КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Барнаул- 2005 1 страница
Учебное пособие ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Ю.П. Кожекин, И.Н. Сычева Им. И.И.Ползунова Speak on your future speciality (about 100 words) Use the diagram to give a brief description of a bimetal element Write a letter of Application for a job, using answers to the questions from exercise 1. IV. SPEECH PRACTICE 1. Answer the questions: 1) Are you ambitious? 2) Have you got a good memory? 3) Can you drive? 4) Can you speak any foreign languages? 5) Do you mind working long hours? 6) How important is a good salary to you? 7) Are you interested in comfortable working conditions? 8) Is a chance of promotion important to you?
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА 1.1 Основные этапы развития экономической науки
В наше время слово «экономика» является одним из наиболее часто употребляемых. Оно происходит от термина oikonomia, состоящего из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – учение, закон. Сегодня в русском языке слово «экономика» используется в различных значениях, как: 1) хозяйство семьи, фирмы, региона, страны, группы стран или всего мира (например: экономика России, мировая экономика и т.д.); 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т.д.); 3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.
Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.
1.1.1 Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, ведущей стороной которой была религия. С возникновением первых классовых обществ на Древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством, в результате чего появились специальные произведения, направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации. Истоки экономической теории следует искать в учениях мыслителей Древней Греции. Взгляды КСЕНОФОНТА (430 - 354 гг. до н.э.), ПЛАТОНА (427 - 347 гг. до н.э.), АРИСТОТЕЛЯ (384 - 322 гг. до н.э.) – можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью, а не трудом.
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» – хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику» – хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой «экономию», основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К «экономии» Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеет источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: ВАРРОНА (116 -27 гг. до н.э.), КАТОНА старшего (234 - 149 гг. до н.э.), КАЛУМЕЛЛЫ (I век н.э.), СЕНЕКИ (4 - 65 гг. н.э.) - являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как «удела варваров», когда раба считают «одушевленным орудием труда», «имуществом, приносящим доход» (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми. С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.
Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляют собой систематизированное учение об экономике.
1.1.2 Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI -XVII веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. В это время политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования. Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха. В центре их внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии, – меркантилизм (от итал. mercante – торговец) Представителями меркантилизма являются антонио Серра (даты жизни неизвестны), Томас Мен (1571–1641), Антуан де Монкретьен (1575–1621), Уильям Стаффорд (1554-1612), в России – Афанасий Ордын-Нащокин (1605– 1680), ЮрийКрижанич (1618-1683), Иван Посошков (1632-1726) и др. Эта школа прошла два этапа. На раннем этапе (XV в. – начало XVI в.) меркантилисты видели основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.
Они создали теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. Поздние меркантилисты обратились к исследованию не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса». Они уже не запрещали вывоз денег из страны, а рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма (от лат. protectio – покровительство, защита). Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Представителями этой экономической школы являются Франсуа КЕНЭ (1694 - 1774), АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО (1727 – 1781), ЖАН ГУРНЭ (1712 – 1759), пьер самюэль дюпон де Немур (1739 – 1817), ВИКТОР де Мирабо (1715 – 1789) Термин «физиократы» образован от греческих слов physis – природа, kratos – власть и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был ФРАНСУА КЕНЭ. В его важнейшей работе «Экономическая таблица» (1758) были заложены основы теории воспроизводства общественного капитала, создана первая макроэкономическая модель. Ее суть составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (к которому он относил земледельцев), классом земельных собственников; непроизводительным (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием). Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство; источником богатства объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного в сельском хозяйстве продукта над потребленным. В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты как А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, С. Сисмонди, К. Маркс. Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классической политической экономии. Этих ученых объединяло то, что источник богатства страны они искали не в количестве имеющихся природных ресурсов и не в активном торговом балансе, а в эффективной форме организации общественного хозяйства. Предметом их анализа стали отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления благ и услуг. АДАМ СМИТ (1723-1790) вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1977) им систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основу учения Адама Смита составляет идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль разделения и специализации труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для всех ученых-экономистов. ДАВИД РИКАРДО (1772–1823) продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов; прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратной пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью; указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. В центре внимания Рикардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения, что отражается и на определении предмета политической экономии. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. Отчасти это произошло потому, что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом и редкостью), отчасти потому, что он некритически заимствовал понятия из обыденной жизни («цена труда» и т.п.) В результате возникали противоречия, которые ни сам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить. На смену монистической концепции Д. Рикардо приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости. К такому же результату пришли и противники школы Рикардо (Т.Р. Мальтус, С. Бейли, Н.У. Сениор, Ж.Б. Сей). Уже Т.Р. Мальтус осуществил переход от закона стоимости к теории спроса и предложения. С. Бейли прямо отождествил стоимость с меновым отношением, а Н.У. Сениор пытался найти основания меновых отношений в психологических ощущениях человека (теория воздержания). Попытку примирить различные течения экономической мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806–1873). Однако в центре его исследований оказалась не теория стоимости как таковая, а теория спроса и предложения. Фактически его интересовала не стоимость как основа цены, а различные факторы, влияющие на нее, и механизм ценообразования в целом. Термин «экономисты-классики» ввел в научный оборот К. Маркс, имея в виду главным образом английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире. Дж. Кейнс, в частности, в состав классической школы включал последователей Д. Рикардо, т.