Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы организации бизнеса




Предприятие представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем комбинирования факторов производства.

Предприятие (фирма) в рыночной экономике

Эффект масштаба. Принципы максимизации прибыли.

Экономическое содержание издержек. Виды и структура издержек предприятия (фирмы).

Основные формы организации бизнеса.

Предприятие (фирма) в рыночной экономике.

И прибыль

Издержки ПРЕДПРИЯТИЯ

На рынке.

ПОВЕДЕНИЕ ПредприятиЯ (ФИРМЫ)

ТЕМА 5.

Вопросы для обсуждения

 

1. Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте собственное определение понятию «рынок».

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Какую функцию в рыночной организации выполняют цена и конкуренция?

1. Что такое инфраструктура рынка? Назовите ее основные элементы.

2. Существует ли рынок в условиях административно-ко­мандной экономики? Поясните ответ.

3. Роль рынка, позитивная и негативная.

4. Классификация рынков.

5. Условия функционирования рыночной организации хозяйства: государственное законодательство, частная собственность и предпринимательство.

 

Литература

1. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «ВЛАДОС», 1994.

2. Капелюшников Р.И. Философия рынка Ф. Хайека // МЭиМО. 1989. № 12.

3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. Гл. 11.

4. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической тео­рии: учеб. пособие. М.: Рыбари, 2000.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. М.: Юристь, 2000.

6. Козырев В.М. Основы современной экономики: учеб­ник. М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000. Изд. 3-е доп.

 

 



 

Основной структурной единицей, субъектом рыночных отношений является предприятие (фирма).

Если предприниматель – это физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, то предприятие – это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Под предприятием следует понимать определенный комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Предприятие – основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов предприятий. Предприятие – это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время предприятия – элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.

Каждое предприятие стремится предложить на рынке продукцию или услуги, удовлетворяющие спрос потребителя (население, предприятия, учреждения и пр.) наилучшим образом. Стремление к возможно полному удовлетворению потребностей – это практически единственная его возможность максимизировать прибыль, выиграть в конкурентной борьбе у других производителей, завладеть большим сегментом рынка. Следовательно, любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но оно ее может получить, если лучше, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителя.

В экономическом лексиконе термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» (от итал. «firma» – подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию.

В учебой литературе

под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить; где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений. Чтобы получить более ясное представление о связи между фирмой и рынком, выделим основные признаки этих двух институтов координации хозяйственной деятельности людей.

Рынок предполагает выполнение следующих условий:

1) обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам);

2) господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми – через цены, деньги;

3) использование экономических (материальных) стимулов, при этом исключаются прямой диктат, приказ.

В отличие от рынка фирма:

основывается на концентрации (объединении) факторов производства;

предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;

предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессоз­нательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы – противоположность рынку, они представляют собой плановую, или иерархичную, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирм. Например, Адам Смит, а впоследствии – Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация позволила значительно снизить производственные издержки и увеличить производительность труда каждого работника. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок, пришел к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества.

Американский экономист Френк Найт (1885-1972) считал, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.

Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал другой американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Коуз ввел понятие трансакционных издержек (затрат) (от лат. «transaction» – сделка). Люди, конечно, знали о них, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение при возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:

1) затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);

2) затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);

3) затраты по контролю за соблюдением условий договора;

4) затраты по юридическому обеспечению контракта.

Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовой (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

Но тогда уместно задать другой вопрос: если фирмы позволяют экономить трансакционные затраты и фактически сокращать издержки производства, то зачем вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Ведь мы знаем, что такие попытки предпринимались в бывших социалистических странах, где существовала система централизованного планирования. Командно-административная экономика и создавалась в расчете на то, что полное вытеснение рыночных отношений и формирование общественного производства позволят обеспечить гигантскую экономию на трансакционных затратах.

Но этого не произошло. Деятельность любой иерархической организации также связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно идут вверх. Обеспечение заинтересованности работников в достижении целей фирмы обходится все дороже. Это в конечном счете ведет не к экономии, а к возрастанию трансакционных затрат в специфической форме затрат бюрократического контроля.

Отсюда следует, что ни у рынка, ни у иерархии нет абсолютных преимуществ. И то, и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.

 

 

В мировой практике используются различные типы фирм (предприятий), которые определяются национальным законодательством отдельных стран.

Можно классифицировать фирмы по ряду признаков.

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:

однопрофильные – занимаются выпуском и реализацией одного продукта;

многопрофильные. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

В зависимости от того, какая форма собственности преобладает, различают:

государственные или общественные – их совокупность представляет государственный сектор экономики (государственные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий. В ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия» [ч. 1, ст. 113];

частные, функционирующие в формах единоличного владения, товариществах, обществах, в том числе акционерных, смешанных предприятий – их совокупность представляет частный сектор экономики.

