Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы территориальной организации местного самоуправления




При установлении размеров территории и границ каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции:

Первая тенденция – приближение местной власти к населению. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:

1) принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения;

2) принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населения, который также требует максимально ограниченной территории;

3) принцип доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени также требует максимально ограниченной территории.

Вторая (противоположная) тенденция состоит в потребности укрупнения самоуправляемых единиц для обеспечения на территории муниципального образования необходимого экономического потенциала, развитой инженерной и социальной инфраструктуры.

Наличие данных тенденций предопределяет целесообразность формирования муниципальных образований разных типов, с разным кругом решаемых вопросов.

Согласно Федеральному закону от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», все муниципальные образования делятся в правовом отношении на следующие типы:

- поселение (городское или сельское);

- муниципальный район;

- городской округ;

- внутригородская территория городов федерального значения.

Кроме того, вводится новое понятие – «межселенная территория», то есть территория, находящаяся вне границ поселений.

Итак, что такое поселение?

В географическом (физическом) смысле поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село).

В новой редакции федерального закона этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципального образования. В этом нормативном акте «поселение» – это такое городское или сельское муниципальное образование, в составе которого может находиться город или поселок, один или несколько сельских населенных пунктов(поселков, сел, станиц, деревень, хуторов), объединенных общей территорией и в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В границах сельского поселения может находиться один сельский населенный пункт с численностью, как правило, более 1000 человек или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с суммарной численностью более 1000 человек.

Сельский населенный пункт с численностью менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности населения до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня.

В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, на которой могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Итак, городское и сельское поселение – это так называемый первый уровень местного самоуправления – муниципалитеты поселенческого уровня.

Второй уровень местного самоуправления – территориальный образуют городские округа и муниципальные районы.

Муниципальный районнесколько поселений, объединенных общей территорией в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях, решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также выполнения отдельных государственных полномочий передаваемых органам местного самоуправления.

Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности населения до административного центра района и обратно в течение рабочего дня.

Муниципальные районы образованы на территориях с большими площадями, с размещенными на них преимущественно сельскими населенными пунктами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга и не имеющими выраженных межселенных связей.

Городской округ – не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления, которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

В состав городского округа входит один город и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, а также пригородные территории.

В процессе подготовки Федерального закона о местном самоуправлении №131-ФЗ было решено отнести к городским округам все те городские поселения, которые были муниципальными образованиями до начала реформирования.

В соответствии с областным законодательством муниципальное образование «город Екатеринбург» является городским округом. В его состав входят следующие населенные пункты: город Екатеринбург и поселки: Шабровский, Березит, Глубокое, Гора Хрустальная, Зеленый Бор, Исток. Козловский, Лиственный, Мичуринский, Московский, Мостовка, Палкинский Торфяник, Перегон, Приисковый. Садовый, Светлая Речка, Северка, поселок Семь Ключей, Совхозный, Сысерть, Хутор, Чусовское Озеро, широкая Речка, Шувакиш, Ягодный, а также село Верхнее Макарово, село Горный Щит.

На территории Свердловской области в соответствии с областными законами и с учетом мнения населения образовано: 67 городских округов, 5муниципальных районов, в которые вошло 21 поселение. Городские округа оказались наиболее привлекательной формой территориальной организации местного самоуправления. Свердловская область – первый регион в РФ по количеству городских округов.

 

 

Контрольные вопросы к теме 20

1. Как соотносятся понятия: «административно-территориальное деление» субъекта РФ и «территориальная организация местного самоуправления»?

2. Каковы основные признаки муниципального образования?

3. Какие тенденции и принципы необходимо учитывать при формировании территории муниципального образования?

4. Каковы существующие в субъектах РФ на начало XXI в. модели территориальной организации местного самоуправления, их плюсы и минусы?

5. Каковы направления реформирования территориальной организации местного самоуправления, предусмотренные в Федеральном законе 2003 г.?

6. Какой механизм учета мнения населения предусмотрен Федеральным законом 2003 г. при изменении границ и преобразованиях муниципальных образований?


Тема 21. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

21.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления

Предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти находится под его управлением. Для характеристики предметов ведения в российском законодательстве используются термины «вопросы местного значения». Федеральный закон 2003г. трактует вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их решение осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций.

