Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа как педагогическая система и объект управления




 

Согласно п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреж- дение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типо- вым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и ви- да и уставом образовательного учреждения.

Выполнение этих и многих других предусмотренных законом функций при- водит к необходимости разрабатывать и совершенствовать структуру управле- ния деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязан- ностей. Системный подход в управлении обеспечивает оптимальность и про-

дуктивность в работе школы.

Следует различать систему управления, о которой говорилось в теме 2, и об-

разовательное учреждение как систему и объект управления.

 

Школа как педагогическая система и объект управления имеет определен- ную организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вер- тикали (М. М. Поташник, B. C. Лазарев).

 

Выполнение каждой функции распределено между структурными подразде- лениями системы и отдельными исполнителями. В каждой школе есть различ- ные классы, параллели классов, администрация, обслуживающий персонал — это простейшая организационная структура школы. К сожалению, до сих пор не является редкостью, что она не согласуется со структурой управления, по- скольку само управление строится стихийно.

В основе решения задач управления школой должен лежать осознанно вы-

бранный подход, который означает выполнение следующих действий:

1) определить состав функций, которые должна реализовать система;

2) выбрать методы и средства реализации функций;

3) определить состав органов (временных и постоянных), которые будут реализовывать функции управления развитием, и их взаимоотношения;

4) определить логическую структуру управленческих действий при реализа-

ции функции управления развитием;


5) распределить полномочия и ответственность за выполнение этих управ-

ленческих действий;

6) определить ответственность за руководство выполнением управленческих действий и контроль1.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ве-

дут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей.

Выделяются следующие основные типы организационных

структур:

ƒ линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по прин-

ципу субординации;

ƒ функциональная, при которой согласование подчиненности и ответствен- ности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями со- трудников и подразделений по принципу координации;

ƒ смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

В вертикальной структуре управления большинства полнокомплектных

школ выделяют четыре уровня управления:

1) директор;

2) заместители и другие члены администрации;

3) учителя, классные руководители, воспитатели;

4) учащиеся.

На каждом из этих уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп,

временных коллективов, секций, клубов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой. Такая структура относительно стабильна и не меняется годами в школе, которая работает в режиме функционирования. Ин-

новационная деятельность школы приводит к необходимости изменять органи-

зационную структуру и структуру управления учреждением.

 

Изменения в организационной структуре школы и в структуре ее управле- ния всегда должны отражать и обеспечивать специфику образовательного процесса конкретной школы.

 

Рассмотрим эти закономерности на примере опытно-экспериментальной ра- боты Волгоградской городской гимназии (сейчас — гимназия № 1 г. Волгограда).

 

Педагогический коллектив Волгоградской городской гимназии принял в каче- стве основы своей работы подготовку выпускника к профессионально-лич- ностному самоопределению в соответствии с его склонностями и способностями.

 

 

1 См.: Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред.

М. М. Поташника. — М.: АПП ЦИТП, 1992.


В результате предполагалась социально активная личность, сочетающая в себе гражданственность, высокие нравственные качества и готовность в конструктив- ной, общественно полезной деятельности реализовать себя, свою индивидуаль- ность.

Для достижения обозначенной цели в учебном плане гимназии были выделены три основных блока образовательных дисциплин: функциональной подготовки; социальной ориентации и адаптации; формирования культуры. Единство этих трех составляющих образно было обозначено как «КСИ-концепция»: Культура — Со- весть — Интеллект. Подобное выделение блоков дисциплин было обусловлено трехкомпонентной структурой профессионально-трудовой направленности лич- ности и акцентированием содержания каждого предмета на формирование опреде- ленного компонента направленности (См.: Боры тко Н. М. Воспитание про- фессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: Дис. … канд. пед. наук / Н. М. Борытко. — Волгоград, 1994).

В процессе опытно-экспериментальной работы сложилась и соответствующая структура ее организации и управления. В составе гимназии были выделены пять основных структурных подразделений (комплексов) во главе с заместителями ди- ректора; они включали в себя более мелкие подразделения (центры).

Учебно-методический комплекс, имеющий целью реализацию подпрограммы

«Интеллект», включал в себя методические центры гуманитарного образования, естественно-научного образования, обучение иностранным языкам и международ- ных связей, начального обучения.

Культурно-спортивный комплекс (подпрограмма «Культура») состоял из ху- дожественно-эстетического, физкультурно-спортивного и учебно-производствен- ного центров.

Социально-педагогический комплекс (подпрограмма «Совесть») объединял классных воспитателей и преподавателей дисциплин ориентирующего цикла.

Для гимназии, которая занималась поисковой работой и являлась методиче- ским центром в городе и районе, было естественным выделение научно- методического комплекса, куда входили методический кабинет, библиотека, ме- дицинская и психологическая службы.

Административно-хозяйственная часть обеспечивала соответствующую ма- териальную базу функционирования гимназии и включала в себя три бригады младшего обслуживающего персонала, а также специалистов по отдельным во- просам (главный энергетик, инженер по охране труда.).

Функционирование всех подразделений как единого организма координировал директор с помощью непосредственно подчиненного ему аппарата управления (канцелярия, бухгалтерия, инспектор по кадрам, помощники директора). Описан-

ная организационная структура иллюстрируется схемой, приведенной на рис. 1.

 

В этой организационной структуре директор больше не «учитель учителей», как в традиционной школе, и даже не их руководитель. Функции непосредст- венного административно-методического руководства делегируются заведую- щим центрами (руководителям структурных подразделений). Они контролиру- ют прохождение учебных программ, организуют методическую учебу учителей своего центра, проводят первичную экспертизу предлагаемых ими новаций.


 


Совет гимназии ДИРЕКТОР





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.