Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В коммерческих и иных организациях 1 страница




 

Литература

 

Асанов Р.Ф., Изосимов С.В. Уголовная ответственность за преступления, совершенные служащими коммерческих и иных организаций. Уфа, 2001.

Аснис А.Я. Служебное преступление: понятие, субъект. М., 2003.

Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.

Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.

Гордейчик С.А. Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций. Волгоград, 2000.

Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.

Изосимов С.В. Преступления, совершенные управленческим персоналом коммерческих и иных организаций. Н. Новгород, 2003.

Корчагин А.Г. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток, 2001.

Сидоров Б.В. От злоупотребления правом до злоупотребления властью. Набережные Челны, 2007.

Солдатова Л.В. Ответственность за злоупотребление полномочиями или превышение полномочий служащими коммерческих и иных организаций (вопросы истории, теории и законодательного регулирования). Казань, 2002.

Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997.

 

Глава 23 впервые появилась в новом УК РФ в 1996 г. В 2008 г. она дважды подвергалась изменениям в связи с принятием двух важных Федеральных законов: от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности") и от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". Видовым объектом преступлений, объединенных в гл. 23 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы службы в коммерческих и иных организациях. Интересы службы представляют собой нормальный, определенный соответствующими нормативными правовыми актами порядок организации и деятельности коммерческих и иных организаций. Преступления посягают и на авторитет коммерческих и иных организаций, их деловую репутацию, так как общественно опасные деяния совершаются от их имени или в их интересах.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дается в ст. 50 ГК РФ. Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие такой цели не имеют и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации создаются в следующих формах: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере); хозяйственные общества (акционерное общество закрытого и открытого типа, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные преступления.

Некоммерческие организации действуют в форме: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 201 и 202 УК РФ, выражается как в форме действий, так и в форме бездействия, а преступлений, предусмотренных ст. ст. 203 и 204 УК РФ, - только в форме действий.

Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступлений, кроме предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 204, - специальный. В ч. 1 и ч. 2 ст. 204 субъектом преступлений выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В международно-правовых актах к коррупции отнесена и коррупция в частном секторе, который охватывает круг интересов, охраняемых гл. 23 УК РФ. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые дано определение коррупции; оно включает пять преступлений, два из них входят в гл. 23 УК РФ - злоупотребление полномочиями (ст. 201) и коммерческий подкуп (ст. 204) <1>. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568, указывает на необходимость приведения в соответствие санкций гл. 23 УК РФ с санкциями гл. 30 УК РФ, что и было сделано Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. 30 декабря.

 

Особенностью преступлений, объединенных в данную главу, является особый порядок уголовного преследования, определенный в примечании к ст. 201 УК РФ. Такого примечания в других главах УК РФ нет.

В примечании определено два варианта уголовного преследования.

1. Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

2. Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Порядок уголовного преследования, таким образом, зависит, во-первых, от того, в какой коммерческой организации имело место преступление, во-вторых, кому причинен вред - только коммерческой организации или также личности, обществу и государству. Коммерческие организации могут образовываться в виде государственных и муниципальных предприятий.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие порядок управления и интересы службы в коммерческой или иной организации. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.

Состав сконструирован как материальный, и объективная сторона выражается в деянии (злоупотреблении полномочиями), последствиях в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций, охраняемым законом интересам общества или государства и причинной связи между ними.

Злоупотребление полномочиями выражается в использовании полномочий вопреки законным интересам организации. Использование полномочий предполагает осуществление полномочий, входящих в круг обязанностей данного лица, которыми оно наделено по службе и которые связаны с управлением организациями. Ряд специалистов рассматривают злоупотребление служебными полномочиями как форму злоупотребления субъективным правом, "поскольку осуществление полномочий есть разновидность осуществления лицом своих субъективных прав, дозволенных законом. Это форма злоупотребления правом, состоящая в незаконном использовании официально предоставленных лицу в силу занимаемого им служебного положения прав, возможностей для совершения деяния, противоречащего интересам службы и влекущего существенное нарушение правоохраняемых интересов" <1>.

--------------------------------

<1> Сулейманова А.Д. Злоупотребление полномочиями по российскому уголовному праву: проблемы квалификации и законодательной регламентации: Автореф. дис.... к.ю.н. Казань, 2005. С. 9.

 

Использование полномочий прежде всего предполагает действие. Б.В. Волженкин применительно к должностным лицам писал о том, что в случае, когда должностное лицо не исполняет обязанности по службе, "скорее это будет их неиспользование вопреки интересам службы" <1>. Однако современные исследователи, например Е.В. Львович, полагают, что должностные злоупотребления в подавляющем большинстве случаев совершаются путем конкретных действий и только редко в форме бездействия <2>. Эта позиция основана на том, что служебные полномочия включают в себя не только обязанности, но и права, а при бездействии лицо использует права, но уклоняется от выполнения обязанностей.

