Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирование фирмы в условиях монополии




AFC

FC

 
 


0 Q

АТС, АVC, QС QВ QА

AFC, MC МС АТС)

I стадия II cтадия III и IV cтадии

       
 
 
   


ATCmin

AVC

AVCmin

MCmin б)

0 Q

QC QB QA

Рис. 7.1. Издержки производства в краткосрочном периоде

 

Переменными называются такие издержки (VC), которые изменяются в зави­симости от объема производства. К ним относятся затраты на выплату заработ­ной платы, начисляемой в зависимости от выработки, затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные, юридические, консалтинго­вые услуги и т.д.

Когда продукция не выпускается, переменные издержки равны нулю в то время как постоянные издержки находятся на фиксированном уровне. Однако по мере роста объема выпускаемой продук­ции увеличиваются, предприятию больше потребуется сырья, материалов, труда и т.д. В начальной стадии увеличения производства растут медленнее объема производства (до объема производства в точке С), а затем начинают увеличиваться быстрее по сравнению с ростом производства (см. рис 7.1,а).

Такой характер изменения объясняется действием закона убывающей отдачи, или закона убывающего предельного продукта. Пока на начальном этапе увеличения использования переменного ресурса предельный продукт возрастает переменные издержки возрастают меньшими темпами, чем объем производства (кривая VC до объема производства Qc будет выпуклой). Но с момента уменьшения предельного продукта сумма VC будет увеличиваться быстрее, чем объем производства (кривая VC после Qс будет вогнутой).

Сумма и дает общие издержки (ТС), которые увеличиваютсяпо мере роста выпуска продукции. На гра­фике кривая ТС полностью повторяет кривую VС, но сдвинута от нее вверх на величину постоянных издержек, так как ТС = FC + VC.

Для принятия обоснованных управленческих решений менеджерам фирм необходимо знать не только общую сумму издержек, приходящихся на тот или иной объем продукции, но и уровень средних издержек, т.е. издержек, приходящихся на единицу продукции. Сопоставление средних издержек с ценой по конкретному продукту показывает, является ли производство продукта прибыльным или убыточным

Выделяют следующие виды средних издержек:

средние общие издержки (АТС): АТС = ТС/Q;

средние постоянные издержки (АFС): АFС = FС/Q;

средние переменные издержки (АVС): АVС = VС/Q;

Взаимосвязь между различными видами средних издержек выражается в следующей формуле:

АТС = АFС + АVС.

Своеобразным видом издержек, приходящихся на единицу продукции, являются предельные издержки. Предельные издержки (МС) - это дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они определяются по формуле:

МС = DТС/DQ => МС = dТС/dQ,

т. е. предельные издержки равны производной функции общих издержек по объему производства. Поскольку ТС есть сумма и , и в этой сумме есть величина постоянная, производная которой равна нулю, то справедлива и такая формула предельных издержек: МС = dVС/dQ.

Для фирмы стратегически важно определение предельных издержек, которые возможно полностью контролировать. С помощью предельных издержек возможно точно определить, во что предприятию обойдется расширение производства на одну дополнительную единицу и какие расходы предприятие сэкономит при сокращении производства на одну единицу.

Для решения вопросов определения оптимального объема выпуска менеджерам фирмы надо знать, как изменяются средние и предельные издержки с ростом объема производства

Средние общие издержки, также как и предельные издержки, для любых объемов выпуска могут быть определены из кривой общих затрат.

Исходя из того, что АТС = ТС/Q, средние общие издержки для данного объема выпуска равны тангенсу угла наклона луча, проведенного из начала ко­ординат и через точку на кривой ТС, соответствующую этому объему выпуска. Например, средние общие издержки в точке А, которой соответствует объем вы­пуска QA, составляют ТСA/QA, т.е. равны тангенсу угла наклона луча (рис. 1 а). Этот луч в точке A касается кривой ТС.

