Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение. Рыночное равновесие




МИКРОЭКОНОМИКА

1. Рыночный механизм и его элементы.

2. Спрос и закон спроса.

3. Предложение и закон предложения Рыночное равновесие.

Вопрос 1. Рыночный механизм и его элементы

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фунддаментальной проблемой - проблемой адекватного рационального использования ограниченных ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить.

Разрешая эти сложные проблемы, общество ставит перед собой цели - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение доходов, социальные гарантии престарелым, больным, молоимущим.

Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство - регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы.

Функционирование современной экономики, в которой экономические решения применяются в основном децентрализованным путем, осуществляются главным образом через рынок. Рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников. Без развитых отношений и разнообразия форм собственности рынок невозможен в принципе, т. к. во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего, именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка; во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом; в-третьих, динамизм развитию экономики придает конкуренция, которая дается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой; в-четвертых, определяющим принципом рыночной экономики является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов, который в полной мере проявляется только тогда, когда субъект свободен в распоряжении факторами производства.

Рынок - это совокупность конкретных экономических отношений, которые складываются между покупателями и продавцами в процессе купли-продаже товаров и услуг, вследствие чего определяются их цена и количество. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом: миллионы потребителей принимают самостоятельные решаения, какие товары и в каком количестве покупать; ограниченное число производителей - что и как производить; а владельцы факторов производства делают свой собственный выбор - кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Цены вступают сигнало, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которомухозяйствующие субъекты могут "сверять" свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены являются организующей силой в рыночной экономике.

Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция - это основная регулирующая и контролирующая сила в рыночной экономике.

Каким образом работает рыночный механизм?

В рыночной экономике каждый товар, каждая услуга имеют цену. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый получает доход от продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-то товара нужно больше - покупатели увеличивают его покупки, а продавцы, чтобы нормровать ограниченное предложение, поднимут на него цену. Высокие цены заставят производить больше этого товара.

В обратной ситуации, если товар имеется в большом колличестве, чем люди хотят купит, продавцы постараются избавиться от запасов этого товара, снизив на него цену. По более низким ценам люди станут покупать больше этого товара, а производители не будут больше выпускать его в таких количествах. Тем самым соотношение между продовцом и покупателем будет восстановлено.

Каков же механизм установления цены того или иного товара? Она складывается под воздействием спроса и предложения. Раскрытие этих категорий имеет важное значение как на микро-, так и на макроуровне. Их понимаение поможет уяснить не только механизм образования цены, но и функционирование всего рыночного механизма.

Вопрос 2. Спрос и закон спроса

 

Главный фактор, определяющий количество товара, на которое предъявлен спрос, – цена данного товара.

Функция спроса от цены имеет следующий вид: QD = f (Р),

где QD – величина спроса, Р – цена товара.

Величина (объем) спроса на товар есть количество этого товара Qi, которое массовый потребитель желал бы купить по определенной цене Рi.

Спрос есть совокупность значений функции QD во всем диапазоне значений аргумента Р при прочих равных условиях.

Функция спроса от цены графически представлена кривой спроса D (рис. 3.1). Если меняется цена товара с Р2 до Р1, а все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются без изменения, то происходит движение вдоль линии спроса, при этом изменяется величина (объем) спроса с QD2 до QD1.

Закон спроса: с ростом цены количество покупаемого товара сокращается (при условии, что все другие факторы остаются неизменными).

Детерминанты спроса. Не только цены определяют количество купленных товаров. Кроме них существуют неценовые факторы (детерминанты): 1) средний доход потребителя, 2) размер рынка, 3) цена и полезность товаров - заменителей, 4) ожидания покупателей, 5) их вкусы и предпочтения.

Когда происходит изменение неценовых факторов и цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение спроса на Рис. 3.1. Кривая рыночного спроса

товар и кривая спроса сдвигается:

вправо - при увеличении спроса (D→D1) влево - при его сокращинии (D→D2) (рис. 3.1).