По степени концентрации производства фирмы подразделяются на: малые, средние и крупные. В основу такой классификации положены количественные критерии.

Классифицируя фирмы по данному критерию, критериями определения размера фирмы и его отнесения к той или иной классификационной группе выбирают:

а) количество работников;

б) объем хозяйственного оборота, т.е. величину его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;

в) стоимость уставного капитала;

г) стоимость производственных фондов.

Нормативы для отнесения к той или иной категории в разных странах неодинаковы. Как правило, малым предприятием считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, средним – до 500 человек, а крупным – свыше 500 работников.

Классификация фирм по отраслевой принадлежности (видам деятельности) позволяет определить их хозяйственную направленность, технологические и экономические особенности воспроизводства.

Классификация фирм по организационно-правовому устройству позволяет подробнее изучить коммерческие и некоммерческие предприятия.

Независимо от форм собственности предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т.е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль и несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально-экономические интересы трудового коллектива.

Если организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, ее называют коммерческой. Организации, не нацеленные на извлечение прибыли, называются некоммерческими организациями.

Хотя законодательство каждой страны конкретизирует правовые формы предприятий по-разному, их экономическое содержание в основном одинаковое. ГК РФ предусматривает 15 правовых форм юридических лиц, из которых 9 являются коммерческими организациями, а 6 – некоммерческими (рис. 21).

Остановимся на характеристике основных организационно- правовых форм предпринимательской деятельности.

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ   НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
     
Хозяйственные товарищества Полное товарищество Товарищество па вере Хозяйственные общества Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Акционерные общества Закрытое акционерное общество Открытое акционерное общество Хозяйственные кооперативы Производственные кооперативы Унитарные предприятия Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления     Потребительский кооператив Общественная организация Религиозная организация Фонд Учреждение Ассоциации и союзы  

Рис. 21. Организационно-правовые формы предприятий

(согласно ГК РФ)

Кроме того, все коммерческие организации могут делиться на индивидуальные владения, партнерства и корпорации.

Индивидуальное владение. Как уже видно из названия, индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате хозяйственной деятельности, а с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в ней исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, его оценку механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, в единоличном владении уровень трансакционных издержек внутри фирмы, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.

Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:

простота регистрации при создании;

налоговые льготы (во многих странах, в т.ч. в России);

лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

сильные стимулы к извлечению прибыли.

Недостатки единоличных владений:

ограниченность финансовых и материальных ресурсов (не только нехватка собственного капитала, но и трудности в привлечения кредитных ресурсов);

отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций вызывает необходимость совмещения всех управленческих специальностей;

неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием (собственник несет полную персональную ответственность, для удовлетворения претензий может быть конфисковано не только имущество фирмы, но и личная собственность);

неопределенность срока деятельности и трудности при передаче прав собственности.

В Российской Федерации любой «гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с моменты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» [ч. 1, ст. 23].

Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы – что, как и для кого производить. Источником имущества, необходимого для начала предпринимательской деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Если индивидуальный предприниматель не может удовлетворить требования кредиторов, он признается несостоятельным (банкротом) по решению суда.

Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство.

Партнерство представляет собой объединение некоторого количества бизнесменов, становящихся владельцами предприятия, согласившихся вложить в какой-либо пропорции свой капитал, труд и получить долю в прибылях (или убытках) предприятия.

Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:

относительная простота регистрации при создании;

большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;

специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:

неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;

ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности и др.

Наиболее сложной формой организации бизнеса является корпорация.

Корпорация – предприятие, созданное на основе добровольного объединения вкладов (паев) определенной группы лиц. Вклад лица в имущество предприятия подтверждается ценной бумагой-акцией. В соответствии с размером вклада (количеством акций) владелец участвует в управлении акционерным обществом и получает дивиденды (процент от прибыли). Владельцы акционерного общества называются держателями акций.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%).

В отличие от индивидуального владения и партнерства, корпорация сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

возможности привлечения значительных ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);

ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы;

возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти и др.

Недостатками корпорации являются:

сложная процедура регистрации и отечности перед государственными органами;

двойное налогообложение прибыли (прибыль корпорации облагается налогом, затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры) и др.

Специфика различных организационных форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. Такая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей трудные времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства. Если процесс реформ в России будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм, близкую к той, которая нужна для нормальной смешанной экономики, в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежать негосударственным юридическим и физическим лицам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.