Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И эксплуатации транспорта 1 страница




 

Литература

 

Белокобыльский Н.Н. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Саранск, 1988.

Галиакберов Р.Р., Кременев Н.И. Трубопроводный транспорт и проблемы его уголовно-правовой охраны // Социальная эффективность норм об уголовной ответственности за посягательства на экономическую систему. Горький, 1985.

Жулев В.И. Транспортные преступления: Комментарий законодательства. М., 2001.

Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

Кременев И.Н. Понятие и характеристика в уголовном праве нетрадиционных видов транспортных средств // Уголовно-правовые средства борьбы с преступностью. Омск, 1983.

Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб., 2002.

Чучаев А.И. Преступления на воздушном транспорте (понятие и виды). М., 1986; Он же. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовно-правовые проблемы. Саратов, 1983; Он же. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Саратов, 1998.

Эминов В.Е. Предупреждение авиационных происшествий: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 1990.

 

§ 1. Общая характеристика преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

 

Понятие "транспорт" (от лат. transportare - перевозить, перемещать) означает отрасль материального производства, осуществляющую перевозки людей и грузов. Оно охватывает наземный, воздушный, водный транспорт и метрополитен. К наземным видам транспорта относятся автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. Водными являются морской и речной виды транспорта, а воздушным - авиационный транспорт.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяется на пассажирский и грузовой.

Кроме того, в зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего назначения. Если транспорт общего назначения обслуживает население и процессы производственного обращения, то транспорт необщего пользования предназначен для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т.п., а также включает транспорт личного пользования. Без транспорта, в том числе и транспортных средств, невозможно представить жизнь современного общества. Он оказывает преобладающее влияние на весь механизм функционирования народного хозяйства, объектов жизнеобеспечения людей, их перемещения по территории Российской Федерации и за ее пределами.

Одновременно транспортные средства, как сложные технические системы, не только облегчают жизнь и деятельность людей, но и являются наиболее распространенными источниками повышенной опасности. Игнорирование правил их эксплуатации, легкомысленное или неквалифицированное их использование нередко влекут наступление гибели людей, причинение им тяжкого, иного вреда здоровью, крупного имущественного ущерба отдельным лицам, государственным и коммерческим организациям.

Статистика свидетельствует, что различного рода катастрофы, крушения и аварии происходят или в связи с грубейшими нарушениями правил движения и эксплуатации транспортных средств, или вследствие недобросовестного ремонта, а также выпуска в эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств морского, речного и воздушного транспорта, автотранспортных и электротранспортных средств. Нередко нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта допускают лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это обстоятельство значительно повышает степень общественной опасности личности виновного.

Все это свидетельствует о том, что обеспечение безопасного функционирования различных видов транспорта является одной из важнейших задач государства и общества в целом.

Правовую основу обеспечения безопасности транспорта составляют Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <1>, Воздушный кодекс РФ 1997 г. <2>, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" <3>, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ <4>, Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" <5>, Устав железнодорожного транспорта РФ 2003 г. <6>, Кодекс РФ об административных правонарушениях <7>, Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. <8> (с послед. изм.), и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 56. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721.

<2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

<3> Собрание законодательства РФ. 1998. N 331. Ст. 3805.

<4> Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; 2003. N 14. Ст. 1258.

<5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170; N 28. Ст. 2891.

<7> Собрание законодательства РФ. 2002. N 21. Ст. 1; 2003. N 50. Ст. 4847.

<8> Правила дорожного движения. М., 2009.

 

В УК РФ выделена специальная 27-я глава (разд. IX), посвященная регламентации ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые в теории уголовного права и следственно-судебной практике нередко называются транспортными преступлениями. Она включает восемь составов этих преступлений.

