Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и использование муниципального имущества 1 страница




Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 г. в состав муниципального имущества входит:

- имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на две группы:

1) имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность;

2) имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

Земля и природные ресурсы как одна из экономических основ местного самоуправления

Природные ресурсы и, в первую очередь, земля являются важнейшей предпосылкой комплексного развития территории. Во всем мире платежи за землю являются одним из основных источников дохода местных бюджетов. Земля (далее будет идти речь о землях поселений) имеет двойственную природу:

- с одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки;

- с другой стороны, это стоимость.

В России отношение к земле как к стоимости только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 – 5 % доходов местных бюджетов. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования:

- планирование застройки территории;

- территориальное зонирование земель;

- установление правил землепользования и застройки территории;

- изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа;

- осуществление земельного контроля за использованием земель.

На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Однако распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Формирование муниципальной собственности на землю к настоящему времени еще не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

- особо охраняемые природные территории местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

- земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

- земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

- земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности. Муниципальные предприятия создаются, как правило, в производственной сфере (водоснабжение, городской транспорт и другое), где возможно (но не обязательно) получение прибыли, а муниципальные учреждения – в сферах, требующих бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, культура и тому подобное).

Органы местного самоуправления:

- определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

- осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

- утверждают их уставы;

- назначают и увольняют руководителей;

- заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально–экономическом развитии территории. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.

Муниципальный заказ

В соответствии с законом органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, с использованием собственных материальных и финансовых средств.

 

Контрольные вопросы к теме 26

1. Что составляет экономическую основу местного самоуправления?

2. Что входит в состав муниципального имущества?

3. Какими правами обладают органы местного самоуправления в отношении муниципального имущества?

4. Какие земли относятся к муниципальной собственности?

5. Какие существуют формы использования земель поселений?

6. Какие существуют формы платы за использование земельных участков?

7. Каков порядок использования недр на территориях муниципальных образований?

8. С какой целью создаются муниципальные предприятия и муниципальные учреждения?

9. Какими правами наделяются органы местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений?

10. На каких принципах строятся взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности?

11. Какое значение имеет малый бизнес для экономики муниципального образования?

12. Что такое муниципальный заказ и муниципальный контракт?

13. Какие существуют способы размещения муниципального заказа? В чем преимущества конкурсного размещения?


Тема 27. Финансы местного самоуправления

27.1. Понятие и общие принципы формирования местных бюджетов

В настоящее время вопросы формирования и использования местных финансов регулируются в статье 132 Конституцией РФ «Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы…». Данные нормы получили развитие в Бюджетном и Налоговом кодексах, а также в Федеральном законе о местном самоуправлении 2003г.

Само понятие местных финансов в этих законодательных актах не используется, однако из анализа регулирующих норм можно сделать вывод о том, что к местным финансам относятся средства местных бюджетов, которые являются составной частью экономической основы местных бюджетов.

Под местными финансами понимается вся совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Необходимый объем финансовых средств является важнейшим условием деятельности жизнеобеспечения населения и комплексного социально–экономического развития муниципального образования. Приращение и эффективное использование финансовых средств – одна из основных задач органов местного самоуправления.

В статье 9 Европейской Хартии местного самоуправления сформулированы следующие требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбору политики органов местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К ведению органов местного самоуправления Бюджетный кодекс РФ относит:

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ преобразуется из трехуровневой (1 – федеральный бюджет; 2 – бюджеты субъектов РФ; 3 – местные бюджеты) в четырехуровневую (1– федеральный бюджет; 2 – бюджеты субъектов РФ; 3 – бюджеты муниципальных районов (городских округов); 4 - бюджеты поселений). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве их составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, включающая наличие собственных источников доходов, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Представительный орган муниципального образования осуществляет рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета и отчета о его исполнении. Перед принятием бюджета и утверждением отчета о его исполнении Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает обязательное проведение публичных слушаний, которые позволяют сделать бюджетный процесс в муниципальном образовании открытым (прозрачным).

К ведению местной администрации относятся: составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение бюджетными средствами.

27.2. Формирование доходной базы местных бюджетов

Федеральный закон 2003 г. разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. К собственным доходам относятся:

1) доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами;

2) средства самообложения граждан;

3) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

4) доходы от использования муниципального имущества;

5) часть прибыли муниципальных предприятий;

6) штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.

