевой хозяйственный комплекс; общегосударственный классификатор видов эконо­мической деятельности; отрасль экономики; паритет покупательной способ­ности; платежный баланс; сектор экономики; система национальных счетов; таблицы «затраты—выпуск»

 

Раздел 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.