Родовым объектом транспортных преступлений является общественная безопасность, т.е. состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом, видовым объектом - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Непосредственный объект рассматриваемых преступлений - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения, эксплуатации и пользования отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений могут быть подвижной состав железнодорожного транспорта (тепловозы, электровозы, дрезины, вагоны и др., в том числе используемые на внутренних подъездных путях отдельных предприятий, наземного и подземного применения), воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и др.), средства морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации, связи, иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.

Объективная сторона транспортных преступлений может выполняться путем совершения как действий, так и бездействия, которое проявляется в нарушении установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного водного, автомобильного транспорта и электротранспорта, а также магистральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений являются материальными, поскольку в диспозициях соответствующих норм УК РФ указывается на наступление определенных преступных последствий как результат нарушения тех или иных правил движения и эксплуатации транспортного средства либо иной противоправной деятельности. Обязательным признаком этих составов выступают и причинная связь между нарушением тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, предметов транспортного оборудования и т.п., с одной стороны, и наступившими общественно опасными последствиями - с другой.

Субъектами ряда транспортных преступлений могут быть только работники соответствующих транспортных организаций и предприятий, прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере обеспечения безопасного функционирования соответствующих видов транспорта (ст. ст. 263, 266, 269, 270 УК РФ). Субъектами некоторых транспортных преступлений могут быть как работники транспортных организаций, так и другие лица, т.е. не являющиеся работниками транспортных организаций (ст. ст. 264, 267, 268 УК РФ).

Ответственность за большинство транспортных преступлений установлена с 16 лет. Единственным исключением является приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), ответственность за которое наступает с 14 лет.

Субъективная сторона большинства транспортных преступлений характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Однако такие преступления, как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), с субъективной стороны характеризуются умышленной виной.

В литературе предлагаются различные классификации транспортных преступлений. Такая классификация необходима не только в учебных целях, но и для более углубленного анализа их объективных и субъективных признаков.

А.И. Коробеев приводит классификацию рассматриваемых преступлений на основе особенностей транспортных средств и признаков непосредственного объекта этих деяний. Он подразделяет транспортные преступления на:

1) преступления в сфере безопасного функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. ст. 263, 270, 271 УК РФ);

2) преступления в сфере безопасного функционирования дорожно-транспортных средств (ст. ст. 264, 265 УК РФ);

3) преступления в сфере безопасного функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. ст. 266, 267, 268 УК РФ);

4) иные транспортные преступления, отнесенные к таковым законодателем <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 65.

 

В.И. Жулев выделяет следующие виды транспортных преступлений:

1) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК РФ);

2) иные преступления, связанные с транспортными средствами (ст. 166 ГК РФ, ст. ст. 227, 326 УК РФ);

3) воинские транспортные преступления (ст. ст. 350 - 352 УК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001. С. 29.

 

Г.О. Петрова группирует транспортные преступления по признаку их субъекта:

1) преступления, совершаемые работниками транспорта (ст. ст. 263 - 266 УК РФ);

2) преступления, совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. ст. 264, 265, 270, 271 УК РФ);

3) преступления, совершаемые иными лицами (ст. ст. 267, 268, 269 УК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Н. Новгород, 1996. Т. 2.

 

В зависимости от направленности А.И. Чучаев подразделяет транспортные преступления на:

1) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 - 269 УК РФ);

2) иные деяния в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 270 и 271 УК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 20.

 

В свою очередь, Б.В. Яцеленко выделяет преступления:

1) непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 263 - 266, 271 УК РФ);

2) непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 267 - 270 УК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 313.

 

А.В. Наумов признает последнюю классификацию более удачной, поскольку иные преступления в сфере функционирования транспорта также посягают на безопасность движения и эксплуатации транспорта <1>.

--------------------------------

<1> См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 2004. Т. 2: Особенная часть. С. 548.

 

Исходя из данной классификации будет осуществлен анализ объективных и субъективных признаков отдельных составов транспортных преступлений.