Согласно Федеральному закону от 29. 07.2004 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2005г. состав местных налогов сократился до двух: земельный и налог на имущество физических лиц, причем они закреплены за поселениями и городскими округами. Муниципальные районы вообще лишены местных налогов.

Следует особо отметить, что эти два не смогут покрыть значительную часть расходных обязательств местных бюджетов, так как на территории большинства муниципальных образований отсутствуют развитые рынки недвижимости. В целом местные налоги и сборы крайне незначительны и позволяют покрывать лишь 2 -.5% бюджетных расходов.

Отсутствие у муниципальных образований собственной прочной финансовой базы ставит их в зависимость, с одной стороны, от государственного бюджета, с другой - от инвестиций частного капитала. И та и другая зависимость не должны быть чрезмерными, в противном случае под давлением этих зависимостей начинает изменяться и спектр интересов, которые преследуют органы местного самоуправления при реализации своих полномочий.

Анализ источников доходов бюджета муниципального образования «Город Екатеринбург» в 2007г. показывает, что в общей сумме доходов удельный вес налога на доходы физических лиц составил 29,4%, налог на имущество, в том числе земельный налог – 12%, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 11,1%, а безвозмездные перечисления, в том числе субвенции, зачисляемые в местный бюджет, составили 32,2%. Можно констатировать, что возможности формирования налоговых доходов муниципальных образований находятся в зависимости от налогового потенциала территории и налоговых отчислений от федеральных и региональных налогов.

 
 

27.3. Расходы местных бюджетов

Выделение оптимального круга расходных полномочий местных бюджетов является одним из ключевых вопросов создания эффективной системы местного самоуправления.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые установлены Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом о местном самоуправлении 2003г.

Основной принцип этой реформы в отношении разграничения расходных обязательств состоит в том, что уровень власти, который устанавливает обязательство, должен обеспечить финансами его исполнение, то есть найти деньги на выполнение в своем бюджете и передать их в местный бюджет либо непосредственным финансированием из федерального или регионального бюджетов, либо субвенциями. Возможен и третий путь – делегирование полномочий. Но в этом случае финансовое обеспечение все равно остается за уровнем, установившем данное обязательство. Эти схемы обеспечивают как автономию бюджетов в формировании своих расходов, так и их защиту от необеспеченных федеральных мандатов.

Как правило, федеральными мандатами называют социальные полномочия, возлагаемые федеральными законами на нижестоящие уровни власти без передачи соответствующих финансовых ресурсов – такие как выплата пособий, компенсаций, представление различных льгот.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Согласно ст. 67 БК РФ к данной категории расходов относят:

а) статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы, направленные на проведение капитального ремонта;

г) иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Контрольные вопросы к теме 27

1. Какова роль финансовых ресурсов в деятельности местного са­моуправления?

2. Какие требования выдвигает Европейская хартия местного са­моуправления к финансовому обеспечению местного самоуправ­ления?

3. Что такое местный бюджет?

4. Из чего складываются доходы местных бюджетов?

5. Что такое «средства самообложения» граждан и каков порядок их образования?

6. Каковы основные статьи расходов местных бюджетов?

7. На какие цели расходуются средства бюджета развития?

8. Для чего необходима сбалансированность местных бюджетов и почему органы местного самоуправления бывают вынуждены принимать бюджеты с дефицитом?

9. В каких случаях и в какой форме органы местного самоуправле­ния могут использовать заемные средства?

10. Из каких этапов состоит бюджетный процесс в муниципальном образовании?

11. Какой механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченно­сти муниципальных образований предусматривает Федеральный закон 2003 г.?

12. В каком порядке распределяются между муниципальными образованиями субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий?

13. Из каких источников и для каких целей органы местного само­управления могут получать дополнительные финансовые средства?


Тема 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

28.1 Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Наряду с гарантией прав, Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления за свои действия. Ответственность в данном случае понимается как наступление неблагоприятных правовых и иных последствий для этих органов и должностных лиц за принимаемые ими противоправные решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и функций.

Закон предусматривает три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

- перед населением муниципального образования;

- перед государством;

- перед физическими и юридическими лицами.

 

 

Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

                       
 
Перед населением
 
Перед государством
 
Перед физическими и юридическими лицами
 
       
 
 
За ненадлежащее исполнение своих функций
 
За нарушение законодательства
 
За нарушение их законных прав и интересов

 


28.2.Ответственность перед населением

Ответственность перед населением наступает в результате действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом может быть досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан. Основанием для этого может быть нарушение устава муниципального образования, решений, принятых на референдумах (сходах) граждан, муниципальных правовых актов.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Отзыв производится по инициативе населения путем голосования и в порядке, установленном для проведения местного референдума. Перечень оснований для отзыва дается Уставом муниципального образования и может включать только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) и только в случае их подтверждения в судебном порядке.