е. тех, кто воспринял и развил дальше рикардианское экономическое учение, в том числе Дж. Милля, А. Маршалла и А. Пигу. Ряд других авторов к классикам относят и самого К. Маркса. Таким образом, в настоящее время в западной экономической литературе в состав классической школы включают последователей А. Смита и Д. Рикардо, прежде всего Ж.Б. Сея, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля, К. Маркса, вплоть до экономистов конца XIX в. Классическая школа теоретической экономики, была теорией аналитического типа, т.е. изучала сущность экономических явлений и их внешние формы и классифицировала экономические категории по определенной схеме, согласно которой сфера производства была объявлена первичной по отношению к сфере обращения, а главной, исходной категорией объявлялась трудовая стоимость. Классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, ибо считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободную конкуренцию) – вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Основатель марксизма - Карл Маркс (1818-1883). Главный труд К. Маркса «Капитал» (1876). Энгельс назвал «библией рабочего класса». Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита, он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, т.к. его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры. Критики марксизма доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал, и что предсказания Маркса не подтвердились. Сторонники же полагают, что Маркс прав, т.к. тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х годов, а ныне существующая рыночная экономика – это уже иная модель, которая является новым, этапом на пути к обществу, которое Маркс назвал «положительным гуманизмом». Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России, в стране, где в начале XX в. положение пролетариата было намного тяжелее, чем в странах Запада. Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, М.А. Бакуниным и др. С октября 1917 г. в течение семидесяти лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Сложилась парадоксальная историческая ситуация: Маркс, критически переосмысливший все существовавшие до него экономические теории и отвергавший любые догматы, был в советское время огражден от разумной критики, а его теория, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция привела марксизм к глубокому кризису. 1.1.3 Формирование и эволюция современной экономической мысли
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX веков. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций. Если их попытаться как-то обобщить, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) институционально-социологическое. Неоклассическое направление возникло в конце XIX века, его критическое осмысление и сформировалось как теория МАРЖИНАЛИЗМА (от франц. marginale– предельный, дополнительный, последний, крайний). Термин «неоклассическое» означает развитие и усовершенствование основ, заложенных классиками. Обычно выделяют три школы неоклассической теории: • австрийскую (К Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), • лозаннскую (Л Вальрас, В. Парето), • англо-американскую (А Маршалл, Дж. Кларк). Переход в экономической науке от классической политэкономии к неоклассической теории получил название маржиналистской революции. В ходе первого ее этапа (70 – 80-е годы ХIX в.) сформировалось математическая школа. К ее крупнейшим представителям относят английского экономиста УИЛЬЯМА СТЕНЛИ ДЖЕВОНСА (1835 - 1882), австрийца КАРЛА МЕНГЕРА (1840 - 1921) и француза ЛЕОНА ВАЛЬРАСА (1834 – 1910). Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от терминологии классической политической экономии. Категории «стоимость» и «товар» они заменили понятиями «ценность» и «экономическое благо». Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание на стоимости, то австрийская школа - на полезности. Если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства - труд, капитал и земля. Маржиналисты задачу экономической науки видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а объектом исследования – поведение и субъективные мотивы «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Лозаннскую школу называют также математической, так как исследования ее представителей опирались на использование математических методов и моделей в экономическом анализе. Основное направление данной школы — исследование общего равновесия, которое основывается на равновесии отдельных элементов, составляющих экономическую систему. Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных направлений. Наиболее значительной является, безусловно, английская ветвь, представленная АЛЬФРЕДОМ МАРШАЛЛОМ (1842 – 1924). С его именем связано начало второго этапа маржиналистской революции (90-е годы XIX века). Он исследовал частичное равновесие и вопросы эластичности спроса, впервые ввел фактор времени в экономические исследования, сформулировал количественную теорию денег как составную часть общей теории стоимости. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, он отказался от термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Его учебником «Принципы экономики» (1875) пользовались студенты европейских университетов на протяжении нескольких десятилетий. Американскую ветвь в истории экономических учений представлял ДЖОН БЕЙТС КЛАРК (1847 – 1938), которого называют американским маржиналистом за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. В целом неоклассическую экономическую теорию характеризует использование предельного анализа для изучения ценообразования на товары, услуги и факторы производства на конкурентных рынках. Неоклассики подчеркивают, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. В частности, они исследовали возможность существования такого набора рыночных цен, который гарантировал бы равенство спроса и предложения на всех рынках. Центральной в неоклассической теории является идея находящейся в равновесии экономики совершенной конкуренции, которая была разработана в основном Л. Вальрасом. Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход к описанию экономики. Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение предельных величин: предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т.д. Однако в маржинализме имеется существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – несоциален. Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. После кризисов 20–30-х годов и особенно «великой депрессии» 1929–1933 гг. не замечать влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования. Однако подлинную революцию в экономической теории произвела книга Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли – кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроэкономики. Кейнс отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством бюджетной и кредитно-денежной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благоденствия». В 50-е гг. возникает чикагская экономическая школа во главе с Милтоном Фридменом (р. 1912), которая базируется на классических постулатах. В 1968 г. Брукнер назвал эту школу монетаристской. В работах наиболее ярких представителей монетаристов (А. Шварц, М. Таркин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы. Считается, что появление и рост влияния монетаризма — следствие неудачи кейнсианства в объяснении высокого и устойчивого уровня безработицы и инфляции во многих промышленно развитых западных странах. Исследования, проведенные монетаристами в области денежного обращения, привели их к выводу о том, что путем регулирования объема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе. Если ранние классики относились к деньгам, лишь как к счетной единице, то монетаристы показали, что деньги — товар, который может замещать множество других товаров и финансовых активов. В результате денежно-кредитная политика может оказывать прямое воздействие на совокупный спрос.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |