Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ внешнеторговой деятельности предприятия




Целью анализа внешнеторговой деятельности предприятия является оценка места и роли внешнеторговой деятельностина предприятии и разработка рекомендаций и предложений по повышению ее эффективности, для чего, в свою очередь, требуется решить следующие задачи:

· определить динамику и структуру объемов экспорта (импорта) в натуральном и стоимостном выражении, определить влияние факторов на изменение объемов экспорта (импорта);

· проанализировать выполнение обязательств по срокам и качеству;

· проанализировать составляющие накладных расходов по экспорту (импорту) и определить их динамику;

· рассчитать показатели эффективности экспорта (импорта);

· разработать рекомендации по повышению эффективности внешнеторговой деятельности.

В данном разделе будут рассмотрены показатели, характеризующие экспортную деятельность предприятия.

Анализ экспорта предприятия складывается из следующих основных этапов:

Этап I - анализ выполнения обязательств по экспортным поставкам. На данном этапе также проводится анализ цен.

Этап II – анализ накладных расходов по экспорту товаров.

Этап III - анализ экономической эффективности экспорта.

В процессе анализа используются традиционные способы и приемы экономического анализа:

· - расчет абсолютных, относительных, средних величин;

· - методы сравнения, группировок;

· - индексный метод и метод цепных подстановок,

· балансовый.

Предварительный этап. Перед непосредственным анализом внешнеторговой деятельности предприятий, необходимо установить необходимость такого анализа. Для этого сравниваются следующие показатели:

1) темпы роста выручки от реализации продукции и темпы роста реализации продукции на экспорт;

2) удельный вес экспортной продукции в общей выручке.

Удельный вес экспортной продукции в общем объеме реализованной продукции составит ():

(8.1)

где РПэк i - объем продукции i-го вида, реализованной на экспорт;

РПi -общий объем реализованной продукции i-го вида.

n – количество видов продукции.

Результаты экспортной деятельности указываются отдельной строкой в таблицах по анализу выпуска и реализации всей продукции предприятия (табл. 8.1.-8.2.). Абсолютное отклонение по процентным показателям (например, удельный вес экспортной продукции) рассчитывается в процентных пунктах (п.п.), а темп роста не вычисляется.

 

Таблица 8.1. Анализ выпуска и реализации продукции

Показатели Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базисно-го года От плана к базис-ному году к плану
РП, млн. руб.       +21 +11 121,0 110,0
В т.ч. на экспорт, млн. руб.       +10   150,0 100,0
Удельный вес экспортной продукции, % 20,0 27,3 25,0 +5 п.п. - 2,3 п.п. - -

Вывод. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что экспортная деятельность занимает существенное место в деятельности предприятия: на экспорт в базисном году было поставлено 20% общего объема продукции, в отчетном – 25%. За отчетный период общий объем экспортных поставок вырос в 1,5 раза, что превышает темп роста реализованной продукции в целом.

Далее можно определить удельный вес экспортной продукции по каждому виду ():

 

(8.2)

где РПэк i - объем продукции i-го вида, реализованный на экспорт, тыс. руб.;

РПi -общий объем реализованной продукции i-го вида, тыс.руб.

 

Таблица 8.2. Анализ структуры выпуска и реализации продукции

Вид продукции Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение в структуре экспорта
Структура экспорта,% Структура РП, % Структура экспорта, % Структура РП, %
Продукт А         -2 п.п.
Продукт Б         +19 п.п.
Продукт В         -17 п.п.
Продукт Г -   -   -
Продукт Д -   -   -
ИТОГО:         -

Вывод. Несмотря на то, что наибольший удельный вес в структуре производимой продукции занимает продукт Г, на экспорт он не поставляется в силу низкой конкурентоспособности. Большая часть произведенной продукции вида А, Б, В в отчетном периоде поставляется за рубеж.

В том случае, если поставки продукции на экспорт сопоставимы по объемам с поставками на внутренний рынок, осуществляется отдельно анализ экспортной деятельности предприятия.

Этап I. Анализ выполнения обязательств по экспортным поставкам

В целом методика анализа выполнения обязательств по поставкам экспортной продукции совпадает с методикой анализа выпуска продукции и включает:

1) анализ выполнения обязательств по стоимости, физическому объему, количеству экспортируемых товаров;

2) анализ выполнения обязательств по срокам их поставок;

3) анализ выполнения обязательств по качеству;

4) анализ цен.

Устанавливаются факторы, повлиявшие на эти показатели, измеряется их воздействие, выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям.

1. Выполнение обязательств по физическому объему и стоимости экспортируемых товаров

Анализ проводится в следующей последовательности:

1.1. Определяется выполнение обязательств по товарам и товарным группам (в стоимостном и натуральном выражении).

 

Таблица 8.3. Выполнение обязательств по товарам и товарным группам в натуральном выражении

Вид продукции Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
т % т % т %
Продукт А   10,0   8,3   15,4 +10 +10    
Продукт Б   20,0   33,3   30,8 +20      
Продукт В   70,0   58,4   53,8        
ИТОГО   100,0       100,0 +30 +10   108,3

Вывод. В структуре поставляемой на экспорт продукции наибольший удельный вес занимает продукт В, хотя его удельный вес в отчетном году снизился в сравнении с базисным годом (70%) и составил 53,8% в плановом периоде. Одновременно существенно вырос удельный вес продукта Б – с 20 до 30,8 %.

Для иллюстрации изменения товарной структуры экспортных поставок рекомендуется составить следующие диаграммы (рис. 8.1.-8.2):

Рис.8.1. Товарная структура в базисном Рис.8.2. Товарная структура в отчетном

году году

Подобным образом составляется табл. 8.4. для анализа выполнения обязательств в стоимостном выражении (руб., долл. и др.)

Таблица 8.4 Выполнение обязательств в стоимостном выражении, руб.

Вид продукции Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. %
Продукт А   25,0   20,0   23,3 +2 +1   116,67
Продукт Б   25,0   36,7   43,3 +8 +2   118,18
Продукт В   50,0   43,3   33,3   -3   76,92
ИТОГО             +10     100,00

Вывод. Вструктуре выручки от реализации продукции на экспорт наибольшим удельным весом обладает продукт Б – 43,3% (в базовом году - 25%), второе место принадлежит продукту В – 33,3% (в предшествующем году – 50%).

Анализ выполнения экспортных обязательств в долларовом выражении проводится в аналогичной табл. 8.5.

 

Таблица 8.5. Выполнение обязательств в долларовом выражении

Вид продукции Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
Млн. долл. % Млн. долл. % Млн. долл. %
Продукт А 0,175   0,245 23,3 0,23 23,3 +0,058 -0,012 133,3 93,9
Продукт Б 0,175   0,455 43,3 0,43 43,3 +0,258 -0,022 247,6 94,5
Продукт В 0,350   0,350 33,3 0,33 33,3 -0,017 -0,017 95,2 94,3
ИТОГО 0,700   1,050 100,0 1,0 100,0 +0,300 -0,050 142,9 95,2

Вывод. В отчетном году объемы реализации в долларовом выражении по всем продуктам, за исключением продукта В, выросли по сравнению с базисным периодом. Однако плановые значения показателей не были достигнуты, темп роста выручки составил только 95,2%.

По данным таблиц 8.3-8.5, пользуясь методом цепных подстановок, можно определить влияние на общее изменение объемов экспорта следующих факторов:

· фактора цен;

· фактора физического объема;

· фактора структуры.

Расчетная формула имеет вид:

РПдолл = Σ Вэк * dэк i * Цдолл i (8.3)

где РПдолл - объем поставок продукции на экспорт

Вэк – объем поставок в натуральных единицах измерения;

dэк i – удельный вес поставок продукции i вида;

Цдолл i - цена продукции i вида продукции в долларах при анализе объемов экспорта в долларовом эквиваленте (в рублях – при анализе объемах экспорта в рублевом эквиваленте).

Влияние факторов на общее изменение объемов экспорта можно оценить, используя индексный метод, для чего рассчитываются общий индекс реализованной продукции, индексы физического объема, структурных сдвигов и индекс цен.

Причины изменения факторов устанавливаются и тщательно анализируются. Недовыполнение плановых обязательств по экспорту товаров и изменение этого показателя по сравнению с уровнем базисного года могут быть вызваны различными причинами. Причины изменения физического объема экспортных поставок - срыв поставок исходного сырья для производства экспортной продукции, задержки в транспортировке, качественные характеристики товара, трудности реализации товара на рынке конкретной страны и т.д. Изменение структуры экспортируемой продукции происходит вследствие снижения спроса на определенный вид продукции, увеличения себестоимости вида продукции, изменения качества производимой продукции и др. Причинами изменения цен являются изменение конъюнктуры мирового рынка, изменение курса валют и т.д. Подробный анализ цен будет рассмотрен далее.

1.2. Определяется выполнение обязательств по странам (в стоимостном и натуральном выражении).

При анализе выполнения экспортных обязательств в стоимостном и натуральном выражении по странам используются таблицы, аналогичные табл. 8.3.-8.5. В качестве примера проведем анализ выполнения экспортных обязательств в долларовом выражении (табл. 8.6.).

