Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность 2 страница




Законы развития - это связи качественного изменения системы условий, породивших данный закон. Развитие есть качественное изменение любого объекта в той или иной системе координат. В пять лет я умел различать буквы, в шесть – составлять слова, в семь – читать и писать. Так во временн¢ом контексте фиксируется духовное развитие ребёнка. Вне какого-либо контекста бессмысленно говорить о развитии. Законы развития действуют не только в природе, а и в обществе. Они всегда означают появление чего-то нового. Так, например, обезземеливание крестьян обычно приводило к появлению новых социальных групп или пополнению уже существующих. В древнем Риме II – I веков до нашей эры этот процесс привёл к возникновению городского плебса а в новое время, в эпоху первоначального накопления капитала, - к формированию работников нового типа – пролетариев. Законом развития можно назвать и появление неформальных организаций. Столь модные и подающие надежды в годы так называемой "перестройки" эти организации не были ранее неизвестным явлением. Как только складываются необходимые условия – тоталитаризм, необходимость в существенных переменах и наличие достаточно смелых образованных людей – неформальные организации возникают в качеств одной из форм оппозиции действующей власти. Так было и в эпоху Возрождения в Италии XV века, когда прогрессивно настроенные люди собирались на виллах для обсуждения жгучих проблем современности.

Знание действия тех или иных законов позволяет предвидеть недалёкое будущее, а это как раз то, ради чего существует наука.

 

 

8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Девиантность есть отклонение поведения лица от установленных в данном обществе стереотипов, норм нравственности и права.

Строго говоря, девиантное, отклоняющееся поведение в той или иной мере присуще всем людям, поскольку нет человека эталонного поведения. Время от времени каждый из нас так или иначе “отклоняется” от общепризнанных или навязанных стандартов. Однако, девиантность связана со значимостью отклонения: под её определение подпадают как единичные, но значительные отклонения, так и менее значительные, но систематические отклонения.

Девиантность относительна в пространстве и времени. Что у одного общества “образец”, то у другого может быть “отклонением”. Древние спартанцы сбрасывали со скалы увечных младенцев, чего не практиковали Афины. Людоедство омерзительно, но и в наши дни человечиной балуются не только папуасы, а также и бывший император Центральноафриканской империи (теперь республика) Бокасса II (70-е г.г. XX в.) Во временном аспекте относительность девиантности так же очевидна. Нынешние барышни, вряд ли, могут себе представить, что пришлось бы пережить их бабушкам, явись они на улице в мини-юбке.

Девиантность принято оценивать отрицательно. В большинстве случаев это верно, хотя иногда девиантность получает и положительную оценку. Гений тоже девиант, но девиант добра, а не зла. Положительным девиантам приходится несладко, если они не обладают высоким социальным статусом (хотя и такой статус не всегда облегчает жизнь). Среди них встречаются люди, которых считали умалишёнными или, во всяком случае, “не от мира сего”. Умалишёнными считали испанского художника Гойю, “ненормальными” часто выглядели одиночки-новаторы.

Виды девиантности

1) Психологическая девиантность - это систематические отклонения в поведении лица от установившихся стереотипов поведения. Данный тип девиантности представляют лица с нездоровой психикой. Одни из них, представляющие опасность для окружающих, пребывают в медицинских учреждениях, другие живут среди “нормальных” людей. Психологические девианты ведут себя неадекватно поведению большинства, то есть, не отдают себе отчёта в своем поведении, сквернословят, впадают в историку, бредят и т.д.

