Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 8 страница




8. Национальная программа привлечения инвестиций в эко­номику Республики Беларусь. — Минск, 2010.

9. Национальная стратегия устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь па период до 2020 го­да. — Минск: Юнипак, 2004.

10. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.II. Шимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2009.

11. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы: Указ Пре­зидента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Эталон — Бе­ларусь [Электронный ресурс] / Над. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

12. О развитии предпринимательской инициативы и стиму­лировании деловой активности в Республике Беларусь: Дирек­тива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Эта­лон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

13. Программа социально-экономического развития Рес­публики Беларусь па 2006—2010 годы. — Минск: Беларусь, 2006.

14. Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011.

15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.

16. Структурная перестройка и конкурентоспособность эко­номики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / под ред. Я.М. Александровича. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.

17. Яременко, IO.B. Экономический рост. Структурная пере­стройка / Ю.Б. Яременко // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 1.


Раздел

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государство, его институты и структуры играют исключи­тельно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. и в первом десятилетии XXI столетия свидетельствует о чередовании периодов усиления этих видов регулирования. Соответственно, в экономической теории и политике преобла­дала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономиче- ской теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до кон­ца 1970-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и ряд других экономических теорий, ставших наиболее влиятельными в 1980 1990-е гг.). В бывшем же

СССР и большинстве социалистических стран государство опре­деляло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, исполь­зования административно-командных методов управления.

На современном этапе регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному секто­ру экономики усиливается во многих странах, что в основном обусловлено протекающим мировым финансово-экономическим кризисом.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и кон­тролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного со- циалыю-экономического развития страны. Конкретные его на­правления, формы, масштабы определяются стратегией и осо­бенностями социально-экономического развития страны в дан­ный исторический период.

8.1. Цели и функции государственного регулирования экономики.

Система органов государственного управления

Государственное регулирование любой социально-экономи­ческой системы предполагает достижение как минимум трех основных целей:

• регламентация хозяйственной жизни (производственной, финансовой, коммерческой и др.), формирующая свод правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определя­ющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности (включая введение ряда запретов, направлен­ных на недопущение ущерба субъектам рынка, на защиту инте­ресов производителей и потребителей товаров и услуг);

• формирование системы государственных и негосудар­ственных организационно-экономических структур, обеспечи­вающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хозяйственного поведения субъектов;

• выработка социально-экономической политики, опреде­ление и результативное применение организационных и эконо­мических механизмов ее реализации (собственно регулирова­ние социально-экономических процессов).

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а са­ми решения во многих случаях более обязательны. К тому же рыночные регуляторы здесь пока недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит ав­томатически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования. Практика многих стран по­казала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние сб- щества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночных механизмов.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняе­мые государством административные функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, что требует правильного определения приоритетов государственно­го управления с учетом обеспечения жизненно важных эконо­мических и социальных потребностей общества. За государ­ством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия денег, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав соб­ственника и субъекта хозяйствования;

• формирование стабильной макроэкономической ситуа­ции, включающей эффективное функционирование финансо­вых учреждений;

• обеспечение минимальных социальных стандартов по пре­доставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнео­беспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка конку­рентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информа­ционных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, налаживание интеграционных связей с соседними странами;

• создание производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечива­ющих условия для роста экономики и улучшения жизнедея­тельности населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологи­ческих регуляторов, международное сотрудничество в решении экологических проблем;

• определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

• обеспечение национальной безопасности страны;

• создание правовой базы рыночных отношений и обеспече­ние неукоснительного его соблюдения, развитие институцио­нальной инфраструктуры;

• разработка и реализация стратегии социально-экономи­ческого развития.


При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, целенаправлен­но воздействуя на техническое перевооружение отраслей на ос­нове внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повыше­нию конкурентных преимуществ национальной экономики с тем, чтобы в условиях глобализации страна могла занять дос­тойное место в международном разделении труда.

Становится более ответственной и усложняется роль госу­дарства по управлению государственной собственностью, преж­де всего преодолению тотальной ее монополизации, проведе­нию разгосударствления и приватизации. В собственности го­сударства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Зада­ча государственного управления — обеспечить их эффективную работу с использованием рыночных законов (конкуренции, спроса, предложения, стоимости и др.), а также координацию взаимодействия между субъектами государственной и иных форм собственности, создать для них равные условия хозяй­ствования.