 

Таблица 8.6. Выполнение экспортных обязательств по странам

Страна Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
Млн. долл. % Млн. долл. % Млн. долл. %
Страна А 0,4 57,1 0,6 57,1 0,6 60,0 +0,20   150,0 100,0
Страна Б 0,1 14,3 0,2 19,0 0,25 25,0 +0,15 +0,05 250,0 125,0
Страна В 0,2 28,6 0,25 23,8 0,15 15,0 -0,05 -0,10 75,0 60,0
ИТОГО 0,7 100,0 1,05 100,0 1,0 100,0 +0,30 -0,05 142,9 95,2

 

Страны-импортеры ранжируются по значимости, т.е. по удельному весу в географической структуре экспорта, а затем по темпам роста.

Вывод. В географической структуре экспорта наибольшим удельным весом обладает страна А. Экспорт в страну Б рос самыми высокими темпами, что вызвало изменение удельного веса страны с 14,3% в базисном году до 25% в отчетном. Одновременно происходило сокращение экспорта в страну В.

Изменение географической структуры наглядно демонстрируют следующие диаграммы (рис. 8.3. и 8.4.):

Рис.8.3. Географическая структура экспорта в базисном году   Рис.8.4. Географическая структура экспорта в отчетном году

Помимо анализа в разрезе товаров и стран, возможно проведение анализа по основным контрагентам (экспортерам или посредникам).

1.3. Определяется выполнение обязательств по объединению или фирме в целом в стоимостном и натуральном выражении (табл.8.7.).

 

Таблица 8.7. Выполнение обязательств по фирме в целом

Показатели Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план факт От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
ИТОГО, т.       +30 +10 130,0 108,3
ИТОГО, млн. руб.           150,0 100,0
ИТОГО, млн. долл. 0,7 1,05 1,0 +0,3 -0,05 142,9 95,2
Средний курс руб./долл. 28,57 28,57   +1,43 +1,43 105,0 105,0

 

Далее, пользуясь формулой

(8.4)

где РПруб – рублевый эквивалент экспортной выручки;

РПдолл – долларовый эквивалент экспортной выручки;

Круб/долл – среднегодовой обменный курс рубля к доллару, по методу цепных подстановок можно определить влияние на общее изменение объемов экспорта в рублевом выражении следующих факторов: общего объема договорных обязательств и курса рубля к доллару:

 

ΔРПруб = РП руб ф – РП руб б = 30 – 20 = 10 млн. руб.

ΔРП руб РП = РП долл фруб/долл б – РП долл б * К руб/долл б =

= 1,0*28,57 – 20 = 8,57 млн. руб.

РП руб К = РП долл фруб/долл ф – РП долл ф * К руб/долл б =

=30 – 1,0 * 8,57 = 1,43 млн. руб.

 

где РПруб ф, РПруб б – рублевый эквивалент экспортной выручки в отчетном и базисном годах соответственно;

РПдолл ф, РПдолл б – долларовый эквивалент экспортной выручки в отчетном и базисном годах соответственно;

Круб/долл ф, Круб/долл б – обменный курс рубля к доллару в отчетном и базисном годах соответственно.

Вывод. В отчетном году рублевая выручка от экспорта изменилась на 10 млн. руб. по сравнению с базисным годом. Данный рост был обеспечен в большей степени ростом объема реализации в долларах. Благодаря этому фактору рублевая экспортная выручка увеличилась на 8,57 млн. руб. Девальвация рубля привела к росту рублевой выручки на 1,43 млн. руб.

Итоговое изложение обработанной аналитической информации производится в обратном порядке: оценка экспортных операций в целом по объединению или фирме; выполнение обязательств по странам, по товарам и товарным группам.

Анализ выполнения обязательств по поставкам в натуральных и стоимостных единицах измерения тесно увязывается с анализом сроков исполнения контрактов.

 

2.Выполнение обязательств по срокам их поставок

Информацию для анализа можно получить из оперативных отчетов о поставках товаров по контрактам. Отчеты позволяют выяснить:

1) сколько и на какую сумму было заключено контрактов;

2) сколько и на какую сумму было выполнено контрактов;

3) какие контракты и на какую сумму оказались просроченными при исполнении.

Изучаются причины неполной реализации соглашений и нарушений сроков поставок. Нарушение сроков договоров поставки приводит к начислению штрафов, пени и выплате штрафных санкций, а также не способствует формированию хорошей репутации экспортера.

Определяется показатель просрочек поставок продукции (П), который характеризует удельный вес просроченных контрактов и просроченных обязательств.

 

(8.5)

где SКп – количество контрактов, просроченных в течение года;

и - количество контрактов, подлежащих исполнению в течение года.

 

, (8.6)

 

где SОп – сумма обязательств по контрактам, просроченных в течение года;

и – сумма обязательств по контрактам, подлежащих исполнению в течение года.

Показатель за отчетный год сравнивается с уровнем предшествующего года.

На данном этапе можно также осуществить анализ ритмичности поставок на экспорт как в натуральных, так и в стоимостных единицах. В последнем случае весь фактический объем реализации продукции пересчитывается по плановым ценам. Анализ может проводиться по всей продукции или по отдельным ее видам.