Существует индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов различных людей (рис.3.2).


Рис. 3.2. Индивидуальный и рыночный спрос

Вопрос 3. Предложение и закон предложения

 

На количество предлагаемых товаров влияет ряд факторов. Определяющий из них – цена.

Функция предложения от цены имеет следующий вид: QS = f (Р),

где QS – величина предложения, Р – цена данного товара.

Величина ( объем) предложения товара есть количество товара Qi, которое производитель предлагает для продажи по определенной цене Рi.

Предложение есть совокупность значений функции предложения QS во всем диапазоне значений аргумента Р при прочих равных условиях.

Функция предложения по цене графически представлена кривой предложения S (рис. 3.3). Если меняется цена товара с Р1 до Р2, а все остальные факторы остаются неизменными, то происходит движение вдоль линии предложения, при этом изменяется объем предложения с QS1 до QS2.

Закон предложения: Объем предложения возрастает при увеличении цены, при прочих равных условиях.

Рис. 3.3. Кривая рыночного положения

Детерминанты предложения. Кроме цены, на объем предложения влияют неценовые факторы (детерминанты): 1) технология про-изводства, 2) цены на экономические ресурсы, 3) число продавцов на рынке, 4) налоги и субсидии, 5) цены на другие товары, 6) ожидания изменения цен.

Если изменяются неценовые факторы, а цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение предложения товара, и кривая предло-

жения сдвигается вправо – при увеличении предложения (S→S1, влево –

при снижении (S1→S2) (рис. 3.3).

 

Вопрос 4. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса и предложения. В условиях конкуренции движение цен вызывает изменение объемов спроса и предложения, приводя их между собой в соответствие. Равновесие устанавливается в точке пересечения кривых D и S (рис. 3.4, точка Е).

Равновесная цена РЕ – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, т.е. это цена, при которой

нет ни излишка, ни дефицита товара.

При прочих равных условиях равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить.

Рис. 3.4. Рыночное равновесие

цен спроса и предложения

При этом на рынке отсутствует тен-

денция изменения цен и количества товаров.

Равновесный объемQЕ – это количество товара, которое реализуется по равновесной цене.

Математически рыночное равновесие можно выразить следующим образом. Допустим, линейная кривая спроса задана уравнением: QD = - Р + 7. Линейная кривая предложения имеет вид QS = 2Р - 5.

В состоянии равновесия QD = QS, или -Р + 7 = 2Р-5.

Решая уравнения, получим равновесную цену и равновесный объем: РЕ = 4; QЕ = 3.

1. Если цена установится выше равновесного уровня, то на рынке предложения будет превышать спрос и образуется излишек товара. Его наличие вызовет усиление конкуренции продавцов, и сначала некоторые из них, а затем и остальные начнут снижать цену, толкая ее вниз к цене равновесия PE. Объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока они не станут равными ОE. Любой товарный дефицит через усиление конкуренции покупателей будет поднимать цену товара вверх. По этой причине объем спроса будет сокращаться, объем предложения расти, и в конечном итоге установится равновесная цена PЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.

2. Если цена установится ниже равновесной, то спрос превысит предложение и возникает дефицит товара.

Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающие излишки или дефициты товаров изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.

Изменение равновесной цены и равновесного объема при изменении спроса и предложения. Изменение спроса или предложения под действием неценовых факторов сопровождается сдвигами кривых Q и S. В результате равновесие будет достигнуто в новых точках их пересечения. Возможны следующие варианты перемещения кривых:

1. Сокращение или рост спроса при постоянном предложении (рис. 3.5). Если спрос сократится, равновесие переместится из точки E0 в точку Е1,сопровождаясь снижением цен. Когда же спрос растет, то и цены растут.

