Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция исторической преемственности. Познавательная (гносеологическая)[20] функция




Познавательная (гносеологическая)[20] функция

Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для того чтобы правильно воспользоваться вещью, необходимо сначала освоить это знание. В культуре существуют различные формы его сохранения: мораль хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки, каждая в своей форме, дать системное знание о мире; наука рассматривает объективные стороны и связи мира; система производственной деятельности сохраняет и воспроизводит различные умения, навыки, необходимые при создании различных благ. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

Знание – важнейшая часть культуры. С развитием культуры объём знаний, которыми располагает общество, постоянно растёт, хотя не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, считавшиеся прежде несомненными истинами, а позднее оказавшиеся заблуждениями (например, геоцентрическая система Птолемея в астрономии, теория флогистона в химии, теплорода в физике и др.).

Важную роль в любой культуре играют оправданные практикой знания. Средоточием их является наука. Современная культура является культурой научного знания в несоизмеримо большей степени, чем в прошлом. Распространение научного знания в обществе связано с повышением уровня образованности людей. Образование – путь в мир научного знания, а тем самым – и в современную культуру.

Это функция передачи социального опыта, накопленных человечеством знаний и умений. Свойством передавать полезный опыт от поколения к поколению обладают не только люди, но и многие животные. Но если у животных это происходит генетическим способом или путём непосредственного контакта, то люди узнают о накопленных в прошлом знаниях, верованиях, умениях также с помощью специальных носителей информации (текстов, схем, формул и т. д.), знакомясь с художественной культурой, орудиями труда, жилищами, предметами бытового назначения. Культура выступает средством сохранения, передачи, изменения и совершенствования социального опыта предшествующих поколений. Освоение знаний и умений начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь. Но это является непрерывным процессом, который продолжается всю жизнь: в школе и других учебных заведениях, трудовых коллективах, формальных и неформальных группах, с помощью средств массовой информации и, наконец, путём самовоспитания.

Сохранение культурного наследия, национальных традиций создаёт связь между поколениями. Каждый человек волею обстоятельств оказывается погружённым в определённый культурный контекст,из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. Например, в контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглублённость. Культура по-разному регламентирует роли мужчин и женщин. Во многих культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства. В различных культурных контекстах оказываются молодёжь, люди средних лет и старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закреплёнными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

На любом этапе существования общества мы найдем три ступени культуры. Перваявключает в себя всё, что было создано предыдущими поколениями. Эта ступень является фундаментом, на котором строится культура общества, это его богатство и источник дальнейшего развития. Вторая ступень– степень освоения культурного наследия живущим поколением, что предполагает не только осведомлённость о некоторых фактах культуры прошлого, но и способность ими воспользоваться. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своем прогрессе. Третья ступень есть творческая деятельность живущего поколения. Эта деятельность зависит от степени освоения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым может последовать её разрушение. Таким образом, культура в обществе существует благодаря преемственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.