При объеме производства QA в точке А средние общие издержки являются мини­мальными, потому что тангенсы углов наклона лучей, проведенных через другие точки кривой ТС, будут больше тангенса угла наклона луча ОА. Причем, при росте производства от 0 до QA средние общие издержки будут уменьшаться, а после QA - возрастать. Таким образом, кривая АТС имеет форму параболы. Это соответствует характеру изменения средней производительности переменного ресурса. Пока при увеличении объема выпуска средняя производительность растет, АТС уменьшаются, но с момента уменьшения среднего продукта АТС начинают возрастать. Точка минимума АТС совпадает с точкой максимума среднего продукта.

Подобным же образом можно описать и кривую АVС. В этом случае тан­генс угла наклона луча, выходящего из начала координат и касательного к кри­вой в точке В, соответствует минимальному значению АVС. Средние пере­менные издержки также описываются параболической кривой. Следует заметить, что QA > QB а это значит, что АТС становятся минимальными при большем объеме выпуска, чем АVС.

Функция средних постоянных издержек является убывающей функцией, имеющей форму гиперболы. При увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются и кривая АFС асимптотически приближается к оси абсцисс. Поскольку АFС с ростом объема производства стремятся к нулю, то кри­вые АVС и АТС по мере увеличения Q сближаются. Следует принять во внима­ние, что расстояние между кривыми АТС и АVС равно величине АFС.

Так как предельные издержки МС = dTС/dQ, то их величина для опреде­ленного объема продукции равна тангенсу угла наклона касательной, проведен­ной через точку на кривой ТС, соответствующую этому объему производства. Если вдоль кривой ТС провести касательные к ее точкам и проследить как изменяется тангенс угла их наклона, то получается следующее: вначале МС уменьшаются и достигают минимального значения в точке С, которая явля­ется точкой перегиба кривой ТС, а затем по мере роста производства МС возрас­тают. Таким образом, кривая МС тоже имеет параболическую форму. Это соот­ветствует действию закона убывающей отдачи: на начальном этапе роста выпус­ка, когда предельный продукт растет, МС уменьшаются, а с момента убывания предельного продукта МС возрастают. Точка минимума МС совпадает с точкой максимума предельного продукта.

Как предельные издержки соотносятся с АТС и AVC? МС = AVC тогда, когда АТС минимальны. Доказательство этого положения следующее:

выше было выяснено, что АТС минимальны, когда объем выпуска равен QA. При этом АТС равны тангенсу угла наклона луча ОА. Но луч ОА является касательной к кривой ТС в точке А. Поэтому тангенс угла наклона луча ОА одновременно равен величине МС. Таким образом, МС = АТС, когда АТС минимальны.

Точно так же можно доказать, МС = AVC, когда AVC минимальны.

При анализе производственной функции в краткосрочном периоде производственный процесс был представлен четырьмя стадиями. Рассмотрим эти производственные стадии с позиций поведения издержек производства в краткосрочном периоде.

Стадия I начинается от нулевого уровня выпуска до точки максимально­го предельного продукта переменного фактора. Средний продукт на этой стадии растет. С издержками на этом интервале происходят сле­дующее: предельные издержки уменьшаются и достигают минимума при максимальном предельном продукте, средние общие издержки тоже снижа­ются.

СтадияII соответствует такому уровню выпуска, при котором предель­ный продукт уменьшается, но он еще пока больше среднего продукта. Поэтому средний продукт растет и достигает максимального значения, когда сравнивает­ся с предельным продуктом. На этом интервале предельные издержки возрастают а средние общие издержки уменьшаются до тех пор пока не сравниваются с предельными издержками. В точке равенства МС и АТС средние общие издержки достигают минимума.

На Ш стадии средний продукт переменного фактора уменьшается, предельный продукт, будучи положительным, тоже уменьшается и достигает нулевого уровня. На этом интервале вместе с выпуском увеличиваются и сред­ние и предельные издержки.