 

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением

правил безопасности движения и эксплуатации транспортных

средств

 

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ). Общественная опасность данного преступления состоит в том, что в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена происходят крушения поездов, кораблей, авиакатастрофы, аварии этих видов транспортных средств, влекущие многочисленные человеческие жертвы, колоссальный материальный, экологический вред, а также дезорганизацию функционирования транспортной инфраструктуры в отдельных регионах.

Данные статистики свидетельствуют о высоком уровне аварийности в России на всех видах транспорта. Только за период с 2000 по 2005 г. на морском и речном флоте России произошло свыше 200 происшествий. Удельные показатели аварийности воздушных судов превышают среднемировой уровень в 5 раз. Наблюдается и рост авиа-инцидентов: в 1998 г. их было 785, в 2000 г. - 761; в 2001 г. - 894; в 2003 г. - 940; в 2004 г. - 917 <1>. О неблагоприятном положении с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта свидетельствуют и последние авиакатастрофы в Самаре и Перми и др.

--------------------------------

<1> См.: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2002; Авиатранспортное обозрение. 2005. N 58.

 

Объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена. Эта защищенность предполагает безаварийность, способность надлежащего функционирования транспорта без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Дополнительными объектами могут выступать жизнь и здоровье людей, собственность, окружающая среда и др.

Предметом данного преступления являются те предметы материального мира, которым причиняется вред в виде повреждения, разрушения или их уничтожения, в том числе и транспортные средства, которыми управляли виновные или которые эксплуатировались ими. Как обоснованно отмечает А.В. Наумов, указанные транспортные средства в зависимости от характера нарушения могут выступать в одних случаях как предметы преступления, а в других - как орудия его совершения <1>. Например, когда машинист электровоза проезжает, игнорируя запретительный сигнал, и это приводит к указанным в ст. 263 УК РФ последствиям, электровоз выступает орудием, а не предметом этого преступления. Если же при этом будут повреждены или уничтожены сам электровоз или транспортируемые им вагоны, то они уже приобретают свойства предмета преступления.

--------------------------------

<1> Наумов А.В. Указ. соч. С. 549 - 550.

 

Понятием железнодорожного транспорта охватываются как подвижной состав, так и железнодорожные пути с соответствующей инфраструктурой. Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы (тепловозы, электровозы и др.), пассажирские, грузовые вагоны, дрезины, электрички как совокупность электровоза и системы вагонов. К нему также относятся отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные, снегоочистительные поезда, поезда метрополитена. Что касается шахтных, внутрицеховых транспортных средств (электровозов, вагонеток и др.), выполняющих чисто производственные функции, связанные с технологическими процессами, то они не могут относиться к рассматриваемому виду транспорта.

К железнодорожному транспорту относятся все виды железнодорожных путей, по которым осуществляется движение соответствующих транспортных средств, а также сооружения, устройства, механизмы и оборудование, обеспечивающее безопасность движения. К этим инфраструктурным объектам, например, относятся железнодорожные переезды, шлагбаумы, средства управления, сигнализации и связи и др.

Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, в том числе средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся летательные аппараты как тяжелее, так и легче воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.). Для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не имеет значения ведомственная принадлежность и форма собственности летательного аппарата. Исключение в данном случае составляют военные летательные аппараты, нарушение правил безопасности и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351 УК РФ.

Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт, т.е. все самоходные морские, речные, озерные суда, включая катера, моторные лодки, (маломерные суда), а также маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для рыболовства, научно-исследовательской деятельности и других целей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352 УК РФ.

Метрополитен (от фр. metropolitan, букв. "столичный") - разновидность рельсового пассажирского транспорта, необходимого в условиях крупных городов с насыщенным уличным движением, отличающегося высокой эксплуатационной скоростью и провозной способностью. Обычно линии метрополитена прокладываются под землей (в тоннелях), а иногда - по поверхности и на эстакадах.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, включает:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена;

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция анализируемой нормы бланкетная. В ней указывается на нарушение специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих работу отдельных видов транспорта. Все ведомственные акты в литературе подразделяют на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 754.

