Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 11 страница




Налоговую систему современного государства можно пред­ставить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специаль­ных режимов налогообложения, базирующихся на государ­ственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы Республики Бела­русь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты законодательно установлен­ных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать респуб­ликанские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию Республики Беларусь. Введение мест­ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отче­тов об их исполнении относятся к исключительной компетен­ции местных Советов депутатов.

Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, фор­мирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица.

Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законо­дательство, является Налоговый кодекс РБ. В то же время понятие налогового законодательства в нашей стране шире и включает также другие нормативные акты, регулирующие на­логовые отношения: декреты, указы и распоряжения Прези- депта Республики Беларусь, постановления Правительства, нормативные правовые акты республиканских органов госу­дарственного управления, органов местного управления и само­управления по вопросам налогообложения.

Процесс создания и развития национальной налоговой сис­темы с определенной долей условности можно представить в следующем виде:

Этап 1. Становление национальной налоговой системы, ори­ентированной на формирование рыночных процессов в эконо­мике и обеспечение текущих нужд государственного бюджета (1992—1995 гг.);

Этап 2. Разработка и реализация Концепции реформирова­ния налоговой системы страны (1996—2000 гг.);

Этап 3. Формирование правовой основы налогового законо­дательства (Налогового кодекса) и унификация налоговой сис­темы белорусского государства с учетом процессов глобализа­ции и интеграции (2001—2010 гг.);

Этап 4. Совершенствование национальной налоговой систе­мы, ориентированное на создание благоприятных условий раз­вития бизнеса и стимулирование инновационных процессов (начался в 2011 г.).

Национальная налоговая система начала формироваться с момента приобретения Республикой Беларусь государствен­ного суверенитета, когда было получено право на организацию собственного налогообложения, выбор приоритетов налоговой политики, создание налогового механизма, обеспечивающего налоговый суверенитет в пределах территории страны.

Необходимость разработки нового налогового законодатель­ства была продиктована рядом причин экономического и поли­тического характера. Действовавшая ранее налоговая система в большей степени соответствовала командно-административ­ной системе управления экономикой, жесткому государствен­ному регулированию цен, подчинению центру ряда структур и функций. Провозглашение экономической и политической са­мостоятельности объективно требовало создания налогового за­конодательства, предусматривающего гарантии независимости Беларуси как суверенного государства в формировании соб­ственных доходов и защиту ее экономических интересов.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой развитой страны всегда составляют следующие налоги: индивидуальный подоходный налог с насе­ления, социальные налоги (взносы на социальное страхование), корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог па добавленную стоимость (или другая разновидность косвен­ных налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошли­ны и имущественные налоги. Все налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взи­маются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной дея­тельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включае­мые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные нало­ги с оборота). В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой они занимают доминирующее положение от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — около 50 % всех налоговых поступлений.

При построении налоговых систем в развитых странах исхо­дят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Глав­ной отличительной особенностью систем налогообложения всех этих государств является их теснейшая взаимосвязь со струк­турой и результатами работы экономики, ориентацией на ре­ально складывающиеся общеэкономические пропорции и зави­симости.

На первом этапе развития (1992—1995 гг.) налоговая сис­тема Беларуси (на момент введения) включала 15 основных на­логов и сборов и 8 видов целевых отчислений и сборов, поступа­ющих в различные бюджетные и внебюджетные фонды (чрез­вычайный, т.е. чернобыльский налог, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений). Она предусмат­ривала отмену налога с оборота, ориентированного на примене­ние фиксированных розничных и оптовых цен и их государ­ственное регулирование. Основой косвенного налогообложения стал налог на добавленную стоимость, как обладающий рядом преимуществ по сравнению с налогом с оборота и налогом с про­даж, в частности отсутствием кумулятивного (каскадного) эф­фекта налогообложения. В общем объеме бюджета косвенные налоги составляли около 56 % (акцизы, НДС, налог на топли­во). Столь высокая их доля была обусловлена в значительной мере отменой централизованного финансирования ликвидации последствий катастрофы на ЧЛЭС, ликвидацией фонда финан­сирования республиканских и региональных социальных про­грамм.

Общий уровень налоговой нагрузки на экономику в этот пе­риод приблизился к 44 % ВВП, причем около 12 % были акку­мулированы во внебюджетных фондах. Приведенные данные сравнимы с аналогичными показателями стран с развитой ры­ночной экономикой в периоды высокой экономической конъ­юнктуры и оживления деловой активности, например в сред­нем по странам ОЭСР — не менее 40 %.

Серьезные новации имели место и в налоговом законода­тельстве. Базовым документом для новой налоговой системы стал Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Респуб­лики Беларусь», который определял круг налогоплательщи­ков, их права, обязанности и меры ответственности, виды обще­государственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот. С на­чала 1994 г. в закон включены положения о необходимости ре­гулирования всех вопросов налогообложения исключительно актами специального налогового законодательства, с 1994 г. введены обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, рег­ламентирующий деятельность государственной налоговой ин­спекции.

