Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие интереса. Роль интереса в социальной динамике




СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ ВИДЫ.

В переводе с латыни слово “институт” означает установление, учреждение, устройство. В социологии этот термин означает фиксацию, закрепление и воспроизведение наиболее значительных для всего населения или части его результатов деятельности. В потоке человеческой деятельности имеется немало случайного, эпизодического, отрицательного или малозначительного. Оно быстро отметается и забывается людьми. В копилке человеческого опыта остаётся лишь нечто положительно значимое, то, что люди желали бы воспроизвести и сохранить. Это явления, выражающие наиболее существенные человеческие интересы в ту или иную историческую эпоху в той или иной системе культуры. Это явления, способствующие достижению существенных, повторяющихся целей людей.

Интерес, а не потребность, как иногда пишут в учебниках, - изначальная предпосылка возникновения. Потребности присущи только индивиду, а совокупность индивидов имеет интерес. Пытаясь осуществить интерес, люди находят в общественной практике приемлемые образцы, модели поведения, которые через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизованные обычаи и привычки. Так начинается образование социального института.

Институционализация - процесс усложнения социальных связей по поводу осуществления интереса. В ходе этого процесса неконтролируемое поведение индивидов сменяется организованной деятельностью. Наглядным примером является образование политических партий, профсоюзов, общественных организаций. В процессе институционализации определяются и закрепляются нормы поведения, статусы и роли, приведение их в некую систему, а также санкции за отклоняющееся поведение. Венец процесса институционализации - создание в соответствии чёткой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством её приверженцев, либо навязанной им. Практическим выражением данной структуры выступают права и обязанности членов общности людей, которые соответствуют их статусу. Так, например, житель населённого пункта имеет право высказывать своё мнение на общем собрании (если такое будет дозволено), но он лишён права высказать это мнение на заседании правительства данного города или села (если сам не является его членом).

В ходе общественной жизни имеет место не только институционализация, а и деинституционализация. Деинституционализация - процесс угасания социального института вследствие угасания интереса, вызвавшего его к жизни. Упраздняются некоторые учреждения и заведения, отмирают образцы поведения. Ненужность института рыцарства хорошо показана в романе Сервантеса “Дон Кихот”. Отмер бытовавший в ХVI-ХVIII веках институт дуэли. Он выродился настолько, что был заменён одним из президентов США в метание картофелин дуэлянтами друг в друга с расстояния в 20 метров. Некие силы на постсоветском пространстве пытаются возродить институт казачества. Они либо не осознают себя дон-кихотами, либо, пытаясь влить новое вино в старые меха, стремятся осуществить интересы, несовместимые с данным институтом. Опыт истории свидетельствует: пройденные обществом ступени культуры никогда не повторяются. Время нельзя повернуть вспять, нельзя вернуть образ жизни людей прежних столетий, поэтому невозможно и возрождение отмерших институтов.

Итак, социальный институт - это форма организованной деятельности людей, вызванная к жизни их интересами. Исторический процесс есть постоянное возникновение, функционирование и угасание различных социальных институтов. Они играют разные роли и обладают разным значением. Соответственно значению и содержанию интересов выделяют пять основных социальных институтов в современном обществе: семья, политика, экономика, образование, религия. Этот перечень явно неполон, так как имеются и другие, не менее важные институты, например, наука. Основные институты являются основными потому, что включают в себя ряд неосновных, производных от них институтов, а сами не являются элементами других институтов. Так, например, институт политики предполагает институт государства, главы государства, выборы, вооружённые силы и др. Институт науки предполагает научные учреждения, правовое закрепление результатов научных исследований, защиту диссертаций (хотя эта средневековая форма научной деятельности давно изжила себя) и др. Институт спорта развёртывается в институтах соревнований, награждений, “купле-продаже” спортсменов и др.

Кроме содержания и значения интересов имеется и другое существенное основание деления институтов - их организация и функционирование. По данному основанию институты делятся на формальные и неформальные.

Формальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены частные или групповые интересы. Иногда эти интересы становятся общими, общественными, но вначале они были частными или групповыми. Например, возникновение государства сначала соответствовало интересам родоплеменной знати, а не всего населения; сам факт принуждения свидетельствует о различии интересов членов общества. В дальнейшем институт государства многократно противоречил различным интересам, массам рядовых членов общества и некоторых социальных групп. Государство оправдало себя лишь во всемирно-историческом плане, поскольку безгосударственное состояние обрекало общество на вечный застой.

Разнообразие формальных институтов всё же позволяет выделить ряд общих для всех институтов признаков. Все они рассчитаны на достаточно большое количество людей и постоянные, стабильные интересы членов общества. Все они предполагают: жёсткое распределение ролей и статусов, отношения начальства и подчинения; профессиональную деятельность по поддержанию функций института, для чего и готовятся кадры; оплату за труд в системе института, хотя иногда работа может выполняться “на общественных началах”, то есть бесплатно; санкции за отклоняющееся поведение (административные или уголовные); материальную инфраструктуру (здания, транспорт, связь, склады и прочее).