2) Нравственная девиантность - это систематические отклонения в поведении лица от существующих норм нравственности. Этот вид девиантности не получил должного освещения в литературе. Видимо, он считается менее важным, чем правовая девиантность. Однако, нравственная девиантность почти всегда предшествует правовой и уже по одной этой причине подлежит изучению. Примеры «из жизни» иллюстрируют ее значимость. Мелкое воровство, хулиганство, самовольные захваты жилплощади и земли, незаконное строительство (“нахалстрой”) и т.п. примеры - на стыке нравственности и права. В то же время существуют факты, которые, вряд ли, право способно регламентировать: жестокость, чёрствость, равнодушие, неблагодарность и т.п. Особенно показательно растлевающее влияние некоторых биологических родителей на своих детей. С малых лет ребёнок видит грязь, пьянство, наркотики, разврат, а когда подрастёт, родители посылают его клянчить деньги на выпивку. Будь государство не так жестоко к детям, оно не позволило бы им проходить школу преступности и лишило бы отца и мать родительских прав.

3) Правовая девиантность - это нарушение лицом норм права или неисполнение их требований. В отличие от первых двух видов для фиксации правовой девиантности достаточно и одного эпизода нарушения или несоблюдения. В то же время незначительные правонарушения (переход улицы в неустановленном месте, несвоевременная оплата коммунальных услуг и т.п.) не относится к правовой девиантности. Вряд ли, проявлениями такой девиантности можно считать нарушение тех норм, которые индивиду неизвестны. Хотя незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, знают ли профессиональные юристы все нормы законов?

Причины девиантности

Будем считать в данном случае причиной последнее необходимое и достаточное для производства следствия условие. Такие условия разнообразны. Самым абстрактным объяснением девиантности можно считать противоречия биодуховной природы человека. Отклоняющееся поведение бессмысленно в мире животных и в мире ангелов. Ни те, ни другие не грешны. Грешен только человек, в котором постоянно борются животное начало и дух сознательного существа. Говоря конкретно, можно выделить некоторые причинные факторы:

1) Психическое заболевание.

2) Низведение человека до животного состояния. Во время голодомора на Украине некоторые матери поедали своих детей.

3)Дурное воспитание, встречающееся у представителей различных слоев населения, в сочетании с пассивностью или трусостью окружающих.

4)Тяжёлое материальное положение или боязнь его наступления.

5)Трудности адаптации, привыкания к образу жизни большинства населения.

6)Стремление создать общество социальной справедливости.

Трудно указать все причины, но каковы бы они ни были, девиантность никогда не бывает фатальной. Из каждого тупика есть хотя бы один выход. Вероятностная сущность девиантности особенно актуальна в связи с генетическим детерминизмом, согласно которому некоторые лица обречены быть преступниками. Генетически может определиться стереотип поведения, тип психических реакций, повы­шающий вероятность преступления, но не сам факт преступления. Лицо со взрывным, холерическим темпераментом может стать не убий­цей, а поэтом. С другой стороны, убийство способен совершить и меланхолик.

Девиантное поведение как момент социальной динамики не может существовать без противовеса. В противном случае динамика будет уже не социальной, а биологической. Таким противовесом является социальный контроль. Он известен ровно столько, сколько существует общество. С древнейших времён широко практиковались различные формы социального контроля.

Социальный контроль - это пассивный вид власти, являющийся реакцией на тот или иной факт девиантного поведения и состоящий в установлении запретов, ограничении деятельности, проверке исполнения, отчётах, наказаниях, а также во внедрении в сознание людей ценностей, идеалов, норм нравственности и права.

Одним из первых из социологов теорию социального контроля начал разрабатывать английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903). Главном средством контроля он считал страх. Страх перед мёртвыми поддерживает церковь, страх перед живыми - государство. Со времён Г.Спенсера теория социального контроля ушла далеко вперёд. Открыты новые формы и средства социального контроля. Это явление получило всестороннюю разработку. Примитивно убогим слово “контроль” осталось лишь в лексиконе чиновников, держащим ситуацию “под контролем”.

В принципе социальный контроль выходит за рамки связи с девиантным поведением. Он заложен в организации целеполагающей деятельности. Я хочу, чтобы данная задача решалась именно таким, а не иным способом. В выборе именно этого способа уже содержится контроль, так как отметаются другие способы решения задачи. Вторая часть приведенного определения показывает контроль как созидание, следовательно, как активный вид власти. Контролировать воспитание - это значит, прежде всего, воспитывать, а не только запрещать и наказывать.

Когда же социальный контроль связывается с девиантным поведением, он является пассивным видом власти. Его власть не созидающая, а устанавливающая рамки созидания. Наказание, которое так часто понимается в качестве контроля, само по себе не столько месть за уже совершенное “отклонение”, сколько гарантия от будущих отклонений.

Студенты-юристы обычно склонны считать субъектом социального контроля государство. Это верно, но лишь отчасти: контроль то называется социальным, а не государственным. Поскольку в семье индивид впервые сталкивается с контролем над своим поведением, то, естественно, члены семьи являются субъектами контроля. Имеются в виду не только родители, бабушки-дедушки, а и дети. Они также контролируют поведение родителей. Скандал, устроенный ребёнком по поводу отказа купить игрушку, скорректирует поведение родителей сейчас, и они уж обязательно купят игрушку в следующий раз. Повзрослевшие дети более существенно контролируют поведение родителей, хотя по-прежнему зависят от них материально.

Весьма действенным субъектом социального контроля является трудовой коллектив, особенно, по части нравственной девиантности Субъектами контроля выступают друзья, товарищи, соседи, политические партии, организации, администрация на мостах, территориальная община, церковь и др. Девиантное поведение - это проверка эффективности социального контроля. В конце каждого акта такого поведения возникает вопрос: кто кого? Или же “сыграли вничью”? “Победа” девиантности есть проигрыш общности или общества, за исключением положительной девиантности. Напротив, действенность социального контроля - залог жизнеспособности общности или общества.

9. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Социальные конфликты - важный момент социальной динамики. Они существуют так давно, как давно существует человечество. Конфликты получили отображение в литературе, фольклоре, в эконо­мических, исторических, политических, правовых и др. науках. В той или иной форме, в той или иной мере конфликт - элемент различных теорий. В социологии в силу её особой истории теоретические интерпретации конфликта возникли позже, чем в других науках. Наиболее полное теоретическое выражение явление конфликта получило во второй половине XX века.

Становление теории конфликта (конфликтологии) происходило в борьбе с распространённым на Западе функциональным подходом в социологии. Сущность этого подхода заключалась в том, что нормальным состоянием общества как системы считалось равновесие между её элементами. Равновесие, стабильность - функция социальной структуры данного общества. Нарушение равновесия - явление ненормальное, дисфункция. Социальная структура здорового общества быстро устраняет дисфункцию и возвращается в “нормальное” состояние. Виднейшие представители структурно-функционального анализа в социологии - американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон.

Однако, вторая мировая война, региональные и локальные войны, этнические и религиозные распри породили сомнения в нормальности как стабильности, так и конфликтов. Многочисленные исследования в социологии и других науках показали, что конфликты - диалектическая противоположность стабильности, они имеют место во всех общностях людей от семейного быта до большой политики. Учёные различным образом объясняют природу конфликтов. Один из известных представителей теории конфликта германский социолог Ральф Дарендорф считал причиной конфликтов сопротивление существующим в любом обществе отношениям господства и подчинения. Но какие бы ни предлагались версии конфликта, несомненно, одно: конфликты неустранимы по причине биодуховной природы человека. Отсюда следует, что их бессмысленно отвергать, не признавать и т.п. - их надо изучать и делать надлежащие выводы. Повторяемость причин конфликтов - явная предпосылка возможности открытия законов динамики данного явления.

В последние десятилетия бурно развиваются политическая, юридическая, этническая и др. конфликтологии.

Социальный конфликт - столкновение интересов социальных субъектов(/от индивида до группы государств) по поводу жизненно важных для них объектов.

Виды социальных конфликтов

Конфликты делят по различным основаниям, из которых наибольший интерес представляют следующие:

1) По субъекту конфликты бывают межличностными, между малыми группами, между индивидом и малой группой, между большими социальными группами, между малыми и большими группами, между представляющими большими социальные группы партиями и орга­низациями, между государствами и группами государств.