Таким образом, главная задача начального этапа организа­ции национального налогообложения формирование налого­вой системы, аналогичной системам развитых государств с ры­ночной экономикой, и обеспечение доходных источников бюд­жета была достигнута.

В то Hte время следует отметить, что в странах ОЭСР в струк­туре налогов наибольший удельный вес занимали личные подо­ходные налоги (30 % доходов бюджета), налоги на потребление (30 %) и социальные платежи (25 %) при незначительной доле налоговых поступлений с корпораций (8 %). В Беларуси в этот период при наличии высокого уровня налогов на потребление и отчислений на социальные нужды (до 50 %) существенную роль продолжали играть налоги на прибыль и доходы (15 20 %), а также многочисленные отчисления в различного рода внебюджетные фонды, таможенные пошлины и другие налоги и сборы от внешнеэкономической деятельности (26—28 %). Преобладание косвенных налогов над прямыми, а также высо­кий уровень отчислений во внебюджетные фонды наглядно сви­детельствовало не только о недостаточной проработанности су­ществующей системы налогообложения, но и об острой необхо­димости продолжения и углубления налоговой реформы.

В начале второго этапа (1999—2000 гг.) в налоговое зако­нодательство были внесены существенные коррективы, что бы­ло вызвано рядом причин. Во-первых, применяемая в стране система налогов к этому времени менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдель­ных из них. Во-вторых, в целом она сформировалась в самом начале трансформационного процесса и не отражала в полной мере особенности переходного периода, а также не была нацеле­на на осуществление системных мероприятий по созданию ус­ловий для постоянного экономического роста. В-третьих, на­циональная налоговая система начала работать в условиях эко­номического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, традиционно обеспечивающих основные объемы поступлений в бюджет. В этих условиях она была сориентиро­вана прежде всего па формирование бюджета, осуществляюще­го финансирование всех государственных расходов и регулиро­вание макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (пе более 2—3 % ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов is режиме бюджетной экономии в свою очередь сделала достаточно при­влекательными способы привлечения доходных источников за счет создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство имело фис­кальную направленность, характеризовалось нестабильностью, наличием множества неэффективных форм налогообложения.

К наиболее существенным недостаткам национальной на­логовой системы на втором этапе следует отнести:

• отсутствие системного подхода к определению концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономи­ческий рост, и соответствующей национальной модели эконо­мики;

• высокий уровень фискального изъятия за счет примене­ния налоговых и нараналоговых инструментов;

• нестабильность налогового законодательства, способству­ющая как произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых от­ношений, так и налоговым уклонениям в сфере бизнеса.

В этот период был поставлен вопрос о необходимости разра­ботки Концепции реформирования налоговой системы страны, а также ее правовой основы — Налогового кодекса. Многочис­ленные корректировки налогового законодательства должны были быть заменены системными изменениями с ориентацией на обеспечение рапного и справедливого налогообложения, ней­тральности и гибкости налоговой системы по отношению к эко­номике, ее стабильности и предсказуемости. На основании такого подхода в программных документах Правительства Рес­публики Беларусь были определены главные задачи и страте­гические направления налоговой реформы:

• введение в Беларуси общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и тер­минологического аппарата, принципов, методов и способов регу­лирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

• совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогооб­ложения, сокращение количества налогов за счет отмены мало­эффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;

• модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как НДС, налог на прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физиче­ских лиц;

• реформирование налогообложения доходов граждан, пре­дусматривающее переход к единой пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера не­облагаемого налогом минимума доходов и введением системы стандартных (социальных, имущественных и профессиональ­ных) вычетов, например на оплату обучения, медицинского об­служивания и лечения;

• выравнивание условий налогообложения для всех нало­гоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокраще­ния льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и префе­ренций;

• установление оптимального соотношения республикан­ских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эф­фективного взаимодействия республиканского и местных бюд­жетов;

• упрощение налоговой системы за счет сокращения числа республиканских налогов; оставшиеся следовало построить та­ким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет;

• снижение уровня централизации финансовых ресурсов государством до 45 % к ВВП, в том числе в консолидированном


бюджете — до 35—37 %, во внебюджетных фондах — до 8—10 %;

• совершенствование правовой основы налогообложения в целях повышения эффективности функционирования нацио­нальной налоговой системы, укрепления экономической инте­грации в рамках Союзного государства и СНГ, привлечения внешних капиталов и обеспечения конкурентоспособности оте­чественной экономики на мировых рынках.