Формальных институтов очень много, они составляют большую частьот общего количества социальных институтов современного общества. Всем формальным институтам присуща родовая болезнь - бюрократизм. Поначалу всякий новый институт - само воплощение справедливости и порядка. Но как только появляются люди, чьей профессиональной деятельностью становится управление другими людьми, и как только они получают в распоряжение общие материальные и финансовые ресурсы, значение социального института существенно изменяется. “Святая” церковь из организации верующих превращается в политическую и экономическую силу, гнетущую самих верующих. Партия большевиков – ум, честь и совесть известной эпохи - превращается в государство политических авантюристов. Профсоюзы - организация по защите интересов трудящихся - превращается в организацию по защите интересов профсоюзных чиновников.

В отличие от формального неформальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены общие для данной общности людей интересы. Они рассчитаны на небольшое количество действующих лиц и на кратковременное осуществление интересов. В неформальных институтах, за некоторыми исключениями, нет жесткого распределения статусов и ролей; отсутствует профессиональная деятельность по поддержанию функций института и, тем более, подготовка “кадров”; отсутствуют отношения начальства и подчинения, оплата труда, санкции за отклоняющееся поведение принимают вид общественного порицания. Неформальным институтам не присуще наличие материальной инфраструктуры. Наиболее яркой чертой неформальных институтов является полное отсутствие бюрократизма. Даже “слуги народа” после трудов праведных в процессе функционирования неформального института становятся похожи на простых смертных. Они способны настолько опроститься, чтоза свадебным столом не будут держать “ситуацию под контролем”.

Неформальные институты часто называют обычаями, обрядами, традициями, праздниками. Это упоминавшиеся рыцарство, дуэль, свадьба, а также родовая месть, побратимство, ухаживание, похороны, посвящения, путешествия, проводы в армию, празднования, кумовство и т.д. У каждого народа неформальные институты, как и формальные, выражают национальную культуру, но в отличие от формальных институтов, предоставляют личности большую свободу действий. Большая степень свободы – гарантия сохранения тех или иных неформальных институтов. То или иное соотношение формальных и неформальных институтов характеризует социальную структуру общества.

ТЕМА №4 СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1. ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДА КАК ИСХОДНЫЙ МОМЕНТ ЕГО АКТИВНОСТИ

Потребности - исходный момент человеческой деятельности. С ощущения потребности начинается и удовлетворением потребности заканчивается цикл деятельности. Гегель писал: “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов...и лишь они играют главную роль.”

Слово “потребность” часто используется в обыденной речи и работах по общественным наукам, но понятие потребности обычно не анализируется, что создаёт впечатление его ясности. Потребности часто отождествляются со средствами их удовлетворения. Обычно говорят и пишут о потребности в пище, одежде и т.п. Отсюда понимание потребности как нужды в чём-либо. Выходит, что потребность существует вне человека, то есть, она не присуща самому человеку. А это уже абсурд. Внешняя человеку среда даёт ему лишь средства удовлетворения потребностей, но не сами потребности.

Ещё более распространено понимание потребности как желания. Отсюда бесчисленное количество потребностей и даже закон их возвышения. Создаётся впечатление, что потребности человека изменяются на каждом шагу и по любому поводу как картинки в калейдоскопе. Если бы это было верно, оказалось бы совершенно непонятно, существует ли в человеке что-либо стабильное, есть ли у него какая-либо основа? Очевидно, неизменное и изменчивое в человеке должно выражаться в разных понятиях и эти понятия - потребности и желания. Потребности и желания сходны лишь в том, что являются постоянными движущими силами человека. Во всём остальном они различны и эти различия заключаются в следующем:

1) Потребности объективны, не зависят от воли и сознания человека. Желания субъективны, выражают индивидуальность человека и особенности конкретной ситуации.

2) Потребности непреходящи, они движут человеком всю жизнь. Желания же кратковременны, скоротечны, имеют значение только “здесь и сейчас”..

3) Потребности не подлежат оценке, желания же оцениваются как “разумные” или “неразумные”.

4) Количество потребностей невелико, а количество желаний бесконечно.

Применительно к ним возможен закон возвышения, согласно которому удовлетворённое желание порождает другое, более сложное желание.

5) Потребности индивида не могут быть подавлены, отменены, а желания подавляются и иногда это даже необходимо для блага самого же индивида.

6) Неудовлетворение потребностей существенно тормозит развитие личности, иногда приводя даже к смерти (от голода или холода). Неисполнение желаний не приводит к замедлению развития личности. Желания способны заменять друг друга, поэтому неудовлетворённое желание возмещается исполнением какого-либо иного желания. Отсюда следует, что потребности всегда “истинны”, а желания бывают как “истинными”, так и “ложными”.

Желание есть напряжение тела или души человека, определяемое его индивидуальностью и обстоятельствами существования в данное время. Желание возникает на основе той или иной потребности и в связи с указанными факторами. Например, на основе потребности в самоутверждении могут сложиться как правопослушный тип личности, так и нигилист по отношению к праву.