--------------------------------

<1> Курс советского уголовного права. М., 1970. Т. II. С. 144.

<2> См.: Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: Автореф. дис.... к.ю.н. Саратов, 2004. С. 20.

 

Обязательный признак, характеризующий злоупотребление, - использование полномочий вопреки законным интересам организации. Это означает нарушение нормальной деятельности организации, ее устава, заключение невыгодного контракта, выдачу необеспеченных кредитов и т.д.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия лица, которые вытекают из его полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу выполняемой служебной деятельности.

Если действия лица, связанные с нарушением служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем причиненный вред, то при наличии других необходимых условий такие действия следует оценивать как совершенные в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). В ряде случаев встает вопрос о совершении деяний при наличии других обстоятельств, исключающих преступность; обоснованном риске (ст. 41 УК РФ) и исполнении приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Поскольку состав преступления сконструирован как материальный, то обязательно причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Существенный вред выражается в причинении не только материального, но и иного вреда, например в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета коммерческих и иных организаций, создании помех в их работе, способствовании совершению преступлений. При определении сущности вреда учитываются отрицательное влияние на деятельность организаций, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших, тяжесть причиненного им вреда, в том числе и морального.

Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, понятие которого раскрывается в примечании 1 к ст. 201 УК РФ и более подробно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 6.

 

Субъектом преступления выступает лицо, которое выполняет управленческие функции постоянно, временно либо по специальному полномочию в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации независимо от формы собственности, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Субъектом преступления также признается лицо, выполняющее в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа.

Лицо, выполняющее управленческие функции по специальному полномочию, - это лицо, выполняющее возложенные на него нормативным актом функции либо в течение определенного времени, либо одноразово, либо наряду с другой основной работой. К таким лицам относятся, например, стажеры, практиканты.

Управленческие функции сводятся к двум видам функций:

1) организационно-распорядительные,

2) административно-хозяйственные.

Организационно-распорядительные функции представляют собой функции по управлению коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Они выражаются в подборе и расстановке кадров, организации труда, планировании деятельности, поддержании дисциплины. Лица, осуществляющие такие функции, обладают правом найма и увольнения работников, применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции - это функции по управлению и распоряжению имуществом коммерческих и иных организаций: определение порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за его сохранностью, принятие решений о начислении заработной платы и премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей. Такие функции выполняют главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складом, управляющие магазином и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется не только прямым умыслом, но и наличием одной из двух специальных целей:

1) извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц;

2) нанесение вреда другим лицам.

Выгоды, преимущества и вред по смыслу этой статьи могут носить как материальный, так и нематериальный характер, например оплата обучения, командировки или стажировки, продвижение по службе, получение кредита или льготных условий кредитования, сокрытие совершенных правонарушений и др.

В ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий в результате совершенного злоупотребления. Так же как и существенный вред, тяжкие последствия являются оценочной категорией.

Они могут выражаться, например, в крупных авариях, длительном приостановлении деятельности коммерческой или иной организации, массовом увольнении работников или невыплате им заработной платы, причинении вреда жизни или здоровью хотя бы одному лицу.

Злоупотребление полномочиями следует отграничивать от хищений, в первую очередь от присвоения и растраты вверенного имущества (ст. 160 УК РФ). Злоупотребление не связано с безвозмездным изъятием чужого имущества, оно может выражаться во временном использовании имущества организации без намерения обратить его в свою собственность. Если злоупотребление явилось способом хищения, то содеянное следует рассматривать как хищение, совершенное с использованием служебного положения.

Злоупотребление полномочиями выступает общей нормой по отношению к специальным нормам, предусматривающим ответственность за отдельные виды злоупотреблений. В соответствии с правилами конкуренции и ч. 3 ст. 17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и ответственность наступает по специальной норме. Такие специальные нормы содержатся в гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности": незаконное получение кредита (ст. 176), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное банкротство (ст. 196) и др.

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ). Непосредственный объект - это общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность частных нотариусов и аудиторов. В данном случае речь идет о специальной норме по отношению к общей норме злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ). В основном отличие следует проводить по субъекту преступления.

Объективная сторона выражается в использовании полномочий частным нотариусом и частным аудитором, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Многие понятия, употребляемые в данной статье, следует понимать так же, как и в ст. 201 УК РФ.

Для уяснения сущности полномочий частных нотариусов и частных аудиторов необходимо обратиться к соответствующим нормативным правовым актам. Полномочия нотариусов определяются Основами законодательства РФ о нотариате 1993 г. <1>. Нотариус в переводе с латинского (notarius) означает "писец". В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус имеет право: совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международным договором; составлять проекты сделок, заявлений и других документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. К нотариальным действиям, которые совершаются в соответствии со ст. 35, относятся, например:

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

 

- удостоверение сделки;

- выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

- свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

- свидетельствование подлинности подписи на документах;

- свидетельствование верности перевода с одного языка на другой;

- удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

- удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

- удостоверение тождества гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- удостоверение времени предъявления документов, совершение протестов векселей, совершение исполнительных надписей;

- обеспечение доказательств и др.

