Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Система государственного управления




 

Тема 1. Содержание системы государственного управления

1.1. Предмет государственного управления

Начиная рассмотрение такого сложного социального института, каким является государственное управление, прежде всего, необходимо определиться с теоретическим содержанием понятия «управление».

Управлением называется процессорганизованного ицеленаправленного воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата.

Управление имеет место во всех системах материального мира: технических, биологических и социальных. Управление в социальной системе означает способность субъекта сделать динамику ее развития прогнозируемой и направляемой. Важной составляющей системы социального управления является государственное управление.

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства.

Общественная обусловленность государственного управления означает, что оно направленно на удовлетворение потребностей всех граждан. Государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями.

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач для получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств.

Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества.

Термин государственное управление характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.

Как отрасль знаний государственное управление изучает институты, органы, явления, способы, процессы государственного управления, анализирует их достоинства и недостатки (в том числе и в сравнительном плане с зарубежными государствами), вскрывает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления.

Как область практической деятельности государственное управление – это целенаправленное организующее, регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с целью проведения государственной политики.

В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти:

- принятие государственных решений и их реализацию,

- контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудия. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. Объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Наука и учебная дисциплина «Система государственного и муниципального управления» отвечает на вопросы:

- как осуществляется управление государством;

- кто и на каком основании осуществляет управление государством;

- как происходит процесс реализации управленческих решений, принятых высшими органами власти;

- как осуществляется взаимодействие между государством, обществом и отдельной личностью;

- как осуществляется местное самоуправление и др.

Соответственно предмет науки «Государственное и муниципальное управление» включает такие важнейшие области исследования:

- государство как публично-правовой институт;

- систему органов государственной власти;

- организацию системы местного самоуправления;

- государственную и муниципальную службу;

- административную реформу;

- иные вопросы.

Государственное управление носит системный характер.

1.2. Системный характер государственного управления

Система – это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Без свойства системности государственное управление не может состояться. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.

Система государственного управления включает следующие составляющие (подсистемы):

1. Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

2. Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

3. Целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

4. Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Как легко убедиться, основополагающими здесь являются первые две подсистемы – институциональная и регулятивная. Поэтому изучение системы государственного управления по преимуществу сосредоточивается именно на них. Остальные подсистемы выступают как вспомогательные. Тем не менее, формирование эффективно действующей системы государственного управления требует от нас должной степени организации всех подсистем этой системы, построения наиболее успешной структуры каждой из них.

Система государственного управления формируется на основе следующих принципов:

1. Принцип разделения властей. Введен в 1748 г. французским мыслителем Ш. Монтескье, предполагает классическое разделение единоличной государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей принципам справедливости.

2. Принцип комплиментарности. Характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разряде всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

3. Принцип субсидиарности. Определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

В соответствии с принципом субсидиарности власть должна быть разделена между властными структурами так, чтобы сократить дистанцию между властью и населением.

4.Принцип суверенности. Предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Данный признак предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

5.Принцип демократизма. Нацеливает на необходимость активного участия граждан в принятии государственных и муниципальных решений.

6.Принцип гомогенности. Отображает преимущество федерального права перед региональным законодательством.

Основу механизма системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория, экономическая система

Структура взаимодействия между элементами системы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.