Сравнение с желаниями показывает, что потребность есть необходимое объективное условие существования человека, заключенное в нем самом. Она присуща только индивиду. Суждения о потребностях коллектива, большой социальной группы, общества или человечества свидетельствуют лишь о подмене понятия потребности понятием сходных или общих интересов людей.

Потребности выражают биологическую или духовную природу человека, соответственно чему они делятся на материальные и духовные потребности. От рождения они заложены в каждом человеке и при определённых социальных условиях так или иначе себя проявляют в желаниях. Врождённость духовных потребностей не следует понимать в генетическом смысле, хотя и это обстоятельство не следует недооценивать; ее следует понимать как необходимые свойства сознания, выражающие духовную природу человека. Возможно, другие рассудочные существа на неведомых планетах способны обойтись без потребностей в вере, самоутверждении, а земляне без этого жить не могут.

Материальные потребности выражают биологическую природу человека и сводятся к четырём видам:

1) потребность в производстве энергии, которая удовлетворяется пищей, водой, воздухом;

2) потребность в сохранении энергии, которая удовлетворяется одеждой (“шуба греет”), обувью, жилищем;

3) потребность в расслаблении (релаксации), которая удовлетворяется перерывами в физической активности (отдых, сон, отпуск), половыми актами, употреблением наркотиков, спиртного, табака;

4) потребность в самосохранении, которая удовлетворяется избеганием неприятных ощущений.

Духовные потребности более разнообразны. Наиболее актуальны из них следующие:

1) потребность в познании, которая удовлетворяется чувственными восприятиями, информацией других лиц, собственными практическими действиями;

2) потребность в творчестве, удовлетворяемая созданием чего-нибудь нового для данного индивида;

3) потребность в самоутверждении, которая удовлетворяется осознанием явного или мнимого превосходства данного человека над другими людьми в чём-либо;

4) потребность в общении, удовлетворяемая обменом деятельности и информации с другими людьми;

5) потребность в вере, которая удовлетворяется созданием предмета поклонения, либо в принятии такого предмета, если он уже создан; вера внерелигиозная имеет своим “предметом” другого человека, общество, государство;

6) потребность в наслаждениях, удовлетворяемая восприятием произведений искусства и народного творчества.

Социология изучает как потребности, так и желания людей. Акцент на изучении потребностей присущ главным образом фундаментальным исследованиям.

Потребности выступают глубинными причинами массовых социальных изменений, поэтому их изучение, наряду с изучением ценностей и интересов ведёт к выработке объективно истинного знания об обществе. Желания изучаются преимущественно в прикладных исследованиях. Их динамика, изменчивость показывает тенденции изменения сознания людей и в сочетании с исследованием сопутствующих обстоятельств позволяет предвидеть будущее состояние общественного сознания.


2. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

В повседневной жизни одни люди постоянно оценивают других людей, вещи, явления природы и общества. Они не могут жить, не оценивая кого-либо или что-либо словами “хорошо-плохо”, “полезно-вредно”, “приятно-неприятно”, “прекрасно-безобразно”, “справедливо-несправедливо”, “выгодно-невыгодно”, “честно-нечестно” и т.д. Сам факт оценивания свидетельствует о наличии объектов оценки - ценностной предметности. В роли ценностной предметности выступают как материальные, так и духовные явления. Следует различать мир ценностной предметности и ценностное сознание, то есть такое содержание сознания индивида, социальной группы, общества, человечества, в котором содержатся оценки кого-либо или чего -либо в отношении к потребностям или желаниям индивида, а также к интересам социальной группы и общества.

Сравнительно легко оценить что-либо на чувственном уровне, когда благодаря ощущениям, человек оценивает объект. (“Пудинг проверяется тем, что его съедают”). Гораздо сложнее произвести оценку на рациональном уровне, когда обобщенный личный и общественный опыт передаётся от одних людей к другим. Таким путём в сознание людей внедряются оценки типа “что такое хорошо и что такое плохо”. Воспитание и пропаганда есть не что иное, как внедрение оценок.

Таким образом, оценка - это акт мысленного соотнесения действительного или предполагаемого воздействия какого-либо объекта на человека с его потребностями или желаниями.

Многочисленные, систематические, повторяющиеся акты оценивания всего, с чем человеку приходится иметь дело, приводит к образованию представлений о “ценных” и “неценных” объектах. Это упрощённые представления, поскольку реальные объекты оценивания (человек, вещь, природное или социальное явление) обладают различными свойствами, не все из которых оцениваются положительно. Однако обыденное сознание выделяет в объекте доминирующее свойство и называет его ценностью. Например, огонь издавна считается ценностью, поскольку его использование сыграло революционную роль в становлении человечества. В то же время огонь способен играть и другую роль… Безработица оценивается отрицательно, хотя она стимулирует активность человека. Нет таких объектов, которые бы играли в жизни человека только положительную или только отрицательную роль (“Нет худа без добра”). Поэтому ценностью является не сам объект, а только его свойство, удовлетворяющее или способное удовлетворить потребность или желание человека.

