Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (статья 228.2). 6 страница




Согласно ч. 2 ст. 248 УК РФ более строго наказывается нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ). Данная статья объединяет два близких, но самостоятельных преступления:

а) нарушение ветеринарных правил (ч. 1);

б) нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2).

Их общественная опасность заключается в том, что они нарушают санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную безопасность населения и территории страны.

Объект преступления - отношения по охране животных и растений, обеспечению экологической безопасности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 УК РФ, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия.

Под ветеринарными понимаются правила, установленные в целях борьбы с эпизоотиями, заразными и массовыми незаразными болезнями животных, а также правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий, ликвидации очагов заболевания и карантинные правила. Они закреплены в законодательных актах РФ (например, Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (в ред. от 10 декабря 2010 г.), Постановление Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 830 "О государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней из иностранных государств" и др.), в международных соглашениях (например, Международная конвенция о борьбе с заразными болезнями животных, Женева, 1935), ветеринарных правилах, принимаемых субъектами Федерации.

Нарушение указанных в законе правил может быть совершено путем действий либо бездействия и выражаться в запрещенных ими содержании, перевозке, использовании домашних или диких животных, несоблюдении норм при забое скота, переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения и др.

Обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия в виде эпизоотии или иных тяжких последствий.

Содержание эпизоотии было рассмотрено при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 248 УК РФ.

К иным тяжким последствиям можно отнести падеж большого числа животных, распространение заболевания среди диких животных определенного региона, инфицирование хотя бы одного человека болезнью, являющейся общей как для людей, так и для животных, крупный материальный ущерб и т.д.

Данные последствия должны находиться в причинной связи с нарушением ветеринарных правил.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в законе.

С субъективной стороны характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность соблюдать ветеринарные правила.

В ч. 2 ст. 249 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия.

Объективная сторона выражается в нарушении указанных в законе правил (например, в Лесном кодексе РФ, Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и др.). Эти правила направлены на охрану от уничтожения и повреждения сельскохозяйственных культур, лесов, лесных насаждений от болезней или вредителей растений.

Под болезнью растений понимается более или менее значительное отклонение растительного организма от нормального физиологического состояния.

Вредители растений - это организмы (животные, насекомые, микроорганизмы, грибы, растения-паразиты), уничтожающие или повреждающие один вид растений, и полифаги, повреждающие одновременно несколько видов.

Деяние может совершаться как путем действий, так и путем бездействия. Оно будет признаваться преступлением, если наступили тяжкие последствия, находящиеся в причинной связи с нарушением правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Отнесение последствий к тяжким, о которых говорится в законе, осуществляется с учетом всех фактических обстоятельств дела. Ими могут признаваться эпитофитотия, уничтожение или повреждение леса, причинение вреда здоровью человека и т.д.

По последствиям преступления, указанным в ч. 2 ст. 249 УК РФ, отграничивается преступление от административного проступка. Статьей 10.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Состав административно-правового деликта сформулирован по типу формального, преступление же имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления указанного последствия.

Все остальные признаки рассматриваемого деяния по содержанию аналогичны соответствующим признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 УК РФ.

 

§ 3. Специальные экологические преступления

 

Загрязнение вод (ст. 250 УК РФ). Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что загрязнение воды, являющейся всеобщим условием жизнедеятельности человека, способно причинить вред практически всем элементам окружающей природной среды: животному миру, лесам, почве, недрам и т.д.

Объект преступления - отношения по обеспечению сохранности нормального качества водных ресурсов как природного условия жизни и здоровья людей, функционирования сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыболовства.

Предметом преступления являются поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения. Внутренние морские воды, территориальные воды страны, мировой океан к предмету рассматриваемого преступления не относятся.

В соответствии с Водным кодексом РФ поверхностными водами признаются воды, постоянно или временно находящиеся на поверхностных водных объектах; подземными - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах. Источниками питьевого водоснабжения считаются водные объекты, вода которых используется в системе питьевого водоснабжения.

Объективная сторона включает: а) загрязнение; б) засорение; в) истощение поверхностных или подземных вод или источников питьевого водоснабжения; г) иное изменение их природных свойств.

Под загрязнением понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение - это сброс или поступление иным образом в водные объекты использованных предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод означает устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Иным изменением природных свойств поверхностных или подземных вод является существенное изменение их биологического разнообразия либо ухудшение первоначального физического, химического или биологического состава.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 указано (п. 9), что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ.

Существенный вред как последствие рассматриваемого преступления характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений, уровнем деградации земель и т.п.

Ущерб, причиненный животному, растительному миру и лесному хозяйству в результате загрязнения вод, рассчитывается по соответствующим таксам.

Между наступившими последствиями и загрязнением вод должна существовать прямая причинная зависимость.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления указанного в законе существенного вреда.

С субъективной стороны преступление характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

В тех случаях, когда виновным в совершении рассматриваемого преступления признается должностное лицо государственного органа или учреждения либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет ответственность по совокупности ст. 250 и ст. 285 или ст. 201 УК РФ.

