Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резервные фонды органов исполнительной власти и местного самоуправления. 9 страница




Администраторы доходов федерального бюджета (в том числе территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы) уточняют платежи в бюджетную систему, в том числе затрагивающие федеральный бюджет.

Перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов бюджетов на счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, производится в общем в порядке, установленном Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н.

Исполнение федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется с соблюдением общих правил, установленных ст. ст. 219 и 219.2 БК РФ. Бюджетные обязательства получатели средств федерального бюджета принимают на себя в общем порядке путем заключения государственных контрактов на приобретение товаров (работ, услуг) для нужд Российской Федерации, других договоров, а также на основании нормативных правовых актов или соглашений.

Подтверждение получателями средств федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета обязательств по расходам за счет средств федерального бюджета осуществляется с учетом Приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н <1>. В соответствии с Порядком о санкционировании оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета предоставляют в органы Федерального казначейства заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег.

--------------------------------

<1> Указанным Приказом утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Положение о санкционировании денежных обязательств). Данный Приказ вступил в силу с 1 января 2009 г. // Российская газета. 2008. N 198.

 

Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с заявкой государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

После получения заявки и документов-оснований орган Федерального казначейства проводит их проверку и их санкционирование.

Заявка проверяется на правильность и полноту заполнения ее реквизитов. Подтверждающие документы требуются для проведения проверки действительности возникновения денежных обязательств, их размера и на предмет соответствия сведениям, указанным в заявке, реквизитам подтверждающих документов.

При санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) заявка проверяется по следующим направлениям:

а) коды классификации расходов федерального бюджета, указанные в заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления заявки;

б) соответствие указанных в заявке кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа, исходя из назначения платежа, в соответствии с установленным порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации;

в) указанный в заявке авансовый платеж не должен превышать предельного размера авансового платежа, установленного федеральным законом (постановлением Правительства Российской Федерации), в случае представления заявки для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - должен соответствовать размеру и срокам выплаты арендной платы за период пользования имуществом по условиям договора аренды;

г) соответствие содержания операции коду классификации операций сектора государственного управления и содержанию текста назначения платежа, указанным в заявке;

д) не должны быть превышены указанные в заявке суммы остатков лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

е) не должны быть превышены указанные в заявке суммы остатка источника дополнительного бюджетного финансирования, если проводится проверка заявки за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.

Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств определены особенности проверки заявок на оплату отдельных видов расходов (расходы на социальные выплаты населению, расходы в рамках исполнения государственных контрактов) и по выплатам по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Если заявка не соответствует установленным требованиям, то она возвращается получателю (администратору источников финансирования дефицита бюджета).

При положительном результате проверки в заявке, представленной на бумажном носителе, уполномоченный руководителем Федерального казначейства (органа Федерального казначейства) работник делает отметку, подтверждающую санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), проставляет дату, ставит подпись и расшифровывает ее, указывая свою фамилию и инициалы, и заявка принимается к исполнению.

Исполнение федерального бюджета по расходам завершается подтверждением исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в общем порядке, который определен Бюджетным кодексом РФ, с учетом особенностей, связанных с организацией деятельности органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ наделяет региональные и местные органы власти полномочиями в процессе исполнения бюджетов. Это позволяет, обеспечивая единство бюджетной системы Российской Федерации, учитывать региональные и местные особенности при организации процесса исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Обеспечение исполнения бюджетов субфедерального уровня находится в ведении высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций. Так, в соответствии со ст. 51 Закона Республики Карелия от 21 июля 2001 г. N 527-3РК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" исполнение бюджета Республики Карелия и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования обеспечивается Правительством Республики Карелия.

Организация исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется финансовыми органами соответствующего уровня.

Кассовое обслуживание бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов проводят территориальные органы Федерального казначейства.

Между тем в ряде субъектов Российской Федерации кассовое обслуживание бюджетов осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Основу исполнения региональных и местных бюджетов составляют сводные бюджетные росписи и кассовые планы. Они составляются и ведутся в порядке, утверждаемом финансовыми органами соответствующего уровня.

Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по доходам ведется в общем порядке, который установлен в ст. 218 БК РФ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно определяют перечень главных администраторов и администраторов доходов бюджетов, однако объем их полномочий и порядок взаимодействия с органами Федерального казначейства одинаков.

Содержание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определено в ст. 218 БК РФ. Региональное законодательство о бюджетном процессе и нормативные правовые акты муниципальных образований о бюджетном процессе повторяют положения Бюджетного кодекса РФ.

 

8.6. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и

утверждение бюджетной отчетности

 

Бюджетный процесс завершается составлением, проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. "Отчетная" стадия бюджетного процесса состоит из четырех этапов:

а) составление бюджетной отчетности;

б) внешняя проверка бюджетной отчетности;

в) рассмотрение бюджетной отчетности;

г) утверждение бюджетной отчетности.

В состав бюджетной отчетности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации включаются пять документов:

а) отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Длительное время отчет об исполнении бюджета был единственной установленной бюджетным законодательством формой бюджетной отчетности. В действующем Бюджетном кодексе РФ отчету об исполнении бюджета уделено серьезное внимание. В отличие от других форм отчетности, годовых, отчет об исполнении бюджетов составляется ежеквартально. Кроме того, только отчет об исполнении бюджета подлежит обязательному утверждению законодательными (представительными) органами власти;

б) баланс исполнения бюджета состоит из сведений о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета; позволяет оценить динамику активов и обязательств бюджетной системы Российской Федерации;

в) отчет о финансовых результатах деятельности. В нем в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления представлены данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде;

г) отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления;

д) пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных, содержащихся в Главной книге и регистрах бюджетного учета.

Бюджетная отчетность составляется всеми получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов и главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, достигается "сквозное" составление бюджетной отчетности, когда бюджетная отчетность вышестоящего уровня включает в себя бюджетную отчетность всех нижестоящих уровней.

Бюджетная отчетность всех участников процесса исполнения бюджета соответствующего уровня (получатели бюджетных средств, распорядители, главные распорядители, администраторы, главные администраторы) образует бюджетную отчетность Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Бюджетная отчетность представляется главным распорядителям, главным администраторам доходов и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета, которые называются главными администраторами бюджетных средств. На них возложены обязанности по составлению сводной бюджетной отчетности и ее представлению в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основе данных сводной бюджетной отчетности, полученных от главных администраторов бюджетных средств, Федеральное казначейство, финансовые органы соответствующего уровня составляют бюджетную отчетность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Указанная отчетность представляется в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Как уже отмечалось, отчет об исполнении бюджета занимает особое место в составе бюджетной отчетности. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

"Сквозное" формирование бюджетной отчетности предусмотрено и в разрезе консолидированных бюджетов всех уровней. Напомним, что консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы (без бюджетов государственных внебюджетных фондов) на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов. Так, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает в себя консолидированные бюджеты муниципальных районов и собственно бюджет субъекта Российской Федерации.

Формирование консолидированной бюджетной отчетности подчинено тем же правилам. Консолидированная отчетность вышестоящего уровня включает консолидированную бюджетную отчетность нижестоящего уровня и отчетность об исполнении бюджета этого вышестоящего уровня. В наиболее общем виде процесс ее формирования выглядит следующим образом: поселение - муниципальный район - субъект Российской Федерации - Российская Федерация.

Финансовые органы поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района.

Финансовый орган муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в Федеральное казначейство.

Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации представляют бюджетную отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации.

Отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов формируется на уровне территориальных государственных внебюджетных фондов, которые представляют ее в финансовый орган субъекта Российской Федерации. В свою очередь, субъекты Российской Федерации представляют бюджетную отчетность территориальных государственных внебюджетных фондов в Федеральное казначейство. В Федеральное казначейство поступает и бюджетная отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. На основании полученной отчетности Федеральное казначейство формирует консолидированную отчетность об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов и направляет ее в Министерство финансов Российской Федерации.