Ценность есть положительное воздействие какого-либо объекта на человека, социальную группу, общество. Наряду с ценностями существую неценности - объекты, воздействие которых не удовлетворяют потребности или желания людей. Они как бы нейтральны по отношению к людям. Камни можно превратить в хлеба лишь в библейском предании, в реальной жизни они не удовлетворят потребность в производстве энергии, но в то же время не принесут и вреда. Объекты, чьё доминирующее воздействие состоит в нанесении вреда человеку, социальной группе, обществу, являются антиценностями. Таковы землетрясения, ураганы, наводнения, экономические кризисы, преступность и т.п.

Ценности, неценности и антиценности выражают качественный аспект бытия в мире. С одной стороны, в ценностном плане рассматривается “качество”, то есть, содержание объектов окружающей среды (в том числе и деятельности других людей), с другой стороны, “качество” самого оценивающего индивида, то есть, его индивидуальность. Особенные свойства людей многообразны, они часто по-разному оценивают одни и те же явления, что и породило пословицы “О вкусах не спорят”, “На вкус и цвет товарища нет” и т.п.

В то же время ценности имеют и количественный аспект, который выражается понятием значимости. В обыденной речи значимость обозначается словами “важный”, “существенный”, “главный” и т.п. Люди интуитивно ощущают количественные различия как между двумя или более ценными объектами, так и между двумя или более антиценными предметами. Например, в этике принцип “наименьшего зла” свидетельствует о количественных различиях в среде отрицательных явлений. Поговорка “Лучше синица в руках, чем журавль в небе” указывает на различия в совокупности положительных явлений. Значимость фиксирует также различия между ценностями и антиценностями. Змеиный яд - символ здравоохранения, однако людям известно отличие инъекции врача от “инъекции” змеи. Увеличение дозы яда превращает ценность в антиценность.

Значимость - мера ценности или антиценности чего-либо или кого-либо для индивида, социальной группы или общества. Значимость подле­жит оценке и потому может быть истинной или ложной. Её практически невозможно выразить в каких-либо единицах, что является основой заблуждений людей в оценке значимости ценности явлений природы и общества.

Осознание значимости ценностей происходит в двух типичных для каж­дого человека ситуациях. Первая из них - переоценка ценностей - уменьшение значимости одних ценностей и увеличение других ценностей в сознании человека. Переоценка ценностей происходит периодически, она зависит от различных обстоятельств, в первую очередь, от возраста. При спокойном течении жизни происходит плавно. Во время “трудного возраста”, участия в боевых действиях, переезда на постоянное место жительства в другую страну и других необычных обстоятельствах протекает мучительно. Переоценка ценностей - знак наступления новой эпохи в жизни человека.

Адекватное или неадекватное осознание значимости ценностей происходит в ситуациях выбора варианта поведения. Ценности принимают активное участие при принятии любого решения, человек руководствуется теми или иными ценностями. Ценностная ориентация - это мотивация деятельности человека значимостью тех или иных ценностей. Например, поступление в юридическую академию мотивировано престижем профессии юриста, путешествие по миру - романтикой странствий, участие в выборах - институтом демократии, правопослушное - поведение ценностью права и т.д. Всякий желающий понять поведение отдельных людей, социальных групп, государств должен прежде всего узнать, какими ценностями они руководствовались в своей деятельности. Преуспевающий карьерист считает неудачником однокурсника, не подозревая, что однокурснику никогда не хотелось овладеть “высотами” карьериста. У однокурсника иные ценности.

С учётом изложенного можно выделить виды ценностей. В социологии типично деление ценностей по субъекту. По этому основанию выделяются следующие виды:

1) Ценности личной жизни, индивидуальные. Таковы жизнь, здоровье, свобода воли, дружба, любовь, семья, достаток, образование, уважение окружающих, способности, таланты, увлечения и т.п. При отчуждении лица от социальных институтов, особенно правовых, индивидуальные ценности порой играют главную роль в выборе линии поведения.

2)Групповые ценности. Фиксируют принадлежность лица к тем или иным малым или большим социальным группам. Таковы солидарность с другими членами группы, коллективизм, сотрудничество, помощь, чистота веры, преданность родной культуре и языку, этническое “родство”, музыка, стиль поведения, одежда и т.д. Групповые ценности всегда предполагают наличие “врага”, то есть, представителей других групп, которые имеют иные ценности. В пределах этого вида ценностей осуществляется противостояние мужчин и женщин (в феминизме), противостояние “отцов и детей” религиозное, национальное и другие виды противостояний. Ценностные конфликты не ведают компромиссов.

3)Общественные ценности. Указывают на принадлежность лица к тому или иному обществу. Таковы форма правления, форма собственности, труд, патриотизм, политическая стабильность, экономическое процветание, демократия, социальная справедливость, престиж профессии в обществе или государства на международной арене и др.

Совпадение ценностей различных субъектов означает эффективность их деятельности (при прочих равных условиях). Несовпадение ценностей нередко приводит к конфликтам. Антагонизм ценностей - явление повседневное. На межличностном уровне и на уровне малых социальных групп он преодолевается сравнительно легко. Конфликт ценностей на уровне больших социальных групп чреват тяжёлыми последствиями.