2) По объекту, поскольку без предмета общих притязаний конфликты не бывают; такими “предметами” являются:

а) человек (ребёнок как предмет усыновления-удочерения, любимый-любимая, вор, человек, унизивший достоинство др. человека и т.п.)

б) материальная собственность (земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги, всё, что составляет наследство и др.)

в) интеллектуальная собственность (технологии ноу-хау, кино- и видеоматериалы, музыкальные произведения и др.)

г) религиозная вера (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковной собственности и др.)

д) условия и оплата труда (условия, по мнению одной из сторон конфликта неудовлетворительны, оплата низка и т.д.)

е) территория иностранного государства, которая, по млению другой стороны данному государству не принадлежит

ж) должность выгодная и престижная, за которую борются некоторое число претендентов.

з) награда, которая, по мнению одной из сторон конфликта является незаслуженной.

Невозможно перечислить все объекты, из-за которых возникают конфликты, можно указать лишь наиболее типичные. В разнообразии объектов просматривается лишь логика непосредственной связи объекта с актуальными в данное время потребностями или желаниями субъекта. Хотя все понимают важность ориентации на стратегические интересы, всё же практически ориентируются лишь на ближайшие интересы. Так, например, все понимают, что нельзя загрязнять окружающую среду, многие - от дачника до директора завода - действуют по принципу “после меня хоть потоп”.

3)По содержанию деятельности конфликты бывают экономические, политические, экологические, научные, религиозные, бытовые, судебные, спортивные, трудовые и др.

4) По доминирующим мотивам бывают эмоциональными и рациональными. Мотив – это “субъективная причина” действия, то есть то состояние психики человека, с которым он вступает в конфликт. В эмоциональном конфликте господствует логика чувств, а не мыслей. Непременно деление всех причастных к конфликту на “своих” и “чужих”, нейтралитет не признаётся. Рациональные конфликты охватывают рассудочную сферу, они характерны постановкой “стратегических” целей и далеко идущих планов. В рациональных конфликтах “блюдо мести должно быть холодным”. Как у графа Монте-Кристо.

Стадии протекания конфликта:

Сочетание даже небольшого числа оснований конфликтов даёт большое разнообразие конфликтов. Но как бы они ни были разнообразны, всем им присуща повторяемость основных моментов в протекании данного явления. Представляется возможным выделение трёх стадий конфликта.

1) Начало конфликта. Столкновение интересов фактически бывает всегда, но само по себе столкновение не всегда превращается в конфликт. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения часто претерпевается стороной возможного конфликта. Она либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду. Собственно конфликт начинается с определённых действий, которые направлены против интереса другой стороны. Действия таковы: анализ аргументов своих и противника, поиск союзников конфликта, “разведка боем” и др. Главные действия - впереди.

2) Кульминация конфликта. Происходит демонстрация аргументов своих и критика аргументов противника. Применяются действия как открытые, так и скрытые. Умелые дуэлянты используют любимый метод - провокацию. Он предназначен для оправдания своих действий в глазах “общественного” мнения или для того, чтобы подтолкнуть противника на ошибочные действия. Примеры: начало первой и второй мировых войн.

Конфликт требует большого количества энергии, чтобы участвовать в нём надо иметь хотя бы хорошее здоровье, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий - критической точки. По её прохождение конфликт быстро идёт на убыль, а если и продолжается, то лишь благодаря тем, кто подливает масла в огонь. Война Ирана и Ирака длилась с 80-о г.г XX в. восемь лет...

3)Разрешение конфликта. Имеет три наиболее вероятных варианта: 1)уступка одной из сторон, заканчивающаяся либо подчинением проигравшей стороны, либо её уничтожением (заказное убийство, геноцид); 2)компромисс как результат равенства сил конфликтующих сторон; 3)участники конфликта сами становятся жертвами 3-й стороны, не принимавшей ранее участия в конфликте. “Обезьяна сидит на горе и смотрит на борьбу тигров в долине…”(китайская поговорка).

10. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Социальная динамика рассматривается не только с процессуаль­ной, но и с результативной стороны. Любой процесс в любой данный момент времени может рассматриваться с точки зрения достигнутого результата. В этом плане социальные процессы - процессы общения людей между собой - могут и должны рассматриваться не только с позиций движущих сил, а и с позиций достигнутых результатов деятельности людей. Одним из выражений результативной стороны процессов является качество жизни большинства населения.

Понятие качества жизни инициировано не учёными-социологами, оно возникло, видимо, стихийно. После второй мировой войны города многих стран-участниц войны были разрушены, почти все средства направлялись на восстановление экономики, а не на благосостояние людей. Превосходство США в производстве и потреблении материальных благ стало очевидным. Оно породило гордость американцев за свою страну и требовало адекватного теоретического оформления. Так возникает понятие качества жизни - состояние общества, которое достаточно точно выражалось словом “благосостояние”. Но поскольку связь благосостояния с его количественной характеристикой была неопределённой, более точным оказалось слово “качество”.

Позже слово “качество” применительно к человеческому существованию проникло и в лексикон политиков. По свидетельству американского социолога С.Макколла, выражение “качество жизни” било впервые употреблено президентом США Линдоном Джонсоном в 1964 г. заявившим, что цели американского общества “не могут быть измерены размером наших банковских депозитов, они могут быть измерены качеством жизни наших людей”. По другим данным термин “качество жизни” был впервые употреблён Дж. Галбрейтом в 1958 г. в книге “Общество изобилия”.

Актуальность и обоснованность понятия качества жизни признавалась даже самыми ортодоксальными марксистами. Отрицать его было невозможно из-за слишком очевидного контраста речей идеологов и фактов жизни рядовых граждан. По этой причине понятие качества жизни оказалось в эпицентре идеологической борьбы Востока и Запада. Какой строй лучше? Демонстрация качества жизни давала ответ на этот вопрос. Американцы, приводя цифровые данные в среднедушевом потреблении материальных благ, считали себя лидером человечества, сформулировали идею “американской мечты” и полагали, что все народы мира завидуют им и стараются им подражать. Страна, производящая больше всех кока-колы и жевательной резин­ки требовала к себе почтения и благоговения. Советский Союз и его союзники со своей стороны пытались доказать, что не хлебом единым жив человек. Качеству жизни они противопоставили образ жизни (совокупность приносящих удовлетворение условий жизни данного народа). В условиях глобального кризиса социализма предпри­нимались судорожные попытки доказать превосходство социалистического образа жизни над буржуазным. Пусть “они” больше “нас” зарабатывают и потребляют, “мы” живём лучше за счёт нашего особого, неповторимого образа жизни. Да и в области балета мы впереди планеты всей.

Казалось бы слово “жизнь” несоединимо со словом “качество”. Жизнь есть жизнь, поблагодарим Бога за то, что он нам дал её и не будем роптать на невзгоды. Какие уж там качественные различия! Но и верующий человек, вряд ли, согласится с жизнью как биологическим существованием. Повседневная практика, смысл жизни подтверждают неоднородность, разнокачественность жизни. Есть жизнь, в которой человек счастлив, реализует себя полностью и есть иная жизнь - на нарах, с хлебом и чаем, матом и злой тоской. Различия видны невооружённым глазом. Это и есть, собственно, качества двух жизней. Они зависят от множества разных обстоятельств, которые сами по себе, но являются самоощущениями индивидов, но от которых зависят эти самоощущения удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью.

Качество жизни есть доступность необходимых человеку для его самореализации жизненных благ.