Для регулирования социально-экономических процессов го­сударство использует гибкую систему методов и инструмен­тов, которые меняются в зависимости от сложившейся соци­ально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбран­ной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирова­ния предприятий всех форм собственности и рыночных струк­тур (биржи, банки, акционерные общества), антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей и интересов обще­ства, посредничество между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Сегодня необходимы новые, адекватные ры­ночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д., а также правовое обес­печение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудитель­ных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий граждан. С помощью административных мер, напри­мер, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты на­циональных интересов в системе внешнеэкономической дея­тельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внеш­неторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социаль­ной защиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулиро­вания. С этой целыо используются:

• бюджетно-налоговая политика;

• денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование;

• амортизационная политика;

• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования разра­ботка прогнозов и программ, объектами которых являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социаль­ной сферы, регионы, а также направления деятельности (при­влечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.). Разработка программ социально-экономиче­ского развития осуществляется и в странах с развитой рыноч­ной экономикой. Однако в период перехода к рынку значи­мость данного метода регулирования особенно велика, так как прогнозы и программы определяют стратегические и тактиче­ские цели и задачи развития, этапы и меры по их достижению, необходимые средства для их реализации.

Совокупность всех инструментов системы государственного регулирования национальной экономики должна быть ориен­тирована на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внут­ренних и внешних факторов.

Система органов государственного управления. Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государ­ственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «госу­дарство осуществляет регулирование экономической деятель­ности в интересах человека и общества, обеспечивает направле­ние и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Прави­тельство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области нау­ки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, соци­ального обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заме­стители Премьер-министра, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственно­го контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Бела­руси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Предсе­датель Правления Белорусского республиканского союза потре­бительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум в составе Премь­ер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председате­ля Комитета государственного контроля, Председателя Прав­ления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

Действующая система государственного управления, по­строенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь*
Министерства  
Министерство архитектуры и строительства  
Министерство внутренних дел  
Департамент охраны  
Министерство жилищно-коммунального хозяйства  
Министерство здравоохранения  
Министерство иностранных дел  
Министерство информации  
Министерство культуры  
Министерство лесного хозяйства  

 


Министерство по налогам и сборам Министерство обороны Министерство образования

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство промышленности Министерство связи и информатизации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Департамент по хлебопродуктам Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерство спорта и туризма Министерство торговли

Министерство транспорта и коммуникаций Департамент «Белавтодор»

Белорусская железная дорога Министерство труда и социальной защиты Министерство по чрезвычайным ситуациям

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерство финансов Министерство экономики Министерство энергетики Министерство юстиции Государственные комитеты Комитет государственного контроля

Департамент финансового мониторинга Департамент финансовых расследований Комитет государственной безопасности Государственный военно-промышленный комитет Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по науке и технологиям Государственный комитет по стандартизации Департамент по энергоэффективности Государственный пограничный комитет Государственный таможенный комитет

Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь

Белорусский государственный концерн но нефти и химии (концерн «Белнефтехим») Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»)

Белорусский государственный концерн но производству и реализации фармацев­тической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»)

Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром») Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз)** Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению насе­ления

Уполномоченный но делам религий и национальностей

* Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289.

*к Находится в ведении Правительства Республики Беларусь но вопро­сам, определенным законодательством.


Министерство является республиканским органом госу­дарственного управления (функциональным или отраслевым), проводящим государственную политику, осуществляющим ре­гулирование и управление в определенной отрасли (сфере дея­тельности) и координирующим деятельность в ной других рес­публиканских органов государственного управления Республи­ки Беларусь. В структуре министерств но решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, ко­торые являются их структурными подразделениями и осуще­ствляют специальные (исполнительные, контрольные, регули­рующие и иные) функции в определенных сферах ведения, от­несенных к компетенции соответствующего министерства.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики» Министерство статистики и анализа преобразова­но в Национальный статистический комитет, который явля­ется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, подчиненным непосред­ственно Президенту Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления эко­номикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Мин­ского горисполкома, а также рай-, горисполкомов и местных администраций.

Необходимо отметить, что сложившаяся в республике сис­тема государственного управления экономикой еще не в пол­ной мере обеспечивает эффективное взаимодействие властных структур, так как нередко одни и те лее полномочия закрепле­ны за разными уровнями управления. Поэтому функциониро­вание системы должно основываться на соблюдении требова­ний и принципов, главными из которых являются: наличие четко выбранных приоритетов, целеориентированность, рацио­нализм, экономичность, обеспечение системной интеграции знаний, опыта и информации; взаимодействие и взаимодопол­нение рыночных и нерыночных отношений, механизмов и регу­ляторов. В совокупности они выражают принципы эффектив­ного управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффектив­ности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и ре­гиональных проблем, что в конечном итоге обеспечит переход страны к устойчивому развитию. При этом усилия государства будут концентрироваться на потребностях и интересах челове­ка, активизации его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности.

8.2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства.

Виды экономической политики

8.2.1. Система государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования экономики вклю­чает цели и задачи экономической политики государства, субъ­екты и объекты, методы и инструменты ее реализации.

Экономическая политика эго проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в об­ласти управления экономикой, придания определенной нап­равленности экономическим процессам в соответствии с целя­ми, задачами, интересами страны. Она предусматривает про­ведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-техниче- ской, налоговой и бюджетной политики.

