Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного устройства современных государств




Формы правления современных государств

Форма правления – способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны. Правление – это элемент формы государства, который характеризует организацию верховных органов государственной власти и прежде всего порядок их создания, распределение компетенции между ними.

Исторически различают две основных формы правления:

- монархию, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наследству и осуществляющему государственную власть пожизненно;

- республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.

В современном мире монархии существуют, как правило, в виде конституционных (Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция, Япония и др.), где монарх выполняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются конституционно сформированными самостоятельными органами – парламентом, правительством, различного рода судами.

Республики в современном мире представлены в виде парламентских (Италия, Германия и др.) и президентских (США, Франция и др.). Различие между ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парламент как коллегиальный законодательный орган) формирует правительство страны и контролирует деятельность исполнительной власти.

Следует отметить, что, несмотря на определенные различия монархических и республиканских форм в современном мире, они в значительной мере сближены по основным параметрам. Это объясняется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особенностей формы правления реализуются принципы народовластия, разделения властей, верховенства права и др.

Форма государственного устройства способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов.

В отличие от формы правления, устройство – это элемент формы государства, характеризующий соотношение властных полномочий государственных органов различных уровней: центральных, региональных, местных.

Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства: унитарные государства и федеративные государства.

1 .Унитарное государственное устройство– это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета.

Для унитарного государства характерно:

1) единство и единственность для всей страны системы высших органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2) единая правовая система, не предполагающая существования иных законотворческих органов, кроме центральных (нормоустанавливающая деятельность региональных, местных органов власти и управления носит сугубо подчиненный характер); единство и единственность конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без изъятий и ограничений;

3) обычно одноканальная система налогов: налоговые поступления аккумулируются центром, а затем уже распределяются по регионам;

4) единственное и единое гражданство;

5) единая централизованная судебная система;

6) отсутствие у внутригосударственных территориальных образований политической самостоятельности;

7) отсутствие у территориальных образований права на политическое самоопределение (сецессию).

Унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков самостоятельных государственных образований.

2. Федерация сегодня является самой распространенной (и получающей все большее распространение) сложной формой государственного устройства.

Федерация– это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.

Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в нее субъектов и в этом смысле не является единой с политико-административной точки зрения.

Различные варианты государственно-правового статуса, а также различные объемы самостоятельности разных территориальных образований позволяют говорить о возможности существования различных типов субъектов федерации. Многие авторы в связи с этим различают федерации симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии.

Симметричная федерация предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.

Асимметричная федеративная модель закрепляет существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером взаимоотношений с федеральным центром.

Абсолютно симметричная федерация предполагает одинаковый правовой статус ее субъектов, полное равноправие, единообразное распределение предметов ведения и полномочий. На деле таких идеальных федераций, пожалуй, нет.

Говоря о государствах, в которых конституцией и иными правовыми актами закреплено политическое и правовое равенство субъектов федерации, следует отметить, что фактическое состояние дел может быть несколько отличающимся от закрепленного конституционно. Поэтому говорят о существовании симметричных федераций с элементами асимметрии, к которым относят Германию, Австрию, Швейцарию и др. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по их природе и политико-правовому положению в федерации, а их различия не всегда относятся к их государственно-правовой природе, затрагивая лишь отдельные элементы формального или фактического статуса. Например, разные субъекты федерации могут обладать различным представительством в законодательных органах федерации. В Германии согласно конституции количество представителей земли в бундесрате зависит от численности ее населения: земля с населением более семи миллионов обладает уже шестью голосами в верней палате федерального парламента.

3. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация – относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.

Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.

Конфедерация имеет следующие особенности:

1) представляет собой объединение государств, которые не утрачивают своей политической самостоятельности и остаются суверенными в своих границах после объединения. В отличие от федерации в конфедерации не существует разделения предметов ведения и полномочий, вся полнота власти в своих границах принадлежит объединившимся государствам. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой международно-правовой статус, абсолютно самостоятельны и независимы во внешнеполитических отношениях и связаны своим участием в конфедерации не более, чем иными своими международно-правовыми договорами;

2) конфедерация по своей природе – всегда договорное объединение;

3) государствам – членам конфедерации принадлежит право сецессии. Этот признак считается основным, отличающим конфедеративную форму государственного устройства от федеративной;

4) существуют объединенные органы конфедерации. Им принадлежат, в основном, не властные, а координационные полномочия, связанные с выработкой общего направления согласованной политики государств – членов конфедерации. Органы конфедерации не являются высшими органами власти для входящих в конфедеративный союз государств;

5) конфедерация строится по нормам не международного, а внутригосударственного права. Нормы международного права в случае их использования являются «внешней оболочкой» внутригосударственных норм. При создании конфедерации не предусматривается учет интересов других «членов международного сообщества», отношения центральных органов конфедерации и входящих в нее государств нельзя однозначно определить только как партнерские, органы конфедерации наделяются властными полномочиями. На текущий момент существует лишь одно образование, обладающее названными признаками, которое можно назвать конфедерацией Европейский Союз. Однако он довольно динамично эволюционирует в федеративное государство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.