Понятие интереса используется в различных дисциплинах: философии, психологии, политологии, правоведении, педагогике и др. Популярность этой категории объяснил французский философ XVIII в. Клод Гельвеций: “Если мир физический подчинён закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.”

Обыденному сознанию присуще прежде всего психологическое понимание интереса как любопытства, концентрации внимания на каком-либо объекте. “Интересным” может быть человек, книга, фильм и даже, как ни странно, учебная лекция. Такое понимание используется в педагогике, когда учитель наивно пытается “привить” интерес современному недорослю. В обыденном сознании содержится и другое понимание интереса как выгоды в чём-либо. Это уже более близкое к социологии понимание интереса.

В социологии имеются два наиболее распространённых истолкования понятия “интерес”, которые либо существуют порознь, либо сочетаются в одной формуле.

1) Интерес - это совокупность условий, ситуация, положение дел, при котором субъект удовлетворяет свои потребности или желания в настоящем времени или, как он полагает, сумеет удовлетворить в будущем времени.

Условия, ситуация, положение дел могут складываться независимо от воли и сознания данного субъекта, в их появлении нет никакой заслуги данного человека или социальной группы. Цель субъекта - воспользоваться ситуацией. И он ею пользуется: приобретает богатство на биржевых спекуляциях ценными бумагами, повышает цены на товары внезапно обострившегося спроса, предаёт совсем недавно горячо любимого шефа, объясняется в любви женщине при отсутствии любви и т.д. Выражения “Куй железо, пока горячо”, “ловить рыбку в мутной воде” хорошо передают смысл такого понимания интереса.

Но не всегда удобные ситуации возникают сами собой. Нередко их приходится создавать самим, не ожидая милостей от природы. Больше всех в этом благородном занятии преуспели политики. Вся их деятельность является по существу созданием таких ситуаций. Однако, в отличие от стихийно образующихся условий, на которые можно ссылаться как на божью волю, сознательно создаваемые условия тщательно камуфлируются под заботу о населении. Чаще всего это происходит перед выборами.

Как отмечал В.И.Ленин, “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.”

Смысл данного понимания интереса состоит в ответе на вопрос кому это выгодно? Ищут ответ следователь, историк, социолог, политолог и др. персонажи. Дело в том, что в общественной жизни ничто не происходит “просто так”, само собой. Если какое-либо общественное явление имеет место быть, то оно кому-либо выгодно. Задача состоит лишь в том, кто именно субъект интереса. Извест­ный английский философ XVII в. Томас Гоббс писал, что, если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они перестали бы быть аксиомами. К счастью, аксиомы не задевали интересы людей, в чем и состоит великое преимущество естествознания перед общественными науками. Именно оно обеспечило большую развитость ес­тественных наук.

2)Интерес - направленность активности личности на удовлетворение потребностей или желаний вне зависимости от условий удовлетворения.

Условия бывают благоприятные или неблагоприятные, но дело не в них, а в субъекте интереса. Чаще всего им является индивид, иногда малая группа. Интерес объясняется особенностями субъекта. Французский философ XVIII в. Поль Гольбах писал: “Интерес скупого заключается в том, чтобы собирать богатства, расточителя же в том, чтобы тратить их. Интерес честолюбца заключается в том, чтобы добиваться власти, чинов, отличий; интерес мудреца - в том, чтоб наслаждаться покоем; интерес распутного человека заключается в том, чтобы предаваться без разбора всякого рода удовольствиям; интерес же благоразумного человека в том, чтобы воздерживаться от удовольствий, которые могут повредить ему”.

Таким образом, интерес является выражением стихийно или искусственно созданной ситуации, в связи с которой или вне такой связи, субъект удовлетворяет, либо предполагает удовлетворить свои потребности и желания в будущем.

Субъекты интересов

Как уже отмечалось, потребности имеются лишь у индивида. Интересы же имеются не только у индивида, но и у малой или большой социальной группы, общества, государства, человечества. Наличие общих интересов при отсутствии общих потребностей объясняется отличием природы человека от природы общества. У последнего нет ни единого тела, ни единой души. Поэтому может иметь место лишь совпадение (или несовпадение) потребностей индивидов. Это совпадение и порождает интерес малой группы, её общий интерес. У индивидов имеются и несовпадающие потребности, которые являются предметом индивидуального интереса. Так, например, у членов малой группы совпадают потребности в производстве энергии и они сообща ищут средства её удовлетворения. У одного из них оказалась больше, чем у других развитой потребность в познании: её человек удовлетворяет индивидуально.

Общий интерес есть обобщение, совокупность личных интересов по поводу удовлетворения потребностей или желаний, а также средств их удовлетворения. Общий интерес не делится на индивидуальные интересы, поскольку они не являются его частями.