В понятии качества жизни фиксируется лишь факт доступности каких-либо материальных благ, необходимых для биологического и духовного развития человека. Жизненные блага включают в себя не только материальные предметы (пищу, одежду, обувь, жилище, транспортные средства и др.), но и условия существования: оптимальное законодательство, политический режим, состояние нравственности, свободу совести, личная безопасность, экологический баланс и др. Доступны ли человеку указанные предметы (вопрос совсем не риторический!), существуют ли желаемые социальные условия? - так стоят, не касаясь количественной стороны, вопросы качества жизни.

Понятие качества жизни нередко толкуют упрощённо. Акцент делается на слове “качество”, а не на том, чему служит это качество. Отсюда качество понимается как совокупность материальных благ, всё остальное неважно. Были бы деньги, остальное приложится само собой. Марксисты были правы, критикуя такую позицию. Да и в американской социологии был осознан данный факт. С.Макколл писал в 1975 г.: “...многие люди чувствуют, что современное индустриальное общество, несмотря на то, что оно достигло значительных успехов в том, что касается изобилия, коммуникации и отдыха, не сделало сколько-нибудь значительного прогресса в улучшении человеческой судьбы в целом, что перспективы человечества сейчас менее привлекательны, чем 25 лет назад. Интерес к качеству жизни представляется поэтому в такой интерпретации: желание чего-то лучшего или ностальгию по чему-то потерянному”. Возможно, сказалось пресыщение аме­риканцев, однако, недооценка духовной составляющей качества жиз­ни налицо.

Что же касается количественной стороны качества жизни, она выражается понятием “уровень жизни”.

Уровень жизни - это количество необходимых человеку жизненных благ в единицу времени и степень развитости необходимых социальных условий в данный момент времени.

Под уровнем жизни понимается лишь первая часть определения, вторая же часть традиционно игнорируется. Причиной тому является количественная невыразимость изменения социальных условий. Действительно, крайне сложно измерить степень социальных изменений, но всё же косвенно можно судить о них. Так, например, до 1936 г. в СССР не было адвокатуры, а по принятии сталинской конституции oна возродилась. Оценить этот факт несложно, а количественно выразить можно по делам оправданных лиц. Не так давно депутата “избирали” из одного кандидата, а теперь “избираем” из двадцати.

В плане потребления материальных благ уровень жизни определяется на основе т.н. индикаторов - показателей пригодности для человека тех или иных обстоятельств его жизни. Известный аргентинский философ и социолог Марио Бунге, понимая качество жизни как благосостояние, писал: “Качество воздуха, которым люди дышат, и воды, которую они пьют, стоимость и качество пищи, которую они едят, размеры и качество их жилья, удовлетворение, которое они получают от семейной жизни и работы, степень участия в делах их сообщества, степень безопасности на работе и на улице, количество книг, которые они читают, театральные представления, которые они посещают, - все эти качества, вместе взятые, в принципе являются индикаторами качества жизни”. Отсутствие терминологической строгости не мешает М.Бунге понимать индикатор как наблюдаемую переменную, которая необходима, чтобы указать (или оценить) какую-то другую (обычно наблюдаемую)переменную.

Индикаторы, из которых выводится уровень жизни, ориентируются на какие-либо общественные или групповые ценности, которые обычно не совпадают. Некоторые лица в простоте душевной полагают свои личные ценности ценностями всего человечества. Практика постоянно опровергает такие представления. Американцы с удивлением обнаруживали, что в Азии не всё можно купить за деньги или за большие деньги. Выработка, выдвижение индикаторов проблематична, поскольку признаёт одни ценности и отвергает другие. Индийский социолог С.Дасгупта в 70-е г.г. подверг критике систему индикаторов качества жизни, ориентированных на западные ценности и предложил свои 48 индикаторов. Среди них: а)процент вегетарианцев в общей массе населения; б)процент людей, ограничивающих потребление одежды 15 м2 тканей в год; в)процент людей, живущих в хижинах и ведущих натуральное хозяйство и др. Мир хижинам, война дворцам...