Таким образом, в течение второго этапа была проделана значительная работа но укреплению налоговой системы: сокра­щено количество платежей налогового характера (с 30 до 18), снижены ставки по основным бюджетообразующим платежам (НДС, налогу на прибыль, подоходному налогу (минимальная ставка — с 13 до 9 %), чрезвычайному (чернобыльскому) нало­гу). Республика перешла на новую бюджетную классифика­цию, что позволило аккумулировать в бюджете ряд целевых внебюджетных фондов, повысить контроль за их использовани­ем, а также прозрачностью бюджета.

Однако оставались нерешенными проблемы, в числе кото­рых высокий уровень налоговой нагрузки и централизации до­ходов бюджета (самый большой уровень налоговых изъятий на территории постсоветского пространства), множественность законодательных и ведомственных актов и инструкций по воп­росам налогообложения, специфика расчета основных налого­вых доходов (НДС и налога на прибыль). Анализ статистических данных показал, что несмотря на проводимые мероприятия ос­новной показатель — уровень налоговой нагрузки — за этот пе­риод не только не сократился, а наоборот — вырос (табл. 8.7).

Таблица 8.7. Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете и динамика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь, % к ВВП102

Показатель Годы
           
Уровень централизации фи­нансовых ресурсов 30,2 27,9 31,3 35,5 34,9 34,8
Налоговая нагрузка на эконо­мику без отчислений в ФСЗН 32,1 28,5 31,2 30,4 32,0 31,8
Налоговая нагрузка на эконо­мику с отчислениями в ФСЗН 41,1 39,6 40,7 41,1 40,5 42,1

 

Третий этап (2001—2010 гг.) развития налоговой системы характеризуется созданием правовой основы налогового зако­нодательства. Общая часть Налогового кодекса РБ иступила в действие с 1 января 2004 г., Особенная часть — 1 января

2010 г. К основным реализованным мероприятиям в рамках со­вершенствования налоговой политики за этот период можно также отнести:

• сокращение количества применяемых налогов, сборов

(пошлин); только в 2006 2009 гг. отменены 17 налоговых пла­

тежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины;

• повышение привлекательности упрощенных систем нало­гообложения;

• упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования путем дальнейшей либерализации налого­вого законодательства, расширение электронного декларирова­ния, значительное сокращение трудозатрат на налоговые про­цедуры;

• расширение базы налогообложения действующих налого­вых платежей за счет сокращения льгот но налоговым плате­жам как индивидуального, так и категориального характера;

• применение единых подходов при взимании НДС и налога на прибыль с целыо сохранения конкурентоспособности бело­русских товаров и снижения темпов инфляции.

На сегодняшний день (четвертый этап) налоговая систе­ма страны сформирована налоговыми платежами, адаптиро­ванными к применению в рыночной экономике, что позволяет говорить, во-первых, о завершенности этапа реформирования налогообложения, характерного для стран с переходной эконо­микой, во-вторых, о необходимости нового этапа преобразова­ний в соответствии с государственной стратегией привлечения бизнеса в условиях построения инновационной экономики. Ос­новными направлениями национальной налоговой политики на этом этапе предусмотрены упрощение существующей нало­говой системы и снижение налоговой нагрузки.

Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и нацио­нальные особенности построения, так и происходящие в миро­вой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Нало­говом кодексе. В соответствии с ней все виды налоговых изъя­тий разделены на две группы — налоги и сборы (пошлины) с обозначением порядка их установления (республиканские и местные). Кроме того, в качестве специального вида налогов выделены особые режимы налогообложения (табл. 8.8).

Таблица 8.8. Состав налоговой системы Республики Беларусь в соответствии с Налоговым кодексом
Республиканские налоги, сборы (пошлины) Местные налоги и сборы Особые режимы налогообложен ия
Налог на добавленную стои­мость Акцизы Налог на прибыль Налог на доходы иностран­ных организаций, не осу­ществляющих деятельность в Республике Беларусь че­рез постоянное представи­тельство Подоходный налог с физи­ческих лиц Налог на недвижимость Земельный налог Экологический налог Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов Сбор за проезд автомобиль­ных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам об­щего пользования Респуб­лики Беларусь Оффшорный сбор Гербовый сбор Консульский сбор Государственная пошлина Патентные пошлины Таможенные пошлины и та­моженные сборы Налог за владение соба­ками Курортный сбор Сбор с заготовителей Налог при упрощенной системе налогообложения р]диный налог с индивиду­альных предпринимателей и иных физических лиц Единый налог для произ­водителей сельскохозяй­ственной продукции Налог на игорный бизнес Налог на доходы от осу­ществления лотерейной деятельности Налог на доходы от про­ведения электронных ин­терактивных игр Сбор за осуществление ре­месленной деятельности Сбор за осуществление дея­тельности по оказанию ус­луг в сфере агроэкотуризма

 

В 2010 г. доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах кон­солидированного бюджета составила 65,5 %. При этом 33,3 % всех поступлений обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8 % — налоговых доходов от внешнеэкономиче­


ской деятельности. Величина налоговой нагрузки на экономи­ку (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения) составила 27,5 % к ВВП и но сравнению с 2009 г. сократилась на 2,6 процентного пункта (табл. 8.9).