Например, в главе VI Устава муниципального образования «Город Екатеринбург» содержатся основания досрочного прекращения полномочий городской Думы, Главы Екатеринбурга, депутатов городской Думы.

28.3. Ответственность перед государством

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, законов РФ и ее субъектов, Устава муниципального образования. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий наступает лишь в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает специальную процедуру реализации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Законодательный орган субъекта РФ в отношении представительного органа местного самоуправления, а высшее должностное лицо (глава высшего исполнительного органа) субъекта РФ в отношении избранного главы муниципального образования или главы местной администрации имеют право на досрочное прекращение их полномочий. Это прекращение возможно, если судом будет признано несоответствие законодательству нормативных актов, принятых указанными органами и должностными лицами местного самоуправления, а данные противоправные акты не будут ими отменены в установленные сроки.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, если вследствие их решений, действий или бездействия муниципальное образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий за счет предоставленных субвенций допускается нецелевое расходование бюджетных средств. В этих случаях по ходатайству высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ и (или) представительного органа или главы муниципального образования решением Арбитражного суда субъекта РФ в муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Временная финансовая администрация:

- принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования;

- разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год и проект бюджета на очередной финансовый год и вносит их на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия – в органы государственной власти субъекта РФ;

- обеспечивает контроль исполнения бюджета муниципального образования.

Решения органов государственной власти субъекта РФ о временном осуществлении ими отдельных полномочий органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде.

28.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в случае нарушения ими чьих–либо законных прав и интересов, причинения имущественного и морального ущерба, невыполнения условий хозяйственных договоров и соглашений и так далее. Ответственность в этом случае наступает в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Контрольные вопросы к теме 28

1. Перед кем несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления?

2. За что наступает и в каком порядке реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением?

3. За что наступает и в каком порядке реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством?

4. В каких случаях в муниципальном образовании может быть введена временная финансовая администрация?

5. За что наступает и в каком порядке реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами?


Тема 29.Планирование и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования

29.1. Понятие и основные виды планирования

Планирование в самом общем смысле является одной из основных функций управления – это этап управленческого цикла, включающий определение направлений, формулирование целей, определение пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей тех или иных процессов, а также создание четкой последовательности действий, ведущих к достижению поставленной цели (или целей).

Различают следующие основные виды планирования:

а) по продолжительности периода планирования – долгосрочное (5 и более лет), среднесрочное (3-4 года), текущее (на срок менее года);

б) по степени творческого начала – стандартное, типовое, прогнозическое;

в) по целевой направленности - стратегическое, тактическое и оперативное;

г) по применяемым методам – директивное, индикативное, адаптивное.

Прогнозирование – это составление научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта изучения или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках достижения этих состояний в целях повышения эффективности управления. Прогноз при описании будущего строится на уже изученных и известных закономерностях развития.

Прогнозирование наиболее широко принимается на этапе предварительной оценки ситуации при выборе управленческого решения.

По временному принципу прогнозы подразделяются на оперативные (до одного года); краткосрочные (от 1 до 3 лет); среднесрочные (от 5 до 10 лет); долгосрочные (от 10 до 20 лет) и дальнесрочные (свыше 30 лет).

Перечисленные типы прогнозов по продолжительности прогнозного периода отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру оценки исследуемых процессов.

В последние годы в практике управления социально-экономическими процессами стали широко применяться стратегические планы, стратегии развития. Стратегия – это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение определенной цели и учитывающих состояние внешней среды. Стратегия предполагает также учет таких факторов, как неопределенность, случайность и риск.

Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. отнес к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (ст.17).

Муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельные субъекты экономической жизни, во все большей степени становятся участниками социально-экономических процессов, все больше занимаются своим развитием.

С развитием местного самоуправления и формированием рыночных отношений у местных органов власти возникла потребность в разработке стратегических планов развития муниципальных образований, особенно функционирующих на базе крупных городов.

Традиционное планирование уже не справляется с требованиями современности.

Зачем городу нужен Стратегический план?

Стратегический план города позволяет добиться устойчивого социально-экономического роста на основе комплексного использования организационных, психологических и других факторов, важнейшими из которых являются следующие:

Наличие стратегии социально-экономического развития позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.