Документы ООН всё же ориентированы на несколько иные ценности. Широкое распространение получило понятие “индекс развития человеческого потенциала”(ИРЧП), которое содержит в себе четыре парадигмы и предполагает три показателя.(Слово “парадигма” в данном случае можно понимать как “ориентир”).

Парадигмы:

1)продуктивность - результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

2)равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;

3)устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

4)расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

Данные парадигмы более объёмно представляют качество жизни, чем просто доступ к материальным благам. В конечном счёте ориентация на них должна привести к результатам, измеряемым тремя показателями: 1)ожидаемой продолжительностью жизни; 2)уровнем образования; 3)реальным душевым валовым внутренним продуктом (ВВП). Иначе говорят критерии таковы: здоровая жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

ИРЧП - средняя величина, производимая от деления суммы всех индексов на 3. Например, для Израиля сумма трёх величин равна 2,271. Деленная на 3, она даёт индекс 0,907, что позволило Израилю занять 22-е место в мире. Россия в 1992 г. занимала 52-е место Украина 54-е, Беларусь - 42-е, Польша - 51-е. В последующие годы ситуация изменяется к худшему для постсоветских республик и к лучшему для Польши.

В 1998 г. Украина занимает уже 104-е место в мире из 174. Любопытно её сравнение с Грецией. По продолжительности жизни Украина получает индекс 0,708, Греция 0,876; по достигнутому уровню образования Украина 0,886, Греция 0,885; по уровню реального дохода на душу населения Украина 0,471, Греция 0,960. Сумма индексов - Украина 2,065, Греция 2,271. Делённые на 3, эти цифры дают ИРЧП для Украины 0,688, для Греции 0,907. Комментарии, как говорится, излишни. Правда, по данным за 2001 год Украина занимает 75-е место в мире из 175 государств.

В то же время области Украины также могут быть оценены по таким же критериям. По данным ООН ИРЧП в Киевской области самый высокий: 0,738 (81-е место в мире), а самый низкий в Закарпатской области: 0,581 (128-е место в мире). См. “Голос Украины”, 17.06.2000.

Обилие цифр порой затемняет суть дела, усложняет понимание явлений. ИРЧП называют не мерилом счастья, а лишь направлением развития и показателем того, насколько далеко ушли вперёд страны с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала. Данная оговорка необходима для понимания применимости средних цифр: они корректны лишь для сравнения равновеликих субъектов между собой и утрачивают смысл при сравнении разновеликих субъектов. Приведенное выше сравнение Украины и Греции характеризует население каждой страны как цельных, монолитных субъектов. В каждой из стран есть свои миллионеры и нищие, но их сравнение лишено смысла: получится по 500 тыс. на каждого... По данным ООН средний доход в Украине на душу населения в 2001 году составил 4350 долларов США. Учитывая массовую нищету в стране, можно представить как велика имущественная поляризация населения. Впрочем, не мы крайние: наибольший доход в Норвегии – 7376 долларов на душу населения и наименьший в Сьерра-Леоне – 470 долларов США. Украинское население, к тому же, живуче: средняя продолжительность жизни составила в 2001 году 69,2 года. Демагоги нередко пользуются именно средними цифрами для сокрытия реального положения дел. Как говорил Аркадий Райкин, температура больных в среднем по больнице такова… Зная свойства “средних цифр”, социологи пользуются и др. критериями, например, стоимостью “потребительской корзины” или структурой потребления. Если население одной страны тратит на питание более 80% своих средств, а население другой страны лишь 15%,это красноречивая демонстрация качества жизни в обеих страна. Ещё более примечательно соотношение доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных. Для Западной Европы это соотношение составляет:10-12: 1, ставится цель свести его к 3-4:1. (О показателе в Украине лучше не говорить). Общественное мнение, не жаждет уравниловки и принимает показатель неравенства лишь 3-4:1. Так сухие цифры показывают качество реальной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.