Сочетание предметов ведения и полномочий называется компетенцией местного самоуправления

Принципиально важным является вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной властью, государственной властью субъектов РФ и властью местного самоуправления.

Эффективным может быть признано такое разграничение, при котором за каждым уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может решать наилучшим образом.

Этот принцип европейцы называют субсидиарностью. Согласно ему все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем. На верхний уровень управления передаются только те вопросы, которые не могут решаться на нижнем.

В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены следующие принципы установления компетенции и полномочий органов местного самоуправления:

1) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией и законами.

2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив.

3) осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.

Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются:

- благоустройство местной территории (в широком смысле – как устройство на благо людей);

- социально-экономическое развитие;

- организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальных услуг).

21.2. Вопросы местного значения муниципальных образований

В соответствии с Федеральным Законом 2003 г. вопросы местного значения разделены между поселениями (ст.14), муниципальными районами (ст.15) и городскими округами (ст.16). Соответствующий перечень вопросов строго обязателен для того или иного вида муниципальных образований.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это:

- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

- организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда;

- создание условий для жилищного строительства;

- организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения;

- снабжение населения топливом;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- развитие массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений;

- организация освещения улиц, установление уличных указателей, и тому подобное

Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района – организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и мест захоронения. К уровню муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и так далее.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных материальных затрат на ее содержание. К ним относятся:

- организация охраны общественного порядка;

- предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время;

- организация основных видов медицинской помощи;

- организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других вопросов.

Ряд вопросов местного значения, которые имеют ключевой, неотъемлемый характер, распространяются на все муниципальные образования. Они являются общими для всех типов муниципальных образований:

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Городской округ решает вопросы местного значения и поселения, и муниципального района одновременно.

Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяются в отдельную статью закона (ст.17) и являются общими для всех типов муниципальных образований. К ним относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципальных образований;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений;

4) установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами);

5) формирование и размещение муниципального заказа;

6) проведение муниципальных выборов, референдумов, голосований;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально–экономического развития муниципальных образований, учреждение муниципальных средств массовой информации;

8) привлечение граждан к выполнению на добровольной основе общественных работ в порядке и на условиях, установленных законодательством;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и другое.

Особым предметом ведения органов местного самоуправления является осуществление отдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидиарности, эффективной является передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень. Это позволяет снижать затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов и улучшать обслуживание населения.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 

Контрольные вопросы к теме 21

1. Дайте определение понятий: «предметы ведения», «полномочия», «компетенция», «вопросы местного значения».

2. Как в Европейской Хартии местного самоуправления излагаются принципы определения сферы компетенции местного самоуправления?

3. В чем состоит принцип субсидиарности?

4. По каким признакам можно различать вопросы местного и государственного значения?

5. Что является главным предметом ведения местного самоуправления?

6. В чем состоят недостатки Федерального закона 1995 г. в определении предметов ведения и полномочий местного самоуправления и преимущества Федерального закона 2003 г.?

7. По какому принципу в Федеральном законе 2003 г. разграничены предметы ведения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами?

8. Целесообразна ли и почему передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

9. Какой порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом 2003 г.?

 


Тема 22. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

22.1. Формы участия граждан в местном самоуправлении

Конституция РФ (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления:

1 Непосредственная или прямая демократия (референдумы, выборы, другие формы прямого волеизъявления), когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса.

2 Представительная демократия (через выборные и другие органы местного самоуправления).

22.2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:

1. Местный референдум – высшая форма народовластия на муниципальном уровне; проводится в целях решения непосредственно населением наиболее важных вопросов местного значения. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения и по инициативе главы муниципального образования.

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления, или должностными лицами.

2. Муниципальные выборы проводятся в целях избраний депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

3. Голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации проведения голосования аналогичен проведению выборов и референдумов.

4. Сходы граждан могут проводиться в малых муниципальных образованиях (как правило, с численностью избирателей не более 100человек). В таких муниципальных образованиях представительный орган местного самоуправления может не создаваться и сход граждан выполняет его функции.

5. Опрос населения может проводиться на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений должностными лицами и органами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

6. Собрание граждан проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращение к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

7. Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан – это форма участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Екатеринбург», на публичные слушания выносятся в обязательном порядке следующие вопросы:

1) проект Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении;

3) проекты программ и планового развития муниципального образования;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования;

5) проекты правил землепользования и застройки, и другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.