На IV стадии рост производства идет при отрицательных значениях предельного продукта переменного фактора и поэтому средние и предельные издержки возрастают очень быстро. Комбинации ресурсов, характерные для этой стадии, не включаются в производственную функцию.

 

Вопрос 3. Издержки производства в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде у фирмы все факторы производства и все издержки являются переменными. Менеджер может контролировать объем выпуска и издержки, изменяя не только эффективность производственной деятельности, но и масштабы производства, и количество фирм.

Для увеличения прибыли фирме необходимо снижать средние издержки. В долгосрочном периоде при изменении объемов производства фирма, стремясь уменьшить средние затраты, изменяет свои размеры. При этом, если при увеличении размера фирмы действует возрастающий эффект масштаба производства, то средние затраты будут уменьшаться, при убывающей отдаче от масштаба средние издержки увеличиваются.

Долгосрочные средние общие издержки (LATC)

Если на графике (рис. 7.2) по оси абсцисс откладывается объем выпуска (Q), а по оси ординат – краткосрочные АТС, соответствующие фирмам различного размера, то кривая, их огибающая, будет представлять собой долгосрочную кривую средних общих издержек (LATC).

Кривая LATC имеет параболическую форму, как и среднесрочные кривые АТС. Но причины их внешне одинакового поведения различны. Параболическая форма краткосрочных АТС объясняется действием закона убывающей отдачи. В долгосрочном периоде параболическая форма кривой LATC объясняется действием эффектов масштаба производства: сначала действует положительный эффект масштаба и величина LATC убывает и достигает минимума; при дальнейшем увеличении объема производства действует отрицательный эффект масштаба и LATC возрастают.

С SATC1 SATC3 LATC


SATC2 LMC

b

d

e

0 Q

a c

Рис. 7.2. Средние общие издержки в долгосрочном периоде

Долгосрочная кривая предельных издержек (LMC) не является огибающей для всех краткосрочных кривых МС, поскольку краткосрочные кривые МС определяются для каждого данного предприятия. Долгосрочные предельные издержки – это величина изменения издержек при изменении объема выпуска на одну дополнительную единицу продукции, когда все факторы производства являются переменными. Если LMC меньше, чем LATC, то последние уменьшаются. Когда LMC больше LATC последние увеличиваются. Когда LATC имеют минимальную величину или являются постоянными, они равны LMC.

Для разных отраслей в зависимости от проявлений эффектов масштаба производства динамика LATC имеет особенности. Они отражены на рис. 7.3. В отраслях, для которых характерен положительный эффект масштаба на значительном диапазоне изменения объема производства (рис. 7.3, а), преобладают сравнительно крупные предприятия (например, автомобилестроение); мелкие фирмы в этих условиях нежизнеспособны. В тех отраслях, в которых довольно быстро при увеличении выпуска начинает действовать отрицательный эффект масштаба (рис.7.3.б) преобладают сравнительно мелкие предприятия (к примеру, предприятия в сфере услуг).

LATC

a)

 
 

 


0 Q1 Q

 

LATC б)

 

 
 

 


0 Q1 Q

 

LATC в)

 

0 Q

Q1 Q2

Рис. 7.3. Отраслевые особенности динамики долгосрочных средних издержек

 

В ряде отраслей кривая LATC блюдцеобразную форму с широким плоским дном (рис. 7.3, в). В этом случае на широком интервале мощности (от Q1 до Q2) действует постоянный эффект масштаба, и уровень минимальных средних затрат на этом интервале остается без изменения. В этом случае в отрасли преобладают мелкие и средние предприятия (например, предприятия легкой и пищевой промышленности).

Объем производства Q1, при котором заканчивается положительный эффект масштаба и начинается постоянная отдача, называется минимально эффективным масштабом производства. Этот масштаб производства определяет максимально возможное количество эффективно функционирующих фирм, необходимое для удовлетворения спроса на ту или иную продукцию на национальном региональном или местном рынках.