 

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта и метрополитена формулируются в ведомственных нормативных актах по-разному. В одних случаях они представляют собой категорические предписания, в других - категорические запреты. Нарушение и тех и других должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Если же в нормативных актах, помимо предписаний и запретов, содержатся рекомендательные нормы, то их выполнение является желательным, но не обязательным. Поэтому их невыполнение не может образовать состав рассматриваемого преступления.

Нарушения правил безопасности движения - это различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти нарушения могут выражаться в форме как действий, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. К ним относятся, например, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном судне, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и др. Следует подчеркнуть, что правила безопасности движения регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, поэтому и нарушения могут исходить только от этих лиц.

Нарушениями правил эксплуатации транспорта признаются различные отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц в состоянии опьянения или лиц, не обладающих соответствующей квалификацией, перегрузка пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.

Нарушение правил эксплуатации транспорта и метрополитена включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В то же время нарушения правил эксплуатации указанных видов транспорта и метрополитена, не связанные с его безаварийной работой, не образуют состав данного преступления.

При квалификации содеянного по ст. 263 УК РФ необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, какие именно конкретные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта или метрополитена были нарушены. Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что суд обязан указывать в приговоре, какие конкретные правила движения и эксплуатации транспорта были нарушены <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1978. N 2. С. 7.

 

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения соответствующих правил тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого было раскрыто ранее. А между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации указанных выше транспортных средств и этими последствиями должна быть установлена причинная связь. Отсутствие последней исключает квалификацию допущенного нарушения по ст. 236 УК РФ. На данное обстоятельство обратила внимание судов Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР по делу Щ. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1987. N 10. С. 13.

 

Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу своей работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Лицо, нарушая правила безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, предвидит возможность причинения указанных в ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - причинение в результате нарушения указанных выше правил по неосторожности смерти человека. Данное деяние отнесено законодателем к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В случаях, когда транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим затем нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, повлекшее последствия, указанные в ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 263 УК РФ.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). Данный состав преступления был введен в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ.

Технический прогресс в совершенствовании транспорта (усложнение транспортных средств, повышение их скоростного режима и др.) обусловливает повышение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Неисполнение этих требований нередко приводит к катастрофам, авариям с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". На повышение его социального эффекта и направлена криминализация неисполнения требований транспортной безопасности.

Основной объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных, муниципальных, коммерческих и других организаций.

Предмет преступления - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на том или ином объекте транспортной инфраструктуры или транспортных средствах. Оно, как видно, совершается путем бездействия; виновный не совершает требуемых действий по обеспечению транспортной безопасности.

К транспортным средствам в смысле ст. 263.1 УК РФ относятся все те средства, которые используются на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и в метрополитене.

Состав данного преступления является материальным; обязательным его признаком предусмотрено наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо причинение крупного ущерба. Определение тяжкого вреда здоровью приведено в ч. 1 ст. 111 УК РФ, а согласно примечанию к ст. 263.1 крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. Оно может совершаться как по легкомыслию, так и по неосторожности.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Предполагается, что на него были в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности. Лицо должно достигнуть 16-летнего возраста, однако на несовершеннолетнего вряд ли могут быть возложены такого ряда обязанности.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 263.1). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с неисполнением того или иного требования по обеспечению транспортной безопасности.

Особо квалифицирующий признак - причинение смерти двум или более лицам.

Действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, - средней тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - наиболее распространенное транспортное преступление. В условиях стремительной "автомобилизации" населения в России и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания от дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 26 - 30 тыс. человек, а десятки тысяч получают увечья. Они наносят и многомиллиардный имущественный ущерб. Например, в 2009 г. в России произошло 203603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26084 человека, а 257034 человека получили ранения; 12326 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В 2009 г. учинено 19970 ДТП с участием детей, в которых 846 детей погибли, а 20869 получили ранения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.