Квалифицирующими признаками, указанными в ч. 2 ст. 250 УК РФ, выступают:

- последствия преступления в виде причинения вреда здоровью человека или массовой гибели животных (их содержание было раскрыто при анализе преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ);

- обстоятельства места совершения преступления - территория заповедника или заказника, зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.

Понятия заповедника и заказника даются при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ. Понятия "зона экологического бедствия" и "зона чрезвычайной экологической ситуации" были раскрыты при анализе ст. 247 УК РФ.

Загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Предметом преступления выступает атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 27 декабря 2009 г.)).

Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии соответствующих признаков состава преступления влечет ответственность по ст. 143 УК РФ за несоблюдение правил охраны труда.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Под выбросом в смысле ст. 251 УК РФ следует понимать поступление в атмосферу вредных для окружающей природной среды веществ из соответствующего источника.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" закрепляются нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий. Эти нормативы устанавливаются отдельно для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ может характеризоваться двумя моментами:

а) совершением действий, прямо запрещенных законодательством;

б) несоблюдением оснований, порядка, объема, интенсивности, качественного состава и других условий выброса.

Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов состоит в несоблюдении соответствующих правил, регламентирующих их работу (например, в эксплуатации указанных объектов без фильтров либо при несвоевременной их замене, в отключении очистных сооружений и т.д.).

В качестве преступного последствия в законе указаны загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" определяет загрязнение как поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические <1> и экологические <2> нормативы его качества.

--------------------------------

<1> Под ними понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на человека.

<2> Они характеризуются критерием качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

 

Несколько иначе это понятие трактуется в п. "а" ст. 1 Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979) <1>. "Загрязнение воздуха, - говорится в Конвенции, - означает введение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в воздушную среду, влекущее за собой вредные последствия такого характера, как угроза здоровью людей, нанесение вреда живым ресурсам, экосистемам и материальным ценностям, а также нанесение ущерба ценности ландшафта или помехи другим законным видам использования окружающей среды".

--------------------------------

<1> См.: Князькина А.К., Чучаев А.И. Конвенциональные преступления в Уголовном кодексе РФ и международных актах. М., 2007. С. 317.

 

Различаются физическое, биологическое, механическое и химическое загрязнение атмосферного воздуха.

Физическое загрязнение связано с изменением физических, температурно-энергетических, волновых и радиационных параметров атмосферы. В свою очередь. оно подразделяется на тепловое, шумовое, электромагнитное, световое и радиоактивное. Биологическое загрязнение характеризуется случайным или связанным с деятельностью человека проникновением в атмосферный воздух чуждых ему микроорганизмов. Механическое загрязнение означает выброс в атмосферу твердых частиц. Химическое загрязнение влечет поступление в атмосферу опасных веществ и отходов.

Иное изменение природных свойств воздуха определяется как негативное отклонение от существовавшего ранее состояния атмосферы - изменение температурных, энергетических, волновых, радиационных и иных его физических свойств. Оно происходит в результате воздействия шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов и оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Преступные последствия должны находиться в причинной связи с допущенными нарушениями правил, указанных в ст. 251 УК РФ.

Состав рассматриваемого преступления относится к числу материальных, преступление признается оконченным с момента наступления последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующим признаком в ч. 2 ст. 251 УК РФ указано причинение по неосторожности вреда здоровью человека. Его содержание раскрыто при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.

Причинение по неосторожности смерти человека влечет ответственность по ч. 3 ст. 251 УК РФ.

Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ). Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно причиняет вред морской среде, живым ресурсам моря, препятствует законному использованию морской среды.

Объект преступления - отношения по обеспечению охраны морской среды от загрязнения и правомерности ее использования.

Предмет преступления - морская среда, которая охватывает внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации и воды открытого моря. К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря России; к территориальному морю - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ (ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с послед. изм.)).

Открытое море - не относящееся к территориальному морю Российской Федерации или иных государств пространство морей или океанов, пользование которым регулируется международно-правовыми нормами.

Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Содержание понятия загрязнения в данном случае не отличается от аналогичного понятия, содержащегося в ст. ст. 250, 251 УК РФ.

Из находящихся на суше источников, к которым можно отнести промышленные, сельскохозяйственные и иные предприятия, воздушный, железнодорожный, трубопроводный, автомобильный транспорт и другие объекты, загрязнение морской среды может произойти в результате сброса в море веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих их правомерному использованию (например, нефтепродуктов, удобрений, ядохимикатов и др.).

Под захоронением согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2010 г.) понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение указанных предметов.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента загрязнения морской среды.

С субъективной стороны характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления специальный - лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложена обязанность по соблюдению правил охраны морской среды.

Квалифицированным видом рассматриваемого преступления признается то же деяние, причинившее существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

Понятие существенного вреда раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 (см. анализ состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ). Данное разъяснение подверглось обоснованной критике.