Следующим этапом "отчетной" стадии бюджетного процесса является обязательная внешняя проверка бюджетной отчетности. Бюджетным законодательством регламентируется порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, а также бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

На федеральном уровне внешнюю проверку проводит Счетная палата Российской Федерации. В этих целях главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации.

По результатам проверки бюджетной отчетности Счетная палата РФ оформляет заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. Заключения должны быть подготовлены не позднее 1 июня текущего финансового года.

Не позднее 15 июня текущего финансового года Правительство Российской Федерации направляет в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

На основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета проводит орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, образованный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта РФ. Как правило, соответствующие нормы содержатся в законах субъектов Российской Федерации о бюджетном устройстве. Например, в ст. ст. 30, 31 Закона Архангельской области от 23 сентября 2008 г. N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" определен порядок проведения внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета Контрольно-счетной палатой Архангельского областного собрания депутатов; порядок проведения внешних проверок отчетов об исполнении региональных бюджетов установлен в ст. 93 Закона Республики Башкортостан от 15 июля 2005 г. N 205-з "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан", в ст. 74 Закона Республики Карелия от 21 июля 2001 г. N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия".

В целях проведения внешней проверки отчета об исполнении регионального бюджета высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета данного субъекта не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий полтора месяца.

При подготовке заключения на годовой отчет об исполнении регионального бюджета орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации основывается на результатах проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств субъектов РФ.

Внешние проверки бюджетной отчетности муниципальных образований проводятся в соответствии с общими требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, который определяется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий одного месяца.

Особенность внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов поселений состоит в том, что они по обращению с муниципальными районами и субъектами Российской Федерации могут проводиться органами государственного или муниципального контроля, созданными их представительными (законодательными органами). Возможность делегирования прав поселениями по внешней проверке отчетов о местных бюджетах обусловлена тем, что на уровне поселений не всегда есть возможность качественно и оперативно контролировать исполнение бюджетов.

После проведения внешней проверки бюджетной отчетности она рассматривается законодательным (представительным) органом соответствующего уровня. Порядок рассмотрения отчета об исполнении бюджета определяется нормами Бюджетного кодекса РФ, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, другая бюджетная отчетность об исполнении бюджета и бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторно представляется в срок, не превышающий одного месяца.

Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ в наиболее общем виде регулирует отношения по рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В сущности, на федеральном уровне определены лишь временные рамки, в пределах которых годовые отчеты об исполнении бюджетов должны представляться на рассмотрение, а также сроки устранения недостатков в отчетах об исполнении бюджетов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие бюджетного процесса.

2. Назовите стадии бюджетного процесса.

3. Охарактеризуйте бюджетный цикл.

4. Укажите принципы бюджетного процесса.

5. Раскройте содержание полномочий участников бюджетного процесса.

6. Выделите особенности составления проектов бюджетов.

7. Каковы особенности рассмотрения и утверждения проектов бюджетов?

8. Раскройте содержание исполнения бюджетов.

 

Глава 9. БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

9.1. Понятие и содержание бюджетного контроля

 

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины <1>. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

--------------------------------

<1> Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. М., 2001. С. 576.

 

В Бюджетном кодексе РФ контролю в сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.

По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:

а) соблюдение финансового законодательства;

б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

в) соблюдение бюджетного процесса;

г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;

д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

е) проверка и координация деятельности контрольных органов.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов <1>. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

--------------------------------

<1> Голубев А.В. Контролируемые субъекты финансово-бюджетного контроля // Законодательство и экономика. 2007. N 10.

 

В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.

По субъектам бюджетного контроля выделяется:

а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства <1>. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

--------------------------------

<1> См.: Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учебное пособие. М., 2002. С. 17.

 

В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией Российской Федерации при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, - аудита бюджета.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Внешний государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.