Практическое значение кривой LATC состоит в том, что она показывает минимальные средние издержки для любого объема выпуска продукции. При этом предполагается, что фирма для удовлетворения спроса на продукцию может построить предприятие любого размера.

Как с помощью кривой LATC определять минимум средних издержек для любого объема производства можно видеть на следующем примере из рис. 7.3. Минимум LATC для производства продукции в объеме а равен b. Этот минимум обеспечивается строительством предприятия, характеризующегося краткосрочной кривой SATC1. Следовательно, если предприятие увеличит производство до объема с, его издержки окажутся на уровне d – минимальном для краткосрочного периода. Но они не будут минимальными для долгосрочного периода, потому что точки минимальных краткосрочных средних издержек не находятся на кривой долгосрочных средних издержек вследствие положительного эффекта масштаба в долгосрочном периоде. Минимумы краткосрочных средних издержек находятся правее точек касания, пока LATC снижаются из-за наличия положительного эффекта масштаба. Когда же LATC возрастают из-за отрицательного эффекта масштаба, минимумы краткосрочных АТС находятся левее точек касания. Потому небольшое предприятие, действующее с минимальными средними издержками, не является самым эффективным, так как у более крупного предприятия есть преимущество из-за положительного эффекта масштаба, позволяющего выпускать продукцию с более низкими средними издержками. Поэтому минимальными для выпуска в объеме с являются издержки на уровне е. Средние издержки на уровне е могли бы быть обеспечены в долгосрочном периоде на другом предприятии, отличающимся от построенного (на рис.7.3. не показано).

Таким образом, кривую LATC можно рассматривать как плановую кривую. На ее основе фирма после выбора необходимого объема производства будет строить предприятие, производящее продукцию с минимальными затратами.

Фирма на рынке совершенной конкуренции

 

1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента.

2. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции.

3. Эффективность конкурентных рынков.

 

Вопрос 1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, основными чертами которой являются: многочисленность мелких фирм-продавцов, однородность продукции, свободный вход на рынок и уход с него, прозрачность рынка (полная информация о рынке у продавцов и покупателей).

 
 

Отсюда следует, что фирма-совершенный конкурент не будет по­вышать цену для увеличения общего дохода, так как по­купатели откажутся приобретать ее продукцию и обратятся к продукции конкурентов. Однако фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, не будет и уменьшать цену своей продукции по сравнению с рыночной, так как может продать любое количество продукции по текущей рыночной цене.

 
 

Таким образом, фирма-совершенный конкурент не может принимать ценовые решения. Рыночная цена определяется отраслевыми спросом и предложением, и это означает, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, а ее предельный доход равен цене (рис. 8.1). При этом фирма-совершенный конкурент может принимать реальные управленческие решения, устанавливая тот или иной объем производства.

Рис. 8.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-совершенного конкурента

При существующей рыночной цене фирма будет стремиться произвести такой объем продукции, который обеспечит ей максимальную прибыль. Существует два подхода к максимизации прибыли. Первый подход состоит в том, что фирма сравнивает общий доход TR при различных объемах производства с общими издержками ТС и выбирает вариант, при котором разница между TR и ТС будет максимальной, т. е. достигается максимальная величина прибыли.

Второй подход основан на сравнении предельного дохода МR и предельных издержек МС. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства Q*, при котором предельный доход (в условиях совершенной конкуренции равный цене) равен предельным издержкам: МR = MC = Р. В условиях краткосрочного равновесия фирмы общий доход ТR графически соответствует площади прямоугольника 0pаQ*, а общие издержки ТС – площади 0cbQ* (рис. 8.2). Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры pabc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль фирмы-совершенного конкурента.