 
 

Рис. 3.5. Сокращение и рост спроса Рис. 3.6. Сокращение и рост предложения

(предложение не изменилось) (спрос не изменился)

 

2. Сокращение или рост предложения при постоянном спросе (рис. 3.6). При сокращении предложения кривая S сдвигается влево, вызывая рост цены. Равновесие установится в точке E1. Наоборот, увеличение предложения ведет к снижению цен.

 

 
 

Рис. 3.7. Сдвиг равновесия в случае одновременного изменения спроса и

предложения (спрос вырос, предложение сократилось)

 

3. Одновременное движение кривых спроса и предложения (рис. 3.7). Оно вызывает переход в новое равновесное состояние в зависимости от степени изменения спроса и предложения.

В случае, изображенном на рис. 3.7, предложение сокращалось, а спрос рос, что привело к небольшому увеличению равновесного объема продаж с Q0 до Q1 и существенному повышению цены с P0 до P1.

 


Эластичность спроса

 

1. Эластичность спроса по цене.

2. Эластичность спроса по доходу.

3. Перекрестная эластичность спроса.

 

Вопрос 1. Эластичность спроса по цене

 

Под эластичностью понимается способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой переменной. Так как величина спроса и предложения зависит от целого ряда факторов, можно рассмотреть разнообразные варианты эластичности спроса и предложения. Единственным ограничением количества таких вариантов является квантифицируемость факторов, т. е. возможность быть измеренными в количественных характеристиках.

Один из наиболее распространенных в экономической практике показателей – ценовая эластичность спроса, т. е. степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос. Чтобы не попасть в зависимость от единиц измерения, используются процентные изменения, а не их абсолютные величины:

ΔQd * 100 %

Qd

Еdp = ----------------.

ΔP * 100 %

P

 

При использовании данной формулы возникает вопрос: что брать за базу сравнения для определения процентных изменений (Qd и P)? Возможны два варианта. Если за базу принимаются исходные варианты значений Qd и P, то рассчитанный показатель называется точечной эластичностью:

ΔQ * 100 %

Q1

Еdp = ----------------.

ΔP * 100 %

P1

 

Если же за базу принимаются средние между исходным и конечным значения Qd и P, то это дуговая эластичность:

 

Q2 - Q1 * 100 %

(Q2 + Q1)/2

Еdp = -------------------------.

_ P2_-_P1_ * 100 %

(P2 + P1)/2

 

В соответствии с законом спроса цена и объем спроса меняются в обратных направлениях, поэтому ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательную величину. Возможны следующие варианты значений:

1) - 1 < Edp < 0, т. е. существенные изменения в цене ведут лишь к несущественным изменениям в объеме спроса. Такой спрос называется неэластичным, он характерен для предметов первой необходимости.

2) Edp < - 1, т. е. небольшие изменения в цене ведут к существенным изменениям в объеме спроса. Такой спрос называется эластичным, он характерен для товаров, потребление которых можно варьировать, т. е. не первой необходимости.

3) Edp = - 1, т. е. изменение цены на 1 % ведет к изменению объема спроса на 1 %. Это спрос с единичной эластичностью.

4) Edp = 0, т. е. потребители покупают одно и то же количество товара независимо от его цены. Такой спрос называется абсолютно неэластичным и характерен для товаров, спрос на которые определяется не экономическими соображениями, а, например, физиологическими нормами (соль), указаниями врачей (инсулин) и т. п.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос. При отсутствии заменителей спрос становится абсолютно неэластичным.

2. Степень агрегированности товарной группы. Чем она выше, тем меньше эластичность.

3. Категория товара. На предметы первой необходимости спрос менее эластичен, чем на те товары, без которых можно обойтись. Выделение категории товара в определенной степени связано с уровнем экономического развития, национальной и исторической традициями

4. Доля товара в бюджете потребителя. Чем она больше, тем эластичнее спрос.

5. Период времени, за который мы рассчитываем эластичность. Влияние этого фактора, во-первых, связано с тем, что для приспособления к новым ценам потребителю понадобится определенное время, и, во-вторых, для товаров длительного пользования ценовая эластичность спроса значительно отличается в короткий и долгосрочный периоды.