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам, исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой инфор­мации, видным политическим деятелям. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны, что определяет три принципи­альных положения ее формирования:

• экономическая политика всегда испытывает на себе опре­деляющее воздействие двух факторов — постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления;

• эффект экономической политики выше в том случае, ког­да она увязана с реалиями данной страны — учтены политиче­ский расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный поря­док общегосударственного и местного управления и т.д.;

• экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.


Для формирования экономической политики особое значе­ние имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов реа­лизации. К целям предъявляются определенные требования: во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию ко­торых не может обеспечить рынок; во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контроли­ровать ее выполнение. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сво­диться к достижению максимального благосостояния всего об­щества. Но ее реализация возможна через достижение при­кладных целей, к которым относятся:

• экономический рост, обеспечение которого считается ва»с- нейгаей задачей. Ее решение связывается с абсолютным и отно­сительным увеличением ВВП;

• полная занятость, суть которой — достижение макси­мально возможного и в долгосрочном плане стабильного ис­пользования всего трудоспособного населения. Задача решает­ся путем создания новых рабочих мест и применения других методов борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости;

• стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты — условие стабильности экономики. Достижение дан­ной цели является важнейшим ориентиром в действиях госу­дарства;

• внешнеэкономическое равновесие. Решение трех перечис­ленных выше целевых задач означает достижение в рамках на­ционального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для дости­жения внешнеэкономического равновесия, которое поддержи­вается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ре­сурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяются обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям Беларуси оче­редность целей может заметно отличаться от характерной для западных государств. Да и в самом составе целей есть опреде­ленная специфика, вызванная национальной моделью развития, недостаточной зрелостью в республике рыночных отношений.

Определяя цели регулирования на конкретном временном отрезке, государство сталкивается с явлением их взаимопро- тиворечивости. Например, достижение полной занятости со­провождается усилением инфляционных тенденций, экономи­ческий рост не всегда отвечает принципу сохранения окружа­ющей среды. Поэтому сложнейшей проблемой государственного регулирования является поиск оптимально гармоничной систе­мы целей. Как показывает опыт развитых стран, самый разум­ный вариант использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования.

Объектами государственного регулирования экономики служат сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возни­кали или могут возникнуть трудности, не разрешаемые спон­танно или разрешаемые лишь в отдаленном будущем, в то время как для нормального функционирования экономики и поддер­жания социальной стабильности снятие этих проблем настоя­тельно необходимо уже сегодня.

В качестве главных объектов следует выделить: экономи­ческий цикл; структуру хозяйства (секторальная, отраслевая и региональная); условия и источники накопления капитала; структуру форм собственности; качественные преобразования процесса воспроизводства; процессы разгосударствления, демо­нополизации и приватизации государственной собственности; денежное обращение; платежный баланс; формирование кон­курентной среды; цены; занятость; развитие системы предпри­нимательства; формирование рыночной инфраструктуры; раз­витие социальной сферы; трудоные отношения, инновационное развитие; подготовку и переподготовку кадров; окружающую среду; внешнеэкономические связи.

В теории и практике экономической деятельности важное место отводится инструментарию государственного регулиро­вания. Так, институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания органи­зационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, поддержку государственного сектора и исследовательских центров, подготовку экономиче­ских программ и прогнозов.

Материальной базой регулирования являются государ­ственная собственность и государственное предприниматель­ство. Государственная собственность используется в качестве основы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктур­ных, антициклических целей государственного регулирования, а также для регулирования социальных процессов. Инстру­ментами государственного регулирования выступают финан­совая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и на­учно-техническая политика. С их помощью обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макро­экономической сбалансированности, повышение благосостоя­ния населения.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов — администра- тивно-иравовых и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ эконо­мики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих вза­имоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.

Экономическое регулирование используется для активи­зации нужных обществу форм деятельности, а также ограниче­ния и подавления нежелательных форм. Именно экономиче­ские регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Ин­струментами экономического регулирования являются центра­лизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

К методам прямого экономического регулирования, непо­средственно воздействующим на производство товаров и услух1, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование — выделение государ­ством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической пробле­мы или создания определенного объекта. Важнейшим объек­том целевого финансирования являются государственные прог­раммы и заказы. Программы разрабатываются в различных об­ластях, например, в сфере освоения космоса или мирового океа­на, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соот­ветствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых прави­тельством, государственными органами за счет средств бюдже­та. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения пасе- ления и резервирования (например, закупки зерна и продо­вольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общест­венное производство в основном посредством мер бюджетно- налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Переход к социально ориентированной рыночной экономи­ке требует переориентации системы государственного регули­рования преимущественно на экономические методы с сохране­нием прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегу­ляция неэффективна или рыночные принципы хозяйствования неприемлемы.

В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от реальной экономической обстановки, традиций и политической системы. Так, в периоды цикличе­ских и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и без­работицы предполагается активное, прямое, жесткое государ­ственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инно­вационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производствен­ной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естествен­ных монополий. Кроме того, постоянно существует необходи­мость оперативного управления и участия государства в соци­ально-экономическом развитии страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.