 
 

 

Рис. 8.2. Максимизация прибыли

 

Если рыночная цена упадет ниже средних общих издержек

(АVС min < P < ATС min), фирма будет нести убытки, равные площади фигуры раbс (рис. 8.3). Однако если фирма прекратит производство, она все равно будет выплачивать постоянные издержки, равные площади прямоугольника eabf. Поскольку площадь eabf больше площади раbс, фирма продолжает производство в краткосрочном периоде, так как в этом случае она компенсирует часть постоянных издержек.

 
 

Рис 8.3. Минимизация убытков

 

Если рыночная цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек (Р < АVС min), фирма должна остановить производство в краткосрочном периоде. В случае продолжения операций ее убытки возрастут.

 

Вопрос 2. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции

График на рис. 8.4 обобщает применение правила МR = МС = Р для фирмы-совершенного конкурента. При цене P 1 (Р = МС в точке а) фирма не будет производить продукцию, потому что Р 1 меньше минимума средних переменных издержек AVC. При цене Р 2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, производя Q 2 единиц продукции и неся убыток, равный постоянным издержкам. При цене Р З равновесие имеет место в точке с (при объеме производства Q 3), и ее убытки меньше постоянных издержек. При цене Р 4 равновесие устанавливается в точке d, и фирма функционирует на уровне самоокупаемости (безубыточности), возмещая экономические издержки. При цене Р 5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и максимизирует экономическую прибыль, производя Q 5 единиц продукции. Каждая из точек b, с, d, е, в которых МR = МС = Р, обозначает возможную цену продукции и соответствующее количество продукции, которое фирма, максимизирующая прибыль, поставила бы на рынок по этой цене. Следовательно, указанные точки, лежащие на кривой предельных издержек МС, фиксируют положение кривой предложения фирмы-совершенного конкурента. Поскольку при любой цене ниже минимально возможных АVС поставляемое количество продукции будет нулевым, мы можем заключить, что отрезок кривой MC, расположенный выше АVС min, является кривой предложения фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (на рис. 8.4 выделен сплошной линией).

 
 

Рис. 8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде

Свободный вход и выход из отрасли – основной фактор, определяющий долгосрочное равновесие. Свободный вход в отрасль предполагает, что любая фирма может начать свою деятельность в отрасли без всяких ограничений. Свободный выход из отрасли означает, что фирма в любое время может прекратить производственную деятельность, если сочтет свои операции неприбыльными.

Напомним, что в долгосрочном периоде все издержки переменны. Поскольку спрос на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, то цена и, соответственно, предельный доход равны долгосрочным средним издержкам при их минимально возможном значении МR = Р = LАС min. На рис. 8.5 кривая спроса d является касательной к кривой LАС в точке ее минимума. Объем выпуска Q* определяется в точке пересечения цены и долгосрочных предельных издержек LМС, соответствующей равенству МR = Р = LМС.

Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает новые фирмы, а убытки вынуждают фирмы покидать отрасль. В результате рыночная цена продукции установится на уровне минимальных средних издержек LAC типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем выпуска, при котором выполняется условие: MR = P = LAC min.

 

 

 
 

 

Рис. 8.5. Долгосрочное равновесие фирмы-совершеного конкурента

 

Отраслевое предложение представляет собой объем производства, осуществляемый всеми фирмами отрасли. Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения любой фирмы в краткосрочном периоде будет определяться ее кривой предельных издержек. Это означает, что краткосрочное предложение отрасли равняется сумме предложения фирм для каждого уровня рыночной цены, а кривая отраслевого предложенияявляется суммой краткосрочных кривых предложения фирм отрасли. Детерминантами долгосрочного отраслевого предложения являются: количество фирм в отрасли; средний размер фирм; характер применяемых технологий; цены используемых ресурсов. Долгосрочная кривая отраслевого предложения может принимать различный вид в зависимости от динамики долгосрочных средних издержек.

 

Вопрос 3. Эффективность конкурентных рынков

Считается, что с позиции общества конкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов по сравнению с монополией, монополистической конкуренцией и олигополией, о которых пойдет речь в следующих лекциях.