Общий интерес образуется естественным путём, без воздействия других людей “сверху”, “снизу” или “со стороны”. Чем выше ступень общественной пирамиды, тем сложнее формирование общего интереса. Личный интерес обобщается на уровне малой группы, затем большой группы, потом населения, наконец, человечества. Понятно, что многие индивидуальные интересы игнорируются, погашаются противоположными интересами, в результате остаётся очень мало из того, к чему стремился человек.

Сила общего интереса очень велика. Зная это, политики часто пытаются представить классовый или клановый интерес в качестве общего для всего населения, то есть, общественного. В бывшем СССР класс партократии настойчиво внушал установку на приоритет общественного интереса перед личным: “Думай сначала о Родине, а потом о себе”, “Жила бы страна родная и нету других забот”. Подчинение личных интересов общественным, на чем так настаивал марксизм-ленинизм оправдано лишь в исключительных случаях: отражении иностранной агрессии, стихийных бедствиях и т.п.

От общих интересов следует отличать сходные, совпадающие интересы. Они никогда не сливаются в один и существуют параллельно друг с другом. Когда граждане государства заинтересованы в процветании экономики, - перед нами общий интерес, но у вкладчиков одного банка будет не общий, а сходные интересы.

При обычном течении жизни интересы не подчиняются, а выводятся из массы индивидуальных и коллективных стремлений. Реально существуют такие субъекты интересов: индивид, малая группа (интеpec выражает лидер или вся группа), большая группа (интерес выражает политическая партия или организация), население (интерес выражает государство, политическая партия, организация, стихийное выступление части населения), человечество (интерес выражает государство, группа государств, международная организация).

Виды интересов

Кроме деления интересов по субъекту существуют и иные основания деления. По содержанию актуальной потребности или желания интересы делятся на духовные и материальные. Стремление удовлетворить потребность в производстве энергии может осуществляться индивидуально или коллективно. Во втором случае материальный интерес является сходным и приобретает вид экономического интереса, поскольку между членами группы возникают отношения производства (собирательства) распределения, обмена и потребления. Экономический интерес усложняется на межгрупповом уровне, в особенности, при появлении денег.

Относительно духовной потребности интерес также может быть индивидуальным или коллективным (общим). Во втором случае данный человек объединяется с другими людьми ради более полного удовлетворения потребности, например, в творчестве. Несколько любителей авиамо­делирования способны составить соответствующий клуб по интересам. Несколько политиков, испытывающих потребность в самоутверждении через завоевание власти, объединяют усилия своих карманных партий для победы на выборах.

Сложнее другое основание деления интересов - по способу функционирования.

1)Полностью совпадающие интересы различных субъектов

 
 

Сам факт объединения индивидов в группу говорит о сходстве интересов. Более свободные субъекты (малые или большие группы, государства) далеко не всегда демонстрируют совпадение интересов, поэтому их “сложение” особенно показательно.

2) Частично совпадающие интересы

 
 

 

У субъектов различные потребности, по одним из них интересы совпадают, по другим не совпадают (“Дружба дружбой, а табачок врозь”, “Чтобы иметь хорошего соседа, надо иметь хороший забор”). У двух индивидов совпадают потребность в игре (например, в шахматы) и не совпадают в эстетическом наслаждении (один любит Бетховена, другой не поднялся вьше попсы). Это неантагонистические интересы.

3)Полностью несовпадающие интересы

       
   

Такие интересы называются антагонистическими. Суть антагонизма состоит в том, что субъекты находятся как бы в некоем замкнутом пространстве, за пределы которого они не могут выйти и потому есть только один путь, один вариант поведения - через неудовлетворение потребности или желания другого субъекта. Это крайне жесткий, бескомпромиссный вариант соотношения интересов, выражаемый словами “либо-либо”, “кто кого?”, “не могут быть волки сыты и овцы целы”, “третьего не дано” и т.п. В антагонизме выигрыш одной стороны равен проигрышу другой стороны и наоборот.

Антагонизм интересов субъектов характерен трагизмом и драматизмом действий, он надолго остаётся в памяти. Этo и массовые физические столкновения людей в религиозных войнах, в классовых битвах, в национальных столкновениях, в актах преступного поведения, в отчаянных действиях “третьего лишнего” (его или её) и др. В то же время антагонизм проявляется повседневно и вполне мирно, что не меняет его сущности. Продавец и покупатель мило улыбаются друг другу, но один стремится продать подороже, другой - купить подешевле. Антагонизм интересов проявляется в конкуренции свободных товаропроизводителей, в спортивных состязаниях и т.д. Исход один: либо конкурент победит меня на рынке товаров или услуг, либо я его; либо я стану чемпионом, либо противник.

Все отмеченные виды интересов предполагают непосредственное взаимодействие субъектов. Однако интересы существуют и опосредованные, которые либо полностью, либо частично совпадают или не совпадают. Хотя субъекты разделены пространством и временем и нет у них непосредственного общения, такие интересы также исследуются представителями различных наук.

Наибольшее внимание исследователей привлекают, тем не менее, интересы антагонистические.