Таблица 8.9. Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь, % к ВВП1

    Годы  
Показатель     (прогноз)
Налоговая нагрузка — всего 30 Д 27,5 24,8
В том числе: косвенные налоги 13,8 13,6 13,3
прямые налоги 8,0 8,2 6,2
смешанные налоги 2,3 1,8 0,7
прочие налоговые доходы, сборы, 6,0 3,9 4,6
пошлины      

 

Таким образом, в результате проведенных за последние го­ды мероприятий Беларусь, имеющая самый высокий на постсо­ветском пространстве уровень налоговой нагрузки и централи­зации государственных доходов в бюджете, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей).

Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Веде­ние бизнеса», наша республика существенно отстает по пози­ции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран — членов Таможенного союза (183-е место), что, естест­венно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности бело­русских товаров на мировых рынках. В связи с этим были пред­приняты шаги но упрощению и либерализации налоговой сис­темы, реализуются меры по реформированию налогообложе­ния: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедря­ется система электронного декларирования; в целях сокраще­ния сроков уплаты налоговых платежей и предоставления от­четности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается сни­жение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль.

К основным задачам в области налогообложения на бли­жайшую перспективу следует отнести:

• совершенствование структуры и механизмов взимания ус­тановленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налого­вым системам развитых стран мира;

• радикальное упрощение процедур налогового админи­стрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в ми­ровых рейтингах;

• снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработ­ной платы организаций;

• упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

В Программе социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие яв­ляются повышение конкурентоспособности национальной на­логовой системы при безусловном выполнении расходных обя­зательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обяза­тельств страны на экономически безопасном уровне.

8.2.2.4. Денежная система и денежно-кредитная политика

Денежная система это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом госу­дарстве наполняется национальными особенностями. Основны­ми из них являются:

• официальная денежная единица (наименование, виды де­нежных знаков, имеющих законную платежную силу);

• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

• денежная масса;

• структура денежного оборота;

• порядок установления валютного курса;

• государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металличе­ского обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредит­ными и бумажными деньгами. Существующие денежные систе­мы основаны на обороте неполноценных денег.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном бан­ке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь», а также последующими законо­дательными актами, закрепившими ее правовые основы и прин­ципы функционирования (Банковский кодекс РБ и др.).

Б 1994 г. Национальным банком было принято решение

о признании единственным законным платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном оборо­те — расчетного билета. Б последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка РБ. Выпуск в обращение других денеж­ных единиц на территории страны запрещен.

Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Национальный банк, который определяет номинал (до­стоинство), степень защиты, изображение и другие характерис­тики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлин­ности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (вет­хих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и па­мятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в башках, обеспеченные активами Национального и других бан­ков, в том числе золотовалютными резервами, государственны­ми ценными бумагами и прочими активами национальной бан­ковской системы.

Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарица­тельной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и це­ны уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз.

Институционалыюй основой, денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Та­ким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.

Первым уровнем национальной банковской системы явля­ется Национальный банк, который осуществляет регулирова­ние денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения, охватывающие:

• ведение кассовых операций в стране, работу банков с де­нежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение;

• хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;

• осуществление эмиссионно-кассовых операций;

• расчеты наличными деньгами между юридическими ли­цами;

• определение признаков платежности наличных денег, за­мену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.

Б сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандар­ты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Основными целями деятельности Национального банка яв­ляются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Для достижения отмеченных выше целей Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнем национальной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размеща­ют указанные средства от своего имени и за свой счет (на усло­виях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридиче­ских лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк впра­ве осуществлять и иные банковские операции и виды дея­тельности.

Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию на конец 2011 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчи­вая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участи­ем иностранного капитала, из пих 9 — со стопроцентным ино­странным капиталом.

Финансовый потенциал отечественного банковского сектора в значительной мере определяется складывающимися макро­экономическими условиями, эффективностью функционирова­ния отраслей экономики, состоянием бюджетной сферы. За прошедшее пятилетие (2006—2010 гг.) активы и капитал бан­ков увеличивались темпами, превышающими темпы роста ВВП, усилилось доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, если номинальный ВВП за отмеченный пе­риод вырос в 2,5 раза, то собственный капитал банков -— в 4,4, активы банков — в 6,2, требования банков к экономике в 7 раз. По отношению к ВВП последний из показателей уве­личился с 20,3 % (на 1 января 2006 г.) до 57 % (на 1 января 2011 г.). Существенно (в 10 раз) выросли объемы выдачи банка­ми долгосрочных кредитов, из них предприятиям промышлен­ности — в 16,9 раза104. Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к увели­чению доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 % на 1 января 2006 г. до 24 % на 1 января




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.