Любое общество стремится к получению максимально полезного набора продуктов из имеющихся ресурсов, следовательно, существует проблема эффективности распределения ресурсов (МR = Р = LMС). Общество также заинтересовано в наиболее дешевом способе производства (Р = min LАС), и фирмы вынуждены использовать лучшие технологии, чтобы удешевить производство.

Как известно, цена является индикатором спроса, и, следовательно, желательности товара для общества. Если производится объем продукции, превышающий тот, при котором цена равна предельным издержкам (Р < LМС), происходит излишняя трата ресурсов, которые в другом месте могли бы принести большую полезность. Производство меньшего количества продукции (Р > LМС) означает недовложение ресурсов в необходимую продукцию.

Оба рассмотренных случая свидетельствуют о неэффективном распределении ресурсов, и каждая фирма ощущает это через снижение прибыли. Равновесный выпуск, при котором цена равна предельным издержкам, оказывается наиболее эффективным распределением ресурсов. При этом рынок соверешнной конкуренции имеет свои ограничения:

1. Совершенная конкуренция исключает дифференциацию (разно-образие) продукции, характерную для монополистической конкуренции и олигополии. Отсутствие дифференциации продукции оценивается потребителями как существенный недостаток.

2. Фирмы в условиях совершенной конкуренции не имеют достаточной мотивации к использованию новых технологий, т.к. краткосрочный характер экономической прибыли не позволяет им финансировать длительные инновационные проекты.

3. Небольшой размер фирм, представленных на рынке совершенной конкуренции, ограничивает их возможности экономии на масштабах производства, доступной крупным фирмам.


1. Признаки и условия существования монополии.

2. Определение цены и объема производства монополистом.

3. Социально-экономические последствия монополии.

4. Ценовая дискриминация.

Вопрос 1. Признаки и условия существования монополии

 

Монопо­лия представляет собой рыночную структуру, в которой:

поставщиком товара является одна фирма. Монопо­лия — отрасль промышленности, состоящая из одной фирмы. Кривая спроса на продукт фирмы-монополи­ста является кривой отраслевого рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон;

производимый товар не имеет на рынке близких заме­нителей;

монополист может завышать цену, ограничивая объем выпуска товара. Он, в отличие от совершенной конку­ренции, диктует цену;

В зависимости от причин и обстоятельств, в силу которых та или иная фирма или группа фирм оказывается в положении монополиста, можно выделить три вида монополи:

закрытая (или искусственная) монополия;

естественная (или полная) монополия;

открытая монополия.

Сохранению монополии способствуют экономические, юридические и технические барьеры для входа в от­расль. Они предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов, т. е. доступ новых производителей в данную отрасль заблокирован.

Различают следующие виды барьеров.

1.Низкие издержки производства вследствие большого масштаба производства. В отраслях с высокой долей основ­ного капитала, таких как автомобильная, сталелитейная и др., достигается экономия за счет положительного эффекта масштаба, поскольку кривая средних издержек фирмы бу­дет понижаться на большом отрезке в сторону оси абсцисс. Фирмы с меньшими объемами производства вынуждены
производить с более высокими издержками на единицу про­дукции и поэтому не могут конкурировать с монополистом.

2. Патенты и лицензии на продукт или технологический процесс. Патенты закрывают вход в отрасль конку­рентам на определенный срок. Государство также может способствовать монопольному положению фирмы, выда­вая ей лицензию на исключительное право производства или торговли.

3. Научно-исследовательская работа, создающая тех­нические преимущества.

4. Собственность на сырьевые ресурсы, позволяющая монополии не допускать конкурентов к источникам сырья.

5. Нечестные методы конкуренции: антиреклама това­ров других фирм, давление на поставщиков сырья и банки в целях лишения конкурентов сырья и кредита, ценовой демпинг, т. е. резкое снижение цен для разорения конку­рентов, переманивание персонала.