3. Выполнение обязательств по качеству

Анализ качества начинается с сопоставления качественных параметров экспортной продукции с параметрами ГОСТа или ISO. После этого фактические качественные параметры могут быть сопоставлены с параметрами продукции, производимой у конкурентов как внутри страны, так и за рубежом. Далее анализ проводится по следующей группе показателей.

Определяется коэффициент сортности поставляемой продукции, являющийся обобщающим показателем, характеризующим качество продукции:

 

(8.7)

 

где i – вид продукции предприятия;

k – сорт по каждому виду продукции;

Вi к – объем продукции данного сорта в натуральном выражении;

Ц i к – цена сорта;

Ц i в – цена высшего сорта по i-ому виду продукции.

 

Данный коэффициент характеризует продукцию предприятия по сортам (если значение коэффициента стремится к 1, то вся продукция предприятия - высших сортов), а также с точки зрения разрыва цен.

Определение коэффициента сортности представляется целесообразным, во-первых, в силу того, что поставляемая в страны дальнего и ближнего зарубежья продукция отличается по качеству, и, во-вторых, имеются случаи продажи низкокачественной продукции за рубеж по заниженным ценам.

Определяется показатель удельного веса некачественной продукции, рассчитываемый как сумма удовлетворенных рекламаций, отнесенная к стоимости поставленных на экспорт товаров.

 

(8.8)

 

где SР – сумма удовлетворенных рекламаций;

исп – общая сумма поставок на экспорт.

Далее изучаются также отдельные рекламации. Выясняется, какие меры принимались предприятием по повышению качества продукции, и насколько они оказались эффективными.

Анализ качества экспортной продукции по данным рекламаций может происходить таким образом, как показано в табл. 8.8.

 

Таблица 8.8. Анализ качества экспортной продукции по данным рекламаций

Показатель Вид продукции
А Б В
Ба-зис-ный год Отчетный год Ба-зис-ный год Отчетный год Ба-зис-ный год Отчетный год
Объем Темп рос-та,% Объем Темп рос-та,% Объем Темп рос-та,%
Объем реализации на экспорт, млн. руб.           260,0      
Количество принятых рекламаций, шт.           66,7      
Сумма принятых рекламаций, млн. руб. 0,05 0,07   0,02 0,01 50,0 0,05 0,06  
Удельный вес некачественной продукции, % 1,0 1,0 0 п.п. 0,4 0,1 -0,3 п.п. 0,5 0,6 0,1 п.п.

где dн б и dн ф – удельный вес некачественной продукции всех видов в базисном и отчетном годах соответственно.

Вывод. Продукция предприятия отличается достаточно высоким качеством. При этом показатель удельного веса некачественной продукции в отчетном году снизился по сравнению с базисным периодом, что свидетельствует об общем повышении качества продукции всех видов. Существенно повысилось качество продукта Б (значение коэффициента снизилось с 0,4 до 0,1). Качество продуктов А и В незначительно ухудшилось. Задачей предприятия является улучшение качества всех видов продукции.

Полноту выполнения договорных обязательств можно проанализировать, пользуясь следующим показателем:

; (8.9)

где Шк – штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение качества продукции, объемов и сроков поставки.

4.Анализ цен

В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка фактор цен может оказать существенное влияние на выполнение обязательств по экспорту товаров. Поэтому на этапе анализа выполнения экспортных обязательств целесообразно провести анализ цен.

По данным таблиц 8.3. и 8.4. может быть составлена таблица среднегодовых цен (табл. 8.9.).

 

Таблица 8.9. Среднегодовые цены

Вид продукции Базисный год, руб./кг. Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
план, руб./кг. факт, руб./кг. От базис-ного года От плана к базис-ному году к плану
Продукт А       -150 -250   58,33
Продукт Б       +75 +50   118,18
Продукт В 142,86 185,71 142,86   -42,86   76,92
Средняя     230,77 +30,77 -19,23 115,39 92,31

Вывод. Средняя цена в отчетном году выросла на 15,4% по сравнению с базисным периодом, однако плановый уровень показателя не был достигнут. Наибольшим колебаниям подвержены цены на продукт А, при этом в отчетном году средняя цена на снизилась на 42% по сравнению с базисным годом. Среднегодовая цена на продукт В не изменилась по отношению к базисному периоду, что свидетельствует о стабильном развитии данного товарного рынка, хотя при планировании ожидалось повышении цен на продукцию данного вида.

Далее следует результаты анализа сопоставить с динамикой цен на мировом рынке, изменением его конъюнктуры.

5. Анализ базисных условий поставки

Заключительным этапом данного раздела анализа может служить анализ базисных условий поставки, определяющих как уровень цен на продукцию, так и объем обязательств контрагентов, который, в свою очередь, будет служить базой для планирования внешнеэкономической деятельности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.