Показатель ценовой эластичности спроса применяется для разработки ценовой политики фирмы, так как при эластичном спросе общая выручка растет при снижении цены и падает с ростом цены. При неэластичном спросе наоборот: выручка падает при уменьшении цены и растет при ее увеличении. При единичной эластичности выручка остается неизменной. Показатели ценовой эластичности также учитываются государством при использовании различных способов воздействия на ценовой механизм (в частности, при определении величины налогов).

Вопрос 2. Эластичность спроса по доходу

 

В ходе экономического развития меняется не только суммарный объем потребления общества, но и его структура, что в значительной степени отражается в таком показателе, как эластичность спроса по доходу, т. е. способность объема спроса меняться под воздействием изменения дохода потребителей.

ΔQ * 100 %

Q

ЕdI = ----------------.

ΔI_ * 100 %

I

Методика проведения расчетов аналогична методике расчета ценовой эластичности спроса (см. вопр. 1.)

В отличие от ценовой эластичности, которая всегда отрицательна, эластичность спроса по доходу может иметь и отрицательные, и положительные значения.

Если EdI < 0, это означает, что с ростом доходов потребитель уменьшает объем спроса на данный товар, который называется товаром низшей категории. Такое поведение потребителя может проявляться как в замене низкокачественных товаров более высококачественными в рамках одной и той же товарной группы, так и в уменьшении спроса в целом на некоторые товарные группы, в первую очередь на те, потребление которых не лучшим образом влияет на здоровье.

Для большинства товаров EdI > 0. Такие товары называются нормальными.

Можно рассмотреть два интервала:

1) 0 < EdI < 1. Данные значения EdI характерны для нормальных товаров с неэластичным спросом по доходу.

2) 1 < EdI. Данные значения EdI характерны для нормальных товаров с эластичным спросом по доходу.

Факторы эластичности спроса по доходу:

1. Категория товара. Для предметов первой необходимости EdI меньше, чем для предметов роскоши.

2. Характеристика воздействия товара на здоровье и образ жизни потребителя. Чем благоприятнее такое воздействие, тем выше EdI.

3. Национальные, религиозные и исторические традиции. По отношению к некоторым товарам могут существовать ограничения в потреблении, связанные с религиозными или национальными обычаями. Например, мусульмане не потребляют больше свинины с ростом дохода.

4. Период времени, за который мы рассматриваем EdI. Консерватизм спроса не позволяет потребителю мгновенно вслед за изменением уровня доходов менять свои потребительские предпочтения.

5. Начальный уровень доходов и насыщения потребности в данном товаре.

Показатель эластичности спроса по доходу используется для определения перспектив развития отдельных отраслей экономики с целью повышения эффективности инвестиций и макроэкономического регулирования.

Вопрос 3. Перекрестная эластичность спроса

 

Экономика – сложный организм, в котором отдельные рынки очень активно взаимодействуют. Такая взаимосвязь проявляется в том числе и через влияние цен одних товаров на спрос на другие товары, что характеризуется показателем перекрестной эластичности:

ΔQdx * 100 %

Qdx

Еx,y = ----------------.

ΔPy * 100 %

Py

Методика расчетов аналогична расчету прямой ценовой эластичности (см. вопр. 1).

Возможны следующие варианты значений Ex,y:

1) Ex,y < 0, т. е. с ростом цены товара y, спрос на товар x снижается.

В данном случае товары x и y являются комплементарными благами, т. е. их эффективное потребление возможно только в комплекте друг с другом.

2) Ex,y > 0, т. е. с ростом цены товара y, спрос на товар x растет.

В такой ситуации можно утверждать, что товары x и y – субституты, т. е. товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность и заменяющие друг друга.

3) Ex,y = 0, т. е. изменения цены товара y не влияют на спрос на товар x.

Это означает, что x и y – независимые товары, т. е. их потребление не связано между собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.