Вопрос 2. Определение цены и объема производства монополистом

 

Для монополии, так же как и для фирмы совершенного конку­рента, главным принципом является максимизация при­были фирмы. Руководствуясь этим принципом, монопо­лист выбирает необходимую комбинацию «цена-количе­ство», что отличается от совершенной конкуренции, где выбирается количество при заданной цене. Мы будем исходить из условия, что вся продукция однородна и про­дается по одной цене.

В обыденном сознании считается, что монополист бу­дет устанавливать максимальную цену, но это не так. При определении цены и объема выпуска продукции прихо­дится учитывать, что по мере повышения цены, вслед­ствие отрицательного наклона кривой спроса, у него бу­дут меньше покупать. Если же снижать цену, то продажи будут расти, увеличится доход от дополнительно поку­паемой продукции, но теряется доход вследствие пони­жения цены. Для монополиста важно, чтобы потери от снижения цены не превысили прироста выручки от реа­лизации дополнительно выпущенной продукции. Это означает, что фирма будет выбирать оптимальную комби­нацию «цена-количество».

Расширяя производство, монопо-лист должен посто­янно следить за величиной предельного дохода и предельных издержек. По­скольку отрасль состоит из одной фирмы, кривая от­раслевого спроса совпадает с кривой спроса фирмы в краткосрочном периоде (рис. 9.1).

 

Рис. 9.1. Равновесие в краткосрочном

периоде

 

 

Она имеет отрицательный наклон, и поэтому линия предельного дохода МR распо­ложена ниже ее.

Максимально увеличивая прибыль и достигая равно­весия в краткосрочном периоде, монополист будет про­изводить такой уровень выпускаемой продукции Q0, при котором предельный доход равен предельным издержкам МR = МС. Логика рассуждений та же, что и при совер­шенной конкуренции.

Поясним: на уровнях выпуска продукции меньше Q0, где МR > МС, фирма может увеличивать свою прибыль путем роста выпуска продукции, так как продажа допол­нительной единицы продукции приносит больший при­рост дохода МR, нежели издержек МС. На уровнях вы­пуска продукции больше Q0, где МR < МС, фирма будет уменьшать выпуск продукции, так как продажа дополни­тельной единицы увеличит издержки в большей степе­ни, чем доход. Поэтому фирма стремится к уровню про­изводства, при котором МR = МС, что дает максималь­ную совокупную прибыль.

В краткосрочном периоде монополисты могут произ­водить экономическую прибыль при найденном количе­стве Q0, поднимая цену до пересечения с кривой спроса (до Р0). Кривая спроса при любом Q служит верхним пре­делом повышения цены монополистом.

Но краткосрочная потеря прибыли также возможна, как и в случае совершенной конкуренции, поскольку спрос может сократиться, а издержки возрасти. Монопо­лист в состоянии производить продукцию при отсутствии экономической прибыли до тех пор, пока цена будет пре­вышать уровень средних переменных издержек. Как толь­ко цена опустится ниже их, фирма прекратит выпуск.

Поскольку вход новых фирм в отрасль блокирован, при монополии фирма может получать экономическую при­быль в долгосрочном периоде, что существенно отличает эту ситуацию от совершенной конкуренции.

Вопрос 3. Социально-экономические последствия монополии

 

Модель рынка совершенной конкуренции предпола­гает наиболее рациональное использование всех ресур­сов, чего нельзя сказать о монополизированном рынке. Общество несет определенные потери, связанные с мо­нополизацией.

В конечном счете, проблема монополии сводится к воп­росу о власти над ценой. Если эта власть сопровождается уменьшением издержек производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовой продукцией по доступным ценам, то общество получает выигрыш. Но монополизация чаще наносит ущерб.

Потери можно проиллюстрировать графически (рис.9.2).