Так, А.И. Рарог пишет: "Во-первых, Пленум неправомерно отождествляет различные законодательные понятия: вред здоровью человека и существенный вред здоровью человека. Во-вторых, перечисляя все возможные виды вреда здоровью без связи с формой вины и без учета санкций, установленных за причинение вреда здоровью при совершении преступлений, перечисленных в п. 4 Постановления, Пленум неосновательно ориентирует правоприменительные органы на квалификацию преступлений только по статьям УК об экологических преступлениях, хотя их санкции во многих случаях не учитывают степени общественной опасности умышленного причинения вреда здоровью человека" <1>.

--------------------------------

<1> Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2003. С. 109 - 110.

 

В ст. ст. 246 - 248, 250 и 254 УК РФ говорится о вреде здоровью человека, между тем в ч. 2 ст. 252 УК РФ преступное последствие ограничено указанием на существенность вреда, т.е. оно, по сравнению с данными статьями, имеет иной, более тяжкий характер и в связи с этим должно пониматься более узко. В его содержание по крайней мере не должен включаться легкий вред здоровью, который ни при каких обстоятельствах нельзя признать существенным вредом. В противном случае использование законодателем такого признака, как существенный, теряет всякий смысл.

Юридическая оценка фактических последствий по ч. 2 ст. 252 УК РФ во многом зависит от ее санкции и санкций статей, предусматривающих ответственность за причинение вреда как преступление против здоровья личности (гл. 16 УК РФ). Их сопоставление показывает, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), средней тяжести вреда здоровью, указанное в ч. 2 ст. 112 УК РФ, тяжкого вреда по неосторожности (ст. 118 УК РФ) требует квалификации содеянного по совокупности ч. 2 ст. 252 УК РФ и соответствующей статьи о преступлениях против здоровья личности. При этом надо иметь в виду, что неосторожное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью уголовно не наказуемо. Таким образом, получается, что, говоря о существенном вреде здоровью, законодатель свел содержание этого понятия лишь к умышленному причинению вреда здоровью средней тяжести.

Существенность вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде устанавливается с учетом фактических обстоятельств дела и предусмотренных такс. Так, вред водным биологическим ресурсам может выражаться в уничтожении нерестилищ, кормовой базы рыб, массовой гибели морских биоресурсов и т.д. Зонам отдыха, охватывающим прибрежные полосы и морскую акваторию, может быть причинен такой вред, в результате которого потребуются значительные затраты для ликвидации загрязнения либо вообще становится невозможным их использование по назначению <1>.

--------------------------------

<1> Некоторые авторы к окружающей среде относят памятники истории и культуры, возведенные гидротехнические сооружения и другие, составляющие с загрязненной морской средой единый комплекс как эстетического, так и природозащитного характера, который может иметь и хозяйственное значение (например, искусственные каналы) (см., например: Чертова Н. Объективные признаки преступлений против экологической безопасности водной среды // Государство и право. 2004. N 8. С. 72).

 

Характер воздействия на морскую среду не ограничивается вредным изменением воды. Законодатель говорит о среде, т.е. совокупности природных условий, в которых протекает деятельность человека, морских и других организмов. Поэтому права О.Л. Дубовик, утверждая, что при загрязнении морской среды возможно наступление неподдающегося измерению вреда, причем различным природным объектам - атмосферному воздуху, земле, недрам, лесам и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. С. 206.

 

Именно поэтому в ч. 2 ст. 252 УК РФ указано на причинение существенного вреда окружающей среде. Его конкретные проявления в ряде случаев характеризуются как экологическая катастрофа.

Существенный вред другим охраняемым законом интересам, указанный в качестве последствия в ч. 2 ст. 252 УК РФ, в первую очередь выражается в нарушении права человека на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст. 42 Конституции РФ. Кроме того, этот вред может состоять в ущербе отраслям народного хозяйства, политическим и экономическим интересам государства, ее престижу и т.д.

Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 252 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются по ч. 3 данной статьи.

Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ). Общественная опасность преступления заключается в том, что им причиняется вред нескольким группам общественных отношений: континентальному шельфу как одному из элементов окружающей среды, суверенитету России, безопасности судоходства. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение о том, что нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной зоне не является экологическим преступлением <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М., 1997.

 

Объект преступления - общественные отношения по охране природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны Российской Федерации. Дополнительными объектами могут выступать суверенитет России, безопасность судоходства.

Объективную сторону преступления образуют:

а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;

б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности;

в) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает правом разрешать и регулировать буровые работы, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование островов, установок и сооружений. Данные права являются исключительными. Если Россия не производит указанных действий, никто не может это делать без ее согласия.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Последняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более чем на 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на большее расстояние от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона - это прилегающие к побережью Российской Федерации морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.

Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производится по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа (например, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по науке и технической политике). Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным и влечь ответственность по ст. 253 УК РФ.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться в:

а) возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНИПов, ГОСТов;

б) эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей либо охрану морской среды (например, без очистных сооружений), либо безопасность судоходства (например, без обеспечения исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.