Аудиторская деятельность определяется Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1>. Термин "аудитор" происходит от латинского auditor, что означает "слушатель". Вероятно, что к нам оно пришло в том значении, в каком употребляется в англосаксонских странах: ревизор, контролирующий финансовую деятельность компаний. В ряде стран аудитор понимается в ином значении - как ученик в духовных училищах, присяжный заседатель, особое должностное лицо в суде.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

 

Понятие аудиторской деятельности раскрывается в ст. 1 указанного Закона. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Злоупотребление полномочиями частными аудиторами может выражаться в невыполнении возложенных на них обязанностей или в недобросовестном исполнении принадлежащих им прав: недобросовестное проведение проверки, несоблюдение требований законодательства при проведении аудиторских проверок, необеспечение сохранности документов, передача полученных в процессе аудита сведений третьим лицам и др. Согласно ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора, составляющие круг полномочий аудитора, определяются ст. 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Обязательное условие преступных злоупотреблений - это использование полномочий вопреки задачам своей деятельности. Применительно к частным нотариусам следует обратиться к задачам нотариата, закрепленным в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате: обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий. Злоупотребление вопреки этой задаче выражается в неправомерности совершенных нотариальных действий: удостоверение незаконной сделки, неверной подписи, поддельного документа и т.д. Основной задачей аудиторской деятельности является установление бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствие совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Состав преступления является материальным, существенный вред может выражаться в подрыве репутации хозяйствующего субъекта, способствовании сокрытию или совершению преступления, лишении гражданина жизни или имущества в результате неправомерных действий нотариуса, утрате неимущественных прав, незаконном вывозе ребенка за границу при подделке согласия на выезд и т.д. Виды вреда зависят от особенностей полномочий частного нотариуса и частного аудитора, и их перечень носит открытый характер.

Субъект преступления - специальный. Это частный нотариус или частный аудитор. Нотариусы и аудиторы могут быть как частными, так и государственными. Государственные нотариусы выполняют организационно-распорядительные функции в государственном учреждении и относятся к должностным лицам. Аудиторы, состоящие на государственной службе, в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" отнесены к представителям власти и также являются должностными лицами. Ответственность должностных лиц регулируется гл. 30 УК РФ. Частным нотариусом является лицо, которое назначается в порядке, предусмотренном ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, при наличии лицензии на право нотариальной деятельности по рекомендации нотариальной палаты Министерства юстиции РФ или по его поручению органами юстиции. Временное замещение отсутствующего нотариуса оформляется в порядке, определенном в ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате. При этом временно замещающее нотариуса лицо может быть субъектом преступления. Однако стажеры и практиканты, помощники нотариуса не могут выполнять функции нотариуса самостоятельно, и, следовательно, они не являются исполнителями данного преступления, но могут рассматриваться как его соучастники.

Частный аудитор может действовать в составе аудиторской организации или индивидуально. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет порядок деятельности аудиторской организации (ст. 3) и аудиторов (ст. 4). В соответствии со ст. 3 Закона аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".

По ст. 4 Закона аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных ст. 1 данного Закона.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием хотя бы одной из двух специальных целей:

1) извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц;

2) нанесение вреда другим лицам.

В ч. 2 ст. 202 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака: совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

Под несовершеннолетним понимается лицо, которое не достигло 18-летнего возраста к моменту злоупотребления полномочиями. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Если опекун склоняет частного нотариуса к удостоверению неправомерных сделок в отношении такого недееспособного лица, то опекун выступает подстрекателем или в некоторых случаях организатором преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ. При условии подкупа речь идет об ответственности и по ст. 204 УК РФ.

Виновному частному нотариусу или частному аудитору должно быть достоверно заведомо известно о несовершеннолетии или недееспособности потерпевшего лица.

Норма, предусмотренная ст. 202 УК РФ, может выступать в качестве общей по отношению к отдельным нормам, предусматривающим ответственность за конкретные виды злоупотребления полномочиями:

- распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ);

- разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ);

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ);

- разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ).

По правилам о конкуренции квалификация осуществляется только по специальной норме.

Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ). Непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие функционирование деятельности частного детектива или работника частной охранной организации в соответствии с законодательством РФ.

Объективная сторона выражается в совершении действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующих осуществление частной охранной и детективной деятельности и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Редакция данной нормы претерпела значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" <1>. Для уяснения содержания объективной стороны необходимо обратиться к Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ) <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6227.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

 

Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет круг полномочий частных детективов и охранников в ст. 3.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.