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е 1, т. е. цена Р 1, соответствовала бы условиям совершенной кон­куренции МС=Р 1, то потребительский излишек (потреби­тельская рента) был бы равен площади треугольника Р 1 Е 1 Р 0. В условиях монополии цена устанавливается на уровне точки Е 2, соответствующей пересечению МС и МR. При такой цене Р 2 объем предложения фирмы равен Q 2,следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной кон­куренции Q 2< Q 1 Моно­полист сокращает выпуск, чтобы поддерживать бо­лее высокую цену

 

Рис. 9.2. Потери от несовершенной конкуренции

Р 2 > Р 1. Потребительская рента уменьшилась до площади треугольника Р 2 Е 2 Р 0. Мо­нопольная прибыль соот­ветствует площади зашт­рихованного прямоуголь­ника Р 2 СЕ 2 Р 0.

Графически отчетливо виден чистый убыток для об­щества. Это треугольник ЕЕ 1 Е 2 в том числе: СЕ 1 Е 2 — поте­ря излишка потребителя, СЕ 1 Е — потеря излишка произ­водителя. Для борьбы с этими потерями государство раз­рабатывает антимонопольное законодательство.

Монополист, преднамеренно сокращая объем произ­водства продукции и поднимая цены на нее, наносит ущерб обществу. Поэтому государство для борьбы с ним осуществляет определенную политику. В условиях сме­шанной экономики вмешательство государства в деятель­ность монополий осуществляется в следующих основных формах:

установление высоких налогов;

контроль за ценами;

государственная собственность на монополизирующие предприятия;

государственное регулирование промышленности, рас­пространяющееся на цены, объемы производства, усло­вия входа и выхода фирм из регулируемых отраслей;

антитрестовая политика.

 

Вопрос 4. Ценовая дискриминация

 

Монополия может быть сама заинтересована в увели­чении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.

В условиях совершенной конкуренции ценовая диск­риминация невозможна, конкурентные отношения не­избежно приведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Ценовая дискриминация может осуще­ствляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке.

Ее проведение предполагает наличие существенных различий в эластичности спроса по цене у отдельных групп потребителей. Кроме того, исключается перепро­дажа товаров, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для услуг.

Различают три вида ценовой дискриминации.

Дискриминация первого вида (совершенная дискрими­нация) состоит в том, что покупателям устанавливается самая высокая цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу продукции. Например, юридическая консультация устанавливает дифференцированные цены на адвокатские услуги в зависимости от платежеспособ­ности клиента.

Ценовая дискриминация второго вида предполагает, что различные цены устанавливаются в зависимости от размера партии продукции. Такая ценовая дискримина­ция обычно осуществляется в форме ценового дисконта или скидок с цены партии товара или услуги.

В отличие от рассмотренных видов дискриминации, в основу которых положено различие цен спроса на отдель­ные товары или их партии, ценовая дискриминация тре­тьего вида предполагает дифференциацию рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализа­ции. Например, один и тот же продукт продается по раз­ным ценам на рынках разных городов.

Осуществление ценовой дискриминации увеличива­ет объем продаж, который выходит за пределы, устанав­ливаемые монополией. Объемы производства в этих ус­ловиях приближаются к уровню, достигаемому при кон­куренции. Некоторые товары и услуги без ценовой дискриминации вообще не могли бы воспроизводиться, например услуги врача в сельской местности (частнопрактикующего). Ценовая дискриминация позволяет несколь­ко сгладить различия в реальных доходах отдельных групп потребителей. Поэтому государство поддерживает проведение ценовой дискриминации различными произ­водителями товаров и услуг или даже заставляет их про­водить такую ценовую политику. Вместе с тем, ценовая дискриминация может иметь и отрицательные для обще­ства последствия, например, сопровождаться нежелатель­ным и неэффективным межотраслевым или межрегио­нальным перераспределением ресурсов. Поэтому она дол­жна во всех случаях находиться под действенным контролем государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.