Они наиболее эвристичны, позволяют лучше всего понять динамику общественной жизни. Неантагонистических обществ не бывает, антагонизмы имеются в любом обществе. Классика мировой философской и социологической мысли давно установила их роль: общество движется и развивается благодаря антагонистическим противоречиям интересов различных субъектов. Как писал Гегель, противоречие – “корень всякого движения и жизненности”. Частично совпадающие или несовпадающие интере­сы, не говоря о полностью совпадающих, также выражают движение и жизненность, но главным “мотором” общественного развития являются антагонистические интересы.

4.РОЛЬ ИДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Идея как проявление сознания - одна из ведущих философских тем в течение ряда столетий. В конце ХVIII века просветители П.Кабанис, К. Вольней и Д. де Траси обосновали идеологию как науку о возникновении и развитии знаний. Термин “идеология” ввёл в оборот Д.де Траси в книге “Элементы идеологии” (1802 г.). Однако известность данный термин получил благодаря императору Франции Наполеону I. Император делил население на две части: 1)деловых людей, к которым относил банкиров, промышленников, военных, естествоиспытателей и 2)”идеологов”, к которым относил юристов, журналистов, литераторов, вообще всех гуманитариев. По мнению Наполеона, надо было сначала завоевать какую-либо страну, а потом поручить юристам обосновать необходимость завоевания.

Возможно, благодаря цинизму правителя Франции идеология стала пониматься не в качестве науки, а как знание пристрастное, подчинённое интереcам какого-либо субъекта. Отдельный человек обладает мировоззрением, но уже у малой социальной группы появляется своя “идеология”, то есть, представления, понятия, суждения, в которых выражается общий интерес группы, либо сходные интересы её членов. Так, например, идеология студенческой группы могла бы быть выражена словами из некогда популярной песенки: “От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!” Это девиз. Вся же идеология объёмна и многогранна. Она включает в себя суждения об обязанностях и ответственности государства перед молодыми людьми, ценности данного поколения, обоснование прав молодёжи и др.

Чем многочисленнее социальная группа, тем более развита её идеология. Идеология классов образуется в связи с отношением членов класса к собственности, идеология наций - с отношением членов нации к культуре, идеология конфессий - с отношением к догматам веры и т.д. Каждая большая социальная группа имеет свою идеологию. Борющиеся за равноправие с мужчинами (точнее, за неравноправие в свою пользу) женщины исповедуют феминизм, молодёжь создаёт свою субкультуру. Никто лучше стариков не знает, что такое судьба, потому идеологией старости является фатализм.

Над всеми групповыми идеологиями царит идеология государства. В государственной идеологии воплощены не только классовые интересы, как утверждал марксизм, но и интересы других больших социальных групп. Иное дело, что представлены эти интересы не всегда в полной мере. Господствующие слои населения, представляющие большие социальные группы, в различных формах, более или менее тактично навязывают идеологию государства через средства массовой информации, систему образования, культуру всему населению. Ни одно государство не существует без идеологии, и эта идеология всегда господствующая.

Идеология - не наука. Идеология есть пристрастное знание, вбирающее в себя из обыденного знания, науки, вообще всей культуры общества любую информацию, которая используется в целях обоснования и защиты интересов данного субъекта. Иногда, в виде исключения, идеологические суждения являются объективно истинными. Обычно это имеет место при критике чего-либо: существующего строя, социальной несправедливости в каких-либо частных случаях, явных ошибках власти и т.п. Пафос обличения совпадает с истиной, поскольку истина лежит на поверхности и видна всем. Однако в большинстве случаев идеология несовместима с истиной.

Индивиды, социальные группы, государства могут договариваться между собой о чём угодно, но никогда не поступятся своими идеями. Компромисс в идеях означал бы отказ от ценностей и интересов, что по определению невозможно, этo означало бы отказ любого субъекта идеологии от самого себя. А сам о себя никто обувь вытирать не станет. Идеология не только бескомпромиссна, она также агрессивна. Идеология всегда на марше, всегда в наступлении, она насаждается, внушается, в крайнем случае защищается. Спокойное состояние идеологии так же невозможно, как невозможна затвердевшая ртуть. Эффективность или неэффективность идеологии проверяется общественной практикой. Длительность существования советской власти в послевоенный период объясняется вовсе не нефтегазовыми богатствами Сибири, как это доказывали критики командно-административной системы КПСС, а чрезвычайно высокой эффективностью коммунистической идеологии. Она настолько высока, что позволяет до сих пор существовать КНДР и Кубе, что позволила Китаю при переходе к рыночной экономике сохранить власть коммунистов.

Роль идей в жизни общества впервые была осознана на развалинах феодализма. Когда сословные привилегии были отменены, когда подданные превратились в граждан, причём формально равноправных граждан, когда государственная власть не наследовалась, а избиралась - тогда впервые и встал вопрос об идеях как рычаге власти. Так, уже О.Конт считает идеи движущей силой общества. К.Маркс пишет: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” Э.Дюркгейм показывает другую сторону идей: “Oбщество основывается...прежде всего на идее, которую оно само себе создаёт”.

Притягательность идей объясняется несовпадением объективной реальности человеческой жизни с её отражением в сознании данного человека. Буддиста, отказывающегося от земных удовольствий, невозможно увлечь какими-либо идеями, кроме идей Будды. Жизнь, вполне удовлетворительная, по мнению Иванова, может показаться ужасной избалованному Петрову и начнёт жить мечтой о лучшей жизни. Мечта превратится в идею в тот момент, когда Петров встретит Сидорова, пленённого такой же мечтой. Когда Петровых и Сидоровых наберётся достаточно много, из их среды выдвинется вождь-идеолог, который укажет верное направление движения. Таков предельно упрощённый механизм действия идеи. Наука не всегда учитывает этический аспект, поскольку она основана на объективности, а не справедливости. С точки зрения права каждого народа на самоопределение своей судьбы, права каждого человека на личную свободу одни идеи можно оценить как справедливые, другие - как несправедливые.

Но идеям нет дела до оценок. Любая идея, если она овладела человеком, помогает человеку переносить тяготы и лишения жизни, служит “лучом света в тёмном царстве”, служит пищей души. Человек живёт не настоящим, а будущим, всё лучшее у него впереди, он не только не признаёт компромиссов, но и не знает середины. Бедняк из лачуги не довольствуется приличным жильём, перед его глазами сверкает дворец. Идеи зовут вперёд на борьбу с существующим злом. И потому ни одно социально значимое потрясение не обошлось без идеологической подготовки. Уже в древнейших восстаниях рабов организующим началом была идея справедливости. В крестьянских войнах идея справедливости воплотилась в образе родного, доброго, народного царя. В буржуазных и пролетарских революциях рядом со справедливостью встали свобода, равенство, братство всех людей. В настоящее время мир потрясён идеей исламского экстремизма, согласно которой путёвка в рай обеспечена тому, кто жертвует жизнью ради аллаха. Практика показывает, что сущность идеи состоит не в её истинности, а в её эмоциональности. В идее соединилось, казалось бы, несоединимое: рассудок и чувство. Но они соединились.

Идеи движут не только социальными группами. Они движут и население в целом перед лицом внешнего врага. В этом случае население уподобляется социальной группе, действующем в более объёмном контексте. Гораздо сложнее дело обстоит с объединяющей население идеей при отсутствии внешнего врага. В литературе такую идею называют национальной, хотя точнее её было бы назвать общенародной. Когда нет такой идеи, общество находится в состоянии дезинтеграции, оно “недружное”. Затягивание с выработкой объединяющей идеи опасно. Общество становится “рыхлым”, теряет иммунитет против фарисейства извне и готово пойти за тем, кто укажет новый путь в “светлое будущее”. Общенародная идея предполагает не унификацию, нивелирование личностей, а разнообразие религий, языков, культур. Если все люди будут одинаковыми, не понадобится никакая объединяющая идея: просто некого будет объединять. Объединяют не одинаковых, а разных. Общенародная идея предполагает также добровольность её принятия свободными людьми. Рабов объединять не надо, они и так уже давно объединены своим рабством.

Проблема становления общенародной идеи заключается в том, что именно может быть объединяющей идеей. Ушла в прошлое идея классовой борьбы, на которой было построено советское государство. Уходит в прошлое идея массового героизма во время Великой Отечественной войны, которой питалась эпоха застоя. Не смешно, а грустно видеть до сих пор в школах стенды, повествующие о героях войны, закончившейся более полувека тому назад. Неужели общество не может предложить подрастающему поколению никаких других образцов для подражания? Анализ альтернатив идее прошедшей войны не внушает доверия к ним. Одна из альтернатив - возрождение религии, точнее, того, что населению подаётся как религия. Это идеология духовенства. Церкви в нашей стране в лучшие для неё времена не удавалось добиться той власти, которую имел Ватикан в Западной Европе. Тем более призрачны её шансы сплотить общество после десятилетий массового атеизма. Только поверхностно мыслящие люди не поймут, что крестики на шее и иконки в руках - знаки страха людей перед будущим, а не истинной веры в Бога. Подлинная религиозность проявляется не в выполнении культовых процедур и атрибутике, а в том, как облагороженный верой в Бога человек относится к другому человеку. Увы, даже поведение некоторых церковных иерархов далеко, очень далеко от идеала религиозности.

Идея, предлагаемая правыми силами в Украине, также не может быть объединяющей. Этo идея унификации и нивелирования личностей всех граждан Украины: все говорят на одном языке, все веруют в одну историю страны, все подчиняются одной церкви, все дружно поддерживают одно правительство и сообща ополчаются против России. Эта идея настолько одиозна в сознании большинства населения, что даже президент Л.Д.Кучма заявил: национальная идея не сработала. Она не сработала потому, что никогда не была национальной.

Общенародная идея в Украине, несмотря на десятилетнее топтание на месте, всё же появится. Ею станет идея прав человека. Объединить население Украины в настоящее время способны не воспоминания о славных деяниях гетманов, а борьба за реальные права человека: за собственность, за свободу слова, за участие в осуществлении власти и др. В конечном счёте это будет опять